Перейти к содержанию

Ануфриев, Сергей Александрович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сергей Александрович Ануфриев
Гражданство Российская Федерация
Стиль Концептуализм, паттернизм, авангардизм

Серге́й Алекса́ндрович Ану́фриев (8 сентября 1964, Одесса) — украинский и российский художник и мыслитель, известен как один из основателей группы «Инспекция „Медицинская герменевтика“» и соавтор книги «Мифогенная любовь каст». Представитель московского концептуализма.

Биография

Родился в семье потомственных художников. Отец, Александр Ануфриев, в шестидесятые годы основал одесскую школу неофициального искусства, развивающую в традициях местного колорита эстетику модернизма, в 1980 году эмигрировал в США. Мать, Маргарита Ануфриева, также была яркой представительницей этого направления, в восьмидесятые годы возглавляла Одесский музей современного искусства, в девяностые годы — Одесский центр современного искусства. Именно она познакомила сына с кругом московских концептуалистов, в 1979 году показав ему первый номер журнала «А — Я», а в начале восьмидесятых годов непосредственно введя в художественную среду. Так, он был тепло принят НОМой и стал своего рода «сыном полка». Получил хорошее образование (в частности, в области философии, языков и истории).

В 1985 году женился на Марии Чуйковой и переехал в Москву. Там он вместе со Свеном Тундлахом создал Клуб авангардистов (КЛАВА) и стал его первым председателем. Также принимал участие в деятельности «Поп-механики» Сергея Курёхина. Совместно с Юрием Лейдерманом и Павлом Пепперштейном создал «Инспекцию „Медицинская герменевтика“».[1]

Сергей отправился в Европу в 1994 году, где совместно с Павлом Пепперштейном преподавал во франкфуртской Штадельшуле и написал книгу «Искусственные идеологии».[2] Также преподавал в Художественной академии в Гамбурге и Художественной академии Умеа в Швеции. В это время группа «Инспекция „Медицинская герменевтика“» на два года получает мастерскую в Кёльне.[1]

В 1998—2000 годах Сергей возвращается в Одессу. Здесь он участвует в деятельности ассоциации «Новое искусство», контр-культурного журнала «ПЛИ» и в создании литературной школы «Одекаданс».

В 1999 году был впервые издан написанный совместно с Павлом Пепперштейном роман «Мифогенная любовь каст».

Через год Сергей поехал в Киев, где работал арт-директором галереи Гельмана[3].Вернувшись в 2002 году в Москву, работал на той же должности в галереи Гельмана в Москве. Тогда же он провёл серию акций и видеофестиваль.

Уже в 2003 году художник переехал в Санкт-Петербург. Совместно с Гермесом Зайготтом и Сергеем Африкой (Бугаевым) создал «Оркестр неизвестных инструментов» — «ОНИ». Затем снова вернулся в Москву, где познакомился с Катей Чалой. От неё у него родился сын Тимофей (2004 г.) и дочка Анфиса (2006 г.). Художник начал работу по созданию творческого центра «Газгольдер», «Газ-галереи», журнала «Кружок», фильма «РВЫ» (по пьесе Олега Груза).

В 2009—2010 годах семья переезжает на Украину, в Одессу.

Выставки

  • 1983 — Выставка на квартире Никиты Алексеева. APTART, Москва.
  • 1983 — «Придешь вчера — будешь первым». Нью-Йорк.
  • 1987 — серия выставок. Галерея на Автозаводской, Москва.
  • 1988 — «Искусство (первая серия)». Западный Берлин.
  • 1989 — «Искусство (вторая серия)». Москва.
  • 1990 — выставка и книга «Ниже нуля».
  • 1990 — музей Луиджи Печчи. Италия, Прато.
  • 1990 — музей Стедлик. Амстердам.
  • 1990 — музей Людвига. Кёльн.
  • 1990 — галерея Карини. Флоренция.
  • 1990 — Крингс — Ернст галерея. Кёльн.
  • 1991 — Галерея Грита Инсам. Вена.
  • 1991 — «Боковое пространство сакрального». Цюрих.
  • 1991 — «!9-91». Галерея Вальхетурм.
  • 1992 — музей Остенде. Бельгия.
  • 1992 — «Швейцария + медицина». Шедхалле, Цюрих.
  • 1993 — ИСИ, Милан.
  • 1993 — «Федорино горе». Москва.
  • 1993 — зал на Автозаводской. С. Ануфриев и А. Гнилицкий (с. М. Ануфриевой) Москва, L-галерея.
  • 1993 — «Пустые иконы». Одесса.
  • 1993 — «Восточная Европа». Кунстхаус, Гамбург.
  • 1993 — «Золотые иконы и чёрная линия». МГ, Кунстферайн.
  • 1993 — «Нома». Кунстхалле.
  • 1993 — «Проблема трофея». Музей почты, Париж.
  • 1993 — «Точка сборки — Москва». Аахен.
  • 1991 — «Сергей Ануфриев — Александр Гнилицкий». Галерея 1.0, Москва.
  • 1993 — «Аква Вита» (совм. с О. Зиангировой, М. Чуйковой). Музей современного искусства, Одесса.
  • 1994 — «Mentale Landschaften Russlands» (совм. О. Зиангировой, М. Чуйковой). Galerie Parzival, Берлин, Германия.
  • 1994 — «Nervi rennn» (совм. с О. Зиангировой, М. Чуйковой). Sprinkenhof, Гамбург, Германия.
  • 1994 — Чили-хауз (с М. Чуйковой и О. Зиангировой). Берлин.
  • 1994 — галерея «Парцифаль» (с М. Чуйковой). Вена.
  • 1994 — галерея Грита Инсам «Парамен». Венецианская биеннале.
  • 1994 — галерея Спровиери. Альтенбург.
  • 1994 — МСИ. Москва.
  • 1994 — «Европа-94 (мед. кабинет)». Вилла Вальдберта.
  • 1995 — «Полет, Уход, Исчезновение». Прага — Кёльн.
  • 1995 — «16 станций Фонтана» (с И. Гусевым и М. Ануфриевой). ЦСИ, Одесса.
  • 1995 — «Номер Нулевого Комиссара» (с А Насоновым).
  • 1995 — акция «Ж. Н.Б.». ЦСИ, Одесса.
  • 1995 — «Проблема сувенира». Галерея Бланка, Киев.
  • 1996 — «Портрет». Русский музей, Санкт-Петербург.
  • 1996 — «Мистикал коррект». Галерея «Хохенталь ум Берген», Берлин.
  • 1997 — «Тупик нашего времени» (совм. с В. Захаровым). Музее современного искусства, Москва.
  • 1998 — «Великий ничей» (совм. с А. Насоновым, И. Дмитриевым). L Галерея, Москва.
  • 1998 — «Полюс холода». ГТГ, Москва.
  • 2001 — «14 лет Клавы».
  • 2002 — «Шутя». Музей Украины, Киев.
  • 2002 — Бибиков бульвар". ЦСИ, Одесса.
  • 2007 — «Верю» (совместно сВ. Церетели). Винзавод, Москва.
  • 2007 — «Миру — мир». Газ-галерея, Одесса.
  • 2009 — «Приключения пляшущих человечков». «Galerie OREL ART», Париж.
  • 2010 — «Красная нить». Галерея М&Ю Гельман на Винзаводе, Москва.
  • 2010 — «Поле действий». Фонд Екатерины, Москва.
  • 2011 — «Пасьянс» (совместно с Катей Чалой). Iragui.
  • 2011 — «Пустота». RuArts, Москва.
  • 2011 — «Заложники пустоты (эстетика пустого пространства и „пустотный канон“ в русском искусстве 1920—2000-х годов)». Третьяковская галерея, Москва.
  • 2011 — «Арт Москва». Ираги.
  • 2011 — «Паттернизм». RuArts, Москва.
  • 2012 — «Средняя нога». Одесса.
  • 2012 — «Спасти президента». Киев.
  • 2012 — галерея «Дача». Москва.
  • 2012 — «Сатурналии». Москва.
  • 2013 — «Встреча Небесного Императора».
  • 2013 — «Паттернизм». RuArts, Москва.
  • 2014 — «Фортошная». «Это не Здесь», Москва.
  • 2016 — «Сosmoscow». Москва.
  • 2016 — «Силуэты». Iragui.
  • 2016 — «Dodge Collection Moscow Conceptualism». Zimmerli Art Museum, Нью-Джерси.
  • 2016—2017 — «KOLLETSIA!». Центр «Помпиду», Париж.
  • 2017 — Московское Биеннале Современного искусства. Галерея «Это не здесь».

В составе «Инспекции „Медицинская герменевтика“»

  • 1988 — семинар «Новые языки в искусстве». МГУ, Москва.
  • 1988 — «Перспективы концептуализма». Москва.
  • 1988 — «Каталог». Москва.
  • 1989 — «Галерея Молодых» (совместно с Виктором Пивоваровым). Прага.
  • 1990 — «Dumont». Кунстхалле Дюссельдорф.
  • 1990 — «Между весной и летом». Нью-Йорк.
  • 1990 — Бинационале. Дюссельдорф — Москва.

Публикации

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Профиль Ануфриев Сергей на сайте по продаже современного искусства ArtStorePro (англ.). ArtStorePro. Дата обращения: 4 декабря 2020. Архивировано 21 января 2021 года.
  2. Марат Гельман. Альтернативная реальность Сергея Ануфриева и группы «МИР». ZIMA Magazine (6 августа 2020). Дата обращения: 4 декабря 2020. Архивировано 25 января 2021 года.
  3. В поле зрения. ART УЗЕЛ (5 октября 2015). Дата обращения: 19 сентября 2019. Архивировано 12 сентября 2019 года.

Ссылки