Кагул (бронепалубный крейсер)
«Кагул» с 25 марта 1907 года — «Память Меркурия» с 31 декабря 1922 года — «Коминтерн» |
|
---|---|
Служба | |
Российская империя → Российская республика, УНР, Германская империя, Белое движение, Советская Россия, → СССР |
|
Класс и тип судна | бронепалубный крейсер типа «Богатырь» |
Изготовитель | Николаевское адмиралтейство |
Строительство начато | 23 августа 1901 года |
Спущен на воду | 20 мая 1902 года |
Введён в эксплуатацию | 1905 |
Выведен из состава флота | 2 февраля 1943 года |
Статус | затоплен в качестве волнолома 10 октября 1942 года |
Основные характеристики | |
Водоизмещение |
1905: 7070 т 1941: 7838 т |
Длина | 134,1 м |
Ширина | 16,6 м |
Осадка | 6,8 м |
Бронирование |
палуба — 35…70 мм каземат — 35…79 мм башни — 125 мм рубка — 140 мм |
Двигатели |
2 вертикальные паровые машины тройного расширения + 1905: 16 водотрубных котлов Нормана 1923: 10 котлов Бельвиля[источник не указан 1221 день] + 6 неисправных 1931: 6 котлов Бельвиля + 6 неисправных |
Мощность | 19 500 л. с. |
Движитель | 2 винта |
Скорость хода |
1905: 24,75 уз 1941: 10…14 уз |
Дальность плавания | 5320 морских миль |
Экипаж | 576 чел. |
Вооружение | |
Артиллерия |
1905: 2 × 2 + 8 × 1 — 152-мм/45, 12 × 1 — 75-мм/50, 8 × 1 — 47-мм, 2 × 1 — 37-мм 1914: 2 × 2 + 12 × 1 — 152-мм/45, 2[1] × 1 — 75-мм/50, 8 × 1 — 47-мм, 2 × 1 — 37-мм 1923: 2 × 2 + 12 × 1 — 130-мм/55, 2 × 1 — 47-мм 1931: 8 × 1 — 130-мм/55, 4 × 1 — 75-мм/50, 2 × 1 — 47-мм 1941: 8 × 1 — 130-мм/55 |
Зенитная артиллерия |
1916: 2 × 1 — 76,2-мм 1923: 3 × 1 — 76,2-мм, 4[2] × 1 — 7,62-мм 1931: 3 × 1 — 76,2-мм, 2 × 1 — 37-мм, 4 × 1 — 7,62-мм 1941: 3 × 1 — 76,2-мм, 3 × 1 — 45-мм, 2 × 1 — 37-мм, 2 × 4 — 7,62-мм 1942: 3 × 1 — 76,2-мм, 3 × 1 — 45-мм, 3[3] × 1 — 25-мм[4], 4[3] × 1 — 12,7-мм |
Противолодочное вооружение |
1941: 2 × 1 бомбомёта БМБ-1 (40 бомб ББ-1) |
Минно-торпедное вооружение |
1905—1922: 2 × 1 — 381-мм подводных ТА (торпеды Уайтхеда) 1923: 200 мин обр. 1908/12 гг. 1941: 120 мин КБ-3 или 160 мин обр. 1926 г. |
«Кагу́л» (назван в честь победы русских войск на реке Кагул) — российский, а затем советский бронепалубный крейсер типа «Богатырь».
25 марта 1907 года переименован в «Па́мять Мерку́рия» (в память об одержавшем победу в неравном бою бриге «Меркурий»).
31 декабря 1922 года переименован в «Коминте́рн» (сокращение от «Коммунистический интернационал»). Принимал участие в боевых действиях Первой и Второй мировых войн.
В Российском императорском флоте
23 августа 1901 года заложен на эллинге Николаевского адмиралтейства, спущен на воду 20 мая 1902 года, вступил в строй в 1905 году.
25 марта 1907 года переименован в «Память Меркурия». Одновременно с этим «Очаков» был переименован в «Кагул», что временами вызывает путаницу.
Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов с 6 января 1913 года по 1 мая 1914 года в Севастопольском порту. Также было изменено вооружение корабля: в связи с низкой эффективностью 75-мм орудий часть из них демонтировали, оставив всего 2[1] — вместо них установили 4 дополнительных 152-мм пушки Канэ, доведя общее число стволов главного калибра до 16.
Первая мировая война
В период Первой мировой войны участвовал в набеговых операциях Российского императорского флота (РИФ) на коммуникации и побережье противника, нёс разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота. За 33 месяца участия в боевых действиях (с 29 октября 1914 по 31 июля 1917 года) произвёл 82 боевых похода общей продолжительностью 307 дней[5].
3 ноября 1916 года провёл успешную операцию по обстрелу занятого немецкими войсками румынского порта Констанца, в ходе которого крейсер выпустив в течение получаса 231 снаряд главного калибра, уничтожил 15 нефтехранилищ из 37, подавил одну 152-мм береговую батарею, отразил два нападения гидросамолётов, а также уклонился от атаки подводной лодки и избежал столкновения с плавающей миной.
В мае 1916 года совместно с однотипным крейсером «Кагул» (бывший «Очаков») участвовал в Трапезундской операции, обеспечивая прикрытие транспортов, перевозивших из Мариуполя 127-ю пехотную дивизию 5-го Кавказского армейского корпуса (16 840 человек, 4208 лошадей и голов скота, 36 орудий, 1385 повозок и до 1000 тонн груза).
Начиная с середины Первой мировой войны быстрое развитие авиации поставило вопрос о необходимости вооружения крейсеров зенитными орудиями, и в 1916 году черноморские крейсеры типа «Богатырь» (включая «Память Меркурия») получили по два 76-мм зенитных орудия Лендера.
В начале 1917 года оба крейсера («Память Меркурия» и «Кагул») были направлены на ремонт, во время которого встретили Февральскую революцию.
В период гражданской войны и интервенции
После падения Временного правительства 12 ноября 1917 года большая часть[6][7] личного состава крейсера «Память Меркурия» приняла решение не поднимать Георгиевского флага, а поднять вместо него сине-жёлтый флаг УНР[6].
Более 200 матросов и все офицеры за исключением одного мичмана из команды крейсера отказались продолжать службу под ним и покинули судно.
В связи с поднятием на крейсере «Память Меркурия» украинского флага состоялся официальный уход с крейсера всех матросов-неукраинцев, к которым присоединились все офицеры. Совершилось перенесение единственного во всем русском флоте Георгиевского Андреевского флага, полученного бригом «Меркурий» за геройские дела с турками и унаследованного крейсером.
К борту крейсера была подведена баржа, на которую перешли все великороссы и офицеры, за исключением одного мичмана. Развернули Георгиевский флаг и под звуки музыки отчалили на буксире катера. Съехав на берег, направились в казармы. Сцена была потрясающая, матросы и офицеры плакали. По прибытии на берег флаг, простреленный неприятельскими снарядами, был перенесен в Морское собрание.
— «Русское слово». — 1917. — 23 ноября[7].
16 февраля собрание команды крейсера большинством голосов постановило спустить украинский и поднять красный флаг[7]. Выведен в Севастополь.
28 марта 1918 года законсервирован и сдан в Севастопольский военный порт на хранение[8].
29 апреля 1918 года выпущенный матросами из тюрьмы вице-адмирал М. П. Саблин принял командование, и пытаясь спасти флот от захвата наступающими немецкими частями, приказал поднять украинские флаги находящемуся в Севастополе Черноморскому флоту. Это приказание выполнили не все корабли. А уже на следующий день, убедившись в истинных намерениях немцев, адмирал увел основную часть Черноморского флота (по неясным причинам остались подводные лодки, которые по слухам личным составом были приведены в негодность). Часть судов ввиду ремонта или отсутствия личного состава остались в Севастополе[9][10][11], в их числе и «Память Меркурия».
После захвата крейсера германскими войсками использовался как плавучая казарма. В июле стоял под германским флагом[12].
Согласно некоторым воспоминаниям, в дальнейшем корабль стоял под украинским флагом[13][14].
Существует версия, что в начале сентября 1918 года крейсер был переименован в «Гетмана Ивана Мазепу»[15].
24 ноября 1918 года захвачен Антантой с последующей передачей Добровольческой армии[8].
19 февраля 1919 года разоружён (на корабле остались лишь 4 пушки в 2-х орудийных башнях главного калибра, приведённые в полную негодность), а в период с 22 по 26 апреля 1919 года[8], по приказу английского командования, были подорваны главные механизмы[16].
29 апреля 1919 года захвачен частями Красного Украинского фронта.
24 июня 1919 года корабль снова перешёл под контроль Вооружённых сил Юга России[8].
Пополнив в Новороссийске запасы и дав команде отдохнуть, 27 июня 1919 года «Кагул», имея на борту генерала А. И. Деникина и адмирала М. П. Саблина, в сопровождении посыльного судна «Буг» и отремонтированного «Лётчика», пошел к берегам Кавказа. Целью похода было как бы подтверждение принадлежности Сочинского округа правительству Юга России. Посетив Туапсе, Сочи и Адлер, 30 июня отряд вернулся в Новороссийск[17].
14 ноября 1920 года оставлен Русской армией при эвакуации из Севастополя в Стамбул.
22 ноября 1920 года захвачен частями РККА. Корабль находился в полностью непригодном состоянии: разрушены часть узлов главной энергетической установки, затоплены днищевые отсеки, частично затоплены машинное и котельное отделения, демонтирована артиллерия и большинство приборов[18].
Восстановительный период
В феврале 1921 года принято решение о восстановлении корабля. С марта 1921 года начались работы по восстановительному ремонту силами команды корабля и Севастопольского морского завода. В том же году находившийся в ремонте корабль был включён в состав Морских сил Чёрного и Азовского морей (МСЧиАМ) РККФ Советской России в качестве флагманского корабля[19].
В 1922 году переклассифицирован в учебный крейсер — начиная с лета этого года на нём стала дислоцироваться школа старшин Морских сил Чёрного моря (МСЧМ) РККФ[20]. Во время ремонта крейсер «Кагул» был 31 декабря 1922 года переименован в «Коминтерн»[21].
В сентябре 1922 г. на Севастопольском морском заводе начался капитальный ремонт крейсера «Коминтерн» (бывший «Кагул»). Крейсер ввели в сухой док и начали работы по очистке корпуса и механизмов[18].
В 1922—1923 гг. севастопольские корабелы трудились под лозунгом: "Даёшь «Коминтерн»! В качестве запасных частей использовались механизмы, снятые со старых линейных кораблей «Святой Евстафий» и «Иоанн Златоуст»; цилиндры главных паровых машин были сняты с однотипного крейсера «Богатырь», который предполагалось списать на металлолом, и доставлены с Балтики старшим механиком крейсера Д. П. Вдовиченко. Ремонтные работы продвигались ударными темпами с преодолением многих трудностей. Текст резолюции одного из собраний коллектива завода, посвящённого ускорению темпов ремонта корабля: «Наши берега Чёрного моря являются рубежом с капиталистическими соседями, которым доверять в миролюбии не приходится. Ибо наша Революция. Наша рабоче-крестьянская Республика для капиталистических стран есть мозоль, бельмо на глазу, которое они всяческим образом и действиями стараются удалить. Поэтому наш боевой красный черноморский флот необходим для защиты наших берегов от нападения. Общими усилиями. Своим героическим революционным энтузиазмом даём обещание — выпустить „Коминтерн“ из ремонта в 1 мая 1923 г.». Рабочие завода сдержали своё слово и сдали «Коминтерн» к намеченной дате[22].
На корабле было установлено новое вооружение и оборудование для минных постановок, демонтированы торпедные аппараты, удалось восстановить 10 из 16-и котлов. В мае 1923 года после пятилетнего бездействия крейсер «Коминтерн» вышел в море на ходовые испытания[23].
В составе ВМФ СССР
В июне 1923 г. крейсер поднял военно-морской флаг, вступив в состав Морских сил Чёрного моря[23].
Единственный крейсер с паровой машиной (проект 1899 г.), построенный ещё в период русско-японской войны, и несколько эсминцев типа «Новик», естественно не могли в полной мере обеспечить выполнение задачи обороны Черноморского побережья. В лучшем случае этот крейсер мог выполнять функции учебного корабля подобно крейсеру «Аврора» на Балтике, вступившему в встрой в 1922 г[23].
В 1925 году на борту «Коминтерна» снимали интерьерные сцены фильма «Броненосец „Потёмкин“» Сергея Эйзенштейна.
В 1927 году в связи с вводом в строй крейсера «Червона Украина», учебный крейсер «Коминтерн» перестал быть флагманом МСЧМ ВМС РККА.
Осенью 1928 года совершил визит в Стамбул (Турция)[24][25].
В 1930 году в носовом котельном отделении были демонтированы все 4 расположенных там котла — на их месте разместили учебные классы. При этом, носовая дымовая труба № 1 была оставлена на корабле до 1941 года в качестве декоративного элемента. Также был значительно сокращён и изменён состав артиллерийского вооружения: были демонтированы обе орудийные башни — вместо них установлены одноствольные палубные артустановки того же калибра с щитовыми прикрытиями, а шесть 130-мм орудий на шкафуте заменены на четыре 75-мм пушки Канэ. В качестве дополнительного зенитного вооружения добавлены два 37-мм автомата обр. 1930 г., недавно запущенных в серийное производство.
В 1931 году после окончания капремонта переклассифицирован в учебный корабль, то есть получает чисто «учебный» статус вместо «учебно-боевого», которым обладал в период службы как учебный крейсер.
В начале 1941 года, в ходе очередного текущего ремонта демонтирована носовая дымовая труба. Убраны устаревшие 75-мм орудия, а две 47-мм пушки Гочкиса заменены тремя 45-мм полуавтоматами 21-К (оказавшиеся неудачными 37-мм автоматы обр. 1930 г. ещё ранее были заменены на 37-мм «Виккерсы»[англ.] — так называемые «пом-помы»). Усилено зенитно-пулемётное вооружение: четыре одноствольных 7,62-мм «Максима» заменены двумя счетверёнными установками. Установлено противолодочное вооружение — 2 бомбомёта БМБ-1. Также усовершенствованно оборудование для минных постановок, после чего в июне 1941 года перед началом Великой Отечественной войны «Коминтерн» переклассифицирован в минзаг и включён в состав Дивизиона минных заградителей Бригады кораблей охраны водного района Черноморского флота СССР (ЧФ СССР)[24].
Великая Отечественная война
В июне 1941 года ставит минные заграждения в районе Севастопольской ВМБ, а затем в районе Одессы — перебазировавшись на Одесскую ВМБ, где включён в качестве флагманского корабля во вновь сформированный Отряд кораблей Северо-западного района ЧФ.
В августе — сентябре 1941 года принимает участие в обороне Одессы, оказывая артиллерийскую поддержку обороняющимся сухопутным силам Красной Армии, что приводит к полному износу орудий главного калибра (за месяц боёв крейсер израсходовал около 2000 снарядов главного калибра и выставил около 5000 мин). Кроме того ещё 18 августа корабль получил многочисленные осколочные пробоины правого борта от близкого разрыва авиабомбы, приведшего к пожару (6 человек погибли, 46 получили ранения и ожоги).
7 сентября 1941 года забрав из осаждённой Одессы 544 раненных, «Коминтерн» в сопровождении эсминца «Бойкий» уходит в Севастополь, где ему заменили износившиеся стволы орудий. После чего перебазируется на Новороссийскую ВМБ.
16—17 сентября 1941 года сопровождает транспорты с войсками из Новороссийска в Ялту для 51-й отдельной армии.
7 октября 1941 года, после принятия решения об эвакуации ООР, приняв на борт почти 1500 защитников Одессы, «Коминтерн» доставляет их в Севастополь, после чего убывает для ремонта на Потийскую ВМБ.
C ноября 1941 года по март 1942 года принимает участие в битве за Крым и обороне Севастополя. 7 ноября 1941 года, окончив ремонт, доставляет в Севастополь военные грузы, эвакуировав обратным рейсом около 3000 гражданских лиц, после чего до конца года совершает ещё 4 подобных рейса.
Начиная с 29 декабря участвует в Керченско-Феодосийской десантной операции: совершает 3 рейса из кавказских портов в Феодосию, доставляя пополнение и припасы войскам вновь образованного Крымского фронта.
После потери Феодосии, в феврале — марте 1942 года выполняет ещё 4 рейса в осаждённый Севастополь. В свой 4-й рейс из Новороссийска в Севастополь крейсер вышел с конвоем 9 марта, в течение дня 10 марта отразили 10 атак немецких торпедоносцев, прибыв в Севастополь 11 марта. В тот же день повреждён авиабомбой (пробита палуба юта, разрушена часть правого борта и кормовых надстроек, потери в составе экипажа), при этом сбито 2 самолёта противника[26]. Однако корабль хода не потерял и продолжил нести службу, но всё же был «снят» с «севастопольской линии» и направлен на обеспечение воинских перевозок между Батуми и Новороссийском.
19 апреля 1942 года в результате налёта немецкой авиации на Новороссийский порт, «Коминтерн» получил ряд осколочных повреждений от близких разрывов бомб. Кроме того отказала левая паровая машина (№ 2), в связи с чем 2 дня спустя крейсер убыл на ремонт в Батуми. В ходе ремонта, помимо устранения повреждений, вновь усилено зенитное вооружение: прежние 76-мм пушки Лендера заменили на орудия 34-К обр. 1935 г., а два 37-мм «Виккерса» — на три 25-мм автомата[4]. Вместо двух 7,62-мм счетверённых зенитных «Максимов» установили четыре 12,7-мм пулемётов ДШК[3].
С середины мая 1942 года, выйдя с ремонта, корабль возобновил воинские перевозки между портами Кавказа. Вскоре положение в Севастополе обострилось до предела и 19 июня «Коминтерн» приняв военные грузы и маршевое пополнение направился в Севастополь. Но к этому моменту немецкие войска вышли к Северной бухте, приём и разгрузка судов стали невозможны, крейсер получил приказ возвращаться обратно в Новороссийск.
2 июля 1942 года в ходе очередного налёта налёта немецкой авиации на Новороссийск, «Коминтерн» получил ещё одно прямое попадание авиабомбы, которое привело к тяжёлым повреждениям и вызвало пожар (потери убитыми и ранеными составили 69 человек). Повреждённый корабль ушел в Поти.
16 июля 1942 года при стоянке в Потийском порту, крейсер снова получил два прямых бомбовых попадания: одна бомба повредила среднюю дымовую трубу № 2 (по её номеру до реконструкции 1941 года)[26], вторая пробила трюм, но не взорвалась — прошла через котельное отделение и пробив обшивку ушла на дно. Вода через пробоину начала заполнять отсек и чтобы избежать взрыва котлов, пришлось стравить пар и остановить машины. Поступление воды удалось локализовать: под пробоину подвели пластырь, отсек осушили. Однако ввиду невозможности капитального ремонта, командованием принято решение о разоружении и затоплении корабля.
17 августа 1942 года «Коминтерн» приняв на борт маршевое пополнение для войск Закавказского фронта, ходом не более 8 узлов, с трудом управляясь, в сопровождении буксира и 2-х сторожевых катеров вышел в Туапсе. По прибытии высадив перевозимые части, корабль был полностью разоружён. Из орудий и личного состава крейсера сформировали несколько артиллерийских батарей Туапсинского оборонительного района, впоследствии принимавших участие в Туапсинской операции: из 130-мм орудий были сформированы 4 двухорудийные береговые батареи № 743, 744, 746, 747; из 76-мм орудий — трёхорудийная батарея № 173; из 45-мм орудий — трёхорудийная батарея № 770 (числившаяся противотанковой). Разоружённый корабль, приняв на борт около 500 эвакуируемых жителей Туапсе, вернулся в Поти.
10 октября 1942 года «Коминтерн» затоплен в качестве брекватера в устье реки Хоби, севернее Поти, для создания волнолома. Предварительно с корабля были сняты все сколь-нибудь ценные механизмы и оборудование.
2 февраля 1943 года исключён из списков кораблей Военно-Морского Флота СССР.
31 марта 1946 года на корпусе корабля была установлена перебазированная из Сочи противокатерная артиллерийская батарея № 626.
Останки корпуса до настоящего времени находятся в устье Хоби.
Командиры
- 30.01.1906—xx.xx.xxxx — капитан 2-го ранга М. Ф. Шульц;
- xx.xx.1907—xx.xx.xxxx — Ф. Н. Иванов;
- хх.хх.1908—хх.хх.1909 — П. И. Новицкий;
- xx.xx.1909—xx.xx.1911 — В. К. Дитерихс;
- xx.xx.1911—xx.xx.1914 — капитан 1-го ранга Н. Г. Львов;
- xx.xx.1914—xx.xx.1916 — капитан 1-го ранга М. М. Остроградский;
- xx.xx.xxxx—xx.xx.1917 — капитан 1-го ранга А. О. Гадд;
- хх.хх.1917—хх.хх.1917 — Петренко;
- 16.04.1919 — хх.08.1919 — капитан 1-го ранга П. П. Остелецкий
- хх.02.1921—хх.хх.1921 — Гордиенко
- 16.06.1921—12.04.1924 — И. П. Шабельский;
- 23.04.1924—30.12.1924 — А. А. Ружек;
- хх.09.1926—хх.10.1930 — И. Н. Кадацкий-Руднев;
- xx.12.1930—xx.05.1936 — Ю. К. Зиновьев;
- xx.05.1936—xx.05.1937 — капитан 2-го ранга С. И. Кара[28];
- xx.07.1937—xx.08.1937 — Ю. К. Зиновьев;
- xx.08.1937—xx.xx.1940 — капитан 2-го ранга А. А. Барбарин;
- хх.хх.1941—хх.хх.1941 — капитан 2-го ранга И. А. Заруба;
- хх.12.1941—хх.09.1942 — капитан 3-го ранга Ф. В. Жиров.
Известные люди служившие на крейсере
- Гущин, Алексей Матвеевич
- Максюта, Юрий Иванович
- Полосухин, Порфирий Порфирьевич
- Фадеев, Владимир Георгиевич
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 По другим данным: 4 × 1 — 75-мм/50.
- ↑ По другим данным: 2 × 1 — 7,62-мм.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Позже один из трёх 25-мм автоматов был заменён пятым 12,7-мм ДШК.
- ↑ 4,0 4,1 Устанавливались на «армейских» станках.
- ↑ Раздел VII. Боевые действия на море в Первую мировую войну 1914—1917 гг. : Действия на Чёрном море // Боевая летопись русского флота : Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. / под ред. д-ра воен.-мор. наук кап. 1 р. Н. В. Новикова. — М. : Воениздат, 1948.
- ↑ 6,0 6,1 Басов А. Н. Части бывшего целого : Украина // История военно-морских флагов. — М. : АСТ ; СПб. : Полигон, 2004. — С. 138—139. — 310, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-022747-7. — ISBN 5-89173-239-7.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Севастополь : хроника революций и гражданской войны 1917—1920 годов : [арх. 5 января 2009] / сост., науч. ред. и коммент. В. В. Крестьянникова. — Севастополь : Крымский Архив, 2007. — 639 с. — ISBN 966-572-928-4.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 Бронепалубный крейсер «Память Меркурия».
- ↑ Владимир Кукель Правда о гибели Черноморского флота.
- ↑ Н. А. Монастырев. Гибель царского флота.
- ↑ Граф Гаральд Карлович, На «Новике», Мюнхен, 1922.
- ↑ Лорей Герман. Операции германо-турецких сил. — СПб.: Полигон, 2003. — С. 470. — 528 с. — 3000 экз. — ISBN 5-89173-207-6.
- ↑ Морской архив. «Морской вопрос Украйной не поднимался…».
- ↑ Святослав Шрамченко. Крейсер «Гетьман Іван Мазепа» // Табор. — Каліш, 1932. — Ч. 17. — С. 82—84.
- ↑ Історія українськогo війська. — С. 434, 445.
- ↑ П. А. Варнек. Образование флота Добровольческой армии.
- ↑ Варнек П. А. Образование флота Добровольческой армии // Гражданская война в России: Черноморский флот. — М.: ACT, 2002.
- ↑ 18,0 18,1 Цветков И. Ф. Гвардейский крейсер «Красный Кавказ». — Л.: Судостроение, 1990. — С. 152.
- ↑ Царьков А. Даёшь «Коминтерн»! // Морской сборник. — 2024. — № 2. — С. 38—42.
- ↑ Платонов, 1991, Глава вторая. Капитальный ремонт, с. 15.
- ↑ Платонов, 1991, Глава третья. Наши командиры, с. 22.
- ↑ ' Цветков И. Ф. Гвардейский крейсер «Красный Кавказ». — Л.: Судостроение. — 1990. — С.152,153.
- ↑ 23,0 23,1 23,2 Цветков И. Ф. Гвардейский крейсер «Красный Кавказ». — Л.: Судостроение, 1990. — С.153.
- ↑ 24,0 24,1 «Коминтерн», минный заградитель Черноморского флота (1905—…) // РГА ВМФ. Ф. Р-861. Оп. 1; Оп. 2 (Опись № 2).
- ↑ Платонов, 1991, Глава седьмая. Стажёры, с. 56—58.
- ↑ 26,0 26,1 Арсений Рябикин. История трёхтрубного крейсера // Вокруг света. — 1971. — № 3 (1 марта). — ISSN 0321-0669.
- ↑ Платонов, 1991, Глава третья. Наши командиры, с. 26.
- ↑ Дмитрий Чураков. Репрессированные военнослужащие Красной Армии.. Капитаны 2-го ранга . Энциклопедия. Сайт «Рабоче-Крестьянская Красная Армия». — «Арест. 17.05.1937. Приговорён ВКВС 20.09.1937, обв.: участие в тер. организации. Расстрелян 20.09.1937. Реабилитирован 25.07.1957». Дата обращения: 4 декабря 2016.
См. также
Ссылки
Литература
- Платонов В. И. Записки адмирала / [лит. запись С. В. Петровой]. — М. : Воениздат, 1991. — 318, [1] с., [8] л. ил. — ISBN 5-203-00737-3.
- Заблоцкий В. П. Вся богатырская рать : Бронепалубные крейсера типа «Богатырь» : [ч. 1] // Морская коллекция : прил. к журн. «Моделист-конструктор». — 2010. — № 3.
- Заблоцкий В. П. Вся богатырская рать : Бронепалубные крейсера типа «Богатырь» : [ч. 2] // Морская коллекция : прил. к журн. «Моделист-конструктор». — 2011. — № 1.
- Крестьянинов В. Я. Часть I // Крейсера Российского императорского флота : 1856—1917. — СПб. : Галея Принт, 2003. — ISBN 5-8172-0078-3.
- А. Царьков. Крейсер «Коминтерн»Оружие : журн. — 2010. — Июнь (№ 06). — С. 52—57. //
Для улучшения этой статьи желательно: |