Город федерального значения
Город федерального значения — город, являющийся субъектом Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 65), такой статус имеют три города: Москва, Санкт-Петербург (оба непрерывно с 1931 года) и Севастополь (в 1948—1954 и с 2014 года)[1]. На данные города приходится 0,03 % территории страны, но 13,21 % её населения и около четверти ВВП. Первые два города в разное время выполняли или выполняют функции столиц Российского государства.
Кроме того, согласно Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, в отношениях с Российской Федерацией на период аренды ею комплекса космодрома Байконур (до 2050 года) наделяется город Байконур (город областного подчинения Кызылординской области Республики Казахстан)[2], однако частью России он при этом не является — договор прямо определяет город как административную единицу Казахстана, хотя и функционирующую в условиях аренды.
История
Предшественниками городов федерального значения примерно можно считать градоначальства Российской империи — города с прилегающими землями, выделенные из губерний вследствие их особого значения или географического положения, и непосредственно подчинявшиеся министру внутренних дел, морскому министру и другим. После Февральской революции градоначальства подверглись преобразованию, а после Октябрьской революции — ликвидированы (чаще всего преобразовывались в уезды или округа).
В 1931 году два крупных города СССР — Москва (16 июня)[3] и Ленинград (3 декабря)[4][5] — были вновь выделены в отдельные административные единицы, называемые города республиканского подчинения. В 1943 году к категории городов республиканского подчинения были отнесены Свердловск[6], Челябинск, Молотов, Новосибирск, Саратов, Куйбышев[7] и Горький[8], в 1945 году — Сталинград[9] и Ростов-на-Дону[10], в 1947 году — Омск[11], в 1948 году — Сочи[12] и Севастополь[13], в 1951 году — Красноярск[14]. Севастополь в 1954 году был передан из состава РСФСР в состав УССР, а города Горький, Красноярск, Куйбышев, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Саратов, Свердловск, Сочи, Сталинград и Челябинск были лишены статуса городов республиканского подчинения РСФСР и переданы в соответствующие краевые и областные подчинения в 1958 году[15]. К моменту распада СССР в составе РСФСР числилось лишь два города республиканского подчинения — Москва и Ленинград, которому в 1991 году было возвращено историческое название Санкт-Петербург. 31 марта 1992 года оба города вместе с остальными российскими регионами[a] подписали Федеративный договор. В январе 1993 года Москва и Санкт-Петербург получили статус городов федерального значения[16]. Действующей Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, города федерального значения определены как одна из разновидностей субъектов Российской Федерации.
Байконур
Город Байконур в отношениях с Россией обладает статусом, который соответствует статусу города федерального значения России — по совместному российско-казахстанскому соглашению; в Казахской ССР город был отнесён к категории городов республиканского подчинения 22 июля 1987 года[17][b].
История статуса и аналоги в СНГ
Практика выделения крупных (как правило столичных) городов из окружающих их областей получила широкое распространение в СССР. При этом с 1954 года лишь в РСФСР и УССР количество таких городов стабильно превышало 1. В остальных республиках их количество не превышало 1. Особая ситуация сложилась с Севастополем, который после 1948 года фактически стал городом всесоюзного подчинения.
При этом следует учитывать то обстоятельство, что в целом ряде союзных республик вообще не существовало областного деления либо сосуществовали в рамках одной республики и регионы с областным (АССР, АО) статусом, при этом остальная часть республики была т. н. «районами республиканского подчинения», поэтому в Эстонской, Латвийской, Литовской, Молдавской, Грузинской, Азербайджанской, Армянской, Киргизской и Таджикской ССР к категории «городов республиканского подчинения» относились все крупные города указанных республик.
В остальных республиках бывшего Союза ССР ситуация с городами сложилась по-разному. Так, в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и на Украине фактически сохранилась советская система категорий городов. Целый ряд городов при этом был выделен из состава областей в самостоятельные единицы уже новыми властями по отработанной советской властью схеме (Алма-Ата, Астана и Шымкент в Казахстане, Бишкек и Ош в Киргизии, Душанбе в Таджикистане, Ашхабад в Туркмении). В России новых городов федерального значения в этот период не возникло, за исключением ситуации с присоединением Севастополя, который уже имел данный статус ранее. Предложения придать такой статус Новосибирску, Екатеринбургу, Сочи и некоторым другим городам и вывести их из областного (краевого) подчинения поддержки не нашли[20]. В 2020 году посёлок городского типа Сириус стал федеральной территорией, сохраняя статус краевого подчинения в Краснодарском крае.
Севастополь
Конституция УССР 1978 года (в отличие от Конституции РСФСР) не содержала указания на то, что города республиканского подчинения не входят в состав областей. Таким образом, формальный статус таких городов не изменился с принятием в 1978 году новой конституции УССР, а город Севастополь продолжил иметь тот же статус, которым обладал на момент передачи Крымской области в состав УССР. 12 февраля 1991 года город республиканского подчинения Киев был выведен из состава Киевской области[21]. Одновременно с этим была восстановлена Крымская АССР в границах Крымской области, таким образом Севастополь вошёл в состав Республики Крым (Крымской АССР), что было отражено в её конституции 1992 года. В 1996 году была принята новая Конституция Украины, в соответствии с которой Севастополь не входил в состав АР Крым, упоминания о Севастополе были убраны из крымской конституции 1995 года, это же было окончательно зафиксировано в Конституции АР Крым 1998 года. Таким образом, в 1991—2014 годах Украина имела два города с особым статусом, имеющих мало общего со статусом российских городов федерального значения касательно осуществления законодательных функций и полномочий самоуправления. При этом Севастополь фактически напрямую управлялся кабинетом министров Украины.
В феврале — марте 2014 года было осуществлено воссоединение Крыма с Россией, Севастополь был объявлен российскими властями городом федерального значения.
Особенности организации местного самоуправления
Города федерального значения заметно отличаются от всех прочих субъектов Российской Федерации действующей в них организацией местного самоуправления. Её специфика объясняется тем, что города федерального значения, представляя собой непрерывную зону сплошной городской застройки в достаточно тесных административных границах, создают сложные условия для становления местной власти. К числу проблем можно отнести чрезвычайно высокую плотность населения, транспортную связанность и вызванную ею повышенную мобильность местных жителей, существование единой сети городской инфраструктуры, трудности в выделении вопросов сугубо местного значения, обилие объектов культурного наследия и т. д.[22][23]
Хорошо испытанный за рубежом опыт установления «двойного статуса» органов городской власти, когда они одновременно признаются органами государственной власти и органами местного самоуправления, неприемлем с точки зрения российской Конституции[24]. Статья 12 основного закона прямо и недвусмысленно исключает органы местного самоуправления из системы органов государственной власти:
Статья 12. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти[25].
Единственной попыткой воплощения концепции единства городской власти в российских реалиях стал в своё время Устав города Москвы, который вплоть до 2001 года предусматривал положение о том, что органы власти города Москвы, включая мэра, правительство и городскую думу, «одновременно являются органами городского (местного) самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации и обладают всеми законодательно установленными полномочиями указанных органов»[26]. Однако в 2000 году Верховный суд Российской Федерации признал такую практику не соответствующей предписаниям Конституции[27], что вынудило московские власти поэтапно отойти от её реализации.
Таким образом, единой общегородской муниципальной власти наподобие той, что функционирует в других крупных городах России, в городах федерального значения быть не может. Между тем требования ст. 12 и ст. 131 Конституции Российской Федерации предполагают осуществление местного самоуправления на всей территории государства, что неоднократно подчёркивал в своих решениях Конституционный суд Российской Федерации[28][29].
Выходом из сложившейся ситуации стало образование в составе городов федерального значения внутригородских муниципальных образований, границы которых обычно соответствуют схеме административно-территориального деления города на районы. Однако власть на местах в городах федерального значения заметно отличается от всего того, что можно наблюдать в остальных субъектах Российской Федерации, территория которых тоже делится на множество муниципальных образований. Это выражается в ряде принципов, на которых сегодня зиждется муниципальное устройство городов федерального значения[30][23]:
- сохранение единства городского хозяйства — организация удовлетворения потребностей населения не на локальном, а на общегородском уровне (водоснабжение, теплоснабжение, городской транспорт и т. д.);
- субсидиарная ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предполагающая постоянное взаимодействие и сотрудничество разных уровней власти, а также их унификацию;
- сохранение единства бюджетной системы города — регулирование законами города объёмов доходов местных бюджетов и создание общегородских фондов выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
- реализация интересов жителей с учётом интересов населения других частей города препятствует получению преимуществ лицами, проживающих в пределах одного внутригородского муниципального образования, в ущерб благополучию городского сообщества в целом.
Указанные принципы обуславливают содержание ст. 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющей особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения. В нормах этой статьи прослеживается ряд изъятий из общих правил организации публичной власти на местах[23][31]:
Территориальная основа | Местный бюджет | Компетенция | Муниципальное имущество | Система органов местного самоуправления |
---|---|---|---|---|
Местное самоуправление осуществляется во внутригородских муниципальных образованиях города федерального значения, границы которых устанавливаются и изменяются с учётом мнения населения законами города федерального значения. | Источники доходов местных бюджетов закрепляются законами города федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.
Поступления, не отнесённые законом города к источникам доходов местных бюджетов, зачисляются в бюджет города федерального значения. |
Вопросы местного значения внутригородских муниципальных образований, а также полномочия по их осуществлению определяются законами города федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.
Вопросы местного значения и полномочия, не закреплённые за внутригородскими муниципальными образованиями, пополняют компетенцию органов государственной власти города федерального значения. |
Состав муниципального имущества определяется законом города федерального значения в соответствии с федеральным законом и с учётом перечня вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления. | В соответствии с законами городов федерального значения местная администрация во внутригородских муниципальных образованиях может не формироваться. |
В каждом из трёх существующих ныне городов федерального значения приняты собственные акты, наполняющие реальным содержанием общефедеральные установки.
- Город федерального значения Москва: Устав города Москвы[32], Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»[33]. В соответствии с этими нормативными документами местное самоуправление в Москве осуществляется в муниципальных округах (125), поселениях (19) и городских округах (2). Два последних вида внутригородских муниципальных образований появились в московском законодательстве после расширения границ города в 2012 году[34]. Подобный статус получили муниципальные образования, ранее входившие в состав Московской области.
- Город федерального значения Санкт-Петербург: Устав города Санкт-Петербурга[35], Закон города Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге»[36]. Местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется в 111 внутригородских муниципальных образованиях, среди которых выделяются 81 муниципальный округ, 21 посёлок и 9 городов[37].
- Город федерального значения Севастополь: Устав города Севастополя[38], Закон города Севастополя от 30 декабря 2014 года № 102-ЗС «О местном самоуправлении в городе Севастополе»[39]. Всего в Севастополе образовано 9 внутригородских муниципальных образований единого типа — муниципальный округ, а также 1 город[40].
Города федерального значения
Ниже приводится перечень городов федерального значения Российской Федерации по состоянию на 2022 год.
|
Финансы и бюджет
Традиционные города федерального значения РФ (Москва и Санкт-Петербург) отличаются высокопрофицитным бюджетом и низким уровнем трансфертов из федерального бюджета или в просторечии «регионами-донорами» (в Москве их доля в 2012—2014 годах колебалась в пределах 2—5 % всего бюджета, в Санкт-Петербурге составляла около 7 %)[45]. К примеру, бюджет Москвы в 2008 году был в своей расходной части больше бюджета всей Украины на 14 %, хотя население столицы тогда было в 4,5 раза меньше украинского. При этом если в бюджете Украины основными расходными частями были чистые затраты бюджетникам, то в московском основная доля приходилась и приходится на инвестиции, в первую очередь в улучшение городской инфраструктуры[46].
Севастополь, как вновь присоединённый город федерального значения, характеризуется своеобразной бюджетно-финансовой обстановкой. Здесь высока доля федеральных трансфертов (70 % бюджета), направленных в первую очередь на развитие социальной сферы (пенсии, пособия, зарплаты бюджетникам и проч.). Однако из-за относительно небольшого населения, все эти средства не удаётся сразу освоить и в городе, как и в республике Крым, формируется профицит бюджета. В результате, средний объём расходов на душу населения РФ является одним из самых высоких в стране, а бюджет города превышает бюджеты некоторых областей. Тем не менее, такую политику отчасти оправдывает взрывной рост населения Севастополя, темпы роста числа жителей которого многократно превышают среднероссийские показатели, в основном за счёт массовой иммиграции с Украины, формирующей до половины ежегодного прироста его населения после 2014 года.
См. также
- Категории городов (Россия)
- Города республиканского подчинения Казахстана
- Федеральные территории России
- Третья столица России
Примечания
Комментарии
Источники
- ↑ Конституция Российской Федерации . // Официальный интернет-портал правовой информации (11 апреля 2014). — «Статья 65
1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
<…>
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — города федерального значения;…». Дата обращения: 27 мая 2014. Архивировано 13 апреля 2014 года. - ↑ Международное соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года (ст. 1, п. 1) . Дата обращения: 18 сентября 2013. Архивировано 4 июня 2020 года.
- ↑ СССР: административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1974 года. — М.: Известия, 1974., стр. 128 Архивная копия от 14 июля 2014 на Wayback Machine
- ↑ Там же, стр. 116 Архивная копия от 14 июля 2014 на Wayback Machine
- ↑ Обращение ЦК ВКП(б), СНК СССР от 03.12.1931 «О жилищно-коммунальном хозяйстве Ленинграда» . Дата обращения: 7 мая 2016. Архивировано 8 августа 2016 года.
- ↑ Указ Президиума ВС РСФСР от 23.04.1943 О выделении города Свердловска в самостоятельный административно-хозяйственный центр
- ↑ Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1943 года «О выделении городов Челябинска, Молотова, Новосибирска, Саратова и Куйбышева в самостоятельные административно-хозяйственные центры»
- ↑ Указ Президиума ВС РСФСР от 10.06.1943 О выделении города Горького в самостоятельный административно-хозяйственный центр
- ↑ Указ Президиума ВС РСФСР от 04.09.1945 О выделении города Сталинграда в самостоятельный административно-хозяйственный центр
- ↑ Указ Президиума ВС РСФСР от 13.11.1945 О выделении города Ростова-на-Дону в самостоятельный административно-хозяйственный центр
- ↑ Указ Президиума ВС РСФСР от 20.03.1947 О выделении города Омска в самостоятельный административно-хозяйственный центр
- ↑ Указ Президиума ВС РСФСР от 27.08.1948 О выделении города Сочи в самостоятельный административно-хозяйственный центр
- ↑ Указ Президиума ВС РСФСР от 29.10.1948 № 761/2
- ↑ Указ Президиума ВС РСФСР от 31.08.1951 Об отнесении города Красноярска к категории городов республиканского (РСФСР) подчинения
- ↑ Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1958 года «О переводе гг. Горького, Красноярска, Куйбышева, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Саратова, Свердловска, Сочи, Сталинграда, Челябинска из республиканского в краевое и областное подчинения»
- ↑ Закон Российской Федерации от 9 декабря 1992 года № 4061-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России» Архивная копия от 26 февраля 2014 на Wayback Machine. Данный закон вступил в силу с момента опубликования в Российской газете 12 января 1993 года
- ↑ Указ Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 22 июля 1987 года «Об отнесении города Ленинска Кзыл-Ординской области к категории городов республиканского подчинения» (Протокол заседания Президиума Верховного Совета Казахской ССР, 1987 г., N 33)
- ↑ Указ Президента Республики Казахстан от 28 августа 1995 г. № 2428 «О признании утратившим силу Указа Президиума Верховного Совета Казахской ССР „Об отнесении города Ленинска Кзыл-Ординской области к категории городов республиканского подчинения“» . Дата обращения: 7 мая 2016. Архивировано 3 июня 2016 года.
- ↑ Справка по итогам посещения города Байконыр с 23 по 26 апреля 2006 года Архивная копия от 9 мая 2016 на Wayback Machine // Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан
- ↑ Депутат предлагает сделать Новосибирск городом федерального значения . Дата обращения: 15 июля 2021. Архивировано 15 июля 2021 года.
- ↑ Краткая история административного деления Украины. | Наш Край-Путешествуем по Украине . Дата обращения: 15 октября 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Устоев Алексей Владимирович. Проблемы местного самоуправления в мегаполисе (на примере г. Москвы) // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. — 2008. — Вып. 129. — С. 107–112. — ISSN 2079-0619. Архивировано 28 ноября 2021 года.
- ↑ 23,0 23,1 23,2 Ряжапов Нил Халиуллович. Особенности местного самоуправления в Москве и некоторые вопросы реализации органами местного самоуправления полномочий в области гражданской обороны // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. — 2011. — Вып. 1. — С. 80–86. — ISSN 2079-7001. Архивировано 28 ноября 2021 года.
- ↑ Муниципальное право Российской Федерации: учеб. пособие / [Ю. А. Дмитриев]; под ред. Ю. А. Дмитриева. — М.: Эксмо, 2005. — С. 1021. — 1196 с. — ISBN 5-699-09662-0. Архивная копия от 28 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Конституция РФ . Государственная Дума. Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 28 ноября 2021 года.
- ↑ Устав - Основной Закон города Москвы . pravo.gov.ru. Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 28 ноября 2021 года.
- ↑ Определение Верховного Суда РФ от 06.10.2000 N 5-Г00-111 . sudbiblioteka.ru. Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 28 ноября 2021 года.
- ↑ Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 N 3-П "По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года "Об органах исполнительной власти в... / КонсультантПлюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 28 ноября 2021 года.
- ↑ Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 N 15-П :: электронная библиотека юриста "Судебная система РФ" . sudbiblioteka.ru. Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 28 ноября 2021 года.
- ↑ Роальд Владимирович Бабун. Организация местного самоуправления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 081100 "Государственное и муниципальное управление" (квалификация (степень) "бакалавр"). — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: КноРус, 2013. — 272 с. — ISBN 978-5-406-02645-8. Архивная копия от 28 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Статья 79. Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения / КонсультантПлюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 28 ноября 2021 года.
- ↑ Устав города Москвы . duma.mos.ru. Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 22 апреля 2021 года.
- ↑ Органы власти / Сайт Москвы . www.mos.ru. Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 28 ноября 2021 года.
- ↑ Закон № 8 от 11.04.2012 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56 „Об организации местного самоуправления в городе Москве“» . mos.ru. Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 28 ноября 2021 года.
- ↑ Устав Санкт-Петербурга (с изменениями на 9 августа 2021 года) | Законодательное Собрание Санкт-Петербурга . www.assembly.spb.ru. Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 28 ноября 2021 года.
- ↑ Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге (с изменениями на 7 сентября 2021 года) | Законодательное Собрание Санкт-Петербурга . www.assembly.spb.ru. Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 28 ноября 2021 года.
- ↑ Перечень внутригородских муниципальных образований - Официальный сайт Администрации Санкт‑Петербурга . www.gov.spb.ru. Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 28 ноября 2021 года.
- ↑ Законодательное Собрание города Севастополя. Текст Закона . sevzakon.ru. Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 11 ноября 2021 года.
- ↑ Законодательное Собрание города Севастополя. Текст Закона . sevzakon.ru. Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 5 марта 2022 года.
- ↑ №17-ЗС от 3.06.2014 г. "Об установлении границ и статусе муницип... . sev.gov.ru (6 марта 2015). Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 28 ноября 2021 года.
- ↑ 41,0 41,1 41,2 Оценка численности постоянного населения на 1 января 2024 г. и в среднем за 2023 г. и компоненты её изменения. Федеральная служба государственной статистики (22 марта 2024). Дата обращения: 25 марта 2024. Архивировано 5 августа 2024 года.
- ↑ Севастополь в цифрах 2014: Стат.сб./Севастопольстат. — Севастополь, 2015. — 74 с. Архивная копия от 13 июля 2018 на Wayback Machine — с. 10
- ↑ 864 км² — суша, с морской акваторией (216 км²) — 1080 км² (Севастополь на сайте Совета Федерации РФ Архивная копия от 25 марта 2014 на Wayback Machine)
- ↑ Общая площадь территории региона составляет 1079,6 км², в том числе 216,0 км² морских бухт, являющихся территориальными водами, а также 863,6 км² суши (Управління статистики у м. Севастополі Архивная копия от 10 февраля 2015 на Wayback Machine)
- ↑ Социальный атлас российских регионов (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 октября 2016. Архивировано 10 октября 2016 года.
- ↑ Бюджет Украины меньше бюджета Москвы. Намного! — Регион Киев Медиа . Дата обращения: 24 мая 2017. Архивировано 11 февраля 2018 года.
Ссылки
- Города федерального значения / Официальный интернет-портал правовой информации