Цицит

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Цицит, завязанная согласно ашкеназскому обычаю — 5 двойных узлов, между которыми 7-8-11-13 витков
Цицит, завязанная согласно обычаю йеменских евреев — 1 двойной узел в начале и 7 узлов по 3 витка с промежутками из предполагаемых, но отсутствующих узлов из голубой нити

Цицит (ивр.צִיצִית‏‎ [tsiˈtsit], сеф. цици́т, ашкеназское произношение: ци́цес; самаритянск. ࠑࠉࠑࠉࠕ‎) в талмудическом иудаизме — сплетённые пучки нитей, которые обязаны носить взрослые евреи-мужчины (с 13 лет и 1 дня), если носят одежду с углами. Цицит обязательно повязывают на углах талита (если еврей желает носить его).

Этимология

На иврите словом «цицит» обозначают также прядь волос или чуб.

И простёр Он как бы руку, и взял меня за волосы (цицит) головы моей (ויקחני בציצת ראשי).

В греческой Септуагинте использованы слова «бахрома» для цицит, «прядь» для нити, «гиацинт» для голубой и воспроизводит Числа 15 следующим образом:

Пусть сделают себе бахрому[1] на крылах покрывал своих на поколения свои и положите на бахрому[1] крыльев прядь[2] гиацинтовую[3].

Греческая Септуагинта воспроизводит текст Второзакония 22 следующим образом:

Цепочку[4] сделаешь себе на четырёх бахромах[5] укрывал твоих, в которые укроешься.

Цицит караимов переплетена в виде голубой цепочки (косички). Вероятно, караимы читали Септуагинту (хотя о голубой нити во Второзаконии 22.12 нет упоминания).

Пятикнижие Моисеево Числа 19.15 (как и 15.38) использует слово «нить» (ивр.פתיל‏‎), покрыв сосуд, обвязать нитью, чтобы сохранить чистоту. Однако, греческая Септуагинта в Числах 19.15 использует слово (греч. δεσμον) «нить», но в Числах 15.38 слово (греч. κλωσμα) «прядь».

Всякий открытый сосуд, который не обвязан ниткой (δεσμον) и не покрыт, нечист.

Пятикнижие Моисеево Второзаконие 32.5 использует слово (ивр.פתלתל‏‎) «перекрученный; извращённый» однокоренное слову (ивр.פתיל‏‎) «нить».

Цицит как заповедь Торы

Голубая нить в цицит напоминает еврею о заповедях, побуждая его к их выполнению. Но цицит и голубая нить это не две отдельные заповеди, но одна[6].

И сказал Господь Моше так: Скажи сыновьям Исраэля, пусть сделают себе цицит на крылах одежд своих на поколения свои, и придадут они на цицит крыла нить (птиль) голубую (тхелет). И настанет вам [в отношении] цицит: [когда] увидите его, [то] вспомните все заповеди Господни и сделаете их, и не высмотрите вослед сердцу вашему и глазам вашим, за которыми вы блудно следуете. Чтобы вы помнили и исполняли все Мои заповеди и были святы для Бога вашего.

Косички (гдилим) сделаешь себе на четырёх крылах покрывала (ксута) твоего, в которое укроешься.[7]

Талмуд разбирает заповедь о цицит в трактате Менахот, начиная со страницы 38А, глава «ха-Тхелет». Женщинам носить цицит не запрещается, однако традиционно его носят только мужчины.

Раши толкует слова Торы о цицит следующим образом:

'Когда увидите его,[8] то вспомните все заповеди Господни': потому что подсчёт гематрии слова 'цицит' (ציצית) это 600 и восемь нитей и пять узлов, получается шестьсот тринадцать [заповедей][9]

Нахманид не согласился с толкованием Раши,[10] сказав, что в Торе слово «цицит» всегда записывается (ивр.ציצת‏‎), а это соответствует гематрии 590, но не 600. Нахманид предлагает иное толкование, что Тора предписывает: «когда увидите его», а это относится к голубой нити, видя которую еврей вспоминает голубое море в котором отражается голубое небо как престол Славы Божьей, напоминающий о заповедях.

Тора предписывает привязывать к углам одежды, имеющей форму четырёхугольника, особые кисти из шерстяных ниток, называемые цицит. В наше время вышло из обыкновения носить такую одежду, но чтобы исполнить эту заповедь Торы, мы носим т. н. малый талит, а перед шахарит облачаемся в большой талит

Кицур шулхан арух, законы цицит

Голубая нить (птиль-тхелет)

тхелет

Для окраски нитей должен использоваться особый краситель, именуемый (как и сам цвет) (ивр.תְּכֵלֶת‏‎) «тхелет». В трактате Менахот говорится, что эту краску ни в коем случае нельзя «подделывать», то есть пользоваться какими-либо красками-заменителями, пусть даже близкими по цвету. Талмуд объясняет, что краска делается из крови улиток под названием хилазон. По цвету она напоминает море (а море по цвету похоже на небо), по форме — рыбу. Эта редкая улитка появляется раз в 70 лет, посему голубая краска стоила очень дорого.[11]

Поскольку секрет изготовления голубой краски на более чем 1500 лет был утерян, многие евреи носят цицит неокрашенными, что не препятствует исполнению заповеди о цицит, так как голубая краска — заповедь отдельная. В конце XX века предприняты попытки восстановить технологию окраски нитей. Было высказано предположение, что голубая краска представляет собой особую, голубоватую разновидность пурпура, родственную индиго. В то же время, надёжно реконструировать краситель не удаётся, так как технология позволяет получать различные оттенки, а какой из них в точности соответствует требуемому, не ясно.[12][13]

Узлы цицит

В тексте Торы содержится предписание сделать цицит на углах талита, а затем поверх цицит повязать голубую нить (Чис. 15:38), чтобы посмотрев на голубую нить вспомнить о заповедях и выполнить их (Чис. 15:39), а значит, голубая нить должна быть сверху, чтобы быть видимой. Сколько нитей в цицит, как повязывать голубую нить, сколько витков в Торе не упомянуто.

В Талмуде постановлено взять 3 белых нити (Менахот 41б) (потому что в семитских языках только с трёх начинается множество), а четвёртая нить — голубая, сделать двойной узел (Менахот 39а) и сделать от минимум 7 узлов по 3 витка (21 виток) до максимум 13 узлов по 3 витка (39 витков) (Менахот 39а). Таким образом, обычай Амрама гаона соответствует минимальному требованию Талмуда, а современный обычай Кицур шулхан аруха соответствует максимальному требованию Талмуда.

  • Однако, ортодоксальный иудаизм имеет множество обычаев. Амрам гаон описывал сделать двойной узел, затем 3 витка белой нитью, потом 3 голубой, 3 белой, 3 голубой, 3 белой, 3 голубой, 3 белой (всего 21 виток) и двойной узел снова.
  • Обычай Маймонида сделать полностью белую цицит из 7 узлов, состоящих из 3 витков каждый (всего 21 виток). Если Амрам гаон исходил из минимального требования Талмуда о 7 узлах по 3 витка (3 узла голубых и 4 узла белых между ними, всего 21 виток), то обычай Маймонида исходил из максимального требования Талмуда о 13 узлах по 3 витка, но Маймонид предпочитал сплошную белую цицит так, что образовывались пробелы из-за отсутствия голубых узлов («Если желает, может завязывать узлы по 3 витка лишь белой нитью так, как делают голубой нитью и это мой обычай» Мишна Тора Ахава Цицит 1.9).
  • Затем появился обычай голландских сефардов Лондона сделать 10 витков, 5, 6, 5 витков с 5 двойными узлами между ними. Используют только белую шёлковую нить на шёлковом талите. Каждый виток является узлом. Под витками подразумевают гематрию тетраграмматона имени Яхве (всего 26 витков).
  • Позже появился обычай Шулхан аруха, который постановляет сделать двойной узел, потом 7 витков, 9, 11, 13 и 5 двойных узлов между ними (всего 40 витков) (Шулхан арух Орах-хаим 11.14). Каждый виток является узлом.
  • Сегодня ортодоксальный иудаизм следует постановлению Кицур шулхан аруха сделать 7 витков, 8, 11, 13 и 5 двойных узлов между (всего 39 витков)(Кицур шулхан арух 8.9).[14] Сефарды и хабадники делают каждый виток узлом, ашкеназы делают простые витки.
  • В форме кисти цицит (8 нитей и 5 узлов на каждой, итого — 13 элементов) и в самом слове цицит (гематрия 600) скрыт намек на 613 заповедей Торы[15]

Караимы делают цицит по-своему и не делают тфилин. Самаритяне не делают ни тфилин ни цицит, но лишь мезузу.

В Новом Завете

Цицит упомянут в Евангелиях как порицание Иисусом фарисеев за демонстративное ношение огромных тфилин[16] и слишком длинных кистей цицит, а значит, большинство евреев носили малые тфилин (1см) и короткие кисти цицит.

Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища (тфилин, φυλακτηρια) свои и увеличивают воскрилия одежд (цицит, κρασπεδα) своих.

Мф. 23:5

Считалось, что цицит несут охранную функцию.

И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением[17], подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды (цицит, κρασπεδα) Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.

Мф. 9:20, 21

И просили его, чтобы только прикоснуться к краю одежды (цицит, κρασπεδα) Его; и которые прикасались, исцелялись.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 κρασπεδα
  2. κλωσμα
  3. υακινθινον
  4. στρεπτα
  5. κρασπεδων
  6. Сифри, Шлах
  7. Тора Второзаконие 22.12 не имеет слова «цицит»
  8. цицит
  9. толкование Раши на Числа (Бамидбар-Раба 18.21)
  10. Раши говорит: когда увидите «цицит», Нахманид говорит: когда увидите «голубую нить»
  11. Трактат Менахот, лист 43
  12. M.Epstein, 2006.
  13. Shabtai Rappoport. Simanim, Masora ve-Zihuj ha-Tekhelet (иврит) (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 мая 2011. Архивировано 24 мая 2011 года.
  14. Обычай Кицур шулхан аруха представляет собой соединение двух обычаев — максимальное требование Талмуда о 13 узлах по 3 витка (39 витков) и обычай сефардов (5 двойных узлов)
  15. Цицит. Гид для новичков (рус.) ?. Имрей Ноам (13 августа 2017). Дата обращения: 21 февраля 2021.
  16. Чернобыльские хасиды сегодня надевают бóльшую головную тфилу (43мм), чем ручную тфилу (32мм)
  17. см. греческий текст Лев. 15:33; Мф. 9:20

Ссылки