Перейти к содержанию

Скрипко, Николай Семёнович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Семёнович Скрипко
Дата рождения 22 ноября (5 декабря) 1902(1902-12-05)
Место рождения Рига, Лифляндская губерния, Российская империя
Дата смерти 5 декабря 1987(1987-12-05) (85 лет)
Место смерти Москва, СССР
Принадлежность  СССР
Род войск Авиация
Годы службы 19191987
Звание Маршал авиации ВВС СССР
Командовал 16-я авиационная дивизия,
3-й авиационный корпус дальней бомбардировочной авиации,
Военно-транспортная авиация
Сражения/войны Гражданская война в России
Великая Отечественная война
Награды и премии
Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина Орден Октябрьской Революции
Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени
Орден Красного Знамени Орден Суворова I степени Орден Кутузова I степени
Орден Кутузова II степени Орден Отечественной войны I степени Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За оборону Москвы» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Других государств:

Медаль «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова»
Памятная медаль «30 лет Революционным вооружённым силам» (Куба)

Никола́й Семёнович Скрипко́ (22 ноября (5 декабря1902 года, село Больдераа, Лифляндская губерния, ныне микрорайон Болдерая в черте города Рига, Латвия — 5 декабря 1987 года, Москва) — советский военачальник, командующий Военно-транспортной авиацией (1955—1969). Маршал авиации (19.08.1944)[1].

Гражданская война

Из крестьянской семьи. С 1914 года жил в Полоцке, где окончил высшее начальное городское училище. Уехал на заработки в Сибирь, работал на Сунженских каменноугольных копях[2].

В Красной армии с декабря 1919 года. В гражданскую войну воевал рядовым в пехоте, затем младшим командиром в артиллерии на Дальнем Востоке, воевал против войск атамана Г. М. Семёнова, японских интервентов, войск белых правительств на Дальнем Востоке. Участвовал в штурме Спасска и во Владивостокской наступательной операции, за что награждён орденом Красного Знамени.

Межвоенный период

После окончания войны продолжал служить на Дальнем Востоке, был начальником службы связи и разведки гаубичного артиллерийского дивизиона. В 1923 году на военных учениях совершил вылет на самолёте в качестве наблюдателя, после чего решил перейти на службу в авиацию. В 1924 году добился такого перевода и направлен на учёбу в Ленинградскую военно-теоретическую авиационную школу. Окончил её в 1925 году и для освоения управления самолётом направлен в 1-ю военную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова (так тогда называлась знаменитая Качинская авиационная школа), окончил её в 1927 году. Служил младшим лётчиком в 36-й легкобомбардировочной авиационной эскадрилье 7-й авиационной бригады в Зиновьевске. С 1928 года — в Борисоглебскской 2-й авиационной школе лётчиков: инструктор, командир учебных звена, отряда и эскадрильи. С 1934 года — начальник отдела по подготовке лётчиков авиационной школы в Оренбурге, затем командир созданной на базе этого отдела учебной авиационной бригады ВВС Приволжского военного округа.

В 1938 году окончил Высшую лётно-тактическую школу в Ленинграде и назначен командиром 13-го легкобомбардировочного авиационного полка в Среднеазиатском военном округе, затем переформированного в 34-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. С января 1940 года был помощником командира и командиром 35-й авиационной бригады в Киевском военном округе. Летом 1940 года короткое время командовал 16-й смешанной авиационной дивизией в том же округе. С ноября 1940 года — командир 3-го авиационного корпуса дальней бомбардировочной авиации в составе ВВС Западного Особого военного округа, дислоцированного в Смоленске, полковник.

Великая Отечественная война

В Великой Отечественной войне — с первого дня. Корпус совершал боевые вылеты в поддержку войск Западного фронта, неся значительные потери из-за отсутствия истребительного сопровождения и применения устаревших типов бомбардировщиков. Однако и в этих условиях Скрипко удалось добиться значительных боевых результатов путём применения ряда новаторских боевых приёмов. Также он без согласования с высшим командованием отдал приказ об установке дополнительных бортовых пулемётов в задней нижней полусфере бомбардировщиков, а ввиду отсутствия штатных пулемётчиков — укомплектовал их офицерами и солдатами наземных и штабных подразделений. В результате резко снизились собственные потери, а также огнём из этих пулемётов было сбито за короткий срок свыше 20 истребителей противника, пытавшихся атаковать бомбардировщики со стороны незащищённых, как им казалось, секторов.

Полковник Скрипко был направлен на повышение и назначен командующим ВВС 5-й армии Юго-Западного фронта, затем заместитель командующего ВВС Юго-Западного фронта генерала Ф. А. Астахова. С марта 1942 года — заместитель командующего Авиацией дальнего действия генерала А. Е. Голованова. Занимал эту должность до декабря 1944 года, когда Авиация дальнего действия была переформирована в 18-ю воздушную армию, а сам Скрипко стал первым заместителем командующего 18-й воздушной армией.

За годы войны четырежды повышался в воинских званиях: генерал-майор авиации (9.11.1941), генерал-лейтенант авиации (21.7.1942), генерал-полковник авиации (13.3.1944), маршал авиации (19.8.1944).

Послевоенный период

Могила Скрипко на Новодевичьем кладбище Москвы.

В 1946 году 18-я воздушная армия была расформирована, маршал Скрипко назначен первым заместителем командующего Дальней авиацией. В 1950 году он окончил Высшие академические курсы при Высшей Военной академии имени К. Е. Ворошилова. С 1950 года — командующий Транспортно-десантной авиацией. В 1953 году — помощник командующего Воздушно-десантными войсками по транспортно-десантной авиации. С 1953 года — командующий Транспортно-десантной авиацией Воздушно-десантных войск.

Анализируя многочисленные проблемы в десантировании крупных воздушно-десантных соединений и возрастание роли последних в условиях современной войны, Скрипко пришёл к выводу о необходимости создания нового рода авиации и активно добивался рассмотрения поданных им соответствующих предложений. Руководство Министерства обороны СССР согласилось с его доводами, в 1955 году в СССР была создана Военно-транспортная авиация, а маршал авиации Скрипко стал её первым командующим. Возглавлял Военно-транспортную авиацию 14 лет, по существу, стал её родоначальником в современном виде[3]. С августа 1969 года — военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Жил в Москве. Член ВКП(б) с 1927 года, член Центральной Ревизионной Комиссии КПСС в 19611966 годах. Автор мемуаров.

Награды

Память

  • В 1995 году имя маршала присвоено 610-му Центру боевого применения и подготовки личного состава Военно-транспортной авиации ВВС РФ в городе Иваново
  • С 2002 года имя маршала носит один из самолётов Военно-транспортной авиации

Источники

Примечания

  1. Скрипко Николай Семёнович // Военная энциклопедия / П. С. Грачёв. — Москва: Военное издательство, 2003. — Т. 7. — С. 504. — ISBN 5-203-01874-X.
  2. Вершинин К. А. Маршал авиации Н. С. Скрипко (К 70-летию со дня рождения). // Военно-исторический журнал. — 1972. — № 12. — С. 117—120.
  3. Волков А. Н. Маршал авиации Н. С. Скрипко (К 80-летию со дня рождения). // [[|Военно-исторический журнал]]. — 1982. — № 11. — С. 92—94.