Ярвилехто, Юрки
Юрки Ярвилехто | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Гражданство | Финляндия | ||||||||||||
Дата рождения | 31 января 1966 (58 лет) | ||||||||||||
Выступления в чемпионате мира Формулы-1 | |||||||||||||
Сезоны | 1989—1994 | ||||||||||||
Автомобили | Onyx, Scuderia Italia, Sauber, Benetton | ||||||||||||
Гран-при | 70 (62 старта) | ||||||||||||
Дебют | Португалия 1989 | ||||||||||||
Последний Гран-при | Австралия 1994 | ||||||||||||
|
Ю́рки Юхани Я́рвиле́хто (фин. Jyrki Juhani Järvilehto, 31 января 1966 года, Эспоо, Финляндия), более известный как Джей-Джей Лехто (англ. JJ Lehto) — финский автогонщик, участник чемпионатов мира по автогонкам в классе «Формула-1», двукратный (1995, 2005) победитель 24 часов Ле-Мана, победитель ALMS 2004 года, а также пилот CART (1998), DTM (1995, 2002), ALMS (1999—2005), FIA GT (1997) и SpeedCar (2008).
Карьера
Ранние выступления
Юрки Ярвилехто начал заниматься картингом в шесть лет. Его автоспортивная карьера проходила вначале под опекой Кеке Росберга, чемпиона Формулы-1 1982 года. Кеке Росберг предложил Ярвилехто взять имя Джей-Джей Лехто. В 1986 Ярвилехто выиграл скандинавскую Формулу-1600, а в 1987 — британскую и европейскую серии Формулы-2000.
В 1988 Лехто принял участие в чемпионате Формулы-5, выступив за Pacific Racing Team. Старт сезона был неудачным, но впоследствии Лехто одержал восемь побед и стал вторым в чемпионате. В следующем году Джей-Джей Лехто перешёл в Формулу-3000. Успехи финна позволили ему дебютировать в Формуле-1: на четырёх последних Гран-при сезона 1989 он заменил в команде Onyx Бертрана Гашо.
Формула-1
В 1990 Ярвилехто продолжил принимать участие в Гран-при Формулы-1 за команду Onyx, но уже после Гран-при Венгрии, где оба гонщика команды не прошли квалификацию, команда прекратила своё существование.
После этого Ярвилехто заключил контракт с BMS Scuderia Italia на два года. 1991 сезон был достаточно удачным. Команда заняла восьмое место в Кубке Конструкторов, а Джей-Джей Лехто на Гран-при Сан-Марино 1991 года занял третье место, став 12-м в общем зачёте. Но в 1992 Ярвилехто не набрал ни одного очка, а BMS Scuderia Italia ушла из Формулы-1.
В 1993 сезоне Джей-Джей Лехто выступал за Sauber. Начало сезона было удачным, но после четвёртого места на Гран-при Сан-Марино Лехто не набрал очков. В общем зачёте он стал 13-м. В 1994 он провёл начало сезона за Benetton. Его партнёром был Михаэль Шумахер, ставший в том году чемпионом. Но сам Лехто набрал только одно очко. Кроме того, на Гран-при Сан-Марино Лехто столкнулся с Педро Лами, и обломками от их столкновения были ранены трое зрителей и смертельно ранен полицейский[1]. Две последние гонки сезона Джей-Джей Лехто провёл за Sauber, лучшим результатом стало 10 место на Гран-при Японии.
Карьера после Формулы-1
Лехто ушёл из Формулы-1 после 1994 сезона и перешёл в DTM. В 1995 гонщик стал 13-м в DTM и 11-м в ITC. Но наибольший успех ждал его в Ле-Мане, в котором Лехто выиграл вместе с Янником Дальма и Масанори Секией на McLaren F1 GTR (Юрки стал первым финном выигравшим в Ле-Мане). В 1996 году Джей-Джей Лехто стал в Ле-Мане девятым, а в ITC — пятым.
В 1997 Лехто стал выступать за команду BMW. За неё он выиграл четыре гонки в FIA GT, став в общем зачёте вторым, проиграв лишь Бернду Шнайдеру. В 1998 году Джей-Джей Лехто присоединился к команде Карла Хогана, за которую провёл сезон CART. Больших успехов он не добился. Лехто набирал очки на овалах, но на других трассах смотрелся плохо. Лучшим результатом стало 5 место в австралийском этапе серии, а в общем зачёте Лехто стал двадцатым. По итогам сезона гонщик был уволен из команды.
Но в 1999 Джей-Джей Лехто присоединился к BMW Motorsport и стал выступать в ALMS. В сезоне 1999 года Лехто стал четвёртым, одержав победы в гонке 12 часов Себринга, а затем — в Сирс-Пойнте, Лагуна Сека и Лас-Вегасе. Кроме того, финн принял участие в европейском Ле-Мане.
В 2000, продолжая выступать за BMW, Лехто занял в ALMS 6 место, одержав две победы и ещё шесть раз приехав на подиум. А в 2001 Лехто занял второе место в классе Gran Turismo, выиграв четыре раза.
В 2002 Лехто провёл неполный сезон за Cadillac. В четырёх последних этапах сезона приехал на подиум, до этого став девятым в 12 часах Сибринга. В общем зачёте он занял 13-е место.
Наибольший успех в Американской серии Ле-Ман пришёл к Лехто, когда он заключил контракт с ADT Champion Racing и стал ездить на Audi R8. В 2003 Лехто стал третьим в ALMS и в 24 часах Ле-Мана, в 2004 стал чемпионом Американской серии Ле-Ман, одержав рекордные 6 побед (в остальных трёх гонках Лехто пришёл вторым), а в 2005 во второй раз в карьере выиграл 24 часа Ле-Мана с Томом Кристенсеном и Марко Вернером.
В 2007 Лехто выступил в 24 часах Дайтоны, а в 2008 занял 16 место в SpeedCar Series. Это был последний автоспортивный сезон Лехто.
С 2001 года — комментатор «Формулы-1» на финском телеканале MTV3.
18 июня 2010 года Лехто попал в аварию при прогулке на лодке по каналу в Экенесе. Лодка, в которой находился он и ещё один пассажир, столкнулась с фундаментом моста. Лехто был травмирован, а второй пассажир погиб[2] Против гонщика было выдвинуто обвинение в непредумышленном убийстве. 14 декабря 2011 года уездным судом Западной Уусимаа приговорен к тюремному заключению сроком на 28 месяцев.[3]. Суд второй инстанции (надворный суд Турку) снял с Лехто обвинения по недостаточности доказательств и отменил приговор уездного суда[4].
Семья
Лехто женат, у него трое детей[5]. В одном из интервью он сказал, что хотел бы, чтобы кто-нибудь из его детей стал автогонщиком[6].
Таблица результатов
Формула-1
Легенда к таблице | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы чемпионата мира. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Год | Команда | Шасси | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1989 | Оnyx | Onyx ORE-1 | БРА |
САН |
МОН |
МЕК |
США |
КАН |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
БЕЛ |
ИТА |
ПОР НПКВ |
ИСП Сход |
ЯПО НПКВ |
АВС Сход |
36 | 0 |
1990 | Оnyx | Onyx ORE-1 | США НКВ |
БРА НКВ |
29 | 0 | ||||||||||||||
Onyx ORE-2 | САН 12 |
МОН Сход |
КАН Сход |
МЕК Сход |
ФРА НКВ |
ВЕЛ НКВ |
||||||||||||||
Monteverdi ORE-2 | ГЕР НКЛ |
ВЕН НКВ |
БЕЛ |
ИТА |
ПОР |
ИСП |
ЯПО |
АВС | ||||||||||||
1991 | Scuderia Italia | Dallara F191 | США Сход |
БРА Сход |
САН 3 |
МОН 11 |
КАН Сход |
МЕК Сход |
ФРА Сход |
ВЕЛ 13 |
ГЕР Сход |
ВЕН Сход |
БЕЛ Сход |
ИТА Сход |
ПОР Сход |
ИСП 8 |
ЯПО Сход |
АВС 12 |
12 | 4 |
1992 | Scuderia Italia | Dallara F192 | ЮАР Сход |
МЕК 8 |
БРА 8 |
ИСП Сход |
САН 11 |
МОН 9 |
КАН 9 |
ФРА 9 |
ВЕЛ 13 |
ГЕР 10 |
ВЕН НКВ |
БЕЛ 7 |
ИТА 11 |
ПОР Сход |
ЯПО 9 |
АВС Сход |
21 | 0 |
1993 | Sauber | Sauber C12 | ЮАР 5 |
БРА Сход |
ЕВР Сход |
САН 4 |
ИСП Сход |
МОН Сход |
КАН 7 |
ФРА Сход |
ВЕЛ 8 |
ГЕР Сход |
ВЕН Сход |
БЕЛ 9 |
ИТА Сход |
ПОР 7 |
ЯПО 8 |
АВС Сход |
13 | 5 |
1994 | Benetton | Benetton B194 | БРА |
ТИХ |
САН Сход |
МОН 7 |
ИСП Сход |
КАН 6 |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
БЕЛ |
ИТА 9 |
ПОР Сход |
ЕВР |
24 | 1 | ||
Sauber | Sauber C13 | ЯПО Сход |
АВС 10 |
24 часа Ле-Мана
Год | Место | Команда | Автомобиль | Класс |
---|---|---|---|---|
1990 | Сход | Richard Lloyd Racing / Italya Sport | Porsche 962 C GTi | C1 |
1991 | 9 | Porsche Kremer Racing | Porsche 962 CK6 | C2 |
1995 | 1 | Kokusai Kaihatsu Racing | McLaren F1 GTR | GT1 |
1996 | 9 | Gulf Racing / GTC Racing | McLaren F1 GTR | GT1 |
1997 | Сход | Team BMW Motorsport / BMW Team Schnitzer | McLaren F1 GTR | GT1 |
1999 | Сход | Team BMW Motorsport / BMW Team Schnitzer | BMW V12 LMR | LMP |
2002 | 12 | Team Cadillac | Cadillac Northstar LMP02 | LMP900 |
2003 | 3 | Champion Racing | Audi R8 | LMP900 |
2004 | 3 | ADT Champion Racing | Audi R8 | LMP1 |
2005 | 1 | ADT Champion Racing | Audi R8 | LMP1 |
DTM
Год | Команда | Автомобиль | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1995 | Opel Team Joest | Opel Calibra V6 | ХОК 1 8 |
ХОК 2 4 |
БЕР 1 10 |
БЕР 2 20 |
МДЖ 1 11 |
МДЖ 2 8 |
ХЕЛ 1 3 |
ХЕЛ 2 Сход |
НОР 1 7 |
НОР 2 Сход |
ДОН 1 14 |
ДОН 2 11 |
ДИП 1 15 |
ДИП 2 8 |
ЭШТ 1 11 |
ЭШТ 2 11 |
НЮР 1 Сход |
НЮР 2 Сход |
АЛЕ 1 Сход |
АЛЕ 2 8 |
МАН 1 8 |
МАН 2 5 |
ХОК 3 6 |
ХОК 4 6 |
13 | 36 | ||
1996 | Opel Team Joest | Opel Calibra V6 | ХОК 1 15 |
ХОК 2 Сход |
НЮР 1 5 |
НЮР 2 2 |
ЭШТ 1 16 |
ЭШТ 2 |
ХЕЛ 1 5 |
ХЕЛ 2 3 |
НОР 1 4 |
НОР 2 3 |
ДИП 1 7 |
ДИП 2 Сход |
СИЛ 1 5 |
СИЛ 2 2 |
НЮР 3 5 |
НЮР 4 7 |
МАН 1 5 |
МАН 2 3 |
МДЖ 1 9 |
МДЖ 2 15 |
ХОК 3 5 |
ХОК 4 8 |
ИНТ 1 6 |
ИНТ 2 9 |
СУДЗ 1 Сход |
СУДЗ 2 8 |
5 | 148 |
2002 | Euroteam | Opel Calibra V6 | ХОК 1 |
ЗОЛ | ДОН | ЗАК | НОР | ЕСП | НЮР | A1 10 |
ЗАН | ХОК 2 |
21 | 0 |
FIA GT
Год | Команда | Автомобиль | Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1997 | BMW Motorsport | McLaren F1 GTR | GT1 | ХОК 1 |
СИЛ 3 |
ХЕЛ 1 |
НЮР 3 |
СПА 1 |
A1 3 |
СУДЗ 4 |
ДОН 3 |
МДЖ 1 |
СЕБ 14 |
ЛАГ Сход |
2 | 59 |
CART
Год | Команда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | Позиция | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1998 | Hogan | ХОМ 14 |
MOT Сход |
ЛОН 18 |
НАЗ 16 |
ЖАК 10 |
МЭД 9 |
МИЛ 19 |
ДЕТ Сход |
ПРЛ Сход |
КЛИ Сход |
ТОР Сход |
БРУ Сход |
ЛЕК 15 |
ЭЛК Сход |
ВАН 8 |
ЛАГ Сход |
ХЬЮ 10 |
СРФ 5 |
ФОН Сход |
20 | 25 |
ALMS
Год | Команда | Автомобиль | Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1999 | BMW Motorsport | BMW V12 LMR | LMP | СЕБ 1 |
АТЛ | МОС НС |
COH 1 |
РОУ 2 |
ПЛМ 3 |
ЛАГ 1 |
ЛВС 1 |
4 | 123 | ||||
2000 | BMW Motorsport | BMW V12 LMR | LMP | СЕБ 3 |
ШАР 1 |
СИЛ 1 |
НЮР 2 |
COH 3 |
МОС 2 |
ТЕХ 4 |
РОУ 3 |
ПЛМ 5 |
ЛАГ 3 |
ЛВС 9 |
1000 | 6 | 220 |
2001 | BMW Motorsport | BMW M3 | GT | ТЕХ 5 |
СЕБ 3 |
ДОН 10 |
ХАР 2 |
COH 1 |
ПРЛ 3 |
МОС 1 |
МОГ 1 |
ЛАГ 1 |
ПЛМ 4 |
2 | 186 | ||
2002 | Team Cadillac | Cadillac Northstar LMP02 | LMP900 | СЕБ 9 |
COH | МОГ | АМЕ | ВАШ | ТРУ | МОС 3 |
ЛАГ 3 |
МАЙ 2 |
ПЛМ 3 |
13 | 101 | ||
2003 | ADT Champion Racing | Audi R8 | LMP900 | СЕБ 2 |
АТЛ 1 |
COH 2 |
ТРУ 2 |
МОС 4 |
АМЕ 1 |
ЛАГ 3 |
МАЙ 1 |
ПЛМ 1 |
3 | 163 | |||
2004 | ADT Champion Racing | Audi R8 | LMP1 | СЕБ 2 |
МОГ 1 |
НОВ 1 |
COH 1 |
ПРЛ 1 |
МОС 2 |
АМЕ 1 |
ПЛМ 1 |
ЛАГ 2 |
1 | 183 | |||
2005 | ADT Champion Racing | Audi R8 | LMP1 | СЕБ 1 |
АТЛ 1 |
МОГ 5 |
НОВ 1 |
COH 3 |
ПРЛ Сход (5) |
АМЕ 3 |
МОС 2 |
ПЛМ 3 |
ЛАГ 4 |
3 | 148 |
24 часа Дайтоны
Год | Место | Команда | Автомобиль |
---|---|---|---|
2007 | 17 | Krohn Racing Riley | Pontiac Mk XI |
SpeedCar
Год | Команда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2008 | Speedcar Team | ИНЗ 1 | ИНЗ 2 | МАЗ 1 12 |
МАЗ 2 10 |
БАХ 1 Сход |
БАХ 2 Сход |
ДУБ 1 11 |
ДУБ 2 8 |
16 | 1 |
Примечания
- ↑ Энциклопедия Формулы-1 — Wildsoft.ru, Гран-при Сан-Марино 1994 года . Дата обращения: 30 ноября 2010. Архивировано 17 сентября 2014 года.
- ↑ The F1 Times (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 ноября 2010. Архивировано 22 июня 2010 года.
- ↑ Джей-Джей Лехто приговорен к тюремному заключению. Архивная копия от 22 мая 2013 на Wayback Machine Новости — Советский спорт
- ↑ Надворный суд оправдал бывшего автогонщика Юрки Ярвилехто . yle.fi. Служба новостей Yle (30 ноября 2012). Дата обращения: 1 декабря 2012.
- ↑ Clarinet.fi Архивная копия от 18 апреля 2010 на Wayback Machine (фин.)
- ↑ RFM Sports (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 декабря 2010. Архивировано 2 марта 2008 года.
- ↑ Таблица выступлений в Формуле-1 . Дата обращения: 30 ноября 2010. Архивировано 28 мая 2012 года.
- ↑ Официальный сайт Формулы-1 . Дата обращения: 11 марта 2022. Архивировано 20 марта 2008 года.
- ↑ Таблица выступлений в Ле-Мане . Дата обращения: 30 ноября 2010. Архивировано 28 мая 2012 года.
- ↑ Официальный сайт DTM . Дата обращения: 11 марта 2022. Архивировано 8 марта 2022 года.
- ↑ FIA GT 1997 Архивировано 20 октября 2013 года.
- ↑ Энциклопедия Формулы-1 — Wildsoft.ru, таблица выступлений в CART . Дата обращения: 30 ноября 2010. Архивировано 28 мая 2012 года.
- ↑ International Motor Sports Association (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 июля 2019. Архивировано 5 декабря 2010 года.
- ↑ Silhouet.com . Дата обращения: 22 ноября 2010. Архивировано 4 марта 2010 года.
- ↑ Automobilsport.com . Дата обращения: 30 ноября 2010. Архивировано 16 мая 2011 года.
Ссылки
- Профиль на официальном статистическом сайте ФИА Архивная копия от 21 июня 2020 на Wayback Machine (англ.)
- Юрки Ярвилехто на сайте wildsoft.motorsport.com
- Профиль на statsf1.com Архивная копия от 28 октября 2020 на Wayback Machine (англ.) (фр.)
- Профиль на database.motorsportmagazine.com Архивная копия от 21 июня 2020 на Wayback Machine (англ.)
- Профиль на chicanef1.com Архивная копия от 22 июня 2020 на Wayback Machine (англ.)
- Родившиеся 31 января
- Родившиеся в 1966 году
- Персоналии по алфавиту
- Спортсмены по алфавиту
- Автогонщики по алфавиту
- Пилоты Формулы-1 по алфавиту
- Автогонщики Финляндии
- Пилоты Формулы-1 из Финляндии
- Пилоты Формулы-1 1980-х годов
- Пилоты Формулы-1 1990-х годов
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Onyx
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Monteverdi
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Dallara
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Sauber
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Benetton
- Обладатели подиума в Формуле-1
- Пилоты 24 часов Ле-Мана из Финляндии
- Победители 24 часов Ле-Мана
- Пилоты DTM из Финляндии
- Пилоты CART ChampCar
- Гонщики SpeedCar