Опанаки
О́панаки, опанки; ед. число опанак (серб. опанци, опанак, макед. опинци, опинок, рум. opinci, молд. opinci, опинчь, опинчеле; болг. цървули) — кожаная обувь, распространённая у южных славян и считающаяся национальной обувью сербов и хорватов. Подобная обувь, известная как поршни или постолы, была распространена и у других славянских народов.
Опанчар (серб. опанчар, opančar) — мастер по изготовлению опанков.
История
Название происходит от праславянского *opьnъkъ, что означает «обувь для скалолазания»[1]. В середине XVIII века началось массовое производство опанков, усилившиеся после сербской революции[2]. Центром производства опанков, в частности, был город Ужице, где в середине XIX века начали изготавливать опанки из полудубленой воловьей кожи, которые вскоре распространились по всей Сербии[3]. В отличие от Сербии, в других южнославянских землях опанки не изготовлялись промышленно[4]. Во время Первой мировой войны из-за нехватки сапогов и туфель опанки, перекочевав из мирной одежды рекрутов, стали частью военного обмундирования. Опанки носились вплоть до середины XX века. Сегодня их продают в качестве сувениров, миниатюрные опанки могут украшать закладки, брелоки, магнитики на холодильник и тому подобные элементы декора[4].
Изготовление
Опанки не имеют каблуков. Они могли изготовляться как и сминанием куска кожи под форму ноги и последующим закреплением с помощью кожаной же ленты, так и приклеиванием или зашиванием подошвы и верха, из-за чего улучшаются эксплуатационные свойства подошвы, а также её прочность[5]. Для опанков используется коровья, воловья, козья, свиная или телячья кожа, с 1930-х годов они могут изготовляться из автомобильных шин[2].
Конструктивно опанки делятся на шесть типов: опанки из дублёной кожи с верхом, сплетённым из кожаных полосок; опутняки (серб. oputnjaci, опутњаци) — опанки с верхом, сплетённым из тканых шнурков или очень тонких полосок сыромятной кожи; шопские опанки (названы так, поскольку носились не только сербами, но и шопами — смешанной сербско-болгарской этнической группой, ранее ведшей полукочевой образ жизни, и проживающей на болгаро-сербско-македонском пограничье) с кожаными язычком и двумя лентами по бокам от него; капичары — кожаные туфли без каблука, с язычком и ремешком для поддерживания и застёжки, закрывающие верхнюю часть стопы; прешняки (серб. прешњаци, prešnjaci) — опанки из сыромятной кожи; и врнчаны (серб. врнчани) — опанки без верха, также изготавливавшиеся из цельного куска кожи, оборы которых перекрещивались на верхней стороне ступни[4]. Первый тип был распространён в Центральной Сербии; второй — в Черногории, Боснии и Герцеговине и Хорватии (в Лике и Далмации); шопские — в приграничных с Болгарией районах юго-запада Сербии; капичары были распространены среди сербов (Воеводина) и хорватов Паннонии; прешняки — на юго-востоке Сербии (в окрестностях Лесковаца, Вранье, Заечара, Ниша); а врнчаны — в южной Сербии (Рашка, Стари-Влах) и Косово. Также врнчаны были распространены у сербских влахов ив приграничных с Сербией районах Северной Македонии. Опутняки, прешняки и врнчаны ввиду простоты конструкции могли изготовляться дома[4].
Опанки из Шумадии и Поморавья (Центральная Сербия) имеют характерные загнутые верх носки и называются серб. шиљкани, серб. шиљци или серб. opanak na kljun, kljunčić (опанак с клювом, клювовидный опанак). В окрестностях Шабаца и в Поморавье носок маленький, в то время как в Колубаре (под Белградом) носок более заострённый. Ужицкие опанки обладают крючковатым носом, но изогнутым ближе к верхней части стопы[4]. В Кралевой-Сутьеске (община Какань, Босния) носили исключительно чёрные опанки, а в сёлах Герцеговины для верхней части использовали цветные нити, получалось нарядно, и у каждого села была своя комбинация цветов. Существовали особые охотничьи опанки: на подошве оставляли волос, чтобы охотник мог перемещаться бесшумно[6]. Опанки из необработанной, сыромятной кожи и оставленным на коже волосом считается древнейшим типом сербской обуви[4].
Первоначально их могли носить только с толстыми шерстяными носками или онучами (серб. обојци, obojci), так как тонкая кожаная подошва натирает ступню, но после Первой мировой войны опанки начали укреплять резиновыми подошвами и пришивать к ним стельки, что позволило носить их без толстых носков. В то же время вошла практика замачивать их в растворе поваренной соли, что придавало опанкам красноватый цвет[7]. После вымачивания в соляном растворе кожа для опанков высушивается на солнце. Кроме того, красноватым оттенком обладают опанки из полудублёной воловьей кожи, из-за чего их называют серб. црвењаши[3]. Также опанки вначале привязывались к голени оборами (в их качестве могли служить кожаные ленты или шнуры из шерсти, хлопка или конопли[4]), как и русские лапти, современные застёгиваются на ремешок.
Главное преимущество опанков состоит в том, что в жару они пропускают воздух.
Интересные факты
- Покровителем опанчаров является святой Савва, один из самых почитаемых сербских святых.
- Самый большой опанак согласно книге рекордов Гиннесса был изготовлен в 2011 году опанчаром Славко Стругаревичем из города Врнячка-Баня, размер опанака составил 3,2 метра, а вес — 222 кг[8]. Самый маленький был изготовлен Дракче Йевтичем (настоящее имя — Миодраг), его размер — 1 см. Также Йевтич побил рекорд Стругаревича, за два месяца изготовив опанак объёмом 7,5 м, стоимость которого составила 1200 евро.[2]
- Знаменитая сербская поговорка гласит: «Јелек, антерија и опанци, по томе се знају Србијанци». Елек — это лиф-безрукавка, являющийся частью женского костюма, а антерия (антерија) — кафтан или короткая куртка.
- В болгарском языке слово «цървул» помоимо основного значения, также означает селянина, человека, незнакомого с городской культурой[9] (ср. рус. «лапоть» — неграмотный, бестолковый человек[10]). В свою очередь, в сербохорватском языке опанкам посвящено множество пословиц с тем же оттенком, например «Ako opanak se zalepio za asfalt, nema šanse neko da odlepi» (серб. Если опанак прилипнет к асфальту , ни за что не оторвёшь), которая является примерным аналогом «девушку из села можно вывзети, а село из девушки — нет»[6].
- В Раковице с октября 2015 года существует музей опачарства[11][12].
- Существует легенда, что австрийцы, понаблюдав за черногорцами и их опанками, решили переодеть в опанки одно подразделение своих горных стрелков. Но не прошло и дня, как от идеи отказались, потому что доблестные стрелки обезножели, а к опанкам с мягкой подошвой надо иметь либо толстые носки либо стопы с дубленой подошвой, что достигается только босоногим детством и отрочеством в горах[7].
- Слово «опанки» присутствует в чешском языке (чеш. opánky, ед. число — opánek) и имеет значение «сандалии, босоножки»
См. также
Примечания
- ↑ Петар Скок. Etimologijski rječnik hrvatskoga ili srpskoga jezika, knjiga druga: K-poni. — Загреб: Jugoslavenska akademija znanosti i umjetnosti, 1972. — Т. II. — С. 651.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Народная обувь Сербии . Дата обращения: 2 февраля 2019. Архивировано 2 февраля 2019 года.
- ↑ 3,0 3,1 ОПАНЦИ У СРБИЈИ | Narodna tradicija u školi . Дата обращения: 21 июля 2022. Архивировано 1 мая 2014 года.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 ОПАНЧИЋИ НА КЉУНЧИЋЕ — DO YOU KNOW YOUR OPANCI? — СВИЛЕН КОНАЦ SILKEN THREAD . Дата обращения: 21 июля 2022. Архивировано 28 июля 2021 года.
- ↑ База знаний компании VZV.su . Дата обращения: 2 февраля 2019. Архивировано 2 февраля 2019 года.
- ↑ 6,0 6,1 ОПАНКИ. Крестьянская обувь, распространённая по всем Балканам (недоступная ссылка). Путеводитель по Боснии и Герцеговине, Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0
- ↑ 7,0 7,1 Без чего серб - не серб или Опаньки - опанки! . Дата обращения: 19 марта 2019. Архивировано 7 марта 2018 года.
- ↑ Napravio najveći opanak na svetu! (серб.). Smedia.rs (18.08.2011). Архивировано 30 ноября 2012.
- ↑ Цървул Архивная копия от 20 января 2022 на Wayback Machine на сайте болгарского жаргона Архивная копия от 15 февраля 2019 на Wayback Machine
- ↑ Лапоть // Викисловарь
- ↑ 2015 Музеј опанчарства — Почетна
- ↑ Otvoren Muzej opančarstva u selu Rakovica | Grad Beograd . Дата обращения: 19 марта 2019. Архивировано 18 сентября 2020 года.
Литература
- Андреева Р. П. Опанки // Энциклопедия моды. — СПб.: Издательство «Литера», 1997. — С. 264. — 416 с. — ISBN 5-86617-030-2.
Ссылки
- Реклама опанков в югославской газете «Правда», 1938 г. Архивная копия от 14 августа 2018 на Wayback Machine