Малая Вишера (станция)
Станция | |
Малая Вишера | |
---|---|
Московское направление | |
Октябрьская железная дорога | |
58°50′44″ с. ш. 32°13′21″ в. д.HGЯO | |
Отделение ж. д. | Санкт-Петербургское отделение |
Дата открытия | 1851[1] |
Прежние названия | Мало-Вишерская |
Тип | пассажирско-грузовая |
Количество платформ | 5 |
Тип платформ | 2 боковые низкие, 1 островная низкая, 2 островные высокие |
Форма платформ | прямые |
Архитекторы | Р. А. Желязевич |
Выход к | ул. Революции, Ленинградская, Володарского, Пушкинская |
Пересадка на станции | нет |
Расстояние до Санкт-Петербурга | 162 км |
Расстояние до Москвы | 488 км |
Код в АСУЖТ | 041602 |
Код в «Экспресс-3» | 2004592 |
Объект культурного наследия РФ |
Ма́лая Ви́шера — железнодорожная станция в городе Малая Вишера на главном ходу Октябрьской железной дороги Москва — Санкт-Петербург. Самая дальняя станция, до которой следуют пригородные электропоезда с Московского вокзала Санкт-Петербурга.
История
Станция, I класса, была открыта 1 (13) ноября 1851 года, под названием - Мало-Вишерская, в составе Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, название станции утверждено приказом МПС № 227 от 21 декабря 1850 года. После переименовании дороги 8 (20) сентября 1855 года, станция в составе Николаевской железной дороги, а в 1863 году получила официальное название в создаваемой сети железных дорог - Малая Вишера[2].
Первоначально на станции было построено типовое одноэтажное каменное здания вокзала (по проекту архитектора Желязевича Р.А.) с двумя каменными платформами, покрытые у пассажирского здания навесами. Пространство между подпорными стенками этих платформ было засыпано землёй и поверху уложен настил из Путиловской плиты. Также на станции построено круглое кирпичное паровозное депо на 22 секции ( 18 стойл для паровозов по 15 метров + 4 пути сквозные ) с поворотным кругом 13,3 метра. В 1869-1872 годах на станции производились работы по удлинению 13 стойл в круглом депо и постройке нового прямоугольного депо на 12 паровозов[3].
В 1879-1882 годах на станции устраивались сортировочные пути, но сортировочной станции организовано не было[4].
С 27 февраля 1923 года, после переименовании дороги, станция в составе Октябрьской железной дороги, приказом НКПС № 1028 от 20 августа 1929 года станция в составе Октябрьских железных дорог, с 1936 года станция в составе Октябрьской железной дороги.
Согласно тарифному руководству № 4 от 1965 года на станции производит работы по приёму и выдачи повагонных грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках, хранению грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами на подъездных путях и местах необщего пользования, приёму и выдачи повагонных грузов, допускаемых к хранению в крытых складах, приёму и выдачи грузов в универнсальных контейнерах МПС на станциях, а также продажа билетов на все пассажирские поезда, приём и выдача багажа. Согласно приказу Росжелдора № 552 от 29 декабря 2012 года на станции производится работа «с наливными грузами в танк-контейнерах на железнодорожных путях не общего пользования, принадлежащих ООО „Митекс“, по параграфам 8н (приём и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 20 и 24 т на подъездных путях), 10н (приём и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 24 и 30 т на подъездных путях)»
В 1971 году присвоен код ЕСР № 0631[5], 1975 году присвоен новый код ЕСР № 06310.[6], с 1985 года новый код АСУЖТ (ЕСР) № 041602[7]. В 1982 году станции присвоен код Экспресс-2 № 20592, с 1994 года новый код Экспресс-3 № 2004592[8].
В разные годы от станции были проложены различные хозяйственные ветки:
В 1921 году была проложена ширококолейная хозяйственно-топливная ветка от станции к пункту «Зеленщина»[9] и использовалась для вывоза дров, согласно сайту Сергея Болошенко и информации от Ярослава Чибрякова, данная ветка была разобрана в 1930 году[10].
В конце 1930х годов от станции была устроена узкоколейная железная дорога до места «бараки», принадлежащая Маловишерскому леспромхозу, данная ветка была разобрана в начале 1950х годов.
Согласно топографическим картам 1970-80х годов по части линии бывшей ширококолейной ветки до пункта «Зеленщина» была проложена узкоколейная железная ( Малая Вишера - Пустая Вишерка - Крутик ), линия использовалась для вывоза леса и была разобрана в начале 2000х годов.
Согласно топографической карты 1942 года в годы Великой Отечественной войны была построена военно-полевая узкоколейная железная дорога ( Малая Вишера - Вяжищи ), после войны дорога на картах не указана.
В 1950х годах по информации А.Корсакова была устроена узкоколейная лесовозная ветка ( Малая Вишера - река Малая Вишера ), дорога разобрана в начале 1980х годах.
От станции также устроены подъездные пути принадлежащие разным организациям:
Асфальтобетонный завод ( на топографической карте 1986 года путь существует), Маловишерский ДОК ( предприятие основано в 1991 году), стекольный завод ( основан братьями Курженковыми в 1881 году ), электротехнический завод ( основан в 2010 году ), тяговая злектроподстанция «Малая Вишера».
Инфраструктура
Вокзал станции расположен между путями. На станции 5 пассажирских платформ: платформы № 1 и 2 — низкие, боковые, платформы № 3 и 5 — высокие, островные, платформа № 4 — низкая, островная. Платформы соединены между собой пешеходным мостом.
На станции действует локомотивное (ТЧР-19 Октябрьской железной дороги), ранее действовало вагонное депо. В настоящее время депо проводит полную ревизию колёсных пар электровозов и тепловозов[11]. Историческое здание круглого депо, ранее оборудованное поворотным кругом, заброшено.
Движение
Станция является конечной для электропоездов, идующих с Московского вокзала Санкт-Петербурга и для промежутрчного до станции Окуловка.
На станции имеют остановку более 25 пар поездов дальнего следования.
В соответствии с летним графиком 2014 года, ежедневно на прилегающих к станции участках проследуют порядка 100 поездов[источник не указан 3128 дней].
По состоянию на декабрь 2018 года через станцию курсируют следующие поезда дальнего следования:
Сезонное обращение поездов | |||
---|---|---|---|
№ поезда | Маршрут движения | № поезда | Маршрут движения |
55 | - | 56 | Москва — Санкт-Петербург |
189 | Санкт-Петербург — Осташков | 190 | Осташков — Санкт-Петербург |
227 | Санкт-Петербург — Новороссийск | 228 | Новороссийск — Санкт-Петербург |
245 | Санкт-Петербург — Ейск | 246 | Ейск — Санкт-Петербург |
247 | Санкт-Петербург — Анапа | 248 | - |
259 | Санкт-Петербург — Анапа | 260 | Анапа — Санкт-Петербург |
Фото
|
Примечания
- ↑ Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М., Транспорт, 1981
- ↑ «Указатель правильных сообщений С-Петербурга и Москвы» — С-Петербург, 1863 стр 18—19
- ↑ Отчёт ГОРЖД за 1870-72 гг
- ↑ Отчёт по эксплуатации Николаевской жд 1884 г стр 551
- ↑ Список станций 1970г стр. 77
- ↑ Тарифное руководство № 4 кн 2—1 1975г стр. 237
- ↑ Тарифное руководство № 4 кн 2-1 1985г стр. 228
- ↑ Служебные расписания поездов 1994г.
- ↑ Бюллетень Николавской жд 1922 г № 3 стр 5а
- ↑ https://railway-archive.studio-petukh.ru/article?name=14/malayavichera.html Сайт С.Болашенко
- ↑ Энциклопедия железных дорог бывшего СССР . Архивировано 14 июля 2012 года. на сайте Паровоз ИС