Як-24
Як-24 | |
---|---|
Тип | транспортный вертолёт |
Разработчик | ОКБ Яковлева |
Производитель | Завод №272 (Ленинград) |
Главный конструктор | И. А. Эрлих |
Первый полёт | 3 июля 1952 года |
Начало эксплуатации | 1955 год |
Статус | снят с эксплуатации |
Эксплуатанты |
ВВС СССР Аэрофлот |
Годы производства | 1956 — 1958[1] |
Единиц произведено | 40[1] |
Як-24 (по кодификации НАТО: Horse — «Лошадь») — советский вертолёт разработки ОКБ Яковлева продольной схемы.
История
Постановлением правительства от 5 октября 1951 года ОКБ Яковлева было поручено создание 24-местного вертолёта продольной схемы с двигателями АШ-82. Была образована конструкторская группа в составе Николая Кирилловича Скржинского, Петра Дмитриевича Самсонова, Георгия Ивановича Огаркова, Сергея Арсеньевича Бемова, Леона Михайловича Шехтера, Игоря Александровича Эрлиха. Через два с небольшим месяца макетная комиссия под председательством маршала авиации Н. С. Скрипко рассмотрела и одобрила макет и эскизный проект машины. Конструктивно вся несущая система (лопасти, главные редукторы) и силовая установка была взята от вертолёта Ми-4. Выполнен вертолёт по двухвинтовой продольной схеме, был оснащён двумя поршневыми двигателями АШ-82В мощностью 1268 кВт.
В январе 1952 года с целью налаживания производства опытных вертолетов Як-24 на заводе № 272 в Ленинград был командирован И. А. Эрлих. Изготовленные там две машины были предназначены для статических и динамических (ресурсных) испытаний; две другие железнодорожным транспортом были доставлены в Москву для проведения лётных испытаний.
3 июля 1952 года С. Г. Бровцев впервые поднял машину в воздух. На двух вертолётах было выполнено 142 полёта. Основной проблемой оказалась вибрация, для устранения которой по предложению руководителя научно-исследовательского отдела К. С. Кильдишевой[2] на 50 сантиметров были укорочены лопасти; проблема частично устранилась и 15 ноября 1952 года принято решение завершить заводской этап испытаний и, несмотря на явную недоведённость машины, в конце 1952 года её передали на государственные испытания.
Государственные испытания неоднократно приостанавливались. Одна машина, ещё при проведении заводских испытаний на ресурс, сгорела; другая — с высоты восьми метров рухнула на землю.
В апреле 1955 года было начато серийное производство и выпущено 40 вертолётов с большим фюзеляжем, вмещавшим экипаж 3 человека и до 30 экипированных солдат или 3000 кг груза.
В конце 1955 года, 17 декабря, лётчики Е. Ф. Милютичев и Г. А. Тиняков установили на вертолёте два мировых рекорда, подняв груз весом 4 т на высоту 2902 м, затем груз в 2 т на высоту 5082 м.
Четыре вертолёта Як-24 принимали участие в парадах на Тушинском аэродроме в 1955 и 1956 годах. В 1959 году Як-24 принимал участие в манёврах на территории ГДР и в районе Киева. Вертолёт успешно выполнил перелёты по маршрутам Москва — Киев и Москва — Берлин.
За всё время внедрения и эксплуатации на Як-24 не произошло ни одной катастрофы с человеческими жертвами.
В 1980 году Почта СССР выпустила почтовую марку с изображением вертолёта Як-24.
На сегодняшний день сохранился один ЯК-24 который находится в в Центральном музее ВВС Монино.
Тактико-технические характеристики
- Экипаж — 3 человека.
- Количество перевозимых пассажиров — 30-40 в зависимости от модификации.
- Диаметр несущих винтов — 20 м.
- Длина фюзеляжа — 21,34 м.
- Максимальный взлётный вес — 16 800 кг.
- Сухой вес — 11 900 кг.
- Максимальная скорость — 175 км/ч.
- Динамический потолок — 4200 м.
- Дальность полёта — 266 км.
Модификации и проекты
Название модели | Краткие характеристики, отличия | фотография |
---|---|---|
Як-24А | Гражданский вариант, который мог использоваться в качестве летающего крана, способного поднимать на внешней подвеске груз в 5000 кг (1960 год) | |
Як-24К (К-комфортабельный) | Вариант с 9-местным VIP салоном и с более коротким фюзеляжем. Было переоборудовано два серийных вертолёта.[3] | |
Як-24 "Нерпа" | Вертолёт трубопрокладчик. Был оборудован системой позволявшей в полуавтоматическом режиме сбрасывать трубы вдоль строящейся трубопроводной трассы. За один вылет был способен уложить 528 метров труб. Проходил испытания с 20 июля 1957 г. по 28 сентября 1959 г. Серийно не строился, но опытный образец использовался в народном хозяйстве при прокладке трубопроводов в заболоченной и труднодоступной местности.[3] | |
Як-24П (П-пассажирский) | Нереализованный проект пассажирского вертолёта с четырьмя турбовинтовыми двигателями конструкции ОКБ Ивченко.[3] | |
Як-24Р (Р- разведчик) | Проект вертолёта разведчика с радиолокатором кругового обзора под полом грузовой кабины. Опытный образец не был достроен.[3] | |
Як-24-"Луч" | Вертолёт топливозаправщик. В грузовом отсеке были размещены три ёмкости с топливом. Был оборудован системой шлангов и способен на земле одновременно заправлять до четырёх танков, а в режиме висения один.[3][4] | |
Як-24У У-уширенный | Вариант с увеличенной на 400 мм. шириной грузовой кабины, позволяющей вмещать всю номенклатуру техники ВДВ включая САУ АСУ-57. На внешней подвеске имелась возможность перевозки гаубицы М-30, пушку СД-44, буксирный катер БМК-90 и грузовой автомобиль типа ГАЗ-63. Был переоборудован один серийный вертолёт.[4] |
Галерея
-
Вертолет Як-24. Марка 1980 года. Художник: Н. Колесников
-
-
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 ОКБ им А. С. Яковлева.
- ↑ В книге «Записки конструктора» это предложение автор приписывает себе.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Друшляков, 2013.
- ↑ 4,0 4,1 Якубович, 2013.
Источники
- Савинский Ю. И жить торопится… // Наследники инженера да Винчи
Литература
- Николай Якубович. Все боевые вертолёты СССР и России. — М:. — Яуза; ЭКСМО, 2013. — С. 31-34. — 144 с. — ISBN 978-5-699-61542-1.
- Александр Флейшман. Незримый, прочный следСамолёты мира. — М., 1997. — № 3-4. — С. 18-35. //
- Константин Ришес. Винтокрылый труженикНаука и техника. — Харьков, 2019. — № 10. — С. 40-43. //
- Виктор Друшляков. Малоизвестные варианты вертолёта Як-24Аэрокосмическое обозрение. — М., 2013. — № 2. — С. 40-43. — ISSN 1726-8516. //
- С. В. Михеев. Конструктор Эрлих. Умевший быть первымАвиация и космонавтика. — М., 2017. — № 10. — С. 12-19. — ISSN 1682-7759. //