Эстонский народный костюм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эстонский народный костюм, почтовая марка 1961 г., СССР

Эстонский народный костюм (эст. eesti rahvarõivad) является сложившимся на протяжении веков комплексом одежды, распространённой у эстонского народа и являющегося неотъемлемой частью эстонской культуры.

История

Жители окрестностей Пярну XVIII века, рисунок Иоганна Бротце
Женщины в национальных костюмах Сааремаа на Празднике песни и танца

Самые ранние археологические находки предметов эстонской одежды датируются XI—XIII веками. Женская одежда, по-видимому, состояла из шерстяной или холщовой туникообразного покроя рубахи, глухого сарафана или несшитой поясной одежды, набедренника и наплечного тканого покрывала, замужние, вероятно, носили передник и убрус. Мужская одежда того времени известна меньше, вполне возможно, что эстонцы, как и многие финно-угорские племена и народны носили белые штаны, такую же белую длинную рубаху навыпуск, а по праздникам — кафтаны. Данный комплекс одежды с незначительными изменениями продержался ориентировочно до XVI века.

В XVII веке костюм претерпевает существенные изменения, несшитая одежда вытесняется сшитой, онучи сменяются носками и чулками.

В «классическом» виде эстонский народный костюм сформировался к XVIII веку, к рубежу XVIII—XIX веков появляется незначительное городское влияние: многие элементы женской одежды упрощаются либо адаптируются под городской костюм, в частности, появляется выделение талии, одноцветная узкая юбка сменяется, сначала на севере, а потом и в других частях Эстонии, более широкой разноцветной продольно-полосатой юбкой, появляются лиф у женщин и жилет у мужчин.

С середины XIX столетия народная одежда подвергается все более сильному городскому влиянию (особенно на севере страны, где на тот момент находилось большее количество городов и присутствовало большее этническое многообразие), а несколько позже и общеевропейской моды. На село проникают фабричные хлопок, шелк сукно. Мужчины перешли к городской одежде уже в середине XIX в., а к концу века в большей части материковой Эстонии вышла из обихода и традиционная женская одежда; она удержалась лишь на окраинах — у сету, на юго-западе Сааремаа, на Муху и Кихну. Дольше всего, до начала XX в., в Эстонии сохранялся головной убор замужних женщин. Несмотря на городские влияния, в одежде сельского населения и в годы буржуазной республики существовал ряд своеобразных черт. Традиционные головные уборы женщин сменялись платками, городские шляпы распространения не получили. Мужчины носили фуражки и кепки, зимой — ушанки. В 20—30-е годы распространились также финские зимние шапки. Сохранялись повсеместно и овчинные шубы, которые надевались при поездках на санях. До 30-х годов многие мужчины старшего поколения и в праздники не носили галстуков, а повязывали шейные платки, обычно белые. С приходом советской власти разница между городским и сельским костюмом окончательно стёрлась, и традиционный народный костюм бытовал лишь у пожилых женщин сету, на Кихну он сохранился в качестве свадебного наряда.

В настоящее время народный костюм, популярность которого возросла после Поющей революции и последующей независимости является праздничным костюм и неотъемлемым атрибутом ансамблей эстонской народной музыки.

Основные элементы

Мужская одежда

  • Рубаха (эст. särk, hame) — была холщовой, туникообразного покроя и с прямым разрезом, достигала бёдер и имела либо отложной либо невысокий стоячий воротник. В зависимости от региональных традиций рубаха могла либо носиться навыпуск либо заправляться в штаны.
  • Штаны (эст. püksid) — как правило, были до колен, но на юге были в употреблении и длинные, до половины голени. Опоясывались кушаком или ремнём, позднее держались на подтяжках. Как правило, изготавливались из сукна, но летние штаны были холщовыми.
  • Ваммус (эст. vammus) — короткая суконная куртка.

Женская одежда

  • Рубаха — также была туникообразного покроя, но доходила до лодыжек и имела широкие рукава. В жаркую погоду женщины ходили в одних рубахах, но обязательно подпоясанные.
  • Юбка (эст. seelik) — будничная была одноцветной, праздничная — продольно-полосатой.
  • Сыба (эст. sõba) — шаль-покрывало, набрасывавшееся на плечо при холодной погоде, могла быть праздничной одеждой. Как правило, сыба была темно-коричневого, у зажиточных белого цвета и тщательно отделана цветным шнуром. Женщины южных и центральных приходов Западной Эстонии носили на плечах два платка: белый полотняный и красный шелковый поверх него.
  • Кампсун (эст. kampsun) — верхняя кофта, сшитая в талию из сукна темно-коричневого, синего или серого цвета; она надевалась поверх рубахи.
  • Лийстик (эст. liistik) — лиф, сходный но покрою с кофтой.

Женская одежда украшалась вышивкой, на севере страны из белых нитей, а на юге — красных.

Верхняя одежда

  • Пикк-кууб (англ. pikk kuub, у сету — хярмак (эст. härmak)) — длинный приталенный кафтан из серого, коричневого и синего сукна или холста. Мужской и женские кафтаны имели один и тот же покрой, но мужской был украшен скромнее.
  • Шуба  (эст. kasukas) — изготавливалась из овчины, носилась зимой.
  • Рюю (эст. rüü) — холщовый плащ-балахон с капюшоном.

Головные уборы

Мужчины носили меховые шапки, тюбетейки и валяные или фетровые шляпы с узкими полями. Замужние женщины оборачивали вокруг головы намётку-линик (эст. linik) или носили чепец (эст. tanu), девушки — очелье.

Аксессуары

  • Сыльг (эст. sõlg) — круглая, конусообразная металлическая пряжка, носившаяся женщинами на груди и шее во время праздников.
  • Вёэ (эст. vöö) — пояс-кушак. Женский был тканым на ниту с браным узором, а мужской — сплетенным или сотканным на станке.
  • Голенные подвязки — тканые полоски с кисточками на концах, завязывавшиеся на чулках под коленом для того, чтобы чулки не спадали. В мужском костюме они также скрепляли штанины коротких штанов.

Обувь

Обувью служили поршни (эст. pastlad), лапти, на острове Сааремаа пятид (эст. pätid) — тканые туфли с просмоленной подошвой, а позднее — башмаки общеевропейского фасона, надевавшиеся на вязаные чулки. Мужчины на праздник надевали сапоги.

Различия по регионам и этническим группам

Северные регионы

Особенностью североэстонской женской одежды было наличие коротких у рубахи либо их отсутствие, на которую надевали кяйсед (эст. käised), пышную блузку с длинными рукавами, позаимствованную у костюма шведок. Вместо чепцов жительницы севера носили горшкообразные кокошники и венцы (эст. kabimüts, pottimüts). На северо-западе цветовая гамма верхней одежды была преимущественно тёмной: чёрного и тёмно-коричневого цветов[1], в расцветке полосатых юбок, появившихся раньше, чем на остальной территории Эстонии, благодаря близости Таллина, доминировали зелёный, синий и красный цвет. Важной особенностью североэстонской женской одежды был своеобразный растительный орнамент, которым вышивали нижний край блузки-кяйсед и головные уборы.

Сааремаа

Характерной особенностью костюма этого острова были вязаные колпаки с кисточками (эст. tutt-müts), носившиеся женщинами: замужние. По праздникам женщины носили отделанные мехом шапки и харьютану (эст. har-jutanu), сороку на твёрдом каркасе, во второй половине XIX в. распространились «копытообразные» кокошники пинньмютс. Также женщины носили наплечный красный плат, складывавшийся треугольником и цеплявшийся булавкой или сыльгом. Мужчины оборачивали вокруг воротника клетчатый шейный платок[1].

Хийумаа

В целом комплекс одежды был сход с сааремааским, но развивался своим путём с незначительным шведским влиянием. Кяйсед на этом острове продержалась до 1890-х годов, одноцветные юбки — до 1870-х, в целом народный костюм вышел из употребления к 1930-м годам.

Ляэнемаа и Пярнумаа

Костюм этих областей сочетал в себе отдельные черты, характерные для южноэстонского, североэстонского и островного костюмов, наряду с некоторыми специфичными элементами. Комплекс женской одежды состоял здесь из рубахи, юбки, наплечного платка и кампсуна, молодые женщины носили часто лиф-лийстик. Верхняя одежда жителей Ляэнемаского уезда, как и на севере Эстонии, была но преимуществу синего цвета, в Пярнуском уезде темно-коричневого и отделана красным шнуром и нашивками из цветного сукна или позумента, как в южноэстонском типе. В XVI—XVII веках женщины в Ляэнемаа носили кожаный пояс с медными накладками и цепочками рыхуд.

Костюм волостей Лихула и Кирбла характерен преобладанием красного в цветовой гамме. С конца XIX века стали популярными красные юбки со цветастой вышивкой, в начале XX века цветовая гамма стала более сдержанной и однородной. Рубахи из Лихулы и Кирблы имели широкие рукава. Также в конце XIX века рубахи стали украшать красной вышивкой крестом, особенно богато украшались женские и мужские свадебные рубахи.

Ярвамаа

Головным убором женщин в Ярвамаа служил полотняный конусовидный чепец с вышивкой, подобной узору на кяйсед, или шёлковая шапочка на картонной основе. Полосатая юбка была пяти-семицветной. Одежда украшалась растительным орнаментом, выполненным чаще всего шёлком в технике «гладь» с применением золотой и серебряной нитей[2].

Кихну

С середины XIX века жительницы этого острова носили ситцевую блузку, заменившую бытовавшую раннее традиционную кяйсед. Жители острова традиционно были моряками, и поэтому из плаваний привозили своим жёнам фабричные ткани и платки русского производства. Кихнуская блузка кроилась по подобию мужской тужурки, у неё нет вытачек на груди, а стоячий воротник, манжеты и планка для пуговиц выкраивались прямыми, по обеим сторонам пуговичной планки вшивались две складки. Вдовы носили блузки из синих тканей, а остальные — из ярких красно-розовых[3].

* Литографии Фридриха Зигмунда Штерна, середина XIX века

Южные регионы

Юг Эстонии традиционно был более консервативным, поэтому в костюмах сохранилось больше архаичных элементов, особенно в костюме невест. Тем не менее, к концу XIX века рубаху стали украшать вышивкой.

Мульгимаа

В одежде мульков — жителей Мульгимаа больше всего сохранились древние элементы, в частности удерживались вышитые набедренники, свисавшие с боков от пояса. Замужние женщины носили еще передник — вместе с намиткой его торжественно надевали невесте во время свадьбы. После этого появиться без них было неприлично. В женской рубахе отверстием для шеи служил простой вертикальный разрез.

Сету

Одежда сету заметно отличается от костюма других южных эстонцев. Она сохранила некоторые древние черты и вместе с тем восприняла много русских элементов. До начала XIX в. женщины сету одевались, в общем, как и в южной Эстонии: одноцветная черная юбка, набедренник, наплечное покрывало и полотенчатый головной убор. В первой половине XIX в. женщины сету поверх туникообразной рубахи с длинными рукавами стали надевать глухую наплечную одежду типа сарафана — рююд (эст. rüüd) с длинными ложными рукавами, как и у русских Псковщины, позднее он начал краситься в синий цвет. Выходной сарафан — китасник (эст. kitasnik) шили из покупной синей китайки. Праздничной наплечной одеждой служил синий, а позже черный «сукман», сходный по покрою с прежним рююд, однако без ложных рукавов. Линик сету был очень длинным и походил на линики ижорских женщин. По праздникам женщины сету носили сылъг и по нескольку ожерелий из крупных серебряных бус и цепочек с подвесками.

Во второй половине XIX века в мужской костюм проникает русская косоворотка.

Вырумаа

Как и на севере Эстонии, женщины носили рубаху без рукавов и кяйсед поверх неё. С конца XVIII века вместо старинного геометрического орнамента кяйсед и чепцы стала украшать цветочная вышивка, которая стала характерной для этого региона[4].

Примечания

Источники

Ссылки