Перейти к содержанию

Як-1000

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Як-1000
Тип сверхзвуковой истребитель
Разработчик Флаг СССР ОКБ имени Яковлева
Конец эксплуатации 10 марта 1951
Единиц произведено 1

Як-1000 — советский экспериментальный сверхзвуковой истребитель. Проектировался в 1950 году в ОКБ имени Яковлева. Из-за ошибок в проектировании, выявленных при проведении испытаний в 1951 году, проект по созданию истребителя был закрыт.

История создания

В марте 1945 года ГКО СССР создал комиссию по вывозу в Советский Союз немецких научных технологий. Спустя месяц на территории Германии начал работу, входящий в эту комиссию Специальный отдел Наркомата авиапромышленности СССР, под руководством авиаконструктора Александра Яковлева[1]. В мае 1945 года в СССР была вывезена документация об изучении аэродинамики летательных аппаратов с различными типами крыльев из Центра научных исследований Немецкого института экспериментальной авиации[нем.] в Адлерсхофе[2].

После доставки этой документации в ЦАГИ, в институте были созданы две группы по изучению этих материалов: одна, возглавляемая В. В. Струминским, исследовала работы связанные с крыльями стреловидного типа; вторая под руководством профессора в области аэродинамики Петра Красильщикова, изучала труды по треугольным крыльям малого удлинения, классифицированных в ЦАГИ как «ромбовидные». Однако, по мере того, как скорость истребителей приближалась к сверхзвуковой, всё большую заинтересованность у военных вызывали работы по «ромбовидным» крыльям[3].

10 июня 1950 года советское правительство поставило ОКБ Яковлева задачу предоставить на государственные испытания в августе 1952 года истребитель с реактивным двигателем АЛ-5. 3 октября 1950 года Александр Яковлев поручил реализацию этого проекта авиаконструктору Леониду Селякову. Уже через два месяца в трёх аэродинамических трубах ЦАГИ были испытаны деревянные модели самолёта, а 27 февраля 1951 года была завершена постройка опытного образца[4].

Конструкция

Як-1000 представлял собой цельнометаллический среднеплан. Полумонококовый фюзеляж с жёсткой обшивкой, поддерживаемый каркасом из тридцати шпангоутов и набором стрингеров, вмещал в себя два топливных бака: передний на 430 и задний на 167 литров. Хвостовая часть фюзеляжа была оборудована аэродинамическим тормозом. В герметичной кабине с наддувом от компрессора двигателя находилось катапультное кресло. Убирающееся шасси велосипедного типа было снабжено системой масляно-воздушной амортизации. Треугольные крылья малого удлинения и обратной стреловидности были составлены из аэродинамических профилей ЦАГИ: СР-12С и С-9С[4].

Из-за доводки, двигателя АЛ-5, продолжавшейся на протяжении всего 1951 года, его не успевали поставить к началу испытаний[5]. Вместо него была установлена советская копия британского мотора Rolls-Royce Derwent V[англ.][2][6].

Проектные технические характеристики[4]

  • Максимальная скорость — 1 100 км/ч
  • Полётная масса — 2 470 кг
  • Тяга (взлётная) — 1 590 кг/с
  • Тяга (эффективная взлётная) — 1 500 кг/с
  • Тяга (номинальная) — 1 460 кг/с
  • Длина корпуса — 11,69 м
  • Размах крыла — 4,52 м
  • Площадь крыла — 14 м²
  • Стреловидность крыла — 60°

Испытания

Испытание опытного образца доверили лётчикам-испытателям Сергею Анохину и Дмитрию Зюзину[2]. 2 марта 1951 года Дмитрием Зюзиным были произведены две рулёжки до 50 и до 100 км/ч, по итогам которых к поведению истребителя не было предъявлено никаких претензий. На следующий день в ходе рулёжки была набрана скорость уже в 250 км/ч, при которой, из-за бокового ветра силой в 5 м/с, корпус накренился влево и несмотря на усилия пилота по выравниванию самолёта, выката за пределы взлетной дорожки избежать не удалось. 10 марта с выпущенными закрылками истребитель разогнали до 150 км/ч, в этих условиях даже небольшой боковой ветер разворачивал самолёт. Испытания отложили до конца проведения работ по доводке самолёта, но уже в октябре 1951 года проект был закрыт[4].

В неудачных испытаниях Александр Яковлев обвинил профессора Красильщикова, рекомендациям которого следовали работники конструкторского бюро при проектировании самолёта. В 2000 году ведущий конструктор ОКБ им. Яковлева Евгений Адлер заявил, что теория короткого «ромбовидного» крыла разрабатывалась немецкими конструкторами для крылатых ракет, а не для истребителей[2].

Примечания

Литература

  • Адлер Е. Г.. Як-1000 вышел на старт // Крылья родины. — 2000. — № 8 (599). — С. 23. — ISSN 0130-2701.
  • Шавров В. Б. Глава 10. Самолёты ОКБ А.С. Яковлева // История конструкций самолётов в СССР 1951-1965 гг. — М.: Машиностроение, 2002. — ISBN 5-217-02918-8.
  • Kosminkov K.. Une tentative: Des ailes triangulaires (фр.) // Le Fana de L' Aviation / Traduit du russe par Georges Zaganesco. — 1999. — Novembre (no 11 (360)). — P. 49—52. — ISSN 0757-4169.

Ссылки