Республика Крым (2014)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
частично признанное государство
Республика Крым
укр. Республіка Крим
кр.-тат. Къырым Джумхуриети,
Qırım Cumhuriyeti
Флаг Крыма Герб Крыма
Флаг Крыма Герб Крыма
Девиз: «Процветание в единстве»
Гимн: Гимн Республики Крым
17 — 18 марта 2014 года[a]
Столица Симферополь
Крупнейшие города Севастополь, Симферополь, Керчь, Евпатория
Официальный язык русский, украинский и крымскотатарский
Денежная единица российский рубль, украинская гривна
Площадь 26 945 км²
Форма правления парламентская республика
Председатель Совета министров Сергей Аксёнов
Председатель Государственного совета Республики Крым Владимир Константинов
Дипломатическое признание  Россия
История
 • 17 марта 2014 Провозглашение независимости
 • 18 марта 2014 Подписание договора о воссоединении Крыма с Россией
 • 21 марта 2014 Завершение юридической процедуры воссоединения Крыма с Россией[b]
Предшественники и преемники
Предшественники Преемники

Респу́блика Крым (укр. Республіка Крим, кр.-тат. Къырым Джумхуриети, Qırım Cumhuriyeti) — государство, существовавшее с 17 по 18 марта 2014 года. Располагалось на Крымском полуострове, включало территории Автономной Республики Крым и города Севастополя.

Независимость Республики Крым являлась заведомо временной и провозглашалась для юридического упрощения воссоединения Крыма с Россией[3], нося тем самым сугубо «технический», формальный характер[4]. Она была признана только Россией.

История

Провозглашение независимости и последовавшее уже на следующий день упразднение Республики Крым произошло в ходе воссоединения Крыма с Россией в феврале — марте 2014 года. Ему предшествовали антипрезидентские и антиправительственные акции на Украине. Гражданское противостояние в Крыму обострилось, когда в феврале 2014 года они привели к государственному перевороту на Украине: ряд решений новой власти (голосование Верховной рады об отмене закона об основах государственной языковой политики, подготовка закона о люстрации) способствовал мобилизации значительного количества этнических русских, составлявших большинство населения Крыма, против новых властей Украины.

В отличие от 1990-х годов, Россия на этот раз оказала деятельную поддержку пророссийским силам в Крыму.

23—24 февраля[5] была осуществлена смена исполнительных органов власти Севастополя. 26 февраля сторонники Меджлиса крымскотатарского народа и новой украинской власти попытались занять здание крымского парламента и заблокировать его работу. Рано утром 27 февраля российский спецназ занял здания органов власти АР Крым[6], после чего депутаты Верховного Совета АР Крым, собравшиеся в здании парламента, отправили в отставку правительство Анатолия Могилёва и приняли решение о проведении 25 мая общекрымского референдума о расширении автономии полуострова в составе Украины. Новое правительство Крыма возглавил лидер партии «Русское единство» Сергей Аксёнов, заявивший о непризнании нового руководства Украины и обратившийся к руководству России за «содействием в обеспечении мира и спокойствия на территории Автономной Республики Крым»[7].

1 марта Совет Федерации удовлетворил официальное обращение президента Владимира Путина о разрешении на использование российских войск на территории Украины[8]. Российскими военнослужащими совместно с отрядами добровольцев были блокированы все объекты и воинские части ВС Украины на территории полуострова, командование которых отказалось подчиниться правительству Крыма. 6 марта была изменена формулировка вопроса, выносившегося на готовившийся референдум, — населению было предложено проголосовать о воссоединении Крыма с Россией. Власти АРК обратились к российскому руководству с просьбой о начале процедуры вхождения Крыма в Российскую Федерацию и приняли постановления об обособлении исполнительной власти и судебных органов крымской автономии от Украины[9][10]. Ещё до этого было объявлено о создании вооружённых сил крымской автономии.

Принятие Крыма в Россию на правах российского региона требовало соблюдения процедур, установленных федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года. Согласно этому документу, принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется исключительно по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства, причём инициатором такой процедуры должно быть именно иностранное государство (а не РФ). Россия, следовательно, нуждалась в согласии Украины на данную процедуру — согласии, получение которого было невозможно.

11 марта, с целью преодоления указанных проблем[11], Верховный Совет Автономной Республики Крым (большинством 78 депутатов Верховного Совета АРК из 81, принявшего участие в голосовании) и Севастопольский городской совет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя[12], в которой, со ссылкой на положения Устава Организации Объединённых Наций и ряд других международных документов, закрепляющих право народов на самоопределение, а также на решение Международного суда ООН о правомерности провозглашения независимости Косова, было заявлено о намерении руководства Автономной Республики Крым и города Севастополя провозгласить независимость Крыма в случае, если в результате референдума 16 марта 2014 года будет принято решение о вхождении Крымского полуострова, включая территории Автономной Республики Крым и города Севастополя, в состав России[12].

В Декларации было заявлено и название предполагаемого государства — предполагалось, что оно будет называться Республикой Крым, без указания на «автономный статус», провозглашался демократический светский и многонациональный характер государства, его обязательство поддерживать мир, межнациональное и межконфессиональное согласие на своей территории; заключительный пункт документа предполагал обращение к России с предложением о принятии в состав РФ.

Министерство иностранных дел Российской Федерации в тот же день заявило, что считает решение парламента Крыма объявить Декларацию о независимости абсолютно правомерным[13].

16 марта в Крыму состоялся референдум, по официальным результатам которого подавляющее большинство голосовавших поддержало воссоединение с Россией[14][15][16].

17 марта, опираясь на итоги референдума, Верховный Совет Автономной Республики Крым провозгласил Крым независимым суверенным государством — Республикой Крым, в которой Севастополь имеет особый статус, — и обратился к России с предложением о принятии Республики Крым в состав РФ в качестве субъекта со статусом республики[17][18]. Согласно принятому ВС АРК постановлению о правопреемстве республики, «территория Республики Крым определяется границами Автономной Республики Крым и города Севастополя, существовавшими на день провозглашения Республики Крым как независимого суверенного государства»[19]. Парламент стал именоваться Государственным советом[20][21] и получил статус высшего органа власти республики. Депутатский состав парламента предполагалось сохранить до сентября 2015 года[3]. Согласно принятому решению, до принятия новой редакции Конституции республики в силе была оставлена Конституция АРК 1998 года[22].

Парламент Крыма постановлением одобрил также частичную отмену законодательства Украины и передал имущество и денежные средства украинских государственных органов, а также государственную собственность Украины в распоряжение Республики Крым[3]. В частности, были национализированы порты Крыма и расположенное на территории Крыма имущество «Черноморнефтегаза» и «Укртрансгаза»[23], Керченская паромная переправа, Керченский государственный морской технологический университет, Южный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии, а также собственность Администрации морских портов Украины, Севастопольского регионального представительства классификационного общества «Регистр судоходства Украины» и Севастопольского филиала Инспекции по подготовке и дипломированию моряков, дорожная (в том числе железнодорожная) инфраструктура Крыма, аэронавигация полуострова, была создана собственная авиакомпания «Универсал-Авиа», которая ранее осуществляла нерегулярные перевозки. Были национализированы заповедники, природные парки, лесхозы и охотничьи хозяйства. Под национализацию попала 131 компания агропромышленного комплекса, среди которых винодельческие заводы «Магарач» и «Массандра», завод шампанских вин «Новый Свет». Было принято решение о создании Пограничной службы республики и ряда других ведомств — Агентства рыбного хозяйства, Службы статистики, Республиканского комитета по геологии и природным ресурсам. Ряд органов власти республики был преобразован в министерства — в частности, Министерство топлива и энергетики и Министерство по информации и массовым коммуникациям[24]. Исполнительные органы АРК были переименованы в органы власти РК, в частности, крымское правительство стало называться Советом министров Республики Крым[17].

В то же время депутаты продлили на некоторое время действие на территории провозглашённой республики судебных органов Украины, а также бюджетного и налогового кодексов Украины[3].

Депутаты приняли временное положение о Банке Крыма, на который были возложены «защита и обеспечение устойчивости денежного обращения; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчётов». Официальной денежной единицей Республики Крым был объявлен российский рубль, при этом было объявлено, что гривна будет иметь такой же статус до 1 января 2016 года. Парламент поручил Совету министров Крыма подготовить проект обращения к Российской Федерации об оказании финансовой помощи в объёме, необходимом для бесперебойного функционирования бюджетной системы страны[3]. Было принято решение о переходе с 30 марта 2014 года на московское время (по состоянию на 30 марта 2014 года — UTC+4), действовавшее на территории АР Крым в первой половине 1990-х годов[25].

Государственный Совет Республики Крым уполномочил Сергея Аксёнова и Владимира Константинова подписать договор о принятии Крыма в состав Российской Федерации[26].

На внеочередном пленарном заседании городского совета Севастополя 17 марта были утверждены результаты общекрымского референдума на территории Севастополя, было решено поддержать провозглашение независимости Крыма, переименовать Севастопольский городской совет в Законодательное собрание, а также уполномочить председателя координационного совета по организации Севастопольского городского управления по обеспечению жизнедеятельности Севастополя Алексея Чалого подписать межгосударственный договор о принятии города-героя с особым статусом Севастополя в состав Российской Федерации[27].

Указ президента России о признании Республики Крым

Россия в тот же день признала независимость республики[28][29][30][31] и одобрила проект договора о принятии Крыма[32].

18 марта 2014 года в Георгиевском зале Кремля договор был подписан[33][34], в составе России были образованы два новых субъекта Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. 21 марта президент Российской Федерации Владимир Путин подписал законы о принятии Крыма и Севастополя в состав России и о ратификации договора[1], в Крыму процедура ратификации не проводилась.

Международно-правовой статус Республики Крым

Общий статус республики и вопрос о наличии признаков государственности

С точки зрения России, Республика Крым к моменту её вхождения в РФ являлась суверенным и независимым государством[29], реализующим своё право на слияние с другим государством. Будучи признана только Россией, Республика Крым может рассматриваться как самопровозглашённое государство, распространёнными критериями которых являются «критерии государственности» по конвенции Монтевидео: наличие постоянного населения, определённой территории, собственного правительства, способности ко вступлению в отношения с другими государствами[35]. Республика Крым имела «определённую территорию» (хотя и неурегулированную окончательно) и население[35]; крымские активисты «пытались установить свою власть на полуострове» и исключить украинское управление им, стремясь обеспечить признание «эффективного» характера их сецессии[36].

Вместе с тем, «существенное российское присутствие» позволяет критикам ставить под вопрос наличие у республики соответствие критерию наличия собственного эффективного правительства[37], а тот факт, что территория республики являлась целиком спорной, выдвигается в качестве возражения тезису о наличии у республики одного из фундаментальных свойств государства — собственно «определённой территории»[38]. «Способность ко вступлению в отношения с другими государствами» ставится под сомнение ввиду кратковременного существования РК[39], кроме того, она сковывалась тем, что референдум и провозглашение независимости (как и последовавшее формальное включение в РФ) не получили международного признания: в частности, Генеральная Ассамблея ООН в дальнейшем приняла резолюцию, которая не носит обязывающего характера, в которой «призывает все государства, международные организации и специализированные учреждения не признавать любое изменение статуса Автономной Республики Крым и города Севастополя…»[40].

Вопрос о правомерности сецессии и применимости права на самоопределение

Выход Автономной Республики Крым и Севастополя из состава Украины противоречит Конституции Украины, согласно которой вопрос изменения границ Украины должен решаться только на всеукраинском референдуме, назначаемом Верховной радой Украины. Руководство России в этой связи опирается на прецедент с признанием одностороннего провозглашения независимости Косова и концепцию «возмещающего отделения»[41]; по утверждению РФ, предусмотренное Уставом ООН и Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года № 2625 (XXV), право на самоопределение, в том числе на «свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним», было реализовано «в экстремальных условиях невозможности реализации [населением Крыма] права на самоопределение в рамках Украины, усугубившихся приходом к власти незаконных властей, которые не представляют весь украинский народ»[42].

Западные исследователи выдвигают тезисы о соблюдении внутреннего самоопределения («с точки зрения международного права автономный статус республики Крым с его особыми полномочиями фактически уже исчерпывает право на самоопределение»), проведения референдума в условиях военного вмешательства («противоречившего императивным нормам международного права», в силу чего даже «искреннее желание крымчан присоединиться к России» не делает референдум законным[c]), нарушении обязательств России по признанию границ Украины и невмешательству во внутренние дела страны[43], наконец, ставятся под сомнение соответствие жителей Крыма понятию «народа»[41] и само самоопределение населения полуострова[44], а также применимость концепции «возмещающего отделения» (самой по себе спорной) и косовских аналогий к крымской ситуации. Российские исследователи, в основном, признают его правомерным и соответствующим концепции возмещающего отделения, а военную поддержку властям самопровозглашённой республики рассматривают как призванную «избавить народ Крыма от насильственных действий <…> лишающих граждан возможности провести референдум»[45][46].

Примечания

  1. Согласно ст. 1, п. 1 Договора; ст. 1, п. 3 ФКЗ Архивная копия от 5 апреля 2014 на Wayback Machine.
  2. Подписание президентом РФ Владимиром Путиным законов о принятии Крыма, ранее одобренных обеими палатами парламента[1][2]
  3. Впрочем, легитимность референдума рядом авторов допускается, см. напр. Rein Müllerson. Ukraine: Victim of Geopolitics // Chinese Journal of International Law. — Vol. 13. — No. 1 (March 2014). — PP. 133—145
  1. 1,0 1,1 Подписаны законы о принятии Крыма и Севастополя в состав России. Дата обращения: 29 марта 2014. Архивировано 26 октября 2014 года.
  2. Церемония подписания законов о принятии Крыма и Севастополя в состав России. Президент России. Дата обращения: 12 апреля 2019. Архивировано 22 октября 2016 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Крым начал процедуру присоединения к РФ, объявив о независимости. РИА Новости (17 марта 2014). Архивировано 27 сентября 2017 года.
  4. Игнатов А. В. Референдум в Крыму: правовые аспекты организации и проведения // Гражданин. Выборы. Власть / под общ. ред. Б. С. Эбзеева. — Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2014. — Май – август (№ 2). — С. 51—60. Архивировано 9 декабря 2017 года.
  5. Севастопольцы чуть не разгромили администрацию, но все же добились обещания передать все дела Алексею Чалому Архивировано 17 октября 2016 года.
  6. Кондрашов А. Документальный фильм «Крым. Путь на Родину». Россия 1. Архивировано 15 марта 2015 года.
  7. Обращение Председателя Совета министров АРК Сергея Аксенова, Пресс-служба Верховного Совета АРК (1 марта 2014). Архивировано 8 ноября 2014 года.
  8. Совет Федерации разрешил Путину ввести войска на Украину. Дата обращения: 24 августа 2016. Архивировано 4 марта 2014 года.
  9. Об изменениях в системе и структуре органов исполнительной власти Автономной Республики Крым. Дата обращения: 23 августа 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  10. О правосудии в Автономной Республике Крым. Дата обращения: 23 августа 2016. Архивировано 6 апреля 2016 года.
  11. Парламент Крыма принял декларацию независимости. Дата обращения: 30 марта 2019. Архивировано 6 марта 2016 года.
  12. 12,0 12,1 Парламент Крыма принял Декларацию о независимости АРК и г. Севастополя. Дата обращения: 30 марта 2014. Архивировано 13 марта 2014 года.
  13. Заявление МИД Российской Федерации о принятии Декларации о независимости Автономной Республики Крым и г. Севастополя. Дата обращения: 30 марта 2014. Архивировано 14 марта 2014 года.
  14. Заключение по референдуму в Крыму 16 марта (недоступная ссылка). Совет при Президенте РФ. Дата обращения: 1 апреля 2014. Архивировано 7 апреля 2014 года.
  15. Результаты общекрымского референдума. Дата обращения: 17 марта 2014. Архивировано 17 марта 2014 года.
  16. Горсовет Севастополя принял решение о вступлении в состав России в качестве отдельного субъекта Федерации – города федерального статуса. Крым онлайн (17 марта 2014). Архивировано 17 марта 2014 года.
  17. 17,0 17,1 Парламент Крыма провозгласил независимость полуострова. Российская газета (17 марта 2014). Архивировано 12 июня 2020 года.
  18. Крым провозглашен независимым суверенным государством – Республикой Крым. Архивировано 22 октября 2014 года.
  19. Постановление ВС АРК от 17 марта 2014 года № 1748-6/14 «О правопреемстве Республики Крым». Дата обращения: 23 августа 2016. Архивировано 6 апреля 2016 года.
  20. Верховный Совет АРК переименован в Государственный Совет Республики Крым. Государственный Совет Республики Крым (17 марта 2014). Архивировано 17 марта 2014 года.
  21. Верховный Совет Крыма переименован в Госсовет республики. Дата обращения: 31 марта 2014. Архивировано 20 марта 2014 года.
  22. Верховный Совет Крыма провозгласил парламент высшим органом власти (17 марта 2014). Архивировано 13 апреля 2014 года.
  23. Крым национализировал «Черноморнефтегаз. Дата обращения: 31 марта 2014. Архивировано 19 октября 2017 года.
  24. В Крыму созданы погранслужба, министерство информации и министерство топлива и энергетики. ИТАР-ТАСС (17 марта 2014). Дата обращения: 30 марта 2014. Архивировано 12 ноября 2014 года.
  25. Названа дата перехода Крыма на московское время. Дата обращения: 5 апреля 2014. Архивировано 19 октября 2017 года.
  26. В. Константинов и С. Аксенов уполномочены подписать межгосударственный договор о принятии Республики Крым и города с особым статусом Севастополя в состав Российской Федерации. Государственный Совет Республики Крым (17 марта 2014). Архивировано 29 ноября 2014 года.
  27. На сессии городского Совета утверждены результаты общекрымского референдума 16 марта 2014 года (17 марта 2014). Дата обращения: 17 марта 2014. Архивировано 17 марта 2014 года.
  28. Подписан Указ о признании Республики Крым, kremlin.ru (17 марта 2014). Архивировано 17 марта 2014 года.
  29. 29,0 29,1 Указ Президента Российской Федерации от 17.03.2014 г. № 147 «О признании Республики Крым». Дата обращения: 24 августа 2016. Архивировано 23 октября 2018 года.
  30. Кремль: Путин подписал указ «О признании Республики Крым». ИТАР-ТАСС (17 марта 2014). Архивировано 17 марта 2014 года.
  31. Президент РФ подписал указ о признании независимости Крыма. Архивировано 20 марта 2014 года.
  32. Распоряжение Президента Российской Федерации от 17.03.2014 г. № 63-рп «О подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов». Дата обращения: 24 августа 2016. Архивировано 7 апреля 2016 года.
  33. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Дата обращения: 31 марта 2014. Архивировано 18 марта 2014 года.
  34. Путин, Константинов, Аксенов и Чалый подписали договор о принятии в РФ Республики Крым. Дата обращения: 31 марта 2014. Архивировано 18 марта 2014 года.
  35. 35,0 35,1 Vebi Kosumi. Can Crimea Claim Secession and Accession to Russian Federation in Light of Kosovo’S Independence?. — AuthorHouse, 2018-02-27. — 96 с. — ISBN 9781546288886. Архивная копия от 29 марта 2019 на Wayback Machine
  36. Th. Christakis. Self-Determination, Territorial Integrity and Fait Accompli in the Case of Crimea (англ.). — Rochester, NY: Social Science Research Network, 2014-11-03. — No. ID 2531321.
  37. A. Šućur. Observing the Question of Secession in the Wake of Recent Events in Kosovo, Abkhazia, South Ossetia and Crimea (англ.) // Zagrebačka pravna revija. — 2014. — Vol. 3, iss. 3. — P. 275—301. Архивировано 30 марта 2019 года.
  38. Borgen, 2015, p. 251: «At the time that Crimea declared independence, its territory was completely contested—this was not an issue of where the border between Crimea and Ukraine should be, but a dispute over the whole of Crimea. Moreover, it was very much in doubt whether Crimea had a functional government or the capacity to enter into international relations: Crimea as a supposedly independent entity would not exist but for Russian military intervention. And the control of Crimean territory seemed to be more under the command of the Russian President than the Crimean authorities.».
  39. Guest Post: The Russia-Crimea Treaty (англ.). Opinio Juris (20 марта 2014). Дата обращения: 30 марта 2019. Архивировано 30 марта 2019 года.
  40. Генассамблея ООН приняла резолюцию в поддержку территориальной целостности Украины. ИТАР-ТАСС (27 марта 2014). Архивировано 4 мая 2014 года.
  41. 41,0 41,1 S. F. van den Driest. Crimea’s Separation from Ukraine: An Analysis of the Right to Self-Determination and (Remedial) Secession in International Law Архивная копия от 27 мая 2018 на Wayback Machine // Netherlands International Law Review. — Volume 62. — Issue 3 (December 2015). — P. 329—363.
  42. Правовые обоснования позиции России по Крыму и Украине. Дата обращения: 30 марта 2019. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  43. Prof. Dr. Otto Luchterhandt. Die Völkerrechtswidrigkeit der Unabhängigkeitserklärung und des Referendums der Krim Архивная копия от 24 января 2022 на Wayback Machine // Wissenschaftliche Beiträge des Ostinstituts Wismar. — 2014. — Heft 2.
  44. T. McDougal. A New Imperialism? Evaluating Russia’s Acquisition of Crimea in the Context of National and International Law // BYU Law Review. — 2015-12-31. — Т. 2015, вып. 6. — С. 1847—1888. Архивировано 30 марта 2019 года.
  45. Томсинов В. А. Международное право с точки зрения воссоединения Крыма с Россией // Законодательство. — 2014. — № 7.
  46. Томсинов В. А. «Крымское право», или Юридические основания для воссоединения Крыма с Россией. Вестник Московского университета. Серия 11 «Право». 2014. № 2 (2014). Дата обращения: 30 марта 2019. Архивировано 13 июля 2018 года.

Ссылки