Ярвилехто, Юрки

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Юрки-Ярви Лехто»)
Юрки Ярвилехто
Гражданство Флаг Финляндии Финляндия
Дата рождения 31 января 1966(1966-01-31) (58 лет)
Выступления в чемпионате мира Формулы-1
Сезоны 19891994
Автомобили Onyx, Scuderia Italia, Sauber, Benetton
Гран-при 70 (62 старта)
Дебют Португалия 1989
Последний Гран-при Австралия 1994
Подиумы Очки БК
1 10 0

Ю́рки Юхани Я́рвиле́хто (фин. Jyrki Juhani Järvilehto, 31 января 1966 года, Эспоо, Финляндия), более известный как Джей-Джей Лехто (англ. JJ Lehto) — финский автогонщик, участник чемпионатов мира по автогонкам в классе «Формула-1», двукратный (1995, 2005) победитель 24 часов Ле-Мана, победитель ALMS 2004 года, а также пилот CART (1998), DTM (1995, 2002), ALMS (19992005), FIA GT (1997) и SpeedCar (2008).

Карьера

Ранние выступления

Юрки Ярвилехто начал заниматься картингом в шесть лет. Его автоспортивная карьера проходила вначале под опекой Кеке Росберга, чемпиона Формулы-1 1982 года. Кеке Росберг предложил Ярвилехто взять имя Джей-Джей Лехто. В 1986 Ярвилехто выиграл скандинавскую Формулу-1600, а в 1987 — британскую и европейскую серии Формулы-2000.

В 1988 Лехто принял участие в чемпионате Формулы-5, выступив за Pacific Racing Team. Старт сезона был неудачным, но впоследствии Лехто одержал восемь побед и стал вторым в чемпионате. В следующем году Джей-Джей Лехто перешёл в Формулу-3000. Успехи финна позволили ему дебютировать в Формуле-1: на четырёх последних Гран-при сезона 1989 он заменил в команде Onyx Бертрана Гашо.

Формула-1

В 1990 Ярвилехто продолжил принимать участие в Гран-при Формулы-1 за команду Onyx, но уже после Гран-при Венгрии, где оба гонщика команды не прошли квалификацию, команда прекратила своё существование.

После этого Ярвилехто заключил контракт с BMS Scuderia Italia на два года. 1991 сезон был достаточно удачным. Команда заняла восьмое место в Кубке Конструкторов, а Джей-Джей Лехто на Гран-при Сан-Марино 1991 года занял третье место, став 12-м в общем зачёте. Но в 1992 Ярвилехто не набрал ни одного очка, а BMS Scuderia Italia ушла из Формулы-1.

В 1993 сезоне Джей-Джей Лехто выступал за Sauber. Начало сезона было удачным, но после четвёртого места на Гран-при Сан-Марино Лехто не набрал очков. В общем зачёте он стал 13-м. В 1994 он провёл начало сезона за Benetton. Его партнёром был Михаэль Шумахер, ставший в том году чемпионом. Но сам Лехто набрал только одно очко. Кроме того, на Гран-при Сан-Марино Лехто столкнулся с Педро Лами, и обломками от их столкновения были ранены трое зрителей и смертельно ранен полицейский[1]. Две последние гонки сезона Джей-Джей Лехто провёл за Sauber, лучшим результатом стало 10 место на Гран-при Японии.

Карьера после Формулы-1

Лехто ушёл из Формулы-1 после 1994 сезона и перешёл в DTM. В 1995 гонщик стал 13-м в DTM и 11-м в ITC. Но наибольший успех ждал его в Ле-Мане, в котором Лехто выиграл вместе с Янником Дальма и Масанори Секией на McLaren F1 GTR (Юрки стал первым финном выигравшим в Ле-Мане). В 1996 году Джей-Джей Лехто стал в Ле-Мане девятым, а в ITC — пятым.

В 1997 Лехто стал выступать за команду BMW. За неё он выиграл четыре гонки в FIA GT, став в общем зачёте вторым, проиграв лишь Бернду Шнайдеру. В 1998 году Джей-Джей Лехто присоединился к команде Карла Хогана, за которую провёл сезон CART. Больших успехов он не добился. Лехто набирал очки на овалах, но на других трассах смотрелся плохо. Лучшим результатом стало 5 место в австралийском этапе серии, а в общем зачёте Лехто стал двадцатым. По итогам сезона гонщик был уволен из команды.

Но в 1999 Джей-Джей Лехто присоединился к BMW Motorsport и стал выступать в ALMS. В сезоне 1999 года Лехто стал четвёртым, одержав победы в гонке 12 часов Себринга, а затем — в Сирс-Пойнте, Лагуна Сека и Лас-Вегасе. Кроме того, финн принял участие в европейском Ле-Мане.

В 2000, продолжая выступать за BMW, Лехто занял в ALMS 6 место, одержав две победы и ещё шесть раз приехав на подиум. А в 2001 Лехто занял второе место в классе Gran Turismo, выиграв четыре раза.

В 2002 Лехто провёл неполный сезон за Cadillac. В четырёх последних этапах сезона приехал на подиум, до этого став девятым в 12 часах Сибринга. В общем зачёте он занял 13-е место.

Наибольший успех в Американской серии Ле-Ман пришёл к Лехто, когда он заключил контракт с ADT Champion Racing и стал ездить на Audi R8. В 2003 Лехто стал третьим в ALMS и в 24 часах Ле-Мана, в 2004 стал чемпионом Американской серии Ле-Ман, одержав рекордные 6 побед (в остальных трёх гонках Лехто пришёл вторым), а в 2005 во второй раз в карьере выиграл 24 часа Ле-Мана с Томом Кристенсеном и Марко Вернером.

В 2007 Лехто выступил в 24 часах Дайтоны, а в 2008 занял 16 место в SpeedCar Series. Это был последний автоспортивный сезон Лехто.

С 2001 года — комментатор «Формулы-1» на финском телеканале MTV3.

18 июня 2010 года Лехто попал в аварию при прогулке на лодке по каналу в Экенесе. Лодка, в которой находился он и ещё один пассажир, столкнулась с фундаментом моста. Лехто был травмирован, а второй пассажир погиб[2] Против гонщика было выдвинуто обвинение в непредумышленном убийстве. 14 декабря 2011 года уездным судом Западной Уусимаа приговорен к тюремному заключению сроком на 28 месяцев.[3]. Суд второй инстанции (надворный суд Турку) снял с Лехто обвинения по недостаточности доказательств и отменил приговор уездного суда[4].

Семья

Лехто женат, у него трое детей[5]. В одном из интервью он сказал, что хотел бы, чтобы кто-нибудь из его детей стал автогонщиком[6].

Таблица результатов

Формула-1

[7][8]

Легенда к таблице
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы чемпионата мира. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример Описание
1 Победитель
2 Второе место
3 Третье место
5 Финишировал, заработав очки
Сход Не финишировал, но при этом заработал очки
12 Финишировал, не получив очков
НКЛ Финишировал, но не попал в финальную классификацию
15 Участвовал вне зачёта, либо по отдельной классификации
18 Не финишировал, но попал в финальную классификацию
Сход Не финишировал
НКВ Не прошёл квалификацию
НПКВ Не прошёл предквалификацию
ДСК Дисквалифицирован
ИСК Исключён из протокола соревнований
ТТ Участвовал только в тренировках
НС Участвовал в квалификации, но не стартовал в гонке
Т Травмирован или болен
ОТК Отказ от участия
НТР Прибыл на соревнования, но на трассу не выезжал
НПР Был заявлен в числе участников, но не прибыл к началу соревнований
О Соревнования отменены
Не участвовал
Поул-позиция
Быстрый круг
Год Команда Шасси 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Место Очки
1989 Оnyx Onyx ORE-1 БРА
САН
МОН
МЕК
США
КАН
ФРА
ВЕЛ
ГЕР
ВЕН
БЕЛ
ИТА
ПОР
НПКВ
ИСП
Сход
ЯПО
НПКВ
АВС
Сход
36 0
1990 Оnyx Onyx ORE-1 США
НКВ
БРА
НКВ
29 0
Onyx ORE-2 САН
12
МОН
Сход
КАН
Сход
МЕК
Сход
ФРА
НКВ
ВЕЛ
НКВ
Monteverdi ORE-2 ГЕР
НКЛ
ВЕН
НКВ
БЕЛ
ИТА
ПОР
ИСП
ЯПО
АВС
1991 Scuderia Italia Dallara F191 США
Сход
БРА
Сход
САН
3
МОН
11
КАН
Сход
МЕК
Сход
ФРА
Сход
ВЕЛ
13
ГЕР
Сход
ВЕН
Сход
БЕЛ
Сход
ИТА
Сход
ПОР
Сход
ИСП
8
ЯПО
Сход
АВС
12
12 4
1992 Scuderia Italia Dallara F192 ЮАР
Сход
МЕК
8
БРА
8
ИСП
Сход
САН
11
МОН
9
КАН
9
ФРА
9
ВЕЛ
13
ГЕР
10
ВЕН
НКВ
БЕЛ
7
ИТА
11
ПОР
Сход
ЯПО
9
АВС
Сход
21 0
1993 Sauber Sauber C12 ЮАР
5
БРА
Сход
ЕВР
Сход
САН
4
ИСП
Сход
МОН
Сход
КАН
7
ФРА
Сход
ВЕЛ
8
ГЕР
Сход
ВЕН
Сход
БЕЛ
9
ИТА
Сход
ПОР
7
ЯПО
8
АВС
Сход
13 5
1994 Benetton Benetton B194 БРА
ТИХ
САН
Сход
МОН
7
ИСП
Сход
КАН
6
ФРА
ВЕЛ
ГЕР
ВЕН
БЕЛ
ИТА
9
ПОР
Сход
ЕВР
24 1
Sauber Sauber C13 ЯПО
Сход
АВС
10

24 часа Ле-Мана

[9]

Год Место Команда Автомобиль Класс
1990 Сход Richard Lloyd Racing / Italya Sport Porsche 962 C GTi C1
1991 9 Porsche Kremer Racing Porsche 962 CK6 C2
1995 1 Kokusai Kaihatsu Racing McLaren F1 GTR GT1
1996 9 Gulf Racing / GTC Racing McLaren F1 GTR GT1
1997 Сход Team BMW Motorsport / BMW Team Schnitzer McLaren F1 GTR GT1
1999 Сход Team BMW Motorsport / BMW Team Schnitzer BMW V12 LMR LMP
2002 12 Team Cadillac Cadillac Northstar LMP02 LMP900
2003 3 Champion Racing Audi R8 LMP900
2004 3 ADT Champion Racing Audi R8 LMP1
2005 1 ADT Champion Racing Audi R8 LMP1

DTM

[10]

Год Команда Автомобиль 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Место Очки
1995 Opel Team Joest Opel Calibra V6 ХОК
1

8
ХОК
2

4
БЕР
1

10
БЕР
2

20
МДЖ
1

11
МДЖ
2

8
ХЕЛ
1

3
ХЕЛ
2

Сход
НОР
1

7
НОР
2

Сход
ДОН
1

14
ДОН
2

11
ДИП
1

15
ДИП
2

8
ЭШТ
1

11
ЭШТ
2

11
НЮР
1

Сход
НЮР
2

Сход
АЛЕ
1

Сход
АЛЕ
2

8
МАН
1

8
МАН
2

5
ХОК
3

6
ХОК
4

6
13 36
1996 Opel Team Joest Opel Calibra V6 ХОК
1

15
ХОК
2

Сход
НЮР
1

5
НЮР
2

2
ЭШТ
1

16
ЭШТ
2
ХЕЛ
1

5
ХЕЛ
2

3
НОР
1

4
НОР
2

3
ДИП
1

7
ДИП
2

Сход
СИЛ
1

5
СИЛ
2

2
НЮР
3

5
НЮР
4

7
МАН
1

5
МАН
2

3
МДЖ
1

9
МДЖ
2

15
ХОК
3

5
ХОК
4

8
ИНТ
1

6
ИНТ
2

9
СУДЗ
1

Сход
СУДЗ
2

8
5 148
2002 Euroteam Opel Calibra V6 ХОК
1
ЗОЛ ДОН ЗАК НОР ЕСП НЮР A1
10
ЗАН ХОК
2
21 0

FIA GT

[11]

Год Команда Автомобиль Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Место Очки
1997 BMW Motorsport McLaren F1 GTR GT1 ХОК
1
СИЛ
3
ХЕЛ
1
НЮР
3
СПА
1
A1
3
СУДЗ
4
ДОН
3
МДЖ
1
СЕБ
14
ЛАГ
Сход
2 59

CART

[12]

Год Команда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Позиция Очки
1998 Hogan ХОМ
14
MOT Флаг Японии
Сход
ЛОН
18
НАЗ
16
ЖАК Флаг Бразилии
10
МЭД
9
МИЛ
19
ДЕТ
Сход
ПРЛ
Сход
КЛИ
Сход
ТОР Флаг Канады
Сход
БРУ
Сход
ЛЕК
15
ЭЛК
Сход
ВАН Флаг Канады
8
ЛАГ
Сход
ХЬЮ
10
СРФ Флаг Австралии
5
ФОН
Сход
20 25

ALMS

[13]

Год Команда Автомобиль Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Место Очки
1999 BMW Motorsport BMW V12 LMR LMP СЕБ
1
АТЛ МОС
НС
COH
1
РОУ
2
ПЛМ
3
ЛАГ
1
ЛВС
1
4 123
2000 BMW Motorsport BMW V12 LMR LMP СЕБ
3
ШАР
1
СИЛ
1
НЮР
2
COH
3
МОС
2
ТЕХ
4
РОУ
3
ПЛМ
5
ЛАГ
3
ЛВС
9
1000 6 220
2001 BMW Motorsport BMW M3 GT ТЕХ
5
СЕБ
3
ДОН
10
ХАР
2
COH
1
ПРЛ
3
МОС
1
МОГ
1
ЛАГ
1
ПЛМ
4
2 186
2002 Team Cadillac Cadillac Northstar LMP02 LMP900 СЕБ
9
COH МОГ АМЕ ВАШ ТРУ МОС
3
ЛАГ
3
МАЙ
2
ПЛМ
3
13 101
2003 ADT Champion Racing Audi R8 LMP900 СЕБ
2
АТЛ
1
COH
2
ТРУ
2
МОС
4
АМЕ
1
ЛАГ
3
МАЙ
1
ПЛМ
1
3 163
2004 ADT Champion Racing Audi R8 LMP1 СЕБ
2
МОГ
1
НОВ
1
COH
1
ПРЛ
1
МОС
2
АМЕ
1
ПЛМ
1
ЛАГ
2
1 183
2005 ADT Champion Racing Audi R8 LMP1 СЕБ
1
АТЛ
1
МОГ
5
НОВ
1
COH
3
ПРЛ
Сход (5)
АМЕ
3
МОС
2
ПЛМ
3
ЛАГ
4
3 148

Шаблон:Lehto-ALMS

24 часа Дайтоны

[14]

Год Место Команда Автомобиль
2007 17 Krohn Racing Riley Pontiac Mk XI

SpeedCar

[15]

Год Команда 1 2 3 4 5 6 7 8 Место Очки
2008 Speedcar Team ИНЗ 1 ИНЗ 2 МАЗ 1
12
МАЗ 2
10
БАХ 1
Сход
БАХ 2
Сход
ДУБ 1
11
ДУБ 2
8
16 1

Примечания

  1. Энциклопедия Формулы-1 — Wildsoft.ru, Гран-при Сан-Марино 1994 года. Дата обращения: 30 ноября 2010. Архивировано 17 сентября 2014 года.
  2. The F1 Times (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 ноября 2010. Архивировано 22 июня 2010 года.
  3. Джей-Джей Лехто приговорен к тюремному заключению. Архивная копия от 22 мая 2013 на Wayback Machine Новости — Советский спорт
  4. Надворный суд оправдал бывшего автогонщика Юрки Ярвилехто. yle.fi. Служба новостей Yle (30 ноября 2012). Дата обращения: 1 декабря 2012.
  5. Clarinet.fi Архивная копия от 18 апреля 2010 на Wayback Machine (фин.)
  6. RFM Sports (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 декабря 2010. Архивировано 2 марта 2008 года.
  7. Таблица выступлений в Формуле-1. Дата обращения: 30 ноября 2010. Архивировано 28 мая 2012 года.
  8. Официальный сайт Формулы-1. Дата обращения: 11 марта 2022. Архивировано 20 марта 2008 года.
  9. Таблица выступлений в Ле-Мане. Дата обращения: 30 ноября 2010. Архивировано 28 мая 2012 года.
  10. Официальный сайт DTM. Дата обращения: 11 марта 2022. Архивировано 8 марта 2022 года.
  11. FIA GT 1997 Архивировано 20 октября 2013 года.
  12. Энциклопедия Формулы-1 — Wildsoft.ru, таблица выступлений в CART. Дата обращения: 30 ноября 2010. Архивировано 28 мая 2012 года.
  13. International Motor Sports Association (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 июля 2019. Архивировано 5 декабря 2010 года.
  14. Silhouet.com. Дата обращения: 22 ноября 2010. Архивировано 4 марта 2010 года.
  15. Automobilsport.com. Дата обращения: 30 ноября 2010. Архивировано 16 мая 2011 года.

Ссылки