BMW E3 и E9

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
BMW New Six - E3 и E9
Общие данные
Производитель Bayerische Motoren Werke AG
Годы производства 19681977, выпущено 221 991 ед.
Класс Представительский
Дизайн
Тип кузова 4‑дв. седан (5‑мест.)
2‑дв. купе (4‑мест.)
Платформа BMW E3 (седан), BMW E9 (купе)
Двигатель
Рядные шестицилиндровые:
2,5 л M30B25, 2,8 л M30B28, 3,0 л M30B30
3,2 л M30B32LE, 3,3 л M30B33
Трансмиссия
4/5-ступ. механическая, 3-ступ. автоматическая
Массово-габаритные характеристики
Длина 4700 мм, 4953 мм (американские бампера), 4801 мм (длиннобазный)
Ширина 1750 мм
Высота 1450 мм
Колёсная база 2692 мм, 2794 мм (длиннобазный)
Масса 1334 кг, 1470 кг (длиннобазный)
На рынке
Похожие модели Audi 100
Mercedes-Benz W114/W115
Сегмент F-сегмент
Другая информация
Дизайнер Вильгельм Хофмейстер[1]
Предшественник
BMW 501
Преемник
BMW E23

BMW New Six — семейство шестицилиндровых автомобилей категории «люкс» от немецкого автопроизводителя BMW. Находилось на конвейере с 1968 по 1977 год.

Разработка

Седан BMW E3 «New Six»

После долгого перерыва, BMW решила разработать шестицилиндровый автомобиль в начале 1960-х годов. Работа над автомобилем, который должен был стать E3 началась в 1965 году. Двигатель основан на существующих четырёхцилиндровых и получил общую компоновку[1]. Дизайном занималась группа во главе с Вильгельмом Хофмейстером, с некоторыми дополнениями от итальянских компаний Bertone и Michelotti[2]. Цель состояла в том, чтобы увеличить пространство для комфорта пассажиров, чего не было в ранних седанах «Neue Klasse»[3]. Новый седан сосредоточил комфорт на передних сиденьях, а купе и вовсе была номинально четырёхместной[4][5].

Были использованы двойные фары, установленные в решетку. Так появился дизайн, который должен был определить стиль BMW на многие десятилетия. Ранние разработки E3 имели широкие прямоугольные одиночные фары с закругленными углами, но они так и не пошли в производство, возможно, из-за дизайна довольно успешной 2000 CS[1][4]. Несмотря на полностью новую машину по конструкции, в проект было заложено 70 млн марок. Это почти вдвое меньше ожидаемого в то время[6].

Номенклатура

В него входили большие седаны (кузов E3) и купе (E9). Цифровые обозначения означали округленный рабочий объём двигателя, суффикс -L обозначал длиннобазные версии, -i — впрысковые. Модельный ряд включал в себя:

  • 2500/2.5, 2.5CS (2478 см³, 150 л. с.)
  • 2800/2.8, 2800CS (2769 см³, 170 л. с.)
  • 3.0S, 3.0CS (2966 см³, 180 л.с. с двумя карбюраторами Zenith 35/40 INAT)
  • 3.0Si, 3.0Li, 3.0CSi (2966 см³, 200 или 195 л. с., в зависимости от системы впрыска — Bosch D-Jetronic или L-Jetronic)
  • 3.3Li (3188 см³, 200 л. с.)

BMW семейства New Six — прямые предшественники автомобилей седьмой серии.

Седан (E3)

Две первоначальные модели, появившиеся в 1968 году и продававшиеся до 1977 года, это 2,5-литровая 2500 и 2,8-литровая 2800. Автомобили имели большие шестицилиндровые двигатели, что дало много положительных отзывов. Road & Track назвал позже Баварию «восхитительной» и «превосходной», добавив, что это был «одна из самых лучших покупок в мире». Помимо большего двигателя, 2800 также имел большие шины и несколько спортивную подвеску, а также различные существа удобства, такие как обогрев заднего стекла, полный комплект инструментов, самовыравнивающаяся задняя подвеска, а также внешние хромовые детали[7].

BMW 3.0 Si (1976)
BMW 2500, вид сзади (1969)

Модель 3.0 S с увеличенными цилиндрами, двойным карбюратором появилась в 1971 году, и была более мощной и дорогой моделью, чем 2800; также существовала и инжекторная версия. Выпускались модели L с длиной колесной базой (3.0L, 3.3Li и т. д.), у которых острое управление резко контрастирует с большими моделями Mercedes-Benz того времени. Langley Motors в британском Темза Диттон также собирал универсалы Tourer. С полностью независимой подвеской вместе и с дисковыми тормозами на всех колёсах, E3 был продвинутым автомобилем для своего времени в начале 1970-х годов. Интересно, что седан 3.0 Si был быстрее, чем купе 3.0; седан был тяжелее на 50 кг, с той же конфигурацией двигателя.

Кузов был удивительно легким для своего размера, весом меньше, чем купе E9. Обзорность автомобиля хорошая, с узкими стойками и общей площадью остекления не менее 2,5 м².

В конце 1973 года был представлен новая модель 3,3 л, дошедшая до продаж в январе 1974 года. Она имела удлиненную колесную базу и большой двигатель, хотя мощность была не больше, чем у 3.0 Si. Вместо этого, стало больше крутящего момента. Этот двигатель получил впрыск топлива в июне 1975 года, и немного больше лошадиных сил. Также 3,2-литровая версия этого двигателя устанавливалась на BMW 633CSi 1976 года. Седан E3 производился в 1968—1978 годы, общее число выпущенных автомобилей примерно 190 000 единиц. Из них, 71 804 были американскими моделями «Bavaria».

Северная Америка

На рынке США, модели 2500 и 2800 появились в 1969 году. 2500 имела меньше из множества роскошных функций, включенных в 2800, и меньший двигатель, продавалась по цене $5600 в 1970 году. Седан 2800 опционально мог иметь полностью кожаный салон, электрические стеклоподъемники и люк в крыше, при этом цена возрастала до $6874. Для 1971 модельного года Макс Хоффман, занимающийся импортом BMW в США, был убежден, что BMW построил конфигурацию автомобиля 2500 с двигателем 2800 — то есть классический более дешевый вариант «американского хотрода», с легким шасси и самым большим двигателем. Эта новая конфигурация E3 была названа «Bavaria» (Бавария) и была уникальной для рынка США. Стоимость составила $5000, значительно меньше, чем обычная модель 2800 ($6874), в 1971 году модели 2500 и 2800 вскоре были заменены новой Баварией. Бавария считается родоначальником современных седанов BMW, поскольку она сочетает в себе отличную динамику, хорошую экономию топлива, достаточно места для четырех людей и большой багажник. Большинство из них были проданы с четырех-ступенчатой механической коробкой передач, отражающей спортивный характер седана.

Для 1972 модельного года, двигатель M30, устанавливаемый на Баварию, увеличился до 3,0 литров. Бывший 2800 теперь назывался 3.0 S и имел трёхлитровый двигатель. Эти две модели, 3.0 S и Бавария, составили североамериканскую линейку седанов E3 для 1972—1974 годов. Однако, в 1974 году E3 получила неорганичные, утвержденные на федеральном уровне, передний и задний бампера, существенно изменившие её профиль.

BMW 3.0 CSL

В 1975 году BMW представила на рынке США впрыск топлива для большого шестицилиндрового мотора M30, заменив двухкамерный карбюратор Zenith, используемый на M30 с момента его создания. Бавария была исключена из линейки, и 3.0Si сейчас находился на верху модельного ряда BMW («i» добавлен к 3.0S, для обозначения инжектора). Тогда же появился седан E12 530i. 3.0Si продавался между 1975 и 1976 годами.

Купе (E9)

Модель CS существовала в кузове купе на базе стандартного седана, и выглядела идентично спереди. Но E9 также связана с ранней 2000CS, что видно сзади. Первая модель была хорошо оборудованная 2800CS 1968 года. Модели 3.0CS появились в 1971 году. В 1974 году похожая 2.5CS производилась в небольшом количестве, в ответ на Нефтяной кризис 1973 года. Модели CSL были легкими гоночными версиями, которые соревновались в Группе 2 на чемпионате European Touring Car Championship[8]. На некоторых соревнованиях автомобиль с некоторым успехом конкурировал против гоночных версий Porsche 911 и Ford Capri. Со всеми аэродинамическими спойлерами для гонок, автомобиль стал известен как «Бэтмобиль».

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Becker, Clauspeter (1971), Logoz, Arthur, ed., BMW 2500/2800, Auto-Universum 1971 (Цюрих, Швейцария: Verlag Internationale Automobil-Parade AG) . — Т. XIV: 70 
  2. Becker, p. 73
  3. Becker, p. 69
  4. 4,0 4,1 Becker, p. 72
  5. Becker, p. 77
  6. Becker, p. 74
  7. Becker, p. 76
  8. The European Touring Car Championship Архивная копия от 29 июля 2010 на Wayback Machine Проверено 30 апреля 2016