Соглашение об экспорте зерна с Украины
Соглашение об экспорте зерна с Украины («Зерновая сделка», «Черноморская инициатива») — соглашение, подписанное при содействии ООН 22 июля 2022 года и определявшее алгоритм вывоза украинской сельхозпродукции из черноморских портов, подконтрольных Украине. Зерновая сделка была заключена Россией и Украиной по отдельности с Турцией и ООН. Часть договорённостей касалась вывоза зерна с Украины, другая — снятия препятствий для экспорта российской сельхозпродукции и удобрений.
Российские власти неоднократно критиковали реализацию зерновой сделки, по которой, по их мнению, условия выполнялись лишь в пользу Украины. Россия несколько раз продлевала сделку[1], но 17 июля 2023 года заявила о завершении действия соглашения[2]. Москва отозвала гарантии безопасного судоходства в Чёрном море и свернула морской гуманитарный коридор, а затем приступила к уничтожению украинской портовой и складской инфраструктуры черноморских и дунайских портов.
По данным ООН, к началу марта 2023 года из украинских портов Одесса, Черноморск и Южный отправилось около 780 судов, которые вывезли около 23 млн т зерна. Половину зерновых грузов составляла кукуруза (49 %), а 27 % — пшеница. Из них 60 % объёмов, согласно статистике ООН, получили пять стран: Китай (4,8 млн т), Испания (3,9 млн т), Турция (2,6 млн т), Италия (1,7 млн т) и Нидерланды (1,4 млн т). В разрезе регионов картина поставок выглядела следующим образом: 52,6 % зерна поступило в Европу и Центральную Азию, 24,8 % — в Азиатско-Тихоокеанский регион, 14,3 % — на Ближний Восток и в Северную Америку, а 2,6 % — в государства, расположенные к югу от Сахары[3][4].
По данным Минобороны РФ, всего из портов Украины с 1 августа 2022 года по 18 июля 2023 года в рамках реализации «Инициативы о взаимопонимании по безопасной транспортировке зерна из портов Украины» на 1 004 судах вывезено 32 705 045 т продовольствия, в том числе 16 882 186 т кукурузы, 800 650 т сои, 8 844 468 т пшеницы, 327 422 т семян подсолнечника, 1 632 054 т подсолнечного масла, 73 220 т гороха, 1 736 667 т шрота, 1 022 009 т рапса, 1 257 298 т ячменя, 14 000 т сахарной свеклы, 113 071 т канолы, 2 000 т соевого масла[5].
Как заявил 19 июля 2023 года на совещании с членами правительства президент России Владимир Путин, из-за дисконта в 30-40 % на российское зерно на мировых рынках потери российских сельхозпроизводителей составили 1,2 млрд долларов. «Кроме того, рост стоимости фрахта морских судов для перевозки грузов и стоимости международных финансовых расчётов и других транзакций привели к падению рентабельности поставок в два раза», — указал президент[6].
Предыстория
Для Украины и России зерно и растительное масло — ключевые статьи аграрного экспорта. В случае Украины на зерновые приходится более 55 % поставок продовольствия в другие страны в стоимостных показателях, ещё свыше 25 % — на масложировую продукцию, прежде всего на подсолнечное масло. У России эти статьи формируют соответственно более 30 % и около 20 % аграрного экспорта[7].
С начала российской военной операции на Украине Украина и западные страны обвиняли Россию в препятствовании вывозу украинского зерна, утверждая, что спецоперация будет иметь катастрофические последствия для глобальной продовольственной безопасности. США и их союзники обвиняли Россию в намеренном блокировании поставок сельхозпродукции с Украины, заявляя, что это может привести к мировому голоду. Российское руководство отрицало это и указывало, что ВСУ сами заминировали выходы из черноморских портов. В портах Николаева, Херсона, Черноморска, Мариуполя, Очакова, Одессы и Южного оказались заблокированы 75 иностранных судов из 17 государств. В итоге, по разным оценкам, на Украине скопилось от 4,5 млн до 20 млн т пшеницы и кукурузы[8]. Кроме того, российские власти заявляли, что продовольственный кризис вызван совершенно иными причинами, в том числе действиями самих стран Запада — в частности, санкциями, наложенными западными странами на Россию.
Из-за проблем с экспортом украинского зерна через глубоководные порты немецкие Deutsche Bahn и DB Cargo предложили организовать «зерновой мост» для экспорта с Украины по железной дороге. Эту идею поддержали власти Германии. Речь, однако, шла лишь о небольших объёмах по сравнению с 5 млн тонн зерна, которые до начала военной операции Украина экспортировала в месяц через порты Одессы и Николаева[7].
Ухудшающуюся ситуацию с обеспечением продовольственной безопасности обсуждали в Совбезе ООН, в Евросоюзе, в рамках G7 и на специальной тематической конференции, созванной США в конце мая[9].
По оценке экспертов Всемирного банка, продовольственный кризис вызван целым рядом причин, включая негативное влияние пандемии COVID-19 на экономику бедных стран и цепочки поставок, а также последствия конфликтов, стихийных бедствий, изменения климата и нашествий вредителей. При этом в качестве главного нового фактора, усугубившего ситуацию, назвали «специальную военную операцию» России, в результате которой Украина — один из крупнейших в мире поставщиков зерна и подсолнечного масла — оказалась фактически изолирована от мировых рынков[9].
Госсекретарь США Энтони Блинкен на заседании Совета Безопасности ООН заявил, что вследствие начатой Россией военной кампании обширные районы Чёрного и Азовского морей стали небезопасными для судоходства, из-за чего украинский сельскохозяйственный экспорт оказался заблокированным. Он также обвинил Россию в намеренном уничтожении инфраструктуры украинских портов и железнодорожных путей, объектов водо- и электроснабжения, зернохранилищ. Из его выступления также следовало, что Россия вывозит на свою территорию зерно с украинских территорий, оказавшихся под её контролем[9]. По словам Блинкена, в украинских элеваторах скопилось более 20 млн тонн зерна, которое невозможно безопасно транспортировать в охваченные боевыми действиями районы или продать за рубеж[9]. Эта оценка в дальнейшем неоднократно фигурировала в выступлениях различных западных деятелей.
Постпред России в ООН Василий Небензя напомнил, что об угрозе мирового продовольственного кризиса в ООН предупреждали ещё в 2020 году. Усугублению ситуации, выразившемуся в том числе в рекордно высоких ценах на продовольствие, способствовали последствия пандемии (сбои производственно-сбытовых цепочек, удорожание фрахта и страхования), резкий рост антикризисных финансовых вливаний в экономику, объявленный на Западе скачкообразный переход к зелёной энергетике, политизация энергетического сотрудничества, спекуляции на западных фьючерсных рынках пищевых продуктов и, безусловно, односторонние санкции Запада в отношении ряда стран, включая Россию. В итоге продовольственные запасы снизились до минимума, а западные страны фактически оттянули на себя товарные потоки, ухудшив и без того непростое положение развивающихся стран[9].
Переговоры
В мае 2022 года генсек ООН Гутерриш заявил, что мировой продовольственный кризис невозможно предотвратить без удобрений и сельхозпродуктов из России, Белоруссии и с Украины. Роль посредника в урегулировании зернового вопроса взяли на себя Турция и ООН.
30 июня Минобороны России сообщило о выведении с острова Змеиный подразделений морской пехоты Черноморского флота и смешанной зенитно-ракетной батареи, заявив, что российские военные, завершив выполнение задач на Змеином, в качестве «шага доброй воли» вывели находившийся там гарнизон. Этим шагом Россия показала мировому сообществу, что «не препятствует усилиям ООН для организации гуманитарного коридора» по вывозу зерна с Украины, говорилось в сообщении Минобороны: «Данное решение не позволит Киеву спекулировать на теме надвигающегося продовольственного кризиса, ссылаясь на невозможность вывоза зерна из-за тотального контроля Россией северо-западной части Чёрного моря»[10].
15 июля официальный представитель Минобороны генерал-лейтенант Игорь Конашенков сообщил, что 13 июля в Стамбуле прошли консультации представителей России, Украины, Турции и ООН по вывозу украинского зерна, участники которых в основном поддержали предложения России: «Россия предложила меры, обеспечивающие перевозки продовольствия иностранным государствам, … исключающие использование данных логистических цепочек для поставок киевскому режиму вооружения и военной техники, а также недопущение провокаций», — сказал он[11].
Подписанные документы
22 июля представители России, Турции, Украины и ООН заключили в Стамбуле соглашение о создании зернового коридора по вывозу украинской сельхозпродукции по Чёрному морю. От России документ подписал министр обороны Сергей Шойгу, от Турции — глава военного ведомства Хулуси Акар. Свою часть соглашения отдельно заключили Турция, Украина и ООН. От Киева её подписывал министр инфраструктуры Александр Кубраков.
Одновременно был подписан меморандум об отмене ограничений, препятствующих экспорту сельхозпродукции и удобрений из России. Его подписал первый вице-премьер Андрей Белоусов и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. По словам Сергея Шойгу, меморандум предполагал подключение ООН к снятию ограничений на экспорт сельхозпродукции и удобрений России на мировые рынки. Главная его задача — обеспечить транспарентные и беспрепятственные поставки российского продовольствия и удобрений на мировые рынки и добиться исключения этой продукции из-под действия санкций[12]. Как оговорился высокопоставленный сотрудник ООН, причастный к переговорам, подписанный меморандум «не является международным договором и не устанавливает никаких прав или обязательств по международному праву»[13].
В основу документа о вывозе украинского зерна лёг предложенный Россией алгоритм. Он предусматривал создание морского гуманитарного коридора, по которому «коммерческие суда смогут безопасно следовать в контролируемые Украиной черноморские порты и обратно», сказал Шойгу. Министр уточнил, что досмотр судов, задействованных в вывозе украинского зерна, будет производиться на выходе и входе в Чёрное море, чтобы не допустить провоза вооружения и боеприпасов, а также исключить провокации. Досмотр был возложен на представителей четырёхстороннего координационного центра. Шойгу добавил, что Россия взяла на себя обязательства не пользоваться тем, что украинские порты будут разминированы и открыты[8].
Специальные инспекционные группы следили за отгрузкой зерна в трёх портах — Одессе, Черноморске и Южном. При этом украинские лоцманские суда проводили корабли через заминированное Чёрное море, после чего они выходили через пролив Босфор по согласованному коридору[8].
Как сообщил высокопоставленный сотрудник ООН, причастный к переговорам, безопасность маршрутов по вывозу зерна обеспечивали минные тральщики, причём полноценного разминирования украинских территориальных вод не предполагалось. Соглашение не предполагало военного сопровождения судов. Вместо этого был организован мониторинг перемещения судов[14].
Последовавшие события
Утром 23 июля стало известно о том, что по одесскому порту нанесены ракетные удары. На следующий день Минобороны России подтвердило информацию об ударе по объектам в одесском порту, отметив, что в результате уничтожен украинский военный корабль, находившийся в доке, а также склад американских ракет Harpoon[15][16].
Как заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, «в обязательствах, которые Россия взяла на себя, в том числе в рамках подписанных 22 июля в Стамбуле соглашений, нет ничего, что запрещало бы нам продолжать специальную военную операцию, уничтожая военную инфраструктуру и другие военные цели».
Выступая 29 июля на заседании Совета Безопасности ООН по Украине, первый заместитель постоянного представителя РФ при ООН Дмитрий Полянский заявил: «Мы будем продолжать уничтожать такие грузы и объекты, как это было сделано 23 июля, когда были уничтожены украинский военный корабль и склад поставленных США противокорабельных ракет Harpoon. Ничто в подписанном меморандуме не мешает нам продолжать обеспечивать демилитаризацию Украины»[17].
26 июля Минобороны РФ сообщило о том, что в Стамбуле начал работу Совместный координационный центр (СКЦ) по безопасной транспортировке зерна из портов Украины. Помимо России, в работе центра участвовали Украина, Турция и ООН. Передовая группа российских экспертов 26 июля направилась в Стамбул и приступила к работе в четырёхстороннем формате. Российскую делегацию возглавил контр-адмирал Эдуард Луйк[18].
11 августа заместитель главы департамента информации и печати МИД России Иван Нечаев заявил в ходе брифинга, что суда с украинской сельхозпродукцией следуют в основном в западные порты, а не в «голодающие» страны Африки и Южной Азии, а вывозимая продукция представляет собой не пшеницу, а в основном кукурузу и подсолнечное масло, что «заставляет усомниться в искренности» заявлений Запада о том, что от «зерновой сделки» зависит мировая продовольственная безопасность[19].
Выступая 7 сентября на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, президент России Владимир Путин заявил, что с начала действия «зерновой сделки» с Украины в беднейшие страны отплыли только два из 87 кораблей, а продовольствия было вывезено лишь 60 тыс. т из 2 млн т (около 3 %). «При таком подходе масштаб продовольственных проблем в мире будет только нарастать. <…> Может, стоит задуматься о том, чтобы ограничить направления вывоза зерна и другого продовольствия по этому маршруту. Я обязательно посоветуюсь на эту тему с президентом Турции [Реджепом Эрдоганом]», — пообещал российский президент[20].
Террористическая акция в Севастополе
29 октября 2022 года Министерство обороны России сообщило, что Россия приостанавливает участие в реализации соглашений по вывозу сельскохозяйственной продукции из украинских портов в связи с террористической акцией в Севастополе[21]. Рано утром 29 октября украинские беспилотные аппараты атаковали корабли Черноморского флота и гражданские суда в бухте Севастополя. Минобороны назвало произошедшее терактом, а севастопольский губернатор описал атаку украинских дронов как самую массированную с начала спецоперации на Украине. Атаку отбивали несколько часов, к 10:00 утра все дроны были уничтожены. Как заявил губернатор города Михаил Развожаев, пострадавших и повреждений гражданской инфраструктуры нет. Незначительное повреждение получил морской тральщик «Иван Голубец» и боно-сетевое заграждение в бухте Южное. По данным Минобороны, в атаке были задействованы девять БПЛА и семь автономных морских беспилотников. Для уничтожения дронов применялось корабельное оружие и морская авиация. Как указали в Минобороны, корабли Черноморского флота, которые были атакованы дронами, участвуют в обеспечении безопасности морского коридора в рамках «зерновой сделки»[22].
О своём решении прекратить участие в «зерновой сделке» Москва уведомила ООН и запросила на 31 октября заседание СБ ООН в связи с атакой украинских беспилотников на российские корабли.
Киев немедленно отреагировал на российское решение. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба призвал все страны мира потребовать от России прекратить «голодные игры»: «Мы предупреждали о планах России сорвать Черноморскую зерновую инициативу. Теперь Москва под надуманным предлогом блокирует зерновой коридор, который обеспечивает продовольственную безопасность миллионов людей», — написал Кулеба[23].
30 октября Минобороны России дополнительно сообщило, что подняло на поверхность обломки морских беспилотников. Восстановление информации из памяти навигационного приёмника показало, что они были запущены с побережья около Одессы, а далее двигались по безопасной зоне в рамках зернового коридора, утверждает Минобороны. В то же время координаты движения одного из морских беспилотников показывают, что он был запущен в зоне зернового коридора. «По мнению специалистов, это может свидетельствовать о предварительном запуске данного аппарата с борта одного из гражданских судов, зафрахтованных для вывоза сельскохозяйственной продукции из морских портов Украины», — заявили в министерстве. В беспилотниках также нашли навигационные модули канадского производства[24].
1 ноября президент России Владимир Путин переговорил по телефону с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. В ходе беседы он заявил, что Москва может вернуться к сделке после расследования атаки украинских дронов по кораблям Черноморского флота в Севастополе[25].
2 ноября при посредничестве Турции механизм по вывозу зерна вновь заработал — министр обороны Турции Хулуси Акар передал Сергею Шойгу гарантии Киева, после чего Россия возобновила участие в соглашении[26].
11 ноября в Женеве начались переговоры между Россией и ООН по зерновой сделке. Речь, в частности, шла о том, чтобы обеспечить беспрепятственный экспорт продовольствия и удобрений из России на мировые рынки. В переговорах принимали участие заместитель министра иностранных дел Сергей Вершинин, генеральный секретарь Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Ребека Гринспан, заместитель генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Мартин Гриффитс[27][28].
2023 год
В марте 2023 года Россия продлила сделку на 60 дней[29][30], а в мае — ещё на 2 месяца.
7 апреля глава МИДа Сергей Лавров заявил: «Мы пошли на небольшое обострение и предложили продлить эту сделку только на 60 дней, исходя из того, что если и дальше не будет никаких сдвигов в снятии препон на пути экспорта российских удобрений и зерна, мы тогда будем думать, нужна ли эта сделка». По его словам, российская часть зерновой сделки «вообще не выполняется»: «Препоны на пути финансирования, логистического оформления, транспортировки, страхования, экспорта российской продукции сохраняются и даже ужесточаются». Лавров предупредил, что Россия готова экспортировать продовольствие вне зерновой сделки, «если придётся». По его словам, вопрос уже обсуждался с Турцией и Катаром, они к этому готовы[31].
13 апреля МИД России распространил сообщение для СМИ, в котором указал, что если до 18 мая не будут решены «пять системных проблем» зерновой сделки, то о её дальнейшем продлении «говорить не приходится».
МИД России требовал следующего:
- переподключения Россельхозбанка к системе SWIFT;
- возобновления поставок сельхозтехники, запчастей и сервисного обслуживания;
- отмены ограничений на страхование и перестрахование судов с российскими грузами, а также снятия запрета на доступ в порты;
- восстановления работы аммиакопровода «Тольятти—Одесса»;
- разблокирования зарубежных активов и счетов российских компаний, связанных с производством и транспортировкой продовольствия и удобрений[32].
- Заявление Минобороны России от 24 апреля 2023 года[33].
После совершения Украиной в октябре 2022 года террористической атаки безэкипажными катерами против кораблей Черноморского флота и гражданских судов, задействованных в обеспечении безопасности «зернового коридора», Российская Федерация приостановила реализацию соглашения по вывозу сельскохозяйственной продукции из украинских портов. Только благодаря гарантиям Турции и письменным обязательствам Украины о неиспользовании гуманитарного коридора и украинских портов для ведения боевых действий против Российской Федерации данное соглашение было возобновлено.
23 марта и 24 апреля 2023 года в нарушение данных Украиной гарантий были предприняты повторные атаки по пункту базирования Черноморского флота в городе Севастополь и гражданской инфраструктуре Крыма безэкипажными катерами. Проведённый анализ маршрута движения украинских безэкипажных катеров показал, что все они были запущены из акватории порта Одесса, определённого для реализации «черноморской инициативы». Их развёртывание было осуществлено в районе гуманитарного коридора, также задействованного для вывоза сельскохозяйственной продукции из портов Украины.
Минобороны России предупреждает, что «террористические акции киевского режима ставят под угрозу очередное продление „зерновой сделки“ после 18 мая 2023 г.»
25 апреля 2023 года глава МИДа Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам его визита в США охарактеризовал ситуацию вокруг зерновой сделки как тупиковую. Министр обвинил в этом западные страны. Лавров сообщил, что 24 апреля генсек ООН Антониу Гутерриш передал ему письмо на имя президента Владимира Путина, в котором предлагались некие «дальнейшие действия, направленные на совершенствование, продление и расширение зерновой инициативы, с учётом позиций, недавно высказанных сторонами, и рисков, связанных с угрозой глобальной продовольственной безопасности»[34].
5 июня аммиакопровод Тольятти — Одесса был подорван украинской диверсионно-разведывательной группой на территории Харьковской области Украины, и Россия не получила возможность отремонтировать его[35].
Выход России из соглашения
17 июля Россия исполнила свою угрозу и вышла из «зерновой сделки», сославшись на невыполнение соответствующих обязательств со стороны ООН. Об этом журналистам сообщил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков: «Фактически черноморские договорённости прекратили свое действие сегодня. <…> К сожалению, часть, касающаяся России в этой черноморской договорённости, не выполнена до сих пор. Поэтому ее действие прекращается»[36].
О том, что Москва не пойдёт на продление соглашения, незадолго до этого предупреждал и сам Владимир Путин. «Мы по доброй воле многократно продлевали эту так называемую сделку. <…> Ну хватит, в конце концов. <…> Западные страны не собираются исполнять данные обещания. Но как одна из опций — не сначала продление, а потом выполнение обещаний, а сначала выполнение обещаний, а потом наше участие. Что я имею в виду? Мы можем приостановить наше участие в этой сделке. И если все в очередной раз скажут, что данные нам обещания будут исполнены — ну пусть исполнят эти обещания, и мы сразу же присоединимся к этой сделке. Снова», — сказал он 13 июля[37].
15 июля российский президент в телефонном разговоре обсудил зерновую сделку с президентом ЮАР Сирилом Рамафосой. Путин обратил внимание на то, что «главная цель сделки, а именно поставки зерна нуждающимся странам, в том числе на Африканском континенте, так и не реализована»[36].
Приостанавливая участие в соглашении, Москва не отказывается от него полностью. «Мы продлим. Ровно в тот момент, когда будут выполнены данные нам обещания», — уточнил Путин. «Только при получении конкретных результатов, а не обещаний и заверений Россия будет готова рассмотреть восстановление сделки», — заявил МИД России 17 июля[36].
В заявлении МИД было указано, что Москва с 18 июля отзывает гарантии безопасного судоходства в Чёрном море и сворачивает морской гуманитарный коридор. В МИД напомнили, что сразу после начала реализации зерновой сделки вывоз украинского продовольствия вразрез с заявленными гуманитарными целями был практически сразу переведён на сугубо коммерческую основу и до последнего был направлен на обслуживание узкокорыстных интересов Киева и его западных кураторов. За время действия «черноморской инициативы» в общей сложности было вывезено 32,8 млн тонн грузов, из которых более 70 % (26,3 млн тонн) были отправлены в страны с высоким и выше среднего уровнями доходов. На долю беднейших государств, в частности Эфиопии, Йемена, Афганистана, Судана и Сомали, пришлось менее 3 % — чуть более 922 тыс. тонн[38].
При этом владельцами значительной части украинских пахотных земель (более 17 млн га) являются западные корпорации Cargill, DuPont и Monsanto, которые стали главными бенефициарами от украинского зернового экспорта. Европейские страны, приобретающие по демпинговым ценам украинское зерно, перерабатывают его на своих производствах для дальнейшей перепродажи в качестве готовых товаров с высокой добавленной стоимостью[38].
В министерстве напомнили, что Киев под прикрытием реализации «черноморской инициативы» не раз совершал провокации и атаки против российских гражданских и военных объектов, используя подконтрольные порты и открытый Россией безопасный коридор для проведения террористических атак[38].
«В этих условиях откровенного саботажа в реализации Стамбульских соглашений продолжение не оправдавшей своего гуманитарного предназначения „черноморской инициативы“ теряет смысл. … Российская сторона возражает против её дальнейшего продления, о чём сегодня были официально проинформированы турецкая и украинская стороны, а также уведомлен Секретариат ООН. Это означает отзыв гарантий безопасности судоходства, сворачивание морского гуманитарного коридора, восстановление режима временно опасного района в северо-западной акватории Черного моря и расформирование СКЦ в Стамбуле. Без участия России „черноморская инициатива“ прекращает свое функционирование с 18 июля», — отметили в МИД[38].
Как отмечает директор Центра изучения Африки НИУ ВШЭ Андрей Маслов, «зерновой сделки как таковой формально нет — это больше медийный штамп. Есть меморандум Белоусова — Гутерриша сроком на три года, который был подписан 22 июля 2022 года. Из него Россия не выходила. Есть Черноморская зерновая инициатива, в которую Россия при определённых условиях может вернуться. Но торопиться с этим возвращением она не будет, потому что не видит подвижек по реализации меморандума Белоусова — Гутерриша»[36].
Ситуация с украинскими портами. Альтернативные маршруты вывоза зерна
Украина заявила о готовности продолжать работу по вывозу зерна при поддержке ООН и Турции, без российского участия. Зеленский попросил МИД Украины подготовить «официальные сигналы» для Анкары и ООН по поводу того, что Киев ждёт их ответа по готовности продолжать реализацию соглашения. «Даже без России нужно делать всё, чтобы мы могли использовать этот черноморский коридор. Мы не боимся. К нам обратились компании, являющиеся владельцами кораблей. Они сказали, что они готовы, если Украина отпустит, а Турция будет пропускать — все готовы продолжать поставки зерна», — привёл слова президента его пресс-секретарь Сергей Никифоров (https://t.me/rbc_news/78378).
Для того, чтобы у Украины не возникло иллюзорных надежд на возможность организации вывоза зерна в одностороннем порядке, ВКС России с 18 июля приступили к планомерному уничтожению портовой и военной инфраструктуры трёх черноморских портов Украины. В завершение в ночь на 24 июля были нанесены ракетные удары по измаильскому и ренийскому портам в устье Дуная[39]. 26 июля российская авиация выпустила несколько фугасных авиационных бомб ФАБ-500 с универсальными модулями планирования и коррекции по объектам на острове Змеином[40].
Как заявил военный аналитик BILD Юлиан Рёпке уже после первой бомбардировки, ночными ударами по одесским портам Россия фактически ввела морскую блокаду Украины. По его словам, «12 грузовых судов застряли в украинских портах Одессы и Николаева. Ни один сухогруз не зашёл в Украину с начала российских бомбардировок» (https://t.me/c/1428699099/22353).
19 июля министерство обороны России заявило, что с 00:00 мск 20 июля все идущие в украинские порты суда будут считаться потенциальными перевозчиками грузов военного назначения. Страны флага таких судов будут считаться вовлечёнными в украинский конфликт на стороне киевского режима, предупредило министерство. Несколько морских районов северо-западной и юго-восточной частей международных вод Чёрного моря объявляются опасными для судоходства[41]. Позже, комментируя это заявление, заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Вершинин сказал, что Россия будет досматривать суда в Чёрном море, чтобы убедиться, какой груз они перевозят. «Это совершенно логично, особенно после терактов, которые произошли. Теперь уже нет морского гуманитарного коридора, теперь уже есть зона повышенной военной опасности», — сказал он[42].
В Белом доме сообщили, что США не готовы объявить о каких-либо мерах поддержки движения судов в украинские порты после заявлений Минобороны РФ. Агентство Bloomberg сообщило, что Турция не будет сопровождать суда с зерном по просьбе Украины.
По существующим оценкам, остановка движения в основных портах Украины фактически добивает украинскую экономику, лишая её продукцию конкурентоспособности. В течение года существования «зерновой сделки» Украина получила за вывезенное зерно 9,8 млрд долларов. При этом сухопутный экспорт принёс 2,1 млрд долларов, через речные порты — 2,2 млрд долларов. Больше половины ($5,5 млрд) принесла «зерновая сделка». С её прекращением Украина фактически лишилась конкурентоспособности на мировом рынке зерна. Более того, уничтожение портовой инфраструктуры резко снижает ценность Украины в глазах Запада, в том числе и в перспективном плане (восстанавливать портовые сооружения — слишком дорого)[43].
Тем временем Украина предпринимает попытки решения «зернового кризиса» через диверсификацию альтернативных маршрутов экспорта зерна по железным и автомобильным дорогам и морю. В частности, украинский кабинет министров одобрил проект закона «о строительстве моста через Днестр», который станет ключевым элементом транспортного коридора Киев — Кишинёв[44]. Украина объявила об открытии временных морских коридоров в порты Черноморск, Одесса и Южный для гражданских судов, при этом предупредив о сохранении минной опасности и «угрозе со стороны России». Согласно сообщению украинских ВМС, к маршрутам будут допускаться суда, владельцы и капитаны которых «официально подтвердят готовность к плаванию в текущих условиях». Координаты морских коридоров не указываются[45]. Украина также стала осваивать альтернативный маршрут движения судов — близко к берегу (куда опасаются подходить российские военные корабли), а затем через территориальные воды Румынии и Болгарии. Эти рейсы страхует компания Beazley.
13 августа около 6.40 мск в юго-западной части Чёрного моря патрульным кораблём Черноморского флота «Василий Быков», осуществлявшим контроль судоходства, был обнаружен сухогруз «Сукра Окан» под флагом Палау, следовавший в украинский порт Измаил. На требование остановиться для досмотра на предмет перевозки запрещённых грузов капитан сухогруза не отреагировал. Для принудительной остановки судна с российского корабля был открыт предупредительный огонь из автоматического стрелкового оружия. В целях досмотра сухогруза с борта патрульного корабля был поднят вертолёт Ка-29 с группой российских военнослужащих. Судно застопорило ход, досмотровая группа высадилась на сухогруз, а по завершении её работы судно продолжило движение в порт Измаил[46][47][48].
Генеральный директор страховой компании Lloyd’s Джон Нил в интервью агентству Reuters в начале сентября сказал, что его компания будет готова страховать перевозки зерна из украинских портов лишь в том случае, если удастся установить международные коридоры по аналогии с разорванной Россией в июле зерновой сделкой[49].
В сентябре на фоне разрушения украинской портовой инфраструктуры министр транспорта Румынии заявил о планах удвоить ежемесячные транзитные мощности для украинского зерна через порт Констанца до 4 млн тонн. Меры, которые увеличат пропускную способность, включают увеличение персонала для облегчения прохода судов по каналу Сулина на Дунае и финансируемый ЕС проект по обеспечению круглосуточного судоходства по каналу, который должен быть завершён к ноябрю. Перевалка зерна с судна на судно в Констанце поможет увеличить пропускную способность на 500 000 тонн ежемесячно. Это позволяет небольшим судам, перевозящим зерно, перегружать его непосредственно на более крупные суда в порту. Порт Констанца стал крупнейшим альтернативным экспортным маршрутом Украины, где зерно доставляется автомобильным, железнодорожным транспортом или баржами через Дунай[50].
11 октября президент Зеленский лично обратился к участникам контактной группы по поставкам вооружений Киеву в формате Рамштайн с просьбой передать Украине системы ПВО большой дальности: «ПВО большой дальности может обеспечить безопасность коридоров в Чёрном море и регионе Дуная. ПВО большой дальности — это уверенность в том, что <…> мы сможем решить проблему российских управляемых авиабомб», — сказал Зеленский на встрече в штаб-квартире НАТО[51].
13 октября Зеленский признал, что работа зернового коридора нужна для того, чтобы Киев мог содержать свою армию: «Это даёт возможность наполнять бюджет, из которого мы финансируем наших военных», — сказал Зеленский на брифинге по итогам встречи в Одессе с и. о. премьера Нидерландов Марком Рютте. При этом президент не упомянул желание обеспечить продовольствием страны Африки, о котором обычно говорят украинские власти[52].
В конце октября Зеленский заявил, что с августа, когда Киев объявил о так называемом альтернативном зерновом коридоре, черноморские порты Украины приняли под загрузку почти 50 судов[53].
Оценки
Стороны по-разному оценивают эффективность зерновой сделки и последствия от её приостановления. 17 июля МИД России в очередной раз заявил, что вывозимое зерно, вопреки заявленным гуманитарным целям, отправлялось в страны с высоким и выше среднего уровнями доходов, включая страны ЕС, а на долю беднейших государств, в частности Эфиопии, Йемена, Афганистана, Судана и Сомали, пришлось менее 3 % вывезенного продовольствия, немногим более 900 тыс. т (в общей сложности черноморским маршрутом было вывезено 32,8 млн т грузов). В ООН, однако, подчёркивали, что целью соглашения по вывозу украинского зерна было сохранение стабильности на мировом зерновом рынке и снижение цен на основные продукты питания во всём мире[36].
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский считает, что выход России из зерновой сделки не отразится на российских агропроизводителях, поскольку «эта сделка никогда не давала нам ничего, кроме ущерба… В ходе реализации этой сделки мы поставляли наше зерно с дисконтом, который составляет от $10 до $20 за тонну на текущий момент, а иногда доходил до $70 за тонну», — пояснил он в интервью РБК[36].
Как отмечает заместитель председателя правления ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Леонов, за время санкций России удалось реорганизовать зерновой экспорт, в том числе через Каспийское море и Иран". По мнению эксперта, дружественные России страны, среди которых Китай, Египет и другие, могут увеличить закупки российского зерна. Российские производители могут нарастить экспорт выпадающих украинских объёмов зерна в Турцию[36]. В 2022/23 годах именно Турция лидировала среди прочих импортёров российского продовольствия, закупив 12,6 млн тонн, из которых 11,3 млн — зерновые. С Украины в Турцию за время действия сделки ушло лишь 3,2 млн тонн продовольственных грузов[54].
К продлению сделки Москву призывал Китай. «Китай надеется, что инициатива о перевозке зерна будет и далее осуществляться в полном объёме, и готов теснее взаимодействовать со всеми сторонами для достижения договорённостей по обеспечению мировой продовольственной безопасности», — заявила 17 июля представитель МИД КНР Мао Нин[36].
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен назвала решение России циничным шагом.
Если Россия выйдет из соглашения, «остальной мир посмотрит на это и скажет, что Россия отвернулась от того, чтобы страны глобального Юга и Африки, Латинской Америки и Азии могли получать продовольствие, которое им нужно, по доступным ценам», сказал 16 июля советник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан[36].
Европейский вклад
Тем временем граничащие с украинской территорией государства ЕС потребовали от Еврокомиссии продления запрета на ввоз в ЕС четырёх видов зерна с Украины до конца 2023 года. При этом премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что его страна не откроет свою границу для зерна с Украины и сама продлит запрет на его ввоз с 15 сентября, если этого не сделает ЕК.
В апреле 2023 года Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Словакия в одностороннем порядке запретили импорт зерна и других видов сельхозпродукции с Украины. Позже они отменили эти меры в обмен на решение Еврокомиссии ввести сначала до 5 июня, а затем до 15 сентября эмбарго на поставки с Украины четырёх видов зерновых и масличных культур[55].
20 июля глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель перед началом в Брюсселе заседания европейских министров иностранных дел заявил, что в новой ситуации страны ЕС должны более активно вывозить продовольствие с Украины через свою территорию и увеличить пропускную способность так называемых «маршрутов солидарности», по которым зерно Украины вывозилось по суше: «Помимо моря у нас есть маршруты солидарности, которые позволяют вывозить большие объёмы зерновых… Раз морской путь закрыт, мы должны будем увеличить возможности по экспорту украинского зерна через наши порты. Это означает, что соседи Украины должны предпринимать большие усилия. Они должны в большей степени открывать границы и способствовать транспортировке… Мы уже многое сделали, но должны сделать еще больше», — заявил Боррель[56].
26 июля Совет ЕС официально подтвердил, что пять государств-членов Евросоюза, граничащих с Украиной, просят продлить действующий запрет на импорт четырёх видов украинского зерна после запланированного срока действия 15 сентября. Также Польша, Венгрия, Болгария, Словакия и Румыния хотят, чтобы временный запрет ЕС на импорт украинской пшеницы, кукурузы, рапса и подсолнечного масла был продлён до конца года (https://t.me/kedmi/43030).
В сентябре Польша, Венгрия и Словакия продлили запрет на ввоз украинского зерна, несмотря на отказ Еврокомиссии от эмбарго.
Примечания
- ↑ История зерновой сделки // ТАСС, 17.05.2023 г.
- ↑ МИД РФ объявил о прекращении «зерновой сделки» с 18 июля // Интерфакс, 18.07.2023 г.
- ↑ Зерновую сделку продлили на 60 дней: о каких «мифах» спорили Москва и ЕС // РБК, 14.03.2023
- ↑ К каким результатам привела зерновая сделка. Что важно знать // РБК, 06.03.2023
- ↑ Информационный бюллетень Межведомственного координационного штаба по гуманитарному реагированию, 23.07.2023
- ↑ Путин назвал потери российских аграриев из-за зерновой сделки // Взгляд, 19.07.2023
- ↑ 7,0 7,1 Еда в огне. Как военный конфликт России и Украины привел к росту продовольственных цен // Коммерсантъ, 29.04.2022
- ↑ 8,0 8,1 8,2 В ООН пояснили, когда заработает механизм вывоза зерна с Украины // РБК, 22.07.2022
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Угрожай зерновых. Запад обвиняет Россию в провоцировании мирового продовольственного кризиса // Коммерсантъ, 21.05.2022
- ↑ Минобороны объявило о выводе войск с острова Змеиный // РБК, 30.06.2022
- ↑ Москва анонсировала «Черноморскую инициативу» по украинскому зерну // РБК, 15.07.2022
- ↑ Международное соглашение о вывозе украинского зерна. Что важно знать // РБК, 22.07.2022
- ↑ Зерновая эпопея Украины: о чём договорились Москва, Киев, Анкара и ООН // Газета.ру, 22.07.2022
- ↑ Зерновая эпопея Украины: о чём договорились Москва, Киев, Анкара и ООН // Газета.ру, 22.07.2022
- ↑ Серия ракетных ударов по порту Одессы: Почему это произошло после договора по зерну? Политнавигатор, 23.07.2022
- ↑ Коротченко объяснил истерику Зеленского после удара по Одессе. Военные цели будут уничтожаться независимо от соглашений по вывозу зерна МК, 24.07.2022
- ↑ Полянский: военные объекты в порту Одессы будут препятствовать выполнению сделки по зерну // ТАСС, 29.07.2022
- ↑ В Стамбуле заработал координационный центр по украинскому зерну // РБК, 26.07.2022
- ↑ МИД указал на вывоз зерна с Украины на Запад вместо «голодающей» Африки // РБК, 11.08.2022
- ↑ Путин заявил, что на Западе «грубо кинули» африканские страны // РБК, 07.09.2022
- ↑ Минобороны сообщило о приостановке участия России в «зерновой сделке» // 29.10.2022
- ↑ Атака украинских беспилотников в Севастополе. Главное // 29.10.2022
- ↑ Кулеба призвал мир потребовать от Москвы прекратить «голодные игры»
- ↑ Атака украинских беспилотников в Севастополе. Главное // 29.10.2022
- ↑ Путин назвал Эрдогану условие возврата России к зерновой сделке // 01.11.2022
- ↑ В Женеве начались переговоры России и ООН по зерновой сделке // РБК, 11.11.2022
- ↑ В Женеве начались переговоры России и ООН по зерновой сделке // РБК, 11.11.2022
- ↑ МИД объяснил условия продления зерновой сделки // РБК, 17.11.2022
- ↑ Зерновую сделку продлили на 60 дней: о каких «мифах» спорили Москва и ЕС // РБК, 14.03.2023
- ↑ Всему свой срок. Москва и Киев разошлись в вопросе о том, на сколько продлена зерновая сделка // Коммерсантъ, 19.03.2023
- ↑ Лавров заявил о «небольшом обострении» из-за продления зерновой сделки // РБК, 07.04.2023
- ↑ МИД России связал продление зерновой сделки с решением «пяти системных проблем» // Коммерсантъ, 13.04.2023
- ↑ Заявление Минобороны России
- ↑ Лавров оценил ситуацию с зерновой сделкой словом «тупик» // РБК, 26.04.2023
- ↑ Из зерновой сделки вышел аммиак. Подрыв трубопровода может похоронить инициативу России, Украины, Турции и ООН // Коммерсантъ, 07.06.2023
- ↑ 36,0 36,1 36,2 36,3 36,4 36,5 36,6 36,7 36,8 Цены на пшеницу выросли после выхода России из зерновой сделки. Какие ещё будут последствия у решения Москвы // РБК, 17.07.2023
- ↑ Путин оценил перспективы зерновой сделки словами «хватит, в конце концов» // РБК, 13.07.2023
- ↑ 38,0 38,1 38,2 38,3 Россия отозвала гарантии безопасности в черноморском коридоре // Взгляд, 17.07.2023
- ↑ По ракетному удару в украинском порту Рени нужно понимать следующее. // Telegram-канал «Военная хроника», 24.07.2023
- ↑ К слову об ударах по Украине: атака на остров Змеиный подтверждается // Артём Шейнин, 26.07.2023
- ↑ Минобороны объявило все идущие на Украину суда перевозчиками военных грузов // Взгляд, 19.07.2023
- ↑ МИД: Россия будет досматривать суда в Черном море // Взгляд, 21.07.2023
- ↑ https://t.me/yurasumy/10027
- ↑ «Зерновую сделку» хотят продлить без России — через Румынию // ТГ-канал Якова Кедми, 11.08.2023
- ↑ В румынском Галаце, сегодня будут обсуждаться «альтернативные маршруты транспортировки украинского зерна» // ТГ-канал Евгения Поддубного, 11.08.2023
- ↑ Минобороны РФ сегодня остановило судно, следовавшее на Украину, в юго-западной части Черного моря, которое не отреагировало на предупреждение // ТГ-канал Юрия Подоляки, 13.08.2023
- ↑ Наши морпехи на вертолёте Ка-29 с патрульного корабля «Василий Быков» высадились для проверки судна «Сукра Окан» в Черном море // ТГ-канал Евгения Поддубного, 13.08.2023
- ↑ Минобороны РФ добивает украинскую пропаганду // ТГ-канал «На самом деле в Харькове», 15.08.2023
- ↑ Lloyd’s не будет страховать поставки зерна из украинских портов без нового коридора под эгидой ООН // Reuters, 07.09.2023
- ↑ Румыния: перевозки украинских грузов на фоне разрушения портовой инфраструктуры противника // «Два майора», 16.09.2023
- ↑ Зеленский на встрече в формате Рамштайн попросил поставить Киеву ПВО большой дальности // ТАСС, 11.10.2023
- ↑ Зеленский признал, что Украине нужен зерновой коридор для финансирования ВСУ // ТАСС, 13.10.2023
- ↑ В порты Украины по «временному коридору» в Черном море зашли 50 судов // ТАСС, 24.10.2023
- ↑ Турция и войска России сорвут расчеты Зеленского на новую зерновую сделку // Взгляд, 19.07.2023
- ↑ Польша потребовала продления запрета на ввоз зерна с Украины до конца года // Взгляд, 19.07.2023
- ↑ Боррель рассказал, что ЕС придется делать из-за прекращения зерновой сделки // РИА Новости, 20.07.2023