Повойник

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Повойники на фестивале «Пасха красная», Донецк.

Пово́йник (повой, оповойник, повоец от «повивать», шамшура, волосник, сдериха, подубрусник; укр. очіпок, чіпець; белор. каптур) — старинный головной убор замужних женщин, представлявший собой мягкую полотняную шапочку с круглым верхом/овальным, иногда с прикреплённым нешироким твёрдым очельем-околышем, полностью закрывавший волосы, заплетённые в две косы и уложенные на голове[1]. Сзади надетый повойник стягивался тесёмкой, вставленной в его нижний край, что позволяло ему плотно сидеть на голове. Также существовали повойники, изготовленные из одного куска ткани, собиравшийся сзади в мелкие складочки. Повойник надевался под другой головной убор, предохраняя волосы от спутывания, а верхний убор — от загрязнения. Выходить на улицу в одном повойнике, без надетого на него головного убора, или находиться так в доме при посторонних, а иногда и при домашних, считалось неприличным.

Существовали две разновидности повойников: для будней и для выходного дня. Для изготовления повседневного повойника использовались недорогие ткани: холст, сатин, ситец, миткаль. Праздничные же повойники шили из шелка, парчи, атласа[2] и кашемира, околыш праздничных повойников (и иногда его верхняя часть) украшался золотным шитьём, бисером, стеклярусом, позументом и разноцветными шёлковыми лентами.

Украинский очипок, значительно отличался в форме и отделке в зависимости от места. Он мог быть трапециевидным, овальным, седлообразным и т. д. Очипок также был основным головным убором замужней женщины, и при людях женщина надевала поверх него платок или намитку. Женщины-бойковчанки ещё в XIX веке выпускали из-под очипка два локона (укр. кучерики). На Волыни и Лемковщине самым красивым[источник не указан 536 дней]. Желающая вновь выйти замуж вдова надевала красный очипок и в будни, и на праздники. В Киевщине, Полтавщине и Харьковчине XIX века были распространены очипки, вышитые шерстяными нитками красного, оранжевого и малинового цветов крупными рельефными стежками глади. Эти лаконичные и выразительные рисунки украшали овал дна очипка. Очипки делились на мягкие (сборники), тщательно закрывавшие волосы, и жёсткие, шапкообразные. Также существовали и промежуточные формы. В начале-середине XX века очипок выходит из употребления.

История

Тихвинская женщина в повойнике, 1831

Повойник был известен на Руси ещё в XIII веке как под своим названием, так и под термином «подубрусник». Уже тогда он был нижним головным убором замужних женщин. Поверх него надевался полотенчатый убор (убрус, намитка), кика, сорока или кокошник и только со 2-й половины XIX века стали использовать как самостоятельный головной убор, но и то прикрывая платком[3].

Известны археологические находки повойников и волосников XVI—XVII веков, наибольшее количество найденных экземпляров приходится на Москву. Так, в результате археологических раскопок Нижнеколымска 2011 года был обнаружен хорошо сохранившийся повойник, датирующийся концом XVII — началом XVIII века. Особенностью конструкции найденного экземпляра является наличие валика из плотно скрученной красной материи, пришитого вдоль очелья, поверху обшитый основной тканью. В ходе дальнейшей атрибутации находки ближайшими аналогами оказались повойники-«мархатки» из собрания Великоустюжского музея-заповедника, однако наиболее близким по конструкции является волосник, он же самшура, носившийся с круглым кокошником, распространённым в северных районах Великоустюжского уезда, граничащих с Архангельской губернией (современная Архангельская область)[4]. Также волосники обнаруживаются и в погребениях русских великих княжон и цариц, например, в погребениях Софьи Палеолог, Елены Глинской, Марии Темрюковны, Марфы Собакиной и Марии Долгорукой из ныне не существующего женского Вознесенского монастыря Московского Кремля. Кроме того, волосник был обнаружен в ходе раскопок 1948 года в Большом Знаменском переулке в погребении Марии Мутьянской (ум. 1603 г.) жена валашского (молдавского) воеводы Радула на русской службе и предположительной дочери Афанасия Нагого, дяди царицы Марии Нагой[5]. Конструктивно волосники представляют собой тканое очелье и ажурного, в виде сеточки, верха, который выполнялся в технике «спрэнг», технике вышивки по плетеной сетке-филе и технике коклюшечного кружева. На этих волосниках присутствует вышивка с использованием замысловатых мотивов (мировое древо, единорог, птица и т. д.), используется в том числе и золотное шитьё. Очелье волосников чаще всего из красного шёлка (как и с вышивкой поверх, так и без), есть экземпляры и с золотканым очельем. Для плотной фиксации на голове к заду волосника подшивались петли, в которых продевались шнуры. Стоит отметить, что кроме археологических находок волосники известны только по письменным упоминаниям.

См. также

Примечания

  1. Соснина, Шангина, 2006, с. 221.
  2. Повойник. womanadvice.ru. Дата обращения: 7 апреля 2019. Архивировано 7 апреля 2019 года.
  3. БРЭ, 2014, с. 501.
  4. Строгова Е. А. Женщины в русских поселениях на севере Якутии в конце XVII — начале XVIII в., или «женский вопрос» глазами археолога // Арктика и Север. — 2015. — № 20. — С. 148—153.
  5. Волосник. ar.culture.ru. Дата обращения: 25 октября 2022.

Литература

  • Повойник // Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: Искусство—СПБ, 2006. — С. 221—223. — ISBN 5-210-01612-9.
  • Повойник // Перу — Полуприцеп. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 501. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 26). — ISBN 978-5-85270-363-7.
  • Л. В. Беловинский. Повойник // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 490. — 784 с.: — ил. с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.
  • Шангина И.И. Русский традиционный быт. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — С. 568—569. — 688 с. — 5000 экз. — ISBN 5 352 00337 Х.
  • Глава 13. Одежда. // Украинцы. — М.: Наука, 2000. — С. 201, 220, 236. — 535 с. — 2200 экз. — ISBN 5-02-008669-Х.
  • Елкина Е.И. Текстиль Московской Руси XVI–XVII вв. по археологическим данным: атрибуция, технология, реконструкция. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — М.: Институт археологии РАН, 2019. — Т. 1.

Ссылки