Цицит
Цицит (ивр. צִיצִית [tsiˈtsit], сеф. цици́т, ашкеназское произношение: ци́цес; самаритянск. ࠑࠉࠑࠉࠕ) в талмудическом иудаизме — сплетённые пучки нитей, которые обязаны носить взрослые евреи-мужчины (с 13 лет и 1 дня), если носят одежду с углами. Цицит обязательно повязывают на углах талита (если еврей желает носить его).
Этимология
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
На иврите словом «цицит» обозначают также прядь волос или чуб.
И простёр Он как бы руку, и взял меня за волосы (цицит) головы моей (ויקחני בציצת ראשי).
В греческой Септуагинте использованы слова «бахрома» для цицит, «прядь» для нити, «гиацинт» для голубой и воспроизводит Числа 15 следующим образом:
Пусть сделают себе бахрому[1] на крылах покрывал своих на поколения свои и положите на бахрому[1] крыльев прядь[2] гиацинтовую[3].
Греческая Септуагинта воспроизводит текст Второзакония 22 следующим образом:
Цепочку[4] сделаешь себе на четырёх бахромах[5] укрывал твоих, в которые укроешься.
Цицит караимов переплетена в виде голубой цепочки (косички). Вероятно, караимы читали Септуагинту (хотя о голубой нити во Второзаконии 22.12 нет упоминания).
Пятикнижие Моисеево Числа 19.15 (как и 15.38) использует слово «нить» (ивр. פתיל), покрыв сосуд, обвязать нитью, чтобы сохранить чистоту. Однако, греческая Септуагинта в Числах 19.15 использует слово (греч. δεσμον) «нить», но в Числах 15.38 слово (греч. κλωσμα) «прядь».
Всякий открытый сосуд, который не обвязан ниткой (δεσμον) и не покрыт, нечист.
Пятикнижие Моисеево Второзаконие 32.5 использует слово (ивр. פתלתל) «перекрученный; извращённый» однокоренное слову (ивр. פתיל) «нить».
Цицит как заповедь Торы
Голубая нить в цицит напоминает еврею о заповедях, побуждая его к их выполнению. Но цицит и голубая нить это не две отдельные заповеди, но одна[6].
И сказал Господь Моше так: Скажи сыновьям Исраэля, пусть сделают себе цицит на крылах одежд своих на поколения свои, и придадут они на цицит крыла нить (птиль) голубую (тхелет). И настанет вам [в отношении] цицит: [когда] увидите его, [то] вспомните все заповеди Господни и сделаете их, и не высмотрите вослед сердцу вашему и глазам вашим, за которыми вы блудно следуете. Чтобы вы помнили и исполняли все Мои заповеди и были святы для Бога вашего.
Косички (гдилим) сделаешь себе на четырёх крылах покрывала (ксута) твоего, в которое укроешься.[7]
Талмуд разбирает заповедь о цицит в трактате Менахот, начиная со страницы 38А, глава «ха-Тхелет». Женщинам носить цицит не запрещается, однако традиционно его носят только мужчины.
Раши толкует слова Торы о цицит следующим образом:
'Когда увидите его,[8] то вспомните все заповеди Господни': потому что подсчёт гематрии слова 'цицит' (ציצית) это 600 и восемь нитей и пять узлов, получается шестьсот тринадцать [заповедей][9]
Нахманид не согласился с толкованием Раши,[10] сказав, что в Торе слово «цицит» всегда записывается (ивр. ציצת), а это соответствует гематрии 590, но не 600. Нахманид предлагает иное толкование, что Тора предписывает: «когда увидите его», а это относится к голубой нити, видя которую еврей вспоминает голубое море в котором отражается голубое небо как престол Славы Божьей, напоминающий о заповедях.
Тора предписывает привязывать к углам одежды, имеющей форму четырёхугольника, особые кисти из шерстяных ниток, называемые цицит. В наше время вышло из обыкновения носить такую одежду, но чтобы исполнить эту заповедь Торы, мы носим т. н. малый талит, а перед шахарит облачаемся в большой талит
— Кицур шулхан арух, законы цицит
Голубая нить (птиль-тхелет)
Для окраски нитей должен использоваться особый краситель, именуемый (как и сам цвет) (ивр. תְּכֵלֶת) «тхелет». В трактате Менахот говорится, что эту краску ни в коем случае нельзя «подделывать», то есть пользоваться какими-либо красками-заменителями, пусть даже близкими по цвету. Талмуд объясняет, что краска делается из крови улиток под названием хилазон. По цвету она напоминает море (а море по цвету похоже на небо), по форме — рыбу. Эта редкая улитка появляется раз в 70 лет, посему голубая краска стоила очень дорого.[11]
Поскольку секрет изготовления голубой краски на более чем 1500 лет был утерян, многие евреи носят цицит неокрашенными, что не препятствует исполнению заповеди о цицит, так как голубая краска — заповедь отдельная. В конце XX века предприняты попытки восстановить технологию окраски нитей. Было высказано предположение, что голубая краска представляет собой особую, голубоватую разновидность пурпура, родственную индиго. В то же время, надёжно реконструировать краситель не удаётся, так как технология позволяет получать различные оттенки, а какой из них в точности соответствует требуемому, не ясно.[12][13]
Узлы цицит
В тексте Торы содержится предписание сделать цицит на углах талита, а затем поверх цицит повязать голубую нить (Чис. 15:38), чтобы посмотрев на голубую нить вспомнить о заповедях и выполнить их (Чис. 15:39), а значит, голубая нить должна быть сверху, чтобы быть видимой. Сколько нитей в цицит, как повязывать голубую нить, сколько витков в Торе не упомянуто.
В Талмуде постановлено взять 3 белых нити (Менахот 41б) (потому что в семитских языках только с трёх начинается множество), а четвёртая нить — голубая, сделать двойной узел (Менахот 39а) и сделать от минимум 7 узлов по 3 витка (21 виток) до максимум 13 узлов по 3 витка (39 витков) (Менахот 39а). Таким образом, обычай Амрама гаона соответствует минимальному требованию Талмуда, а современный обычай Кицур шулхан аруха соответствует максимальному требованию Талмуда.
- Однако, ортодоксальный иудаизм имеет множество обычаев. Амрам гаон описывал сделать двойной узел, затем 3 витка белой нитью, потом 3 голубой, 3 белой, 3 голубой, 3 белой, 3 голубой, 3 белой (всего 21 виток) и двойной узел снова.
- Обычай Маймонида сделать полностью белую цицит из 7 узлов, состоящих из 3 витков каждый (всего 21 виток). Если Амрам гаон исходил из минимального требования Талмуда о 7 узлах по 3 витка (3 узла голубых и 4 узла белых между ними, всего 21 виток), то обычай Маймонида исходил из максимального требования Талмуда о 13 узлах по 3 витка, но Маймонид предпочитал сплошную белую цицит так, что образовывались пробелы из-за отсутствия голубых узлов («Если желает, может завязывать узлы по 3 витка лишь белой нитью так, как делают голубой нитью и это мой обычай» Мишна Тора Ахава Цицит 1.9).
- Затем появился обычай голландских сефардов Лондона сделать 10 витков, 5, 6, 5 витков с 5 двойными узлами между ними. Используют только белую шёлковую нить на шёлковом талите. Каждый виток является узлом. Под витками подразумевают гематрию тетраграмматона имени Яхве (всего 26 витков).
- Позже появился обычай Шулхан аруха, который постановляет сделать двойной узел, потом 7 витков, 9, 11, 13 и 5 двойных узлов между ними (всего 40 витков) (Шулхан арух Орах-хаим 11.14). Каждый виток является узлом.
- Сегодня ортодоксальный иудаизм следует постановлению Кицур шулхан аруха сделать 7 витков, 8, 11, 13 и 5 двойных узлов между (всего 39 витков)(Кицур шулхан арух 8.9).[14] Сефарды и хабадники делают каждый виток узлом, ашкеназы делают простые витки.
- В форме кисти цицит (8 нитей и 5 узлов на каждой, итого — 13 элементов) и в самом слове цицит (гематрия 600) скрыт намек на 613 заповедей Торы[15]
Караимы делают цицит по-своему и не делают тфилин. Самаритяне не делают ни тфилин ни цицит, но лишь мезузу.
В Новом Завете
Цицит упомянут в Евангелиях как порицание Иисусом фарисеев за демонстративное ношение огромных тфилин[16] и слишком длинных кистей цицит, а значит, большинство евреев носили малые тфилин (1см) и короткие кисти цицит.
Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища (тфилин, φυλακτηρια) свои и увеличивают воскрилия одежд (цицит, κρασπεδα) своих.
Считалось, что цицит несут охранную функцию.
И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением[17], подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды (цицит, κρασπεδα) Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.
И просили его, чтобы только прикоснуться к краю одежды (цицит, κρασπεδα) Его; и которые прикасались, исцелялись.
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 κρασπεδα
- ↑ κλωσμα
- ↑ υακινθινον
- ↑ στρεπτα
- ↑ κρασπεδων
- ↑ Сифри, Шлах
- ↑ Тора Второзаконие 22.12 не имеет слова «цицит»
- ↑ цицит
- ↑ толкование Раши на Числа (Бамидбар-Раба 18.21)
- ↑ Раши говорит: когда увидите «цицит», Нахманид говорит: когда увидите «голубую нить»
- ↑ Трактат Менахот, лист 43
- ↑ M.Epstein, 2006.
- ↑ Shabtai Rappoport. Simanim, Masora ve-Zihuj ha-Tekhelet (иврит) (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 мая 2011. Архивировано 24 мая 2011 года.
- ↑ Обычай Кицур шулхан аруха представляет собой соединение двух обычаев — максимальное требование Талмуда о 13 узлах по 3 витка (39 витков) и обычай сефардов (5 двойных узлов)
- ↑ Цицит. Гид для новичков (рус.) ?. Имрей Ноам (13 августа 2017). Дата обращения: 21 февраля 2021.
- ↑ Чернобыльские хасиды сегодня надевают бóльшую головную тфилу (43мм), чем ручную тфилу (32мм)
- ↑ см. греческий текст Лев. 15:33; Мф. 9:20
Ссылки
- Цицит — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Кицур Шульхан Арух. Законы цицит.
- Epstein, Menachem. Найден ли тхелет? (англ.) = Has Tekhelet been Found? // Hakirah, Inc. a non-profit private foundation Hakirah, The Flatbush Journal of Jewish Law and Thought : Yearbook. — Иерусалим, 2006. — Vol. 3. — P. 165—180. — ISBN 0-9765665-2-4.