Государственное регулирование экономики (дисциплина)/Лекция 8

Эта страница является частью учебника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лекции: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
Лекция 8. Государственное регулирование рынка труда

Государственная политика в сфере занятости

Государственная политика в сфере занятости населения — это внутренняя государственная политика, направленная на обеспечение занятости трудоспособного населения, на получение им дохода от предпринимательской деятельности или заработка от трудовой деятельности с помощью комплекса законотворческих, организационных, финансовых и иных мероприятий.

Государственное регулирование рынка труда — это комплекс мероприятий по разработке и реализации программ обеспечения населения рабочими местами и укомплектованию организаций кадрами в нужном количестве.

Меры государственного регулирования занятости[1]:

  • активная политика (предупреждение безработицы, переход из категории экономически неактивного населения в экономически активное):
― государственный контроль рынка рабочей силы, законотворческая деятельность;
― информационная и организационная помощь в поиске работы, сбор и обработка информации о вакансиях и претендентах, создание центров занятости и т. п.;
― подготовка, профессиональное обучение и переквалификация кадров, субсидирование программ обучения;
― создание рабочих мест в госсекторе путем организации общественных работ;
― поддержка малого бизнеса в форме консультаций, создания бизнес-инкубаторов, безвозвратных ссуд, льготного кредитования, налоговых льгот (для создания рабочих мест, открытия собственного бизнеса);
― разработка и реализация целевых программ расширения занятости;
― субсидии или снижение налогов предприятиям как альтернатива увольнению с них работников, или за приём из центра занятости;
― стимулирование ухода с рынка труда работников неперспективных категорий, субсидируемая миграция;
― стимулирование неполной занятости (work-sharing);
― поддержка расширения временной занятости.
  • пассивная политика занятости (меры социальной защиты безработных):
― выплаты пособий по безработице и на содержание семьи;
― выплаты при увольнении, досрочные пенсии;
― целевые выплаты.

Механизм государственного регулирования занятости и рынка труда — это спектр методов и инструментов, используемых органами государственной власти разных уровней для достижения состояния эффективной занятости и обеспечивающих результативное функционирование рынка труда[2]:

  • экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика с целью стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т. п.;
  • организационные методы: создание службы занятости, информационной системы, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров;
  • административно-законодательные методы: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой деятельности, определение минимальной почасовой ставки оплаты труда и т. д.

Методы обоснования занятости

Методы обоснования потребности в рабочей силе[2]:

  • программно-целевой метод (создание различных программ занятости);
  • нормативный метод (определение социальных нормативов ― допустимый уровень безработицы, минимальный уровень социальной защищенности, минимальные стандарты уровня жизни и социального развития);
  • балансовый метод (создание сводного баланса трудовых ресурсов на основе пропорций в соотношении трудовых ресурсов и их распределений).

Показатели эффективности использования трудовых ресурсов

Экономическая эффективность использования трудовых ресурсов оценивается показателями[2]:

  • ВВП, ВВП на душу населения, ВВП на одного работающего;
  • темп роста производительности общественного труда;
  • доля прироста ВВП за счёт повышения производительности труда.

Социальная эффективность использования трудовых ресурсов оценивается показателями:

  • уровень безработицы.

Производительность труда оценивается группами показателей:

  • технический уровень производства (фондовооружённость, фондоотдача, энерговооружённость труда, возрастная и технологическая структура основных фондов, уровень загрузки производственных мощностей, износ оборудования и т. д.);
  • структурная перестройка (доля численности занятых в наукоёмких производствах (рост в машиностроении и снижение в сельском хозяйстве);
  • качественный состав рабочей силы (уровень квалификации, уровень общего и специального образования, профессиональных навыков и производственного опыта);
  • организационно-управленческие факторы (оценка показателей через другие факторы).

Меры государственного вмешательства на рынке труда

Увеличение государственных закупок

На рисунке «Рост производства общественных благ» увеличение предоставляемых государством общественных благ ведёт к росту производного спроса на труд как в государственном секторе, так и в частном (там, где осуществляются государственные закупки). Рост спроса на конечную продукцию вызывает сдвиг кривых спроса [math]\displaystyle{ D_L }[/math] вправо-вверх до [math]\displaystyle{ D_L^1 }[/math], одновременно увеличивая (при прочих равных условиях) уровни зарплаты c [math]\displaystyle{ W_0 }[/math] до [math]\displaystyle{ W_1 }[/math] и занятости с [math]\displaystyle{ L_0 }[/math] до [math]\displaystyle{ L_1 }[/math].

В результате роста объёма предоставляемых государством общественных благ на уровне домохозяйства возникает чистый эффект дохода, следовательно, индивидуальное потребление досуга будет увеличиваться с [math]\displaystyle{ C_0 }[/math] до [math]\displaystyle{ C_1 }[/math].

На рисунке «Рост досуга от роста производства общественных благ» увеличение предоставляемых государством общественных благ приводит к тому, что индивид получит "даром" некоторое количество общественных благ [math]\displaystyle{ \Delta C }[/math], что приводит к изменению на индивидуальном предложение труда: индивидуум станет в результате богаче [math]\displaystyle{ \Delta Y }[/math] и будет тратить больше времени на отдых с [math]\displaystyle{ l_0 }[/math] до [math]\displaystyle{ l_1 }[/math]. Таким образом, индивидуальное предложение труда снизится с [math]\displaystyle{ L_0 }[/math] до [math]\displaystyle{ L_1 }[/math][3].

Выплаты трансфертов и субсидий

1. Субсидии, выплачиваемые фирмам.

Cубсидии, выплачиваемые предприятиям стимулирующие занятость: субсидии найма (наниматель получает определенную сумму в расчете на каждого вновь нанятого работника) и субсидии занятости (в расчете на всех занятых) приводит к сдвигу кривой спроса на труд вправо-вверх: работники теперь становятся «дешевле» для фирмы и при любом фиксированном уровне зарплаты она может нанять больше людей. Эффект субсидий зависит от эластичностей спроса и предложения на рынках труда ― превысит ли эффект замещения эффект дохода, или нет. Если нацеливаться на расширение производства, то предприятия будут уве­личивать объем всех применяемых ресурсов, спрос на труд вырастит. Если субсидируется развитие новых трудосберегающих технологий, то результатом может стать снижение спроса на труд.

В 1978 году в США программа увеличения занятости отдельных групп населения (бывших осужденных, ветеранов войны во Вьетнаме, молодежи) не принесла ожидаемых результатов. Работодатели решили, что названные категории работников малопродуктивны, раз государство так активно «навязывает» их фирмам. То есть спрос на эти категории рабочей силы оказался неэластичным, поэтому и занятость, вопреки ожиданиям, не изменилась.

На рисунках представлены разные возможные последствия введения субсидий занятости в зависимости от эластичностей спроса и предложения на рынке труда: (а) показывает введение субсидии приводит к сдвигу кривой спроса вправо-вверх и, при «нормальной» форме кривых спроса и предложения, к одновременному росту зарплаты и занятости; (б) ― абсолютно неэластичное предложение труда, когда нет смысла стимулировать занятость – весь эффект субсидии трансформируется в рост зарплаты; (в) – неэластичный спрос на труд и отсутствие изменений в занятости; (г) ― абсолютно эластичное предложение труда, когда эффект субсидии (рост занятости) максимален[3].

2. Трансферты и субсидии, выплачиваемые гражданам.

Рост трансфертных платежей для потребителей увеличит спрос на товары

Трансферты и субсидии, выплачиваемые отдельным категориям гражданам, увеличивают доход данных потребителей, в результате возникает чистый эффект дохода, и индивидуальное предложение труда (при прочих равных условиях) снижается. Одновременно эти выплаты увеличивают спрос населения на товары и услуги, а значит и спрос на труд как производный:

  • трансферты, имеющие целевое назначение, приводят к росту спроса на определенные товары или услуги. Субсидирование медицинской помощи вызовет увеличение спроса на услуги здравоохранения и лекарственные препараты и соответственно, возрастет спрос на труд именно в этой сфере.
  • трансферты, не имеющие целевого назначения, увеличат спрос на товары и услуги в соответствии с потребностями отдельных категорий населения. Например, рост стипендий вызовет увеличение спроса на товары молодежного ассортимента, рост пособий многодетным матерям трансформируется, вероятно, в растущий спрос на детские товары и продукты питания и т.д. Спрос на труд, как производный, будет в первую очередь увеличиваться именно в этих отраслях.

На рисунке в результате увеличение трансфертных платежей потребители увеличат свой спрос на некоторый товар, что приведет к сдвигу кривой спроса в отрасли, производящей этот товар. При прочих равных условиях здесь увеличатся зарплата и занятость, причем результат зависит от эластичностей спроса и предложения на обоих рынках[3].

Налогообложение

Введение подоходного налога

На рисунке «Введение подоходного налога» до введения подоходного налога равновесный уровень зарплаты и занятости был в точке [math]\displaystyle{ (W_0, L_0) }[/math]. После возникает разница между уровнем зарплаты, которую наниматель готов платить работникам, и той реальной зарплатой, которую люди получат фактически и смогут потратить. При занятости [math]\displaystyle{ L_1 }[/math] наниматель готов платить зарплату [math]\displaystyle{ W_1 (W_1=MRPL1) }[/math], но работники получат за вычетом налога [math]\displaystyle{ W_1^1 }[/math]. С точки зрения работников спрос на их труд снизился ([math]\displaystyle{ D_L }[/math] – до введения налога и [math]\displaystyle{ D_L^1 }[/math] – после). Точка равновесия перемещается и новый уровень зарплаты – [math]\displaystyle{ W_1 }[/math], а занятости – [math]\displaystyle{ L_1 }[/math]. Для работников падает зарплата и занятость [math]\displaystyle{ (W_1^1, L_1) }[/math]. Здесь снова нужно подчеркнуть, что окончательный результат зависит от эластичностей кривых спроса и предложения. Так, при абсолютно неэластичном предложении не стоит бояться падения занятости: весь эффект подоходного налога трансформируется в падение реальной зарплаты. Наоборот, при абсолютно эластичном предложении труда воздействие на занятость (снижение её) будет максимальным.

Налогообложение работника
Эффект замещения при налогообложении
Эффект дохода при налогообложении

Для работника введение подоходного налога эквивалентно снижению ставки заработной платы (отрав 8 часов, работник получил меньше). Сохраняется пропорция труд/досуг [math]\displaystyle{ (L/I) }[/math], но меняется цена досуга или работы [math]\displaystyle{ (W_0 - W_1) }[/math]. Нарушается условие максимизации полезности индивида. При постоянной (не зависящей от величины дохода) ставке налогообложения прямая бюджетного ограничения поворачивается влево-вниз.

Работник становится беднее, а значит эффект снижения дохода должен привести к тому, что человек будет работать больше, чтобы компенсировать налог. При одинаковых изначальных бюджетных ограничениях и уровне налогообложения два работника ведут себя по-разному. В первом случае (на рисунке «Эффект замещения при налогообложении») в ответ на введение налога предпочитает больше отдыхать, у него преобладает эффект замещения. Во втором случае (на рисунке «Эффект дохода при налогообложении»), наоборот, начинает ещё больше работать, здесь преобладает эффект дохода. Сила эффекта замещения или дохода определяется индивидуальными предпочтениями труд/досуг, то есть формой кривых безразличия. На уровне индивидуального предложения труда эффект подоходного налога неоднозначен, предложение может как увеличиться, так и уменьшиться.

При введении прогрессивного налогообложения (ставка налога увеличивается с ростом дохода) бюджетное ограничения становится ломаной линией.

Однако на уровне рынка в целом эффект налогообложения работников всегда отрицателен: предложение труда снижается, приводя к сокращению занятости и росту зарплаты. Эффект налогов при этом зависит от эластичности спроса на труд. Если спрос низкоэластичен, то занятость снизится незначительно. При высокоэластичном спросе ― имеет место сильное падение занятости[3].

Налогообложение нанимателя
Налоги с ФОТ

Налоги с ФОТа означают, что каждый работник обходится нанимателю дороже - кроме зарплаты, предприятие должно выплачивать за него определенные отчисления в виде налога в различные фонды.

С точки зрения предприятия налог повышает цену труда или снижает его предельный продукт в стоимостном выражении:

[math]\displaystyle{ MRP^2_L = MRP^1_L - t }[/math],
где [math]\displaystyle{ t }[/math] - величина налога.

Кривая спроса сдвигается влево-вниз, занятость падает с [math]\displaystyle{ L_0 }[/math] до [math]\displaystyle{ L_1 }[/math], а зарплата - с [math]\displaystyle{ W_0 }[/math] до [math]\displaystyle{ W_1^1 }[/math]. При неэластичном предложении труда на рынке весь эффект налога на фонд зарплаты, как и в случае индивидуального налогообложения, выразится в снижении заработков при постоянной занятости[3].

Гарантированный уровень минимальной зарплаты

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — это установленный минимум оплаты труда в час, день, неделю или месяц (год), который работодатель может (обязан) платить своему работнику, и за который работник может законно продать свой труд.

Простая модель
Модель Стиглера

Модель Стиглера ― это экономическая модель, дающая прогноз падения занятости (роста безработицы) при установлении минимальной зарплаты выше равновесного уровня на конкурентном рынке труда.

До ведения минимального уровня зарплаты [math]\displaystyle{ W_m }[/math] точка равновесия была на уровне [math]\displaystyle{ (W_0, L_0) }[/math]. После установления ― на уровне [math]\displaystyle{ (W_m, L_m) }[/math]. Кривая предложения становится ломанной кривой [math]\displaystyle{ W_mS_L }[/math]. Занятость с ростом зарплаты сокращается с [math]\displaystyle{ L_0 }[/math] до [math]\displaystyle{ L_m }[/math], появляется вынужденная безработица ([math]\displaystyle{ U=L_1-L_m }[/math]).

Величина безработицы [math]\displaystyle{ U }[/math] зависит при этом от эластичностей кривых [math]\displaystyle{ D }[/math] и [math]\displaystyle{ S }[/math]. Эмпирические наблюдения не показали значительного падения занятости при введении минимальной заработной платы. Поэтому были сделаны попытки объяснить относительно слабое влияние этой меры, например моделью двухсекторного рынка[3].

Модель двухсекторного рынка
Модель Уэлча-Каннингема

Модель Уэлча-Каннингема (модель двухсекторного рынка) ― это экономическая модель, объясняющая прогноз падения занятости (роста безработицы) при установлении минимального уровня зарплаты выше равновесного уровня на рынке труда в одном секторе экономике, и рост занятости в другом секторе экономике в двухсекторной экономике.

В модели Уэлча-Каннингема экономика делится на два рынка ― [math]\displaystyle{ A }[/math] и [math]\displaystyle{ B }[/math]. В секторе [math]\displaystyle{ A }[/math] вводится минимальный уровень зарплаты и снижается занятость (согласно модели Стиглера), но у работников есть возможность найти новую работу в секторе [math]\displaystyle{ B }[/math], где в силу гибкости зарплаты возможен рост занятости. Те работники, которые не смогли найти себе места с минимальной зарплатой, работают в других фирмах, предлагающих зарплату ниже[3].

До введения минимального уровня зарплаты равновесная точка [math]\displaystyle{ W_0 }[/math] и [math]\displaystyle{ L= L_0^A + L_0^B }[/math], после введения в секторе [math]\displaystyle{ A }[/math] вводится минимальная зарплата [math]\displaystyle{ W_m }[/math], и в результате занятость падает до [math]\displaystyle{ L_m^A }[/math]. Часть безработных [math]\displaystyle{ (L_0^A-L_m^A) }[/math] переходят в сектор [math]\displaystyle{ B }[/math] [math]\displaystyle{ (L_1^B-L_0^B=L_0^A-L_m^A) }[/math], сдвигая кривая предложения вправо на величину [math]\displaystyle{ (L_0^A-L_m^A) }[/math], где получат работу [math]\displaystyle{ (L_2^B-L_0^B) }[/math] человек. То есть занятость во втором секторе возрастет слабее, и часть людей [math]\displaystyle{ (L_1^B - L_2^B) }[/math] останется без работы.

В итоге занятость в экономике только при нулевой эластичности предложения труда введение минимальной зарплаты не вызовет абсолютно никакого снижения занятости. Потери занятости не так значительны, как это предполагалось в модели Стиглера:[math]\displaystyle{ L_1^B - L_2^B }[/math] [math]\displaystyle{ L_2^A - L_1^A }[/math].

Снижение занятости (итоговое) тем значительнее, чем больше эластичность спроса на труд в секторе [math]\displaystyle{ A }[/math] по сравнению с эластичностью спроса в секторе [math]\displaystyle{ B }[/math]:

[math]\displaystyle{ |\varepsilon L/W^A| \gt |\varepsilon L/W^B| }[/math]

Модель описывает ситуацию для стран, где минимальная зарплата не распространяется на всю экономику. Чем меньше размеры сектора, не охваченного законом о минимальной заработной плате, тем меньше возможности перехода из [math]\displaystyle{ A }[/math] в [math]\displaystyle{ B }[/math][3].

Модель дискриминирующего нанимателя
Модель Ашенфельтера-Смита

Модель Ашенфельтера-Смита (модель дискриминирующего нанимателя) ― это экономическая модель, объясняющая относительно слабое влияние установления минимального уровня зарплаты на занятость из-за "незаконопослушного" поведения нанимателей. Не выполняют закон и платят зарплату на уровне не ниже минимальной, а часть - платят меньше, но при этом готовы при необходимости заплатить штраф за невыполнение закона.

Отсюда, кривая спроса [math]\displaystyle{ D_L }[/math] в той части, где [math]\displaystyle{ W\lt W_m }[/math] сдвигается вниз на величину ожидаемого налога и становится ломаной линией. Новая точка пересечения [math]\displaystyle{ S }[/math] и [math]\displaystyle{ D_L }[/math] - точка [math]\displaystyle{ L_1 }[/math] - правее точки [math]\displaystyle{ L_m }[/math], то есть занятость в экономике снижается не столь значительно. В модели неявным образом предполагается дискриминация работников.

Модель нанимателя-монопсониста
Модель нанимателя-монопсониста

Модель нанимателя-монопсониста ― это экономическая модель, демонстрирующая монопсонию на рынке труда, на котором введение минимальной зарплаты выше установившегося уровня может привести к росту занятости.

До введения минимального уровня зарплаты уровень зарплаты был wmon, уровень занятости [math]\displaystyle{ L_{mon} }[/math] После установления обязательного минимума на уровне wm кривая предложения труда становится ломаной линией [math]\displaystyle{ ABS_L }[/math], а кривая предельных издержек -прерывистой линией [math]\displaystyle{ ABCMC_L }[/math].

Монопсонист, максимизируя прибыль, устанавливает занятость в той точке, где предельные издержки равны предельному доходу в стоимостном выражении:

[math]\displaystyle{ MRP_L = MC_L }[/math], то есть занятость увеличивается до величины [math]\displaystyle{ L_m }[/math].

Существует предел роста зарплаты, за которым занятость начнет снижаться ([math]\displaystyle{ W_m\leqslant MC }[/math]). Этот предел зависит от эластичностей кривых [math]\displaystyle{ S }[/math] и [math]\displaystyle{ MRP_L }[/math]. Минимальная зарплата тем эффективнее, чем выше эластичность этих кривых - в таких отраслях введение минимальной зарплаты будет сопровождаться значительным ростом занятости.

Ограничение сверхурочных часов

Государство устанавливает законодательно нормативы (коэффициенты), повышающие оплату и количество сверхурочных часов работы. Тем самым для нанимателя становится выгоднее найм дополнительных работников при росте объёма выпуска.

Например, при введении коэффициента r, повышающего оплату часов, отработанных свыше установленной продолжительности рабочей недели в 39 часов, бюджетное ограничение становится ломаной линией (выделенные синяя и красная линии на рисунке):

  • если М – точка равновесия, то будет работать эффект замещения, эффект дохода отсутствует, тогда человек согласится работать сверхурочно;
  • если М ― не точка равновесия, то хотелось бы работать меньше 39 часов, тогда человек откажется от сверхурочных.

Помощь с поиском работы

Распределение предлагаемой заработной платы

При прочих равных условиях уровень безработицы в экономике зависит от средней продолжительности поиска работы.

Теория поиска на рынке труда — это теория поиска, анализирующая процесс и длительность поиска работы. В условиях фрикционной безработицы работник занимается процессом поиска работы, тратит время на неё. В то время как информация на рынке труда несовершенна и процесс поиска приемлемой работы занимает время.

Простая модель поиска работы

Модель имеет следующие допущения:

  • несовершенство информации на рынке труда;
  • рабочие места различаются только ставкой заработной платы;
  • работнику известно распределение предлагаемой заработной платы, но неизвестно, какая компания какой размер заработной платы предложит;
  • работнику, нашедшему вакантное рабочее место, будет предложено это место;
  • работник не имеет бюджетного ограничения при поиске работы, он продолжает поиск столько, сколько нужно;
  • работнику доступно только одно предложение о вакансии в течение одного периода;
  • процесс поиска имеет прямые и альтернативные издержки.

На рисунке «Распределение предлагаемой зарплаты» указана кривая вероятного распределения предлагаемой заработной платы [math]\displaystyle{ f(w) }[/math]. Зная, какая фирма предложит максимальную заработную плату wmax, работник мгновенно бы устроился на работу именно в эту компанию. Но при отсутствии такой информации работник будет искать работу, предлагая свой труд компаниям с вакансиями, по принципу случайной выборки, сравнивая предлагаемые уровни заработной платы и выбирая допустимую для него.

Имеется два варианта:

  • работник ограничивает поле поиска, выбирая наиболее высокую заработную плату из ограниченного количества предложений рабочих мест.
  • работник устанавливает для себя минимально допустимую резервную заработную плату wr, соглашаясь на предложение равной или большей заработной платы.

Правительство снижает уровень безработицы с помощью инструмента — реальной величины пособия по безработицы и увеличивает продолжительность поиска работником приемлемой работы. Это позволит увеличить эффективность использования трудовых ресурсов, когда работодатель и работники будут более разборчивы в предложении работы и поступлении на неё, а значит работники будут более соответствовать выполняемой ими работе[4].

Выплата пособий по безработице

Введение пособий по безработице (или их рост) может по-разному отражаться на уровне безработицы, в зависимости от того, какой ее тип доминирует в экономике. Влияние пособий на уровень безработицы зависит от эластичности спроса и предложения на рынке труда.

Сглаживание неравенства в доходах

Государство сглаживает с помощью трансфертных выплат:

  • выплаты по социальному страхованию: pазмер выплат зависит от вклада работника, сделанного в течение трудовой карьеры (например, размер пенсии или пособия по безработице зависит от прежнего размера зарплаты и (или) трудового стажа)
  • пособия по социальной помощи: pазмер выплат не зависит от трудовых усилий:
- категориальные пособия (выплачивается на основе принадлежности реципиента к той или иной социально-демографической группе (мать-одиночка, семьи с детьми и т.п.));
- нуждаемые пособия (выплачивается на основании нуждаемости (подтвержденной заявителем)).
Коэффициент Джини

Коэффициент Джини – это показатель степени расслоения общества данной страны или региона по какому-либо изучаемому признаку.

Кривая Лоренца

Кривая Лоренца – это графическое изображение функции распределения, показатель неравенства в доходах населения.

Закон Оукена

Закон Оукена — эмпирическая зависимость между темпом роста ВВП и уровнем безработицы, предполагающая, что снижение темпа роста ВВП на 2 % приводит к повышению уровня безработицы на 1 %.

Миграционная политика

Миграция рабочей силы – это переселение трудоспособного населения из одной страны в другую сроком более чем на год.

Причина миграции:

  • экономические факторы (стремление повысить уровень жизни семьи):
-рост реальной зарплаты (трудового дохода);
-улучшение условий труда (режим рабочего времени, отпуск и т.п.);
-более комфортное существование семьи в целом (за счет большего объема общественных благ);
-качественные общественные блага (лучшее образование и т.д.).
  • неэкономические факторы миграции:
-воссоединение с семьей или создание новой семьи;
-проблемы здоровья или неподходящего климата;
-стремление избежать политических или религиозных притеснений.

Выгоды принимающей страны от иммиграции:

  • рост трудовых ресурсов, объема ВВП, суммарных доходов работников и агрегированного спроса в экономике, налоговых поступлений в бюджет государства, ликвидация структурных диспропорций на рынке труда;
  • поддержка на определенном уровень безработицы;
  • компенсация естественной убыли населения, рост трудовых ресурсов страны в краткосрочном и долгосрочном периоде, а значит и увеличение потенциального выпуска.

Минусы иммиграции для принимающей страны

  • социокультурные факторы, временный характер миграции, отсутствие ассимиляции с коренным населением;
  • приезжие «отнимают» работу у местных жителей;
  • дополнительная нагрузка на бюджет принимающей страны.

Выгоды от перемещения рабочей силы для страны эмиграции

  • снижение напряженности на местном рынке труда, сокращение безработицы, облегчение нагрузки на местный бюджет;
  • приток в страну-донор денежных средств трудящихся-мигрантов;
  • улучшение жизненных условий эмигранта и его семьи.

Государственное регулирование ограничивается административным контролем (например, лицензированием) организаций, осуществляющих трудоустройство граждан страны за рубежом, с тем, чтобы гарантировать их права и соблюдение трудовых контрактов[3].

Отрицательные последствия для страны эмиграции:

  • "утечка мозгов" - выезд наиболее образованных и одаренных специалистов-профессионалов[3].
Государственная миграционная политика в странах иммиграции

В странах, принимающих иммигрантов, предпочтение отдается[3]:

  • людям, готовым выполнять тяжелую, грязную, неквалифицированную работу и, соответственно, плохо оплачиваемую;
  • специалистам дефицитных профессий - программистам, фармацевтам, специалистам по биотехнологиям и т.п.;
  • уникальным специалистам, "звездам" в своих областях;
  • успешным предпринимателям, открывающие дело и инвестировавшие капитал в экономику принимающей страны;
  • молодым семьям (часто - имеющим детей) без медицинских и пенсионных обязательств при прочих равных условиях.

Меры государственного регулирования иммиграции[3]:

  • законодательные меры:
-квотирование (к общему числу въезжающих в страну в течение года или определённых профессий);
-требования о подтверждении профессиональной квалификации;
-ограничения по состоянию здоровья;
-временные ограничения (до окончания контракта и т.п.).
  • экономические меры:
-плата за въезд и трудоустройство;
-плата за найм иммигрантов для работодателей;
-поощрение въезда и получения гражданства инвесторов (владельцев недвижимости).
Нелегальная иммиграция

Нелегальная миграция — это миграция с нарушением миграционного законодательства страны.

Меры борьбы с нелегальной миграцией[3]:

  • штрафные санкции на нанимателя;
  • штрафные санкции на иммигрантов;
  • государственные программы, стимулирующие реэмиграцию (оплата проезда и денежное пособие, профессиональное обучение иммигрантов и прямое создание новых рабочих мест в стране эмиграции).

Модель Харриса-Тодаро

Миграционная модель Тодаро – это теория, объясняющая миграцию из села в город как экономически рациональный процесс, несмотря на высокий уровень безработицы в городах. Работники сравнивают свои ожидаемые доходы в городе и начинают переселение из села в случае, если эти ожидаемые доходы превышают их средний уровень доходов в селе.

Модель Харриса — Тодаро – равновесная ситуация миграционной модели Тодаро, при которой ожидаемые доходы сравняются в сельских и городских секторах с учётом неформального сектора и полной безработицы.

Парадокс Тодаро – любые мероприятия, направленные на улучшение городской экономики, которые приводят к росту городской безработицы, так как эти улучшения стимулируют ещё большую миграцию с сельских территорий.

Количество мигрантов в течение фиксированного периода [math]\displaystyle{ t }[/math] определяется как функция:

[math]\displaystyle{ M_t = f (W_B* - W_A) }[/math]
где [math]\displaystyle{ M_t }[/math] ― количество мигрантов из страны [math]\displaystyle{ A }[/math] в страну [math]\displaystyle{ B }[/math], [math]\displaystyle{ W_A }[/math] - зарплата в стране [math]\displaystyle{ A }[/math], [math]\displaystyle{ W_B* }[/math] - ожидаемая зарплата в стране [math]\displaystyle{ B }[/math], [math]\displaystyle{ f(x) }[/math] - функция реакции.

При этом ожидаемая зарплата на новом месте зависит от вероятности трудоустройства [math]\displaystyle{ p }[/math]:

[math]\displaystyle{ W_B* = pW_B }[/math],
где [math]\displaystyle{ W_B }[/math] ― зарплата в стране [math]\displaystyle{ B }[/math], то есть от ситуации на рынке труда.

Если в принимающей стране растёт уровень безработицы, то ожидаемые доходы, естественно, снизятся, и число мигрантов тоже сократится.

Модель вектора преимуществ

Модель вектора преимуществ предполагает учёт ряда ожидаемых выгод (в форме «вектора преимуществ»):

[math]\displaystyle{ M_t = \frac {aX} {Db} }[/math],
где [math]\displaystyle{ M_t }[/math] ― количество мигрантов, [math]\displaystyle{ D }[/math] ― расстояние между странами, [math]\displaystyle{ X = (X1, ..., Xn) }[/math] ― все факторы, побуждающие к миграции, [math]\displaystyle{ a, b }[/math] ― параметры модели.

Модель учитывает выгоды и издержки ― фактор расстояния оказывает отрицательное воздействие на количество мигрантов.

Модель теории человеческого капитала

Миграция — это инвестиции, определенные издержки в краткосрочном периоде и приращение дохода в долгосрочной перспективе. Решаясь на переезд, человек сравнивает приведенные ожидаемые доходы и расходы на эмиграцию:

[math]\displaystyle{ \sum_{i \mathop =M}^R=\frac {Y_i^B-Y_i^A} {(1+r)^i} \gt C }[/math]
где [math]\displaystyle{ C }[/math] ― прямые издержки (затраты на переезд, приобретение нового жилья, перевоз имущества и т.п.), [math]\displaystyle{ Y_i^B }[/math], [math]\displaystyle{ Y_i^A }[/math] ― доходы в году [math]\displaystyle{ i }[/math] в странах [math]\displaystyle{ B }[/math] и [math]\displaystyle{ A }[/math] соответственно, [math]\displaystyle{ M }[/math] ― момент переезда, [math]\displaystyle{ R }[/math] ― год окончания трудовой деятельности, [math]\displaystyle{ r }[/math] ― индивидуальная норма дисконтирования.

Неявные издержки ― это альтернативный доход, который работник мог бы получить, не покидая родину ([math]\displaystyle{ Y^A }[/math]), а индивидуальные характеристики работника ― это норма дисконтирования [math]\displaystyle{ r }[/math].

Мигранты - относительно молодые люди. Инвестиции всегда тем выгоднее, чем дольше от них получают отдачу (чем больше величина ([math]\displaystyle{ R - M }[/math]) в модели). Миграция тем выгоднее, чем больше ожидаемая разница в доходах ([math]\displaystyle{ Y^B - Y^A }[/math]). Решение о миграции зависит от прямых издержек переезда[3].

Пошаговая миграция

Модель Равенштейна – это миграционная модель населения на основе гравитационной модели, основанная на законах миграции Равенштайна, объясняющая пошаговую миграцию[5].

Миграция населения включает следующее переменные:

[math]\displaystyle{ M_{ij}=\frac {P_j} {d_{ij}} f(z_i) }[/math],
где [math]\displaystyle{ M_{ij} }[/math] – миграционный поток, идущий из источника миграции [math]\displaystyle{ j }[/math] в место назначения [math]\displaystyle{ i }[/math], [math]\displaystyle{ f(z_i) }[/math] – функция от [math]\displaystyle{ z_i }[/math] – силы притяжения места назначения [math]\displaystyle{ i }[/math], [math]\displaystyle{ P_j }[/math] ― численность населения источника миграции [math]\displaystyle{ j }[/math], [math]\displaystyle{ d_{ij} }[/math] ― расстояние от источника миграции [math]\displaystyle{ j }[/math] до места назначения [math]\displaystyle{ i }[/math].

Демографическая гравитация

Гипотеза Стюарта ― это миграционная модель населения на основе гравитационной модели, предложенная американским астрофизиком Джоном Стюартом в 1941 году, где миграционный поток - это выражение демографического силы, равная постоянной величине [math]\displaystyle{ G }[/math] (аналог гравитационной постоянной), умноженной на произведение численностей населения регионов [math]\displaystyle{ P_iP_j }[/math] (аналог масс) и разделенной на квадрат расстояния между регионами [math]\displaystyle{ d_{ij} }[/math][5]:

[math]\displaystyle{ M_{ij}=G \frac {P_i P_j} {d_{ij}^2} }[/math].

На основе гипотезы Стюарта сформирована концепция демографической гравитации, которая включает модифицированные модели с социально-экономическими переменными (уровень доходов в регионах, уровень развития социальной сферы, ситуация на рынке труда, климатические и экологические условия и т.д.):

[math]\displaystyle{ M_{ij}=G \frac {P_i^a P_j^b} {d_{ij}^2} }[/math],
[math]\displaystyle{ M_{ij}=G \frac {(w_i P_i) (w_j P_j)} {d_{ij}^b} }[/math],

где [math]\displaystyle{ w }[/math] ― средний доход населения, [math]\displaystyle{ a,b }[/math] — эмпирические параметры.

Вопросы для самопроверки

22. Показатели экономической эффективности и производительности труда. Какими методами ваше предприятие будет обосновывать необходимость привлечения дополнительной рабочей силы? Какими показателями эффективности будете отчитываться по использованию трудовых ресурсов?

23. Меры государственного вмешательства на рынке труда. В каких государственных программах ваше предприятие готово участвовать через Центры занятости и другие государственные службы?

24. Миграционная политика государства. Если ваше предприятие на определенной территории столкнётся с нехваткой производственных кадров, то для привлечения и/или удержания внешних и внутренних мигрантов какие мероприятия будете просить государственные органы проводить?

Список использованных источников

  1. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие — М.: КНОРУС, 2013. — 520 с. ― С.375-387 — ISBN 978-5-406-02776-9
  2. 2,0 2,1 2,2 Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2014 — 480с. — С.226-243 — ISBN 5-279-02583-6
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 Колосницына М. Г. Экономика труда: Учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2003 – 240 с. – ISBN 5-94628-102-Х
  4. Сэпсфорд Д. Рынок труда: безработица и теория поиска // Панорама экономической мысли конца XX столетия / Д. Гринэуэй[en], М.Блини, И.Стюарт. — СПб.: Экономическая школа, 2002. — Т. 1. — С. 583—584. — ISBN 5-900428-66-4.
  5. 5,0 5,1 Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 495 с. ― C.218 — ISBN 5-7598-0074-4
Лекции: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18