Грузовое судно
Грузовым судном, согласно определению Конвенции СОЛАС (п.g[прояснить] Правила 2 Главы I), является судно, не являющееся пассажирским.
Практика применения Конвенции СОЛАС показывает, что требования этого документа не применяют к рыболовным судам только в случае, если они ничем иным, кроме добычи морских биоресурсов, заниматься не могут. Если такое судно оборудовано, например, рефрижераторными трюмами, то есть в состоянии перевозить, скажем, замороженных цыплят, оно будет рассматриваться как грузовое.
Типы
Сухогрузы
Сухогруз — общее название судов, предназначенных для перевозки твёрдых, навалочных, и тарно-штучных грузов, в том числе контейнеров и жидких грузов в таре. Включает в себя универсальные суда для генеральных грузов, оборудованные погрузочно-разгрузочными средствами, суда для перевозки массовых грузов, балкеры дедвейтом менее 12 тыс. тонн, некоторые другие суда, к примеру, агломератовозы.
Балкеры
Балкер (также навалочник[1]) — судно для перевозки сыпучих грузов навалом в трюме (то есть без тары). Балкеры используются для перевозки руды, угля, цемента и т. п. Помимо универсальных балкеров существуют специализированные, оборудованные для перевозки определённых видов грузов, например рудовозы, цементовозы и т. д. Существуют суда, способные одновременно перевозить и насыпные, и наливные грузы (то есть являющиеся одновременно и балкером, и танкером), например нефтерудовозы.
Контейнеровозы
Контейнеровоз — судно для перевозки грузов в стандартизированных контейнерах.
Ролкеры
Ролкер (также: судно типа ро-ро) — судно с горизонтальным способом погрузки и выгрузки. Ролкеры чаще всего используются для перевозки (грузовых) автомобилей и другой колёсной техники. Основное преимущество ролкера — быстрота разгрузки и погрузки судна. Для этих операций не нужны подъёмные краны: грузовые автомобили с грузом просто заезжают/выезжают на грузовые палубы судна по аппарели.
Лихтеровозы
Лихтеровоз — судно, перевозящее специальные баржи — лихтеры. Лихтеровозы часто используют там, где большие суда не могут подойти к причалу из-за недостаточной глубины или по другой причине. Лихтеры загружают у причала, транспортируют буксиром к лихтеровозу и поднимают на борт лихтеровоза. Разгрузка производится в обратном порядке. В России существует единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть» обслуживающий посёлки Северного Ледовитого океана. Этот лихтеровоз входит в состав ФГУП Атомфлот Госкорпорации Росатом.
Танкеры
Танкер — судно для перевозки наливных грузов.
Рефрижераторное судно
Рефрижераторное судно — судно, трюмы которого оборудованы охлаждающими установками. Рефрижераторные суда используются для перевозки скоропортящихся продуктов питания. Из-за этого среди моряков они получили прозвище «банановозы».
Классификация по размерам
Существует мировая классификация грузовых судов по размерам. Она опирается на возможности портов и терминалов по приёму судов разного размера и на пропускных способностях наиболее важных каналов (Суэцкого и Панамского). Существует несколько трактовок этих классов: шкала Ллойда[2], шкала AFRA[3], шкала гибкого рынка[3].
Название и расшифровка | Альтернативное название | Характеристики шкал (дедвейт в тоннах) | Описание | Пример | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Ллойда | AFRA | гибкого рынка | ||||
ULCC: Ultra Large Crude Carriers (Ультра Крупные Перевозчики Нефти) | 300—550 тыс. | 320—550 тыс. | 320—550 тыс. | Нефтеналивные танкеры очень большого размера, перевозящие сырую нефть на большие расстояния. Маршруты перевозки берут начало в Персидском заливе и доставляют нефть в Европу, Америку, Юго-восточную Азию. Из-за того, что таким большим судам невозможно пройти через Суэцкий канал, они, как правило огибают Африку, проходя через Мыс Доброй Надежды. Опять таки из-за больших размеров, эти суда не могут разгрузиться в обычных портах и их принимают специально построенные терминалы | Knock Nevis[4] | |
VLCC: Very Large Crude Carriers (Очень Крупные Перевозчики Нефти) | 200—300 тыс. | 160—320 тыс. | 200—320 тыс. | Следуют маршрутом, аналогичным маршрутам более крупных танкеров, но из-за меньшего размера обладают гибкостью в выборе портов. Это позволяет судам VLCC выполнять маршруты к портам Средиземноморья, Западной Африки и достигать северных Морских Терминалов. К тому же такие танкеры могут возвращаться с балластом через Суэцкий канал. | Эксон Валдиз[5][6] | |
Suezmax | AFRA: LR2 (Large Range 2) | 180—200 тыс. | 80—160 тыс. | 120—200 тыс. | По состоянию на 2012 год Суэцкий канал проходят суда дедвейтом до 200 тыс. тонн, более крупные суда могут пройти в балласте. Существуют планы по расширению канала для пропуска судов большей грузоподъёмности. | |
Афрамакс Lloyd: Capemax | 100—180 тыс. | 80—120 тыс. | По состоянию на 2012 год Суэцкий канал проходят суда дедвейтом до 200 тыс. тонн, более крупные суда могут пройти в балласте. Существуют планы по расширению канала для пропуска судов большей грузоподъёмности. Исторически название возникло, когда такие суда не могли преодолеть этот канал и отправлялись с грузом в обход Африканского континента | |||
Panamax | AFRA: LR1 (Large Range 1); Lloyd: Афрамакс | До 80 тыс. | 45—80 тыс. | 60—80 тыс. | Суда, имеющие предельные размеры для прохода через Панамский канал | |
Product tanker | AFRA: Medium range tanker | XXXXXXX | 25—45 тыс. | 60—80 тыс. | ||
AFRA: General Purpose tanker | XXXXXXX | 10—25 тыс. | ||||
Отдельным классом для Lloyd являются танкеры Malaccamax, которые могут преодолеть Малаккский пролив в Малайзии |
Название | Характеристика (дедвейт в тоннах, приблизительно) | Описание |
---|---|---|
Capesize | 100—400 тыс. | Самые крупные сухогрузы балкера, не предназначенные для навигации в (через) Панамском и Суэцком каналах. Осадка и другие характеристики варьируют. Класс имеет внутреннюю градацию (VLOC и VLBC). |
Panamax | 65—100 тыс. | Суда имеющие максимально допустимые габариты для прохождения панамского канала (длина 225,0 метров, ширина 32,25 метров, осадка 12,5 метров). Суда данного класса не оснащаются грузовыми кранами и имеют 7 трюмов. Максимальная осадка в грузу до 15,0 метров. |
Supramax | 50—70 тыс. | Промежуточный класс между Handymax и Panamax. Оснащены кранами, имеют 5 трюмов. Максимальная осадка в грузу до 13,0 метров. |
Handymax | 35—45 тыс. | Суда оснащенные кранами и имеющие осадку в грузу до 12,0 метров. Как правило имеют 5 трюмов. |
Handysize | 20—35 тыс. | Суда оснащенные кранами и имеющие максимальную осадку в грузу до 10.0 метров. Как правило имеют 5 трюмов. |
Минибалкеры | До 10 тыс. | Небольшие морские сухогрузы для коротких и каботажных рейсов |
Ссылки
- Сухогрузное судно // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Сухогрузное судно в glossary.ru
Примечания
- ↑ Грузовое судно ; Навалочник // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Infosheet #30. Modern ship size definitions . Регистр Ллойда. — Современная классификация судов в виде структурированного списка. Дата обращения: 3 января 2012. Архивировано 4 февраля 2012 года.
- ↑ 3,0 3,1 Joe, Ed. Evangelista. Scaling the Tanker Market // Surveyor : Журнал. — American Bureau of Shipping, 2002. — Вып. Зима. Архивировано 30 сентября 2007 года. от 30 сентября 2007
- ↑ ULCC - Tankers (Список танкеров). Auke Visser´s International Super Tankers. — Список мировых ULCC-танкеров на английском языке. Дата обращения: 4 января 2012. Архивировано 4 февраля 2012 года.
- ↑ VLCC Tankers (Names A - K) (Список танкеров). Auke Visser´s International Super Tankers. — Список мировых VLCC-танкеров на английском языке (первая часть). Дата обращения: 4 января 2012. Архивировано 4 февраля 2012 года.
- ↑ VLCC Tankers (names from L - Z) (Список танкеров). Auke Visser´s International Super Tankers. — Список мировых VLCC-танкеров на английском языке (вторая часть). Дата обращения: 4 января 2012. Архивировано 4 февраля 2012 года.
В статье есть список источников, но не хватает сносок. |