Малахай

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Киргиз в малахае. Фрагмент рисунка начала XIX века

Малаха́й (также малакай, каз. Малақай) — исторический мужской головной убор в Центральной Азии, коническая меховая шапка с большими ушами. Термин обычно применяется исследователями к казахским шапкам-треухам с высокой тульёй, шапки с низкой тульёй описываются казахскими учёными термином «тымак». Обычно использовалась зимой для защиты от холода, хотя Л. А. Бобров считает, что малахай также играл роль мягкого шлема в летнее время. У В. И. Даля словом «малахай» описывается вообще «большая, ушастая» шапка[1] (ср. треух, ушанка).

Типичный малахай имеет четыре лопасти: две прикрывают уши, одна — затылок и шею, ещё одна образует подобие козырька. Тулья образуется из нескольких, обычно четырёх, клиньев кожи, с племенными вариациями (представители рода уак носили малахай из восьми клиньев, кереи — из трёх, найманы — из шести[2]).

Сохранившиеся изображения малахаев сделаны в XVIII—XIX веках русскими и китайскими художниками (и, в конце XIX века, фотографами). До наших дней дошли лишь немногие сохранившиеся экземпляры.

Этимология

Этимология слова в русском языке спорна. Хотя все исследователи выводят слово из монг. малгай, «шапка», они расходятся по вопросу о путях проникновения слова в русский язык[3]. Широкое распространение слова в тюркских языках заставляет часть учёных предположить заимствование через тюркские языки; другая часть исследователей считает, что заимствование произошло в Юго-Восточной Сибири от носителей маньчжурских и монгольских языков, а в тюркские языки слово вошло, наоборот, через русский.

В России

У русских малахай появился в середине XVIII века, он был заимствован от башкир и калмыков, к середине XIX века они распространились по всей европейской части России и в Сибири. Для подбивки для малахая использовались овчина, мех бобра, лисицы, барсука волка и телячья или оленья шерсть. Верх был суконный и вельветовый, как правило был четырехугольный, реже остроконечный. верхом из сукна и с четырьмя клапанами. Как правило, малахай надевали в дорогу, в Сибири он стал характерным головным убором ямщиков. Малахай обладал четырьмя клапанами, передний (как правило, невысокий и прямоугольный) обычно был загнут вверх и опускался на лоб только во время сильных морозов или пурги. Боковые клапаны, «уши», как и в современных ушанках, завязывались тесёмками или кожаными ремешками либо на верху, либо под подбородком. В отличие от треуха, малахай обладал широкой и длинной, доходящей до плеч, лопастью сзади[4][5]. Среди старообрядцев ношение малахаев и треухов было запрещено, поскольку они напоминали рога[5][6].

Малахаи (башк. ҡолаҡсын) были известны и среди башкиров[7][8], в особенности среди южных и восточных башкир.

Примечания

  1. Малахай // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  2. Ахметова, Сауле Касымкызы. Фильм привлекателен костюмами Архивная копия от 11 апреля 2018 на Wayback Machine. // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки 3 (2015): 4-4.
  3. Б. Б. Джапарова.Этимологический аспект в толковании. Проблема этимологических помет Архивная копия от 9 декабря 2018 на Wayback Machine // Вестник Иссык-Кульского университета, № 3 — 1999. С. 135—136.
  4. Шангина И.И. Русский традиционный быт. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 688 с. — 5000 экз. — ISBN 5 352 00337 Х.
  5. 5,0 5,1 Шапочный разбор (и). ruvera.ru. Русская вера. Дата обращения: 9 октября 2022.
  6. Валерий Селищев. О христианской одежде (и). ruvera.ru. Русская вера (11 декабря 2017). Дата обращения: 9 октября 2022.
  7. Башкиры / Р. М. Юсупов; Н. И. Жуланова (устное творчество) // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  8. Костюм татар и башкир Урала // Народное искусство Урала. Традиционный костюм/. — Екатеринбург: Баско, 2006. — С. 63. — ISBN 5-900879-36-4.

Литература