Малая Вишера (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Малая Вишера
Московское направление
Октябрьская железная дорога
58°50′44″ с. ш. 32°13′21″ в. д.HGЯO
Отделение ж. д. Санкт-Петербургское отделение
Дата открытия 1851[1]
Прежние названия Мало-Вишерская
Тип пассажирско-грузовая
Количество платформ 5
Тип платформ 2 боковые низкие, 1 островная низкая, 2 островные высокие
Форма платформ прямые
Архитекторы Р. А. Желязевич
Выход к ул. Революции, Ленинградская, Володарского, Пушкинская
Пересадка на станции нет
Расстояние до Санкт-Петербурга 162 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Москвы 488 км Яндекс.Расписания
Код в АСУЖТ 041602
Код в «Экспресс-3» 2004592
Герб Объект культурного наследия РФ
Перейти к шаблону «Санкт-Петербург — Бологое» 
Санкт-Петербург — Бологое
С.-Петерб.-Гл. Площадь Восстания (станция метро, Санкт-Петербург) Маяковская (станция метро, Санкт-Петербург)
Обводный канал
3,0
Навалочная
Навалочный путепровод
4,3
Пост 5 км
5,0
С.-Петерб.-Тов.-Моск.
Цимбалинский путепровод
6,5
Фарфоровская
7,3
С.-Петерб.-Сорт.-Моск.
Невский путепровод
8,0
Сортировочная
Южное шоссе
путепровод Александровской ф.
10,6
Обухово Обухово (станция метро)
КАД
Обуховский путепровод
 На Купчинскую 
 На Мгу 
16,3
Славянка
1-й пр-д
19,0
Металлострой
Усть-Ижорское шоссе
22,8
Ижорский завод
ЗагороднаяСоборная ул.
24,6
Колпино
Вознесенское шоссе
Комсомольский канал
Оборонная улица
Малая Ижорка
Санкт-Петербург
Ленинградская область
34,4
Поповка
Саблинка
40,2
Саблино
 На Стекольный 
 На Мгу 
А120
43,8
44 км
49,2
Тосно II
19,7
Шапки
13,0
13 км
10,2
Нурма
3,7
Зареченская
Р40
52,6
Тосно
Тосна
62,8
Ушаки
67,9
Георгиевская
72,4
Рябово
74,5
Соколов Ручей
77,6
Болотницкая
Р41
Тигода
82,5
Любань
88,6
Померанье
93,0
93 км
95,3
Трубниково
99,5
Бабино
103,0
Бабино II
Ленинградская область
Новгородская область
106,0
106 км
109,3
Торфяное
 На Волховстрой I 
 На Новгород 
117,8
107,3
Чудово-Московское
р. Кересть
124,0
Волхово
125,6
Волхов мост
р. Волхов
129,7
130 км
133,7
Дубцы
141,1
Гряды
143,1
144 км
151,6
Большая Вишера
157,0
157 км
161,7
Малая Вишера
р. Малая Вишера
167,0
167 км
172,0
172 км
173,5
Краснёнка
179,0
179 км
180,9
Бурга
186,0
186 км
188,8
Мстинский Мост
р. Мста
190,0
190 км
198,0
198 км
197,0
ст. Веребье
р. Веребье
203 км
Оксочи
200,0
200 км
204,0
204 км
206,0
211,0
211,0
211 км
213,0
213 км
215,2
Торбино
220,0
220 км
222,7
Вялка
226,0
226 км
230,9
Боровёнка
238,9
Заозерье
243,0
243 км
245,0
246 км
 На Неболчи 
249,0
Окуловка
253,0
253 км
256,0
256 км
260,2
Яблоновка
265,0
265 км
 
30,0
Боровичи
27,0
о.п. 27 км
24,0
о.п. 24 км
17,7
Никитинская
15,3
о.п. Травково
9,6
Корсаковская
268,7
Угловка
271,0
271 км
273,1
274 км
277,1
Селище
280,1
281 км
283,7
284 км
287,5
Лыкошино
291,6
Заключье
296,2
Алёшинка
300,1
301 км
304,8
Березайка
309,3
Гузятино
312,0
Поплавенец
быв. обход Бологое
316,0
Б/пост №122
На Псков, Дно
317,0
Иван Родионов
319,4
297,7
Бологое-Московское
321,0
Веерное депо
322,0
Виноградовская
На Сонково, Ярославль
На Тверь

Ма́лая Ви́шера — железнодорожная станция в городе Малая Вишера на главном ходу Октябрьской железной дороги Москва — Санкт-Петербург. Самая дальняя станция, до которой следуют пригородные электропоезда с Московского вокзала Санкт-Петербурга.

История

Станция, I класса, была открыта 1 (13) ноября 1851 года, под названием - Мало-Вишерская, в составе Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, название станции утверждено приказом МПС № 227 от 21 декабря 1850 года. После переименовании дороги 8 (20) сентября 1855 года, станция в составе Николаевской железной дороги, а в 1863 году получила официальное название в создаваемой сети железных дорог - Малая Вишера[2].

Первоначально на станции было построено типовое одноэтажное каменное здания вокзала (по проекту архитектора Желязевича Р.А.) с двумя каменными платформами, покрытые у пассажирского здания навесами. Пространство между подпорными стенками этих платформ было засыпано землёй и поверху уложен настил из Путиловской плиты. Также на станции построено круглое кирпичное паровозное депо на 22 секции ( 18 стойл для паровозов по 15 метров + 4 пути сквозные ) с поворотным кругом 13,3 метра. В 1869-1872 годах на станции производились работы по удлинению 13 стойл в круглом депо и постройке нового прямоугольного депо на 12 паровозов[3].
В 1879-1882 годах на станции устраивались сортировочные пути, но сортировочной станции организовано не было[4].

С 27 февраля 1923 года, после переименовании дороги, станция в составе Октябрьской железной дороги, приказом НКПС № 1028 от 20 августа 1929 года станция в составе Октябрьских железных дорог, с 1936 года станция в составе Октябрьской железной дороги.

Согласно тарифному руководству № 4 от 1965 года на станции производит работы по приёму и выдачи повагонных грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках, хранению грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами на подъездных путях и местах необщего пользования, приёму и выдачи повагонных грузов, допускаемых к хранению в крытых складах, приёму и выдачи грузов в универнсальных контейнерах МПС на станциях, а также продажа билетов на все пассажирские поезда, приём и выдача багажа. Согласно приказу Росжелдора № 552 от 29 декабря 2012 года на станции производится работа «с наливными грузами в танк-контейнерах на железнодорожных путях не общего пользования, принадлежащих ООО „Митекс“, по параграфам 8н (приём и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 20 и 24 т на подъездных путях), 10н (приём и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 24 и 30 т на подъездных путях)»

В 1971 году присвоен код ЕСР № 0631[5], 1975 году присвоен новый код ЕСР № 06310.[6], с 1985 года новый код АСУЖТ (ЕСР) № 041602[7]. В 1982 году станции присвоен код Экспресс-2 № 20592, с 1994 года новый код Экспресс-3 № 2004592[8].

В разные годы от станции были проложены различные хозяйственные ветки:
В 1921 году была проложена ширококолейная хозяйственно-топливная ветка от станции к пункту «Зеленщина»[9] и использовалась для вывоза дров, согласно сайту Сергея Болошенко и информации от Ярослава Чибрякова, данная ветка была разобрана в 1930 году[10].
В конце 1930х годов от станции была устроена узкоколейная железная дорога до места «бараки», принадлежащая Маловишерскому леспромхозу, данная ветка была разобрана в начале 1950х годов.
Согласно топографическим картам 1970-80х годов по части линии бывшей ширококолейной ветки до пункта «Зеленщина» была проложена узкоколейная железная ( Малая Вишера - Пустая Вишерка - Крутик ), линия использовалась для вывоза леса и была разобрана в начале 2000х годов.
Согласно топографической карты 1942 года в годы Великой Отечественной войны была построена военно-полевая узкоколейная железная дорога ( Малая Вишера - Вяжищи ), после войны дорога на картах не указана.
В 1950х годах по информации А.Корсакова была устроена узкоколейная лесовозная ветка ( Малая Вишера - река Малая Вишера ), дорога разобрана в начале 1980х годах.

От станции также устроены подъездные пути принадлежащие разным организациям:
Асфальтобетонный завод ( на топографической карте 1986 года путь существует), Маловишерский ДОК ( предприятие основано в 1991 году), стекольный завод ( основан братьями Курженковыми в 1881 году ), электротехнический завод ( основан в 2010 году ), тяговая злектроподстанция «Малая Вишера».

Инфраструктура

Вокзал станции расположен между путями. На станции 5 пассажирских платформ: платформы № 1 и 2 — низкие, боковые, платформы № 3 и 5 — высокие, островные, платформа № 4 — низкая, островная. Платформы соединены между собой пешеходным мостом.

На станции действует локомотивное (ТЧР-19 Октябрьской железной дороги), ранее действовало вагонное депо. В настоящее время депо проводит полную ревизию колёсных пар электровозов и тепловозов[11]. Историческое здание круглого депо, ранее оборудованное поворотным кругом, заброшено.

Движение

Станция является конечной для электропоездов, идующих с Московского вокзала Санкт-Петербурга и для промежутрчного до станции Окуловка.

На станции имеют остановку более 25 пар поездов дальнего следования.

В соответствии с летним графиком 2014 года, ежедневно на прилегающих к станции участках проследуют порядка 100 поездов[источник не указан 3128 дней].

По состоянию на декабрь 2018 года через станцию курсируют следующие поезда дальнего следования:

Круглогодичное обращение поездов
№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
17 «Карелия» Петрозаводск — Москва 18 «Карелия» Москва — Петрозаводск
23 «2-этажный» - 24 «2-этажный» Москва — Санкт-Петербург
35 «Северная Пальмира 2-этажный» Санкт-Петербург — Адлер 36 «Северная Пальмира 2-этажный» Адлер — Санкт-Петербург
41 Великий Новгород — Нижний Новгород 42 Нижний Новгород — Великий Новгород
43 Санкт-Петербург — Новороссийск 44 Новороссийск — Санкт-Петербург
45 «Текстильный Край» Санкт-Петербург — Иваново 46 «Текстильный Край» Иваново — Санкт-Петербург
49 Санкт-Петербург — Кисловодск 50 Кисловодск — Санкт-Петербург
59 «Волга» - 60 «Волга» Нижний Новгород — Санкт-Петербург
81 Санкт-Петербург — Белгород 82 Белгород — Санкт-Петербург
87 Санкт-Петербург — Смоленск 88 Смоленск — Санкт-Петербург
89 Санкт-Петербург — Волгоград 90 Волгоград — Санкт-Петербург
91 Мурманск — Москва 92 Москва — Мурманск
107 «Самара» Санкт-Петербург — Самара 108 «Самара» Самара — Санкт-Петербург
109 Санкт-Петербург — Астрахань 110 Астрахань — Санкт-Петербург
111 Санкт-Петербург — Воронеж 112 Воронеж — Санкт-Петербург
115 - 116 Адлер — Санкт-Петербург
119 Санкт-Петербург — Белгород 120 -
121 Санкт-Петербург — Владикавказ 122 -
133 «Поволжье» Санкт-Петербург — Казань 134 «Поволжье» Казань — Санкт-Петербург
135 Санкт-Петербург — Махачкала 136 -
139 Санкт-Петербург — Брянск 140 Брянск — Санкт-Петербург
337 Санкт-Петербург — Самара 338 Самара — Санкт-Петербург
347 Санкт-Петербург — Уфа 348 Уфа — Санкт-Петербург
721 «Ласточка» Санкт-Петербург — Бологое 722 «Ласточка» Бологое — Санкт-Петербург
Сезонное обращение поездов
№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
55 - 56 Москва — Санкт-Петербург
189 Санкт-Петербург — Осташков 190 Осташков — Санкт-Петербург
227 Санкт-Петербург — Новороссийск 228 Новороссийск — Санкт-Петербург
245 Санкт-Петербург — Ейск 246 Ейск — Санкт-Петербург
247 Санкт-Петербург — Анапа 248 -
259 Санкт-Петербург — Анапа 260 Анапа — Санкт-Петербург

Фото

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М., Транспорт, 1981
  2. «Указатель правильных сообщений С-Петербурга и Москвы» — С-Петербург, 1863 стр 18—19
  3. Отчёт ГОРЖД за 1870-72 гг
  4. Отчёт по эксплуатации Николаевской жд 1884 г стр 551
  5. Список станций 1970г стр. 77
  6. Тарифное руководство № 4 кн 2—1 1975г стр. 237
  7. Тарифное руководство № 4 кн 2-1 1985г стр. 228
  8. Служебные расписания поездов 1994г.
  9. Бюллетень Николавской жд 1922 г № 3 стр 5а
  10. https://railway-archive.studio-petukh.ru/article?name=14/malayavichera.html Сайт С.Болашенко
  11. Энциклопедия железных дорог бывшего СССР. Архивировано 14 июля 2012 года. на сайте Паровоз ИС

Ссылки