Черногорцы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Черногорцы
Современное самоназвание черног. Црногорци / Crnogorci
Численность примерно 433 850 чел.
Расселение

Флаг Черногории Черногория
  267 669[1]
Флаг Сербии Сербия
  69 049 (2002)[2]
Флаг Аргентины Аргентина
  30 000 (2001)[3]
Флаг Хорватии Хорватия
  4926 (2001)[4]
Флаг Северной Македонии Северная Македония
  2686 (2002)[5]
Флаг Словении Словения
  2667 (2002)[6]
Флаг Албании Албания
  2000 — 2500 (2000)[7]

Флаг Канады Канада
  2370 (оценка 2006)[8]
Язык черногорский, сербский
Религия

христианство (православие);

Также католицизм и ислам (суннизм)
Входит в южные славяне
Родственные народы словенцы, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, болгары
Этнические группы черногорцы-мусульмане

Черного́рцы (черног. Црногорци/Crnogorci) — южнославянский народ, основное население Черногории (280 тыс. человек); в Сербии — 69 тыс. человек (2002)[2]. Живут также в Италии, Аргентине и Албании. Общая численность 433 тыс. Говорят на иекавском варианте новоштокавского диалекта сербскохорватского языка и на черногорском языке. С обретением Черногорией независимости идёт кодификация отдельного черногорского языка. Верующие — в основном православные, прихожане Сербской православной церкви, в меньшинстве встречаются католики и часть исламизированных (сунитов).

История

Культура

У черногорцев долго сохранялось деление на племена (катуняне, цермничане, кучи, васоевичи и другие), которые достаточно резко отличались одни от других в языке, выговоре, ударении, манерах, одежде и характере. То же самое, но в меньших размерах, заметно было и в принадлежащих к одному племени меньших племенных группах: среди катунян, например, выделялись своеобразностями негуши, озриничи, цуцы, цекличи и белицы. В силу традиции члены одного племени считались как бы родственниками и до конца XIX века не могли заключать между собой браков. Общность происхождения входящих в состав племени семей выражалась также в праздновании памяти одного святого, как патрона всего племени, в неотчуждаемости входящей в границы племени земли и вообще недвижимого имущества.

Черногорцы в национальной одежде

Племя делилось на братства, то есть, как бы тоже племена, но в меньшем объёме и могущие почти с исторической точностью объяснить своё начало и своего предка, от которого каждое из них ведет свой род и своё патронимическое прозвище. Таковы братства Петровичей, Радоничей, Богдановичей и Лучичей в Негушах, в Цетинье — Мартиновичи, Иванишевичи, Шпадиеры, Ивановичи. В братстве различались роды, отличающиеся от братств только тем, что братство должно насчитывать несколько поколений и потому имеет больше членов, а род моложе возрастом и имеет меньше членов; но обе единицы основаны на кровном родстве членов. Наконец, род делился на семьи (черног. породица, фамеља) или дома (черног. кућа). Как каждое племя имело свои определённые границы, так и каждому братству принадлежали определённые земли, которые, в свою очередь, были распределены между родами и семьями.

Главным лицом в племени был воевода (главарь, черног. воjвода), бывший прежде всего военачальником, и потому им мог сделаться только человек, известный военными доблестями. Хотя нередко воеводы того или другого племени и выходили из одного какого-нибудь рода или дома, но не было определённой преемственности; всегда требовалось избрание или, по крайней мере, утверждение народа, который иногда даже устранял старого воеводу и ставил на его место нового. Но воевод имели только наиболее сильные племена, другие же им подчинялись в военное время. Ниже стояли сердари, на обязанности которых лежало чинить суд и расправу в более узком кругу, где не было своих воевод, хотя сердари встречаются и при воеводах. Хотя сердари действовали на мирном положении, но должны были принимать участие и в военных делах, так как иначе они не пользовались бы никаким авторитетом у народа. За сердарями следовали кнезе, как старшины села или братства. Их значение ограничивалось небольшой общиной, к которой они принадлежали по рождению, но зато в этой общине кнез самое влиятельное лицо: село или братство никогда никого (даже воевод и сердарей) так не слушалось, как своего кнеза.

В основе всего родового и племенного устройства была семья (черног. фамеља, породица), отождествляемая у черногорцев с домом (черног. кућа). Во главе семьи стоял старший по рождению (отец, дед, прадед) хозяин дома (черног. домаћин, кућевни старjeшина), являющийся не только главарем семьи, но и её представителем в общественных делах, на сборах братства или племени, ответственным лицом за свой дом во всём. Отцу или старшему в семье мужчине — домачину — принадлежала власть, главенство и представительство, но главной пружиной в домашнем механизме являлась домачица: она заведовала домашним порядком, распоряжалась дочерьми, снохами и малыми детьми, вела всё хозяйство, и от её ума и уменья зависело и благосостояние дома, и порядок, и даже нравственность семьи.

Черногорец

В 6—8 лет мальчик получал штаны и опоясывается длинным поясом, что означало вступление его в отроческий возраст; в 12—14 лет получал оружие и делался взрослым и воином. Когда черногорцы ходили за добычей в пределы соседей — врагов (черног. четовали), вместе с отцами или другими воинами отправлялись в четованье и подростки 14—16 лет, а в 18 лет всякий уже был обязан быть на четованье: иначе он был бы последним человеком, и ни одна черногорская девушка не пошла бы за него замуж.

Девочек с малых лет приучали к работе, чтобы им потом не было тяжело в чужой семье. Девушка должна была сама себе приготовить приданое (черног. дјевојачка скриња).

Кухня

В основном черногорская кухня сложилась из средиземноморской под незначительным влиянием турецкой.

Черногорская кухня характерна наличием большого количества мяса и морепродуктов. Её символом является пршут — вяленый в специальных коптильнях свиной или говяжий окорок, который нарезают тончайшими ломтиками. Его ближайшим «родственником» является прошутто — блюдо итальянской кухни. Супы в черногорской кухне двух типов — супа, прозрачные бульоны; и чорбы — густые похлёбки. Среди салатов популярным является т. н. шопский салат, состоящий из крупно нарезанные огурцов, помидоров, болгарского перца и лука, посыпанных сыром[9].Буреки тоже являются их излюбленным блюдом ,они продаются в пекарнях ,чаще всего в слоёное тесто кладут творожный сыр или немного мяса для аромата.

Как и у других балканских народов, среди черногорцев большее распространение имеет кофе, нежели чай.

Одежда

Черногорка, Василий Поленов, 1874

Главной особенностью черногорского народного костюма является двуслойность.

Мужская одежда состояла из белой рубахи, заправлявшейся в синие шаровары до колен (черног. димије), опоясанных широким шёлковым поясом, гетр (черног. докољенице), жилетов-безрукавок (черног. јелек, џамадан,последний мог быть также и с рукавами), душанки (черног. душанка) — своего рода жилета с откидными рукавами, и длинных суконных кафтанов (черног. долама), (черног. гуњ). Женщины носили длинную туникообразную белую рубаху, поверх неё — юбку (черног. сукња, раша), опоясанную поясом филигранной работы из серебра,часто с позолотой (черног. ћемер), передник (черног. прегача), суконный или бархатный жакет (черног. јакета), по праздникам — шитый золотом жилет с короткими рукавами (черног. долактица) и длинное распашное платье из белого сукна и без рукавов, украшенное на углах и по краям (черног. корет). Зимой оба пола носили струку (черног. струка) — длинный плащ с капюшоном, который помимо своей основной функции — защиты от осадков мог служить в качестве одеяла-пледа. Головным убором служила капа — круглая фетровая шапочка с чёрным околышем и красной тульёй, вышитой золотыми нитями; мужчины также носили меховые шапки, украшенные перьями, а замужние женщины надевали поверх кос чёрную шёлковую вуаль (черног. вел). Обувью служили опанки — кожаные башмаки, надеваемые на носки (черног. чарапе), у мужчин — также сапоги, зимой пастухи и охотники носили деревянные снегоступы (черног. крпље). Схожие костюмы носило население приграничных областей Сербии, Герцеговины (юго-восток современной Боснии и Герцеговины) и хорватской Далмации[10][11].

Народный костюм вышел из употребления в конце XIX века, но и по сию пору он носится по праздникам, особенно на свадьбе.

См. также

Примечания

  1. Montenegrin Census' from 1909 to 2003 — Aleksandar Rakovic
  2. 2,0 2,1 Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 января 2010. Архивировано 14 апреля 2011 года.
  3. http://www.diaspora.cg.yu/html/casopis/2/eng/pr2.htm (недоступная ссылка)
  4. SAS Output
  5. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 января 2010. Архивировано 13 ноября 2009 года.
  6. Statistični urad RS — Popis 2002
  7. Council of Europe Intranet website — Portail Intranet du Conseil de l’Europe. Дата обращения: 27 августа 2006. Архивировано 27 августа 2006 года.
  8. 2006 Census of Population (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 марта 2013. Архивировано 7 марта 2009 года.
  9. Черногорская кухня: tatiana_gayduk — LiveJournal
  10. Costume of Crna Gora, Црна Гора. Montenegro, The Black Mountain - FolkCostume&Embroidery
  11. Men's Costume of Crna Gora, Црна Гора. Montenegro, The Black Mountain - FolkCostume&Embroidery

Ссылки