Палмер, Джонатан
Джонатан Палмер | |
---|---|
Имя при рождении | Jonathan Charles Palmer |
Место рождения | Луишем[1] |
Род деятельности |
Автогонщик, спортивный менеджер, врач |
Дети |
Джолион Уильям |
Джо́натан Чарльз Па́лмер[1] (англ. Jonathan Charles Palmer; родился 7 ноября 1956 года в Луишеме, Великобритания) — британский автогонщик, спортивный менеджер, врач. Участник чемпионатов мира по автогонкам в классе «Формула-1». Чемпион Европы Формулы-2 (1983).
Общая информация
Сравнительно позднее активное занятие гонками позволило Джонатану окончить колледж Брайтон[англ.], получив, как и его отец, врачебную специальность, но дальнейшая карьера в этой области была свёрнута из-за прогресса гоночной карьеры. Продолжительная связь с автоспортом также отразилась на личной жизни Палмера: двое его сыновей — Джолион (род. 1991) и Уильям (род. 1997) — также пробуют себя как гонщики. Джолион Палмер, как и отец, выступал в Формуле-1 (2016—2017).
Спортивная карьера
- Гоночная карьера
Доходы отца позволили молодому британцу в конце 1970-х годов попробовать себя за рулём в автоспортивных соревнованиях, а на рубеже десятилетий и перейти в профессиональные серии: в национальных гонках класса Формула-Форд, где Джонатан постепенно стал демонстрировать и неплохую скорость и достаточную стабильность результатов. Переход в более престижные гонки долго откладывался, пока накануне сезона-1981 Палмер не смог подписать контракт с командой West Surrey Racing британской Формулы-3, в составе которой сходу завоевал титул чемпиона серии, одержав семь побед в 19 стартах.
Новый статус позволил Палмеру в 1982 году перебраться ещё на ступень выше, подписав контракт с заводской командой Ralt в европейской Формуле-2, где у него после года вката также получилось выиграть титул. Не слишком блистая в сезон дебюта, где он набрал лишь десять очков, один раз финишировав на подиуме, британец год спустя одержал шесть побед в 12 стартах и с запасом возглавил итоговый личный зачёт, заметно опередив более результативно начавших год Беппе Габьяни и Майка Такуэлла. В качестве дополнительного приза чемпиону Джонатан смог провести тестовые заезды в команде Williams F1, где произведя благоприятное впечатление, он даже смог получить заводской автомобиль организации на один из последних Гран-при того сезона,[2] где британец смог пройти квалификацию, опередив основного пилота команды Жака Лаффита, а в гонке финишировал тринадцатым.
Неплохая скорость в дебютной гонке позволила Палмеру найти себе место на полном расписании год спустя, подписав контракт с RAM Racing. Впрочем предоставленная ему техника была не слишком конкурентоспособна на фоне лидеров пелотона, а к концу сезона стала и постоянно ломаться. В 1985 году британец не нашёл себе места на полном расписании, проведя семь гонок в чемпионате мира за немецкий коллектив Zakspeed, а годом позднее провёл за них полноценный сезон. Команда Эриха Цаковски, впрочем мало отличалась в лучшую сторону от своих предшественников и когда накануне 1987 года у Джонатана появилась возможность подписать контракт с организацией Кена Тиррелла, он с радостью ей воспользовался. Tyrrell Racing Organisation в тот момент также переживал нелучшие времена, но обладал несколько более быстрой машиной, позволившей Палмеру трижды пробиться в очковую зону, включая финиш на рекордном в своей карьере четвёртом месте на Гран-при Австралии. C этой командой британец провёл затем ещё два сезона, но хронический дефицит средств не позволял команде в должной степени модернизировать машину и Джонатан так и продолжал лишь эпизодически бороться за попадание в очковую зону, да на Гран-при Канады-1989, не без доли везения, показал быстрейший круг в гонке. Перед сезоном-1990 финансовые проблемы достигли очередного пика и Кен был вынужден попрощаться с Палмером, пригласив вместо него Сатору Накадзиму, приведшего вместе с собой ряд новых спонсоров. Джонатан пробовал найти себе другое место в пелотоне, но смог лишь договориться о краткосрочном контракте тест-пилота в McLaren.
Карьера британца, впрочем, не ограничилась этой частью: в 1983 году он пробовал себя в японской Формуле-2, но ограничился лишь одним стартом. За год до этого началась и ещё одна часть деятельности Палмера как гонщика: он впервые стартовал в гонках на выносливость, дебютировав в Чемпионате мира. В следующие восемь лет — вплоть до окончания его гоночной карьеры — имя Палмера мелькало в заявочных листах серий подобного типа по всей планете: он пробовал себя как в различных чемпионатах в Европе, так и в американском первенстве IMSA GT и японском JSPC, где хоть и не добился особых успехов, но регулярно демонстрировал неплохую скорость и стабильность выступлений. Лучшей гонкой этого этапа его карьеры стали 24 часа Ле-Мана 1985 года, где он в составе экипажа Richard Lloyd Racing смог привести свой Porsche 956 на второе место в гонке. За год до того Джонатан провёл свои самый стабильные сезоны в подобных гонках сразу в двух сериях — в чемпионате мира он взобрался на шестое место в личном зачёте, а в первенстве Германии стал четвёртым.
Наряду с гонками в соревнованиях спортивных машин Палмер был замечен и в участии в гонках туринговой техники, несколько раз стартуя в BTCC, а в 1991 году даже проведя там полный сезон за Prodrive. Непилотская деятельность, впрочем, всё больше захватывала Палмера и накануне сезона-1992 он официально повесил шлем на гвоздь.
- Последующая деятельность
В 1993 году Палмер на непродолжительное время вернулся в Формулу-1, заменив в бригаде британского телевидения Джеймса Ханта, скончавшегося от сердечного приступа в начале июня того года.
Впрочем в 1990-е и последующие годы Палмер был более известен своей организаторской деятельностью: основанная им компания постепенно выкупала ряд автодромов в Великобритании (добравшись в итоге до владения такими известными трассами как Брэндс-Хэтч, Оултон-парк и Снеттертон), оптимизируя их деятельность, а со временем занялась и организацией собственных серий в качестве более дешёвой альтернативы тогда существовавшим. В 1998 году был запущен успешный проект Formula Palmer Audi, в 2009-12 годах при поддержке FIA Палмер с партнёрами обеспечивали функционирование первенства Формулы-2. C 2004 года эта работа осуществлялась компанией MotorSport Vision, управляемой Джонатаном вместе с Джоном Бриттеном и Питером Огденом. Некоторое время они занимались карьерой соотечественника Джастина Уилсона, собрав ему финансирование на дебют в Формуле-1, позже продвигали карьеру старшего сына Палмера — Джолиона. В 2008 году MSV выкупила коммерческие права на британское первенство по супербайку, а с 2013 года проводят первенство BRDC Formula 4.
Статистика результатов в моторных видах спорта
!colspan=43| Результаты |- !width="40"| Сезон ! Серия ! Команда !width="40"| Гонки !width="40"| ПП !width="40"| БК !width="40"| Победы !width="40"| Очки !width="40"| Поз. |- ! 1980 |align=left| Британская Формула-Форд 1600. P&O Ferries championship |align=left rowspan=1| н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 48 ! 4-й |- ! 1980 |align=left| Британская Формула-Форд 1600. RAC championship |align=left rowspan=1| н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 42 ! 6-й |- ! 1980 |align=left| Британская Формула-Форд. Townsend Thoresen championship |align=left rowspan=1| н/д | н/д | н/д | н/д | 1 | 130 | align="center" style="background-color:#FFDF9F;"| 3-й
|- ! 1980 |align=left| Фестиваль Формулы-Форд |align=left rowspan=1| н/д | 1 | 0 | 0 | 0 |bgcolor="black"| ! 4-й |- ! 1981 |align=left| Британская Формула-3 |align=left rowspan=2| West Surrey Racing | 19 | 6 | 9 | 7 | 126 | align="center" style="background-color:#FFFFBF;"| 1-й
|-
! 1981
|align=left| Чемпионат Европы Формулы-3
| 1
| 0
| 0
| 0
| 4
! 13-й
|-
! 1982
|align=left| Европейская Формула-2
|align=left rowspan=1| Ralt Racing
| 11
| 1
| 0
| 0
| 10
! 9-й
|-
! 1982
|align=left| FIA WEC
|align=left rowspan=1| Richard Lloyd Racing
Ford Werke AG
| 3
| 0
| 0
| 0
| 10
! 46-й
|-
! 1983
|align=left| Европейская Формула-2
|align=left rowspan=2| Ralt Racing
| 12
| 4
| 3
| 6
| 68
| align="center" style="background-color:#FFFFBF;"| 1-й
|-
! 1983
|align=left| Японская Формула-2
| 1
| 0
| 0
| 0
| 0
! НК
|-
! 1983
|align=left| Формула-1
|align=left rowspan=1| Williams F1
| 1
| 0
| 0
| 0
| 0
! НК
|-
! 1983
|align=left| IMSA GTO
|align=left rowspan=3| GTi Engineering
| 1
| 0
| 0
| 0
| 0
! НК
|-
! 1983
|align=left| EEC
| 3
| 1
| 0
| 0
| 39
! 13-й
|-
! 1983
|align=left| FIA WEC
| 3
| 0
| 0
| 0
| 23
! 16-й
|-
! 1983
|align=left| BTCC
|align=left rowspan=1| Cheylesmore BMW Motorsport
| 1
| 0
| 0
| 0
| 2
! 29-й
|-
! 1984
|align=left| Формула-1
|align=left rowspan=1| RAM Racing
| 14
| 0
| 0
| 0
| 0
! НК
|-
! 1984
|align=left| JSPC
|align=left rowspan=2| GTi Engineering
| 1
| 0
| 0
| 0
| 2
! 48-й
|-
! 1984
|align=left| FIA WEC
| 8
| 1
| 2
| 1
| 75
! 6-й
|-
! 1984
|align=left| DRM
|align=left rowspan=1| н/д
| 3
| 1
| н/д
| 1
| 45
! 4-й
|-
! 1985
|align=left| Формула-1
|align=left rowspan=1| Zakspeed F1
| 7
| 0
| 0
| 0
| 0
! НК
|-
! 1985
|align=left| IMSA GTP
|align=left rowspan=1| н/д
| 1
| 0
| 0
| 0
| 0
! НК
|-
! 1985
|align=left| FIA WEC
|align=left rowspan=1| Richard Lloyd Racing
| 4
| 0
| 1
| 0
| 39
! 12-й
|-
! 1986
|align=left| Формула-1
|align=left rowspan=1| Zakspeed F1
| 16
| 0
| 0
| 0
| 0
! НК
|-
! 1987
|align=left| Формула-1
|align=left rowspan=1| Tyrrell F1
| 15
| 0
| 0
| 0
| 7
! 11-й
|-
! 1987
|align=left| FIA WSPC
|align=left rowspan=1| Richard Lloyd Racing
| 7
| 1
| 0
| 1
| 31
! 19-й
|-
! 1988
|align=left| Формула-1
|align=left rowspan=1| Tyrrell F1
| 14
| 0
| 0
| 0
| 5
! 14-й
|-
! 1988
|align=left| ETCC
|align=left rowspan=1| Rouse/Kaliber Ford
| 1
| 0
| 0
| 0
| 0
! НК
|-
! 1989
|align=left| Формула-1
|align=left rowspan=1| Tyrrell F1
| 15
| 0
| 1
| 0
| 2
! 25-й
|-
! 1990
|align=left| FIA WSPC
|align=left rowspan=1| Joest Racing
| 9
| 0
| 0
| 0
| 2
! 31-й
|-
! 1991
|align=left| JSPC
|align=left rowspan=1| Alpha Racing
| 1
| 0
| 0
| 0
| 3
! 40-й
|-
! 1991
|align=left| FIA WSC
|align=left rowspan=1| Team Schuppan
Team Sauber-Mercedes
| 2
| 0
| 0
| 0
| 0
! НК
|-
! 1991
|align=left| BTCC
|align=left rowspan=1| Prodrive
| 15
| 1
| н/д
| 0
| 66
! 7-й
|-
|}
Европейская Формула-2
Результаты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сезон | Команда | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Очки | Поз. | ||||||||||||||||||||||||||
1982 | Ralt | Ralt | Honda | SIL 15 |
HOC НФ |
THR 11 |
NÜR 14 |
MUG 5 |
VAL 5 |
PAU 6 |
SPA 6 |
HOC НФ |
DON 3 |
MAN НФ |
PER НС |
- | 10 | 9-й | ||||||||||||||||||||||||||
1983 | Ralt | Ralt | Honda | SIL НФ |
THR 3 |
HOC 1 |
NÜR 4 |
VAL 2 |
PAU 3 |
JAR 3 |
DON 1 |
MIS 1 |
PER 1 |
ZOL 1 |
MUG 1 |
68 | 1-й |
Жирным выделен старт с поул-позиции, курсивом — быстрейший круг в гонке.
Формула-1
24 часа Ле-Мана
Год | Класс | № | Шины | Команда | Напарники | Машина | Круги | ОП | КП |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1983 | C | 14 | н/д | GTi Engineering | Ян Ламмерс Ричард Ллойд |
Porsche 956 | 339 | 8-й | 8-й |
1984 | C1 | 14 | D | GTi Engineering | Ян Ламмерс | Porsche 956 | 239 | 27-й | 13-й |
1985 | C1 | 14 | G | Richard Lloyd Racing | Джеймс Уивер Ричард Ллойд |
Porsche 956 GTi | 371 | 2-й | 2-й |
1987 | C1 | 15 | G | Richard Lloyd Racing | Джеймс Уивер Прайс Кобб |
Porsche 962C GTi | 112 | 30-й | 13-й |
1990 | C1 | 8 | M | Joest Porsche Racing | Боб Воллек Филипп Альо |
Porsche 962C | 0 | НС | НС |
1991 | C2 | 8 | G | Team Sauber Mercedes | Стэнли Диккенс Курт Тиим |
Mercedes-Benz C11 | 223 | 20-й | 18-й |
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Профиль Палмера на сайте ESPN F1 (англ.). Дата обращения: 2 февраля 2015. Архивировано 26 октября 2014 года.
- ↑ Кабановский, Александр. Германия'86: Джонатан Палмер . f1news.ru (28 января 2010). Дата обращения: 3 февраля 2015. Архивировано 19 декабря 2014 года.
Ссылки
- Профиль на сайте wildsoft.motorsport.com
- Статья Архивная копия от 9 февраля 2007 на Wayback Machine (англ.) на сайте grandprix.com
- Сайт компании Motorsport Vision Архивная копия от 21 декабря 2014 на Wayback Machine (англ.)
- Сайт компании Palmer Sport Архивная копия от 29 января 2015 на Wayback Machine (англ.)
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Лондоне
- Автогонщики Великобритании
- Пилоты Британской Формулы-3
- Пилоты Формулы-1 из Великобритании
- Пилоты Формулы-1 1980-х годов
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Williams
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на RAM
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Zakspeed
- Пилоты Формулы-1, выступавшие на Tyrrell
- Пилоты Формулы-1, набиравшие очки
- Пилоты 24 часов Ле-Мана из Великобритании
- Пилоты BTCC
- Комментаторы Формулы-1
- Спортивные функционеры Великобритании
- Медики Великобритании