Севастопольская военно-морская база
Севастопольская военно-морская база СевВМБ | |
---|---|
| |
Страна |
|
Подчинение | Командующий Черноморским флотом |
Входит в | Черноморский флот |
Тип | военно-морская база |
Дислокация | Севастополь, Республика Крым |
Севастопольская военно-морская база — главная военно-морская база Черноморского флота ВМФ ВС России.
История военно-морской базы


Севастопольская военно-морская база - это важный военный объект, расположенный на черноморском побережье Крымского полуострова. История военно-морской базы восходит к концу XVIII века, когда Российская империя присоединила Крым и построила порт, чтобы установить сильное военно-морское присутствие в регионе.[1]
Строительство Севастопольского порта началось в 1772 году во время русско-турецкой войны (1768-1774) и было завершено в 1783 году. 13 мая 1783 года первые одиннадцать кораблей Российского императорского флота прибыли в Севастопольскую бухту, положив начало долгой и богатой истории военно-морской базы.[1]
Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) Черноморский флот вёл активные боевые действия на море — обеспечивал переброску, снабжение и артиллерийскую поддержку русских войск на Кавказском побережье, успешно боролся с турецким военным и торговым флотом, вёл бои с отдельными паровыми кораблями коалиции, проводил обстрелы их лагерей и артиллерийскую поддержку своих войск. В июне — июле 1854 года превосходящие силы флота союзников (Англия, Франция, Турция и Сардиния) — 34 линейных корабля и 55 фрегатов (в том числе большинство паровых) блокировали русский флот (14 линейных парусных кораблей, 6 фрегатов и 6 пароходо-фрегатов) в бухте Севастополя. 9 (21) сентября 1854 года на военном совете, было принято решение: затопить на входе в бухту самые старые корабли — 5 линейных кораблей и 2 фрегата — и употребить их артиллерию и команду для усиления гарнизона. Оборона Севастополя длилась 349 дней. Хотя в результате русские войска отошли на Северную сторону, они оставили противнику одни развалины. Город частично был оккупирован союзными войсками с 30 августа 1855 по 23 июня 1856 года.
В первый день Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года город подвергся бомбардировке немецкой авиации[2], целью которой было минировать с воздуха бухты, блокировать флот. План был сорван зенитной и корабельной артиллерией Черноморского флота. Налеты на город и корабли продолжались в Севастополе ежедневно. Немецкие войска вторглись в Крым 20 октября 1941 года и уже 30 октября подошли к окраинам Севастополя. Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей. 9—10 ноября вермахту удалось полностью окружить город с суши. Оборона города продолжалась 250 дней до 4 июля 1942 года[3].
9 мая 1944 года в результате Крымской наступательной операции, город был освобожден от немецко-фашистских войск. В июле-ноябре 1944 года велось сплошное траление бухты (ликвидировано 12 мин), в это же время 2 корабля подорвались на минах и отмечен 1 самоподрыв мины. Затем проводилось контрольное бомбометание, от которого сдетонировала ещё 1 мина. С поступлением на вооружение новых противоминных и водолазных средств с 1950 по 1953 года проводилось новое сплошное обследование всех бухт Севастополя, выявившее 24 мины.[4]
Акватория
Севастопольская военно-морская база полностью расположена на административной территории города-героя Севастополя. Имеет несколько причалов, расположенных в нескольких бухтах Севастополя — Северной, Южной, Карантинной и другие.
Боновое заграждение
Вход в Северную бухту с моря до 1990-х годов защищался противолодочным и противокатерным боно-сетевым заграждением (БСЗ) для защиты от торпед, выпущенных с подводной лодки, и против прорыва в бухту торпедных катеров. Первая линия противокатерных бон с двумя концевыми противоторпедными сетями была поставлена в 1954 году; вторая линия состояла из 15 противоторпедных сетей, но не доходила полностью до берегов бухты, а крайние полотнища сетей, протяжённостью 70 метров, не достигали дна бухты — у южного берега (Александровский мыс) на 3—6 метров при глубине в этом месте 6—9 метров, у северного берега (Константиновский мыс) — на 4—6 метров при глубине 6—11 метров. Первая линия боно-сетевого заграждения состояла из чередующихся шпал и рейдовых бочек. Секции сетевого заграждения второй линии, составленные из колец малого диаметра, имели массу 2—3 тонны, длину 70 метров и глубину до 15 метров каждая. Общая протяжённость сетевого заграждения во второй линии составляла 1220 м[5].
В середине сетевого заграждения были предусмотрены ворота шириной 140 метров (при глубине моря в этом месте 18 м). Ворота первой линии также имели ширину 140 метров и закрывались боковыми воротами при помощи дежурного буксира (ворота открывались и закрывались с разрешения оперативного дежурного штаба флота по приказанию оперативного дежурного дивизии кораблей охраны водного района (ОВР) через командный пункт управления районом. В светлое время суток ворота заграждения должны были находиться открытыми. Их закрытие должно было производится: полностью — по приказанию командира дивизии ОВРа, частичное (только ворота первой линии в светлое время суток) — по приказанию оперативного дежурного штаба дивизии ОВРа. Закрытие на «малый проход» для катеров в тёмное время суток выполнялось только по приказанию оперативного дежурного штаба дивизии ОВРа с разрешения оперативного дежурного штаба флота. В тёмное время суток ворота боковых и сетевых заграждений должны были быть закрытыми и открываться полностью только с разрешения оперативного дежурного штаба флота, согласно приказу по флоту. Однако по причине большого движения кораблей и плавсредств и слабого контроля со стороны оперативно-дежурной службы боковые ворота часто оставались открытыми. Наблюдения за заграждением производились днём и ночью с Константиновского рейдового поста, при штормовой погоде ночью линии заграждения освещались прожекторами[6].
Система базирования
Севастопольская бухта
Минная стенка
Минная стенка или Минный причал расположена на северо-западном берегу Южной бухты Севастополя, южнее Графской пристани. Ещё до Революции 1917 года здесь швартовались эскадренные миноносцы Минной бригады Черноморского флота. В начале 1950-х годов на месте дощатого Минного причала был построен новый причал с твёрдым покрытием. Причальную линию новой Минной стенки (причалы № 84 и 85[7]) заняли корабли 187-й бригады эскадренных миноносцев эскадры ЧФ. К Минной стенке ведёт широкая лестница-спуск со стороны улицы Ленина[8].
Бочки
Причалы Северной стороны
- 12-й, 13-й, 14-й, 15-й причалы
После Великой Отечественной войны в связи с численным увеличением корабельного состава Эскадры Черноморского флота, потребовались новые места для стоянки кораблей. Для этого на участке скалистого берега Северной стороны между Севастопольским доком и бухтой Голландия флот приступил к строительству 12-го, 13-го и 14-го причалов. Были построены причалы и создана необходимая инфраструктура: портальный кран (для погрузки ракет), здание ремонтной мастерской, музей, оборудованы подъездные пути. Корабли 2-го ранга 21-й бригады противолодочных кораблей швартовались у 14-го причала, ракетные корабли из состава 150-й бригады ракетных кораблей швартовались у 12-го причала[9].
- Нефтяная гавань
Куриная стенка
Между Инженерной и Доковыми бухтами находятся причалы № 7 и № 8 так называемой Куриной стенки или пристани. Здесь ранее базировались малые ракетные корабли 166-го Краснознамённого Новороссийского дивизиона малых ракетных кораблей[10]. .
Килен-бухта
Угольная пристань
Другие бухты
Карантинная бухта
В Карантинной бухте на четырёх причалах базируются ракетные катера проекта 1241.
Стрелецкая бухта
Балаклавская бухта
До 1990-х годов в Балаклавской бухте базировались дизель-электрические подводные лодки 27-й и 155-й бригад подводных лодок ЧФ.
Корабли и суда, дислоцированные в Севастополе
Данные в этой статье приведены по состоянию на июнь 2010 года. |
Северная бухта
- ГРКР «Москва». Бортовой номер — 121
- БПК «Керчь». Бортовой номер — 753 (выведен из состава флота в 2015 г.)
- БПК «Сметливый». Бортовой номер — 870 (выведен из состава флота в 2020 г.)
- СКР «Ладный». Бортовой номер — 861
- СКР «Пытливый». Бортовой номер — 868
- Фрегат «Адмирал Григорович». Бортовой номер — 494
- Фрегат «Адмирал Эссен». Бортовой номер — 751
- Фрегат «Адмирал Макаров». Бортовой номер — 799
- БДК «Николай Фильченков» на ремонте в Севастополе. Бортовой номер — 152
- БДК «Орск». Бортовой номер — 148
- БДК «Саратов». Бортовой номер — 150
- БДК «Азов». Бортовой номер — 151
- БДК «Новочеркасск». Бортовой номер — 142
- БДК «Цезарь Куников». Бортовой номер — 158
- БДК «Ямал». Бортовой номер — 156
- МПК «Александровец» на ремонте в Севастополе. Бортовой номер — 059
- МПК «Суздалец». Бортовой номер — 071
- МПК «Муромец». Бортовой номер — 064
- МПК «Владимирец». Бортовой номер — 060
- РКВП «Бора». Бортовой номер — 615
- РКВП «Самум». Бортовой номер — 616
- МРК «Штиль». Бортовой номер — 620
- МРК «Мираж». Бортовой номер — 617
Южная бухта
- 418-й дивизион тральщиков
- МТЩ «Ковровец». Бортовой номер — 913
- МТЩ «И. К. Голубец». Бортовой номер — 911
- МТЩ «Турбинист». Бортовой номер — 912
- МТЩ «Вице-адмирал Жуков». Бортовой номер — 909
- Б-871 «Алроса»
- Б-380 «Святой князь Георгий» на ремонте в Севастополе
- ПЗС-50
- УТС-247
- ТЛ-997 (торпедолов). Бортовой номер — 997
- ТЛ-1539 (торпедолов). На ремонте в Севастополе. Бортовой номер — 1539
- ВМ-122
Карантинная бухта
- 295-й Сулинский дивизион ракетных катеров
- РКА «Р-60». Бортовой номер — 955
- РКА «Р-239». Бортовой номер — 953
- РКА «Р-109». Бортовой номер — 952
- РКА «Р-71». Бортовой номер — 962
- РКА «Ивановец». Бортовой номер — 954
- КВМ-332
- КВМ-702
- БУК-645. Бортовой номер — 645
- ТЛ-857 (торпедолов). Бортовой номер — 857
Командиры базы
Базой в различное время командовали[11]:
- 12 апреля 1944 — 11 октября 1944 — капитан 1-го ранга А. М. Филиппов;
- 11 октября 1944 — 7 февраля 1945 — вице-адмирал В. Г. Фадеев.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Flottenstützpunkt Sewastopol (нем.) ?. Дата обращения: 26 ноября 2018.
- ↑ Сетевое издание «ТВ Центр — Москва» (www.tvc.ru)/ «Севастополь одним из первых встретил врага: как началась война в Крыму». . Дата обращения: 23 июня 2020. Архивировано 26 июня 2020 года.
- ↑ "Нас не слышит земля": 250 дней и ночей обороны Севастополя . ТАСС (4 июля 2017). Дата обращения: 18 мая 2023.
- ↑ Шубочкин Е., Колпаков А., Коржавин Б. Гибель ЛК «Новороссийск»: мина маловероятна. // Морской сборник. — 1992. — № 10. — С.57—61.
- ↑ Каржавин, Б. А., 1991, с. 28.
- ↑ Каржавин, Б. А., 1991, с. 28—29.
- ↑ Загорский, В. В., 1997, с. 42.
- ↑ Касатонов, И. В., 2009, с. 299—302.
- ↑ Касатонов, И. В., 2009, с. 302, 304.
- ↑ Костриченко В. В. 41-я бригада ракетных катеров // Тайфун : альманах. — 2000. — Вып. 28, № 9. — С. 24—28.
- ↑ Российский Черноморский флот, 2008, с. 433.
Литература
- Загорский, В. В. 1. Навигационные аварии (Спецвыпуск альманаха «Очерки военно-морской истории») // Аварии и катастрофы ВМФ СССР (1975—1996). — Харьков, 1997.
- Каржавин, Б. А. Тайна гибели линкора «Новороссийск». — СПб.: Политехника, 1991. — 271 с. — 2500 экз. — ISBN 5-7325-0086-3.
- Касатонов, И. В. Сорок лет 30-й дивизии Черноморского флота: через все эпохи и потрясения. — М.: Вагриус, 2009. — 352 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9697-0754-2.
- Костриченко, В. В., Айзенберг, Б. А. 3. Пожары и взрывы // ВМФ СССР и России. Аварии и катастрофы. — Харьков, 1998. — 1000 экз.
- Российский Черноморский флот. Исторический очерк / вице-адмирал А. Д. Клецков. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2008. — 728 с. — 4000 экз.