Обухово (станция метро)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Обухово»
Невско-Василеостровская линия
Невско-Василеостровская линия
Петербургский метрополитен
Metro SPB Line3 Obukhovo.jpg
Район Невский
Округ Обуховский
Дата открытия 10 июля 1981 года
Тип односводчатая
глубокого заложения
Глубина заложения, м ≈ 62
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы В. В. Попов
И. Н. Кусков
Л. М. Четыркин
при участии
И. Г. Лоханова и М. В. Меккель
Архитекторы вестибюлей А. С. Гецкин
В. Н. Выдрин
Станцию возвело Ленметрострой
Переходы на станции Russian Railways Logo.svg Обухово
Выход к улицам улица Грибакиных
Запорожская улица
Наземный транспорт Bus icon SPB.svg 48, 96
Режим работы 5:39—0:33
Код станции ОБ
Перейти к шаблону «Интерактивная схема Петербургского метрополитена» Интерактивная схемаi

Кировско-Выборгская линияМосковско-Петроградская линияНевско-Василеостровская линияЛахтинско-Правобережная линияФрунзенско-Приморская линияКрасносельско-Калининская линияОбухово (3)St petersburg metro map sb ru.svg

«Обу́хово» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Невско-Василеостровской линии, между станциями «Пролетарская» и «Рыбацкое».

Станция открыта 10 июля 1981 года в конце участка «Ломоносовская» — «Обухово».

Наименование получила по расположению недалеко от одноимённого исторического района города. Этот район располагается за линией главного хода Октябрьской железной дороги — павильон метро обращён фасадом к тому месту, где некогда жили рабочие Обуховского завода. Сам завод располагается в районе станции метро «Пролетарская». Название было дано предприятию в 1869 году по имени основателя инженера Павла Матвеевича Обухова.

Со станции осуществляется пересадка на одноимённую железнодорожную станцию. Станция расположена в стороне от крупных жилых кварталов и имеет небольшой пассажиропоток.

Наземные сооружения

Торшерные светильники
Торцевая стена станции, горельеф

Павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. Н. Выдрина («Ленметрогипротранс») и располагается в конце улицы Грибакиных рядом с железнодорожной станцией Обухово в промзоне объединения «Звезда».

Перейти к шаблону «Невско-Василеостровская линия» 
Каменка
Богатырская
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Беговая
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Зенит
Приморская
Василеостровская
Гостиный двор
Маяковская
Площадь Александра Невского
Елизаровская
Ломоносовская
Пролетарская
Обухово
Рыбацкое
ТЧ-5 «Невское»

Вестибюль представляет собой восьмигранный объём, в центре которого под куполом размещён эскалаторный зал, а по периметру — аванзал с двумя входами и одним выходом. Архитектурное решение фасадных плоскостей построено на сочетании глухих, облицованных шлифованным мрамором стен с витражами-вставками. Детали переплета выполнены из декоративного металла и анодированы в золотистый цвет. В отделке интерьеров использованы подобные же приёмы и материалы.

Подземные сооружения

«Обухово» — односводчатая станция глубокого заложения (глубина ≈ 62 м). Третья по времени открытия в метрополитене и единственная односводчатая станция на Невско-Василеостровской линии. Впервые на данном типе станций под одним сводом, кроме самой станции, были размещены силовая тяговая подстанция и камера натяжных устройств, которые раньше создавались отдельно. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. В. Попова, И. Н. Кускова, Л. М. Четыркина при участии И. Г. Лоханова и М. В. Меккель (мастерская № 16 ЛенНИИпроекта).

Главный инженер проекта — Конончук Г. П. (ЛМГТ).

Путевые стены облицованы белым мрамором с карнизом из декоративного профиля. Пол выложен тёмно-серыми гранитными плитами. По оси станционного зала установлены светильники-торшеры из чеканной меди и профильного металла. Также из тёмного металла выполнено название станции. После замены освещения оно стало практически нечитаемым.

В середине станции расположены скамейки буквой «П» с разрывом, направленным в сторону глухой стены.

Идеи оформления станции

Художественное оформление станции посвящено теме революционных традиций Невской заставы. В 1901 году произошла забастовка рабочих завода, эту акцию неповиновения провели существовавшие здесь революционные кружки. Память об этом событии стала основной темой оформления подземного зала станции: по центру платформы установлены несколько светильников-торшеров, изображающих факелы революции. Торцевую стену украшает бронзовый горельеф «От марксистских кружков к революционному выступлению». Он отражает тему возникновения революционных кружков за Невской заставой. Автором композиции является скульптор А. А. Федотов.

В центре горельефа помещён портрет В. И. Ленина, понизу расположена трёхфрагментная композиция.

Однако первоначально в торце планировалось изготовить немного другую тематическую композицию. В 1984 году силами мастерских Ленинградского экспериментального скульптурно-производственного комбината был создан бюст В. И. Ленину, а также многочисленные барельефы и горельефы[1]. Эти произведения отражали различные героические эпизоды революционной борьбы обуховцев и рабочих Невской заставы с самодержавием. Автором всей композиции был скульптор А. А. Федотов. Бюст Ленина был демонтирован в 1994 году.

Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в южном торце станции; в 2017 году светильники наклонного хода были заменены со «световых столбиков» на «факелы». Как и станционный зал, нижний эскалаторный зал облицован мрамором. Для освещения применены настенные светильники и закарнизное освещение.

Особенности проекта и станции

  • На перегоне в сторону станции «Пролетарская» тоннель проходит через слои водонапорного песчаника, поэтому скорость проходки этого перегона была ниже, чем других. На этом перегоне в районе станции «Пролетарская» произошёл вывал породы[1].
  • На перегоне в сторону станции «Рыбацкое» использованы максимально допустимые уклоны. Это связано с тем, что пути с глубокого заложения выведены на поверхность. Кроме этого, особенностью строительства перегона являлось то, что дальняя от станции часть перегона строилась открытым способом[1].

Путевое развитие

Южнее станции расположен пошёрстный съезд.

Наземный городской транспорт

Автобусы

Пересадки Конечный пункт 1 Конечный пункт 2
48 Spb metro line3.svg Пролетарская Spb metro line3.svg Обухово
Russian Railways Logo.svg Обухово
Троицкое поле
96 - Spb metro line3.svg Обухово
Russian Railways Logo.svg Обухово
Spb metro line2.svg Купчино
Russian Railways Logo.svg Купчино

См. также

Примечания

Литература

  • Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. Альбом-каталог / сост. В. Г. Авдеев и др. — СПб.: ГМИСПб, 2005. — 160 с. — 1800 экз. — ISBN 5-902671-21-3.
  • Богданский С. Е. Будни подземной стройки // Строительство и архитектура Ленинграда. — 1980. — № 11. — С. 22—23.
  • Васильев О. В. К Невской Заставе // Строительство и архитектура Ленинграда. — 1981. — № 9. — С. 17—19.

Ссылки