Су-11 (1947)
Су-11 | |
---|---|
Тип | истребитель |
Разработчик |
|
Первый полёт | 28 мая 1947 года |
Единиц произведено | 1 |
Базовая модель | Су-9 |
Варианты | Су-13 |
Су-11 — советский экспериментальный реактивный истребитель ОКБ Павла Сухого. Совершил первый полёт в мае 1947 года. Был изготовлен в одном экземпляре.
История создания
В плане опытного самолётостроения на 1947 год, ОКБ Сухого предписывалось изготовить и сдать на государственные испытания самолёт с двумя двигателями ТР-1А. На базе заложенного в производство дублёра Су-9 был построен истребитель Су-11 с двигателем ТР-1. Конструктивно его планер практически не отличался от первого Су-9, за исключением расположения двигателей не под крылом, а в его плоскости. Соответственно изменилась и сама конструкция крыла.
Правительственное задание включало следующие основные требования:
Максимальная скорость у земли | 940 км/ч |
Максимальная скорость на высоте 5000 м | 950 км/ч |
набор высоты 5000 м | 3,0 мин |
Практический потолок | 14000 м |
Максимальная дальность полёта | 700 км |
Предъявить один экземпляр самолёта на государственные испытания требовалось к августу 1947 года.
Самолёт получил шифр «ЛК» и обозначение Су-11. В апреле 1947 он был достроен, а 11 мая, самолёт перевезли на аэродром ЛИИ.
28 мая лётчик испытатель Георгий Михайлович Шиянов совершил первый, десятиминутный полёт. В процессе испытаний были внесены следующие изменения: доработаны элероны, удлинили мотогондолы двигателя и слегка изменили геометрию сочленения крыла с мотогондолой.
3 августа, Су-11 пилотируемый Г.М. Шияновым, был продемонстрирован на параде в честь Дня Воздушного флота СССР.
15 апреля 1948 года завершились заводские испытания, за время которых было выполнено 54 полёта, общей длительностью 21 час 8 минут. По результатам испытаний, в связи с отсутствием усовершенствованных двигателей ТР-1А, изначально предусмотренных в требовании, доводку самолёта прекратили. 28 апреля Су-11 был списан.
На основе истребителя Су-11 были разработаны нереализованые проекты фронтового истребителя и истребителя-перехватчика получившие название Су-13.
Работы над аналогичным проектом тяжелого двухдвигательного истребителя осуществляло также ОКБ-21 Семена Алексеева, где в 1947 году был создан самолет И-211. Машина в серию не пошла.
Технические характеристики
- Экипаж: 1 чел.
- Максимальная скорость у земли = 940 км/ч
- Максимальная скорость на высоте: 925 км/ч
- Дальность полёта: 900 км
- Практический потолок: 13000 м
- Длина: 10,55 м
- Размах крыла: 11,80 м
- Площадь крыла: 22,20 м²
- Масса пустого: 4637 кг
- Масса снаряжённого: 6350 кг
- Двигатель: 2 х ТР-1
- Тяга форсажная: 2×1300 кгс
- Пушечное вооружение: 2×23 мм НС-23 1×37 мм Н-37
- Боезапас: 2×100, 1×40 сн.
- Точек подвески: 2
- Масса подвески: 500 кг
- Подвесные вооружения: 2 бомбы ФАБ-250 или 1 ФАБ-500
Литература
- Валерий Багратинов Крылья России — Москва: "Эксмо", 2005. — С.645—646. — ISBN 5-699-13732-7
- Баргатинов В. А. Истребитель Су-11 («КЛ») // Реактивные истребители мира: Полная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Эксмо, 2008. — С. 112—114. — 736 с. — (Энциклопедия авиации). — ISBN 978-5-699-23934-4.
- Гордюков, Николай Реактивные "сушки" — первая проба. // Авиация и Время. — 2006. — № 3. — С.28—29.
- Гордюков, Николай Первые реактивные истребители Сухого — Москва: "Polygon", 1994. — С.17—20. — ISBN 5-88541-003-8.
- Проклов, Владимир Су-9, Су-11 и советский Me-262. // Авиация и Космонавтика. — 2005. — № 4. — С.35—39.