Elron 1300/1400

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Elron номеров 1300/1400
Stadler FLIRT 160 L-4228
Электропоезд 1401 на станции КейлаЭлектропоезд 1401 на станции Кейла
Производство
Годы постройки 2012, 2013
Страна постройки  Польша
Завод Stadler Polska Sp.z o.o.
Производитель Stadler Rail
Составов построено 1300: 12
1400: 6
Вагонов построено 1300: 36
1400: 24(не менее)[к 1]
Нумерация см. таблицуПерейти к разделу «#История создания и выпуска»
Технические данные
Род службы пассажирский (пригородный)
Тип токосъёма верхний (асимметричный полупантограф)
Род тока и напряжение в контактной сети =3 кВ
Типы вагонов Мг, Пп
Число вагонов в составе 1300: 3[к 2]
1400: 4[к 2]
Композиция 1300: Мг=ПпТ=Мг 1400: Мг=ПпТ=Пп=Мг
Осевая формула 1300: Bo'2'2'Bo' (UIC)
1400: Bo'2'2'2'Bo' (UIC)
Количество дверей в вагоне 2×1
Число сидячих мест 1300:[к 3]
постоянных: 184,
откидных: 10
1400:
[к 3]
постоянных: 262,
откидных: 10
Пассажировместимость при 4 чел./м²:
1300:[к 3]
162+184+10=356
1400:[к 3]
223+262+10=495
Высота низкопольной части 580 мм
Высота высокопольной части 1170 мм
Длина состава по осям автосцепок:
1300: 57 750 мм
1400: 75 040 мм
Ширина 3500 мм
Высота 4500 мм
Колёсная база тележек моторной: 2700 мм;
немоторной: 2750 мм
Диаметр колёс новых колёсных пар
моторной тележки: 870 мм;
немоторной тележки: 800 мм
Ширина колеи 1520 мм
Материал вагона алюминиевый сплав
Выходная мощность 2000 кВт
(длительная);
2600 кВт
(максимальная)
Мощность ТЭД 500 кВт
(длительная);
650 кВт
(максимальная)
Максимальная служебная скорость 160 км/ч
Ускорение максимально 1,2 м/с²
Система тяги асинхронный БТИЗ-привод
Эксплуатация
Страна эксплуатации  Эстония
Оператор Elron
Обслуживаемые линии Таллин и окрестности
Депо Пяэскюла
В эксплуатации с 1 июля 2013

1300/1400 — серия низкопольных электропоездов постоянного тока, эксплуатируемых эстонским оператором Eesti Liinirongid AS (Elron), производства швейцарской компании Stadler Rail AG. Данная серия относится к семейству моторвагонного подвижного состава Stadler FLIRT, подсемейству Stadler FLIRT 160[2][3].

История создания и выпуска

Электропоезд Sm5 (версия Flirt 160 для Финляндии) — прототип для электропоездов 1300/1400

В августе 2010 года компания-оператор Elektriraudtee AS (позже переименованная в Elron) разместила заказ на постройку 18 электропоездов семейства FLIRT (12 из которых заказаны в трёхвагонной, а остальные — в четырёхвагонной составности) для городских и пригородных перевозок[1][3]. 3 августа между этим оператором и фирмой Stadler Bussnang AG (отделением Stadler Rail AG) был заключён договор о поставке в период с 2013 по 2014 годы данных поездов, а также 20 дизель-поездов[4].

Эти электропоезда являются отдельными исполнениями эксплуатируемой в Финляндии аналогичной модели (Sm5), рассчитанной на пониженную температуру окружающей среды и русскую колею; взятый за основу поезд адаптирован под условия и требования Elron. Также при их создании использован опыт работ над модификациями электропоездов на напряжение 3 кВ для Польши и Италии[1].

Как и было отмечено в заказе и договоре, всего выпущено шесть четырёхвагонных составов, получивших порядковые номера диапазона 1400, и 12 трёхвагонных составов, получивших порядковые номера диапазона 1300. Первые три поезда (с номерами 1401, 1402, 1403) построены в 2012 году, остальные — в следующем. Постройка производилась на заводе Stadler Polska Sp.z o.o. в Польше (город Седльце)[5].

Помимо номеров, эти электропоезда получили уникальные имена[5].

Сведения о постройке электропоездов 1300/1400[5]
Месяц и год выпуска Заводской номер Номер Elron Имя
09.2012 L-422801 1401 Kegel
10.2012 L-422802 1402 Chalottenhof
12.2012 L-422803 1403 Lendav Läänlane
04.2013 L-422804 1406 Bussnang
05.2013 L-422805 1407 Pääsküla
05.2013 L-422806 1408 Orle
05.2013 L-422807 1309 Berta
05.2013 L-422808 1310 Kedder
05.2013 L-422809 1311 Riesenberg
06.2013 L-422810 1316 Koit
07.2013 L-422811 1319 Hämarik
07.2013 L-422812 1321 Päike
08.2013 L-422813 1323 Tulihobune
08.2013 L-422814 1324 Apelsin
08.2013 L-422815 1326 Pikne
09.2013 L-422816 1327 Elektra
10.2013 L-422817 1329 Kõu
10.2013 L-422818 1330 Amandus

Общие сведения

Назначение

Электропоезда 1300/1400 предназначены для внутригородских и пригородных перевозок на маршрутах города Таллина на электрифицированных железнодорожных линиях с номинальным напряжением постоянного тока 3 кВ, оборудованных средними и низкими пассажирскими платформами[к 4][1].

Составность

Все поезда 1400 поставлены в четырёхвагонной, а 1300 — в трёхвагонной составности. Первые тележки головных вагонов (под кабиной машиниста) являются двухосными моторными, а между вагонами везде установлены двухосные тележки Якобса с необмоторенными осями; то есть электропоезда имеют осевые формулы Bo'2'2'2'Bo' и Bo'2'2'Bo' соответственно (в формате UIC). Композиции электропоездов можно записать как Мг=ПпТ=Пп=Мг и Мг=ПпТ=Мг, где Мг — моторный головной вагон, ПпТ — прицепной промежуточный вагон с токоприёмником, Пп — прицепной промежуточный вагон (без токоприёмника), знак «=» означает сочленённое сцепление через тележку Якобса. Допускается эксплуатация двух поездов по СМЕ (с формированием соответственно составов по 6, 7 или 8 вагонов)[1].

Нумерация и маркировка

Составы получили четырёхзначные порядковые номера. Первая цифра 1, вторая соответствует количеству вагонов в составе, последние две — индивидуальный номер[5].

Маркировка на лобовой части вагона Мг содержит порядковый номер состава и выполняется в формате XXXX над автосцепкой[5].

Технические характеристики

Электропоезда 1401 и 1407 в день открытия движения
Электропоезд 1330 и дизель-поезд 2235 в Таллине

Основные параметры четырёхвагонного электропоезда (в скобках даны отличительные данные для трёхвагонного поезда)[1]:

  • ширина колеи — 1520 мм;
  • напряжение в контактной сети — =3 кВ;
  • осевая формула — Bo'2'2'2'Bo' (Bo'2'2'Bo');
  • число мест для сидения:
    • постоянных[к 3] — 262 (184);
    • откидных[к 3] — 10;
  • общая вместимость (при плотности 4 чел./м²)[к 3] — 223+262+10=495 (162+184+10=356) чел.;
  • высота пола:
    • пониженный уровень — 580 мм;
    • стандартный уровень — 1170 мм;
  • ширина дверей — 1300 мм;
  • число дверей вагона — 2×1;
  • продольная прочность — 1500 кН;
  • длина по осям автосцепок — 75 040 (57750) мм;
  • ширина — 3500 мм;
  • высота — 4500 мм;
  • колёсная база тележек:
    • моторной — 2700 мм;
    • немоторной — 2750 мм;
  • диаметр новых колёс:
    • моторной тележки — 870 мм;
    • немоторной тележки — 800 мм;
  • мощность на ободе колеса:
    • длительная — 2×2×500=2000 кВт;
    • максимальная — 2×2×650=2600 кВт;
  • пусковая сила тяги — 200 кН;
  • максимальное ускорение — 1,2 м/с²;
  • максимальная эксплуатационная скорость — 160 км/ч.

Конструкция

Электропоезд 1324 в Таллине

Электропоезд имеет сварной кузов из экструдированных алюминиевых профилей. Корпуса кабин машиниста выполнены из пластика, армированного стекловолокном. Тележки снабжены пневматической подвеской. Электропоезд отвечает требованиям по безопасности при столкновениях EN 15227[1]. Для управления тягой в вагонах установлены тяговые преобразователи на силовых транзисторах (БТИЗ); преобразователи имеют водяное охлаждение. Система управления имеет поездную и бортовую шины передачи данных и процессор системы диагностики. Для подачи напряжения от контактной сети вагон ПпТ имеет на крыше два асимметричных полупантографа[1].

Салон имеет стандартный и пониженный уровни пола; доля участков с пониженным уровнем пола достигает 70 %. В зоне входа оборудованы просторные площадки. Пассажирский салон и кабина машиниста снабжены системой кондиционирования. Туалет вакуумного типа, приспособлен для пользования людьми с ограниченными возможностями. Вагоны снабжены системой информирования пассажиров, системой видеонаблюдения и связью Wi-Fi[1].

Эксплуатация

Все 18 электропоездов были доставлены в Elron и приписаны депо Пяэскюла (эст. Pääsküla)[5]. Первый электропоезд FLIRT прибыл в Эстонию 17 ноября 2012 года[3]. Эксплуатация электропоездов ряда 1400 началась 1 июля 2013 года, а в следующем месяце на линии вышли поезда 1300[1][3].

Транспортные происшествия

20 февраля 2018 года электропоезд 1309 на переезде около остановочного пункта Кулна столкнулся с грузовым автофургоном Scania[7][8].

См. также


Ссылки

Примечания

Комментарии
  1. Учтены штатные вагоны составов. Для восстановления повреждённых составов могли быть построены отдельные вагоны.
  2. 2,0 2,1 Составность одного поезда. При работе поездов 1300 и/или 1400 по системе многих единиц возможно формирование составов от 6 до 8 вагонов.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Указано в соответствии со схемой (имеется несоответствие между схемой и текстом в источнике)[1].
  4. Высокая платформа — платформа, высота которой над уровнем головки рельса (УГР) составляет 1100 мм. Средняя платформа — платформа, высота которой над УГР составляет 550 мм. Низкая платформа — платформа, высота которой над УГР не более 200 мм[6].
Источники
  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Низкопольный моторвагонный электропоезд FLIRT. Eesti Liinirongid AS (Elron), Эстония. Официальный сайт. Stadler Rail AG. Дата обращения: 14 января 2023.
  2. Продукция. Официальный сайт. Stadler Rail AG. Дата обращения: 27 октября 2022.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Об организации. Официальный сайт. Eesti Liinirongid AS. Дата обращения: 13 января 2023.
  4. АО Elektriraudtee подписало договор о поставке новых поездов (недоступная ссылка). rus.delfi.ee (4 августа 2010). Архивировано 12 марта 2017 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Список подвижного состава Stadler FLIRT (EMU). RailGallery. Дата обращения: 16 января 2023.
  6. ГОСТ 9238—2013. Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений С. 27. Москва: Стандартинформ (2014). Дата обращения: 12 июля 2022.
  7. 1309. RailGallery. — фотогалерея и приписка. Дата обращения: 21 января 2023.
  8. Таран фуры «Штадлером» в Эстонии (20 февраля 2018). — фотографии с места аварии. Дата обращения: 21 января 2023.