Государственное регулирование экономики (дисциплина)/Лекция 12

Эта страница является частью учебника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лекции: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
Лекция 12. Инвестиционная политика

Инвестиционная политика

Инвестиционная политика — это инвестиционный процесс, включающий определение целей инвестора.

Элементы инвестиционной политики:

  • активы (куда инвестор инвестирует средства);
  • степень активности управления инвестиционным портфелем;
  • выбор цели инвестиций (получение дохода или рост стоимости актива).

Инвестиционная политика государства — это часть экономической политики государства, направленной на содействие привлечения инвестиций посредством формирования инвестиционного климата с целью успешного экономического развития любого региона страны.

Инвестиционный процесс

Инвестиционный процесс — совокупность процедур инвестора, определяющего виды инвестиционных активов, размер своих инвестиций и срок осуществления инвестиций.

Инвестиционный процесс имеет следующие этапы:

  • предынвестиционный (определение инвестиционных возможностей, анализ альтернативных вариантов проектов, выбор оптимального проекта, заключение по проекту, принятие решения об инвестировании);
  • инвестиционный (проведение торгов, выбор подрядчиков, заключение контрактов и договоров подряда, проведение капитальных вложений, строительство объектов, пусконаладочные работы и т.п.);
  • операционный (закупка сырья, производство и сбыт продукции (работ, услуг), проведение маркетинговых мероприятий и т. п.);
  • ликвидационный (определение остаточной и рыночной стоимости активов, реализация или консервация выбывающих активов, устранение негативных последствий осуществления проекта в случае необходимости).

Инвестиционная деятельность

Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

— прямое участие государства[1]:

  • разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых государством (федеральным бюджетом) или совместно с другими государствами;
  • финансирование строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд;
  • предоставление государственных гарантий в рамках инвестиционных проектов, размещение инвестиционных средств на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование;
  • проведение экспертизы инвестиционных проектов;
  • защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и наукоемких технологий, оборудования, конструкций, а также разработка и утверждение стандартов (норм и правил), контроль за их соблюдением;
  • выпуск облигационных и гарантированных целевых займов;
  • расконсервирование и запуск строек и объектов, находящихся в госсобственности;
  • предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам аукционов и конкурсов.

— косвенное участие государства:

  • законодательные, административные и другие меры по формированию благоприятных условий для инвесторов;
  • налоги, кредиты, тарифы и др.;
  • поддержка региональных брендов (Башкирский мёд, Крымское вино и т.п.).

Методы государственного стимулирования инвестиционной деятельности

— финансовые:

  • ускоренная амортизация;
  • налоговые льготы и налоговые каникулы;
  • таможенные льготы;
  • бюджетные инвестиции;
  • инвестиционные субсидии и скидки;
  • бюджетные кредиты и займы на льготных условиях;
  • гарантии обеспечения обязательств инвесторов по уплате кредитных, лизинговых и иных платежей;
  • система государственных закупок.

— нефинансовые:

  • государственные институты (Фонд прямых инвестиций, инвестиционный омбудсмен, Агентство стратегических инициатив, Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Консультативный совет по иностранным инвестициям);
  • особые экономические зоны (ОЭЗ);
  • государственно-частное партнерство (ГЧП);
  • информационно-аналитические центры.

К приоритетам государственной инвестиционной политики относят направления инвестирования, связанные с[2]:

  • импортозамещением;
  • глубокой переработкой сырья, материалов и топлива;
  • наукоёмким производством в области создания новых материалов, средств связи и т.п.;
  • высокотехнологическим производством (ВПК, авиационная отрасль и т.п.);
  • инфраструктурными проектами (здравоохранения, образования, науки, культуры);
  • создание инвестиционного климата.

Инвестиционный климат

Инвестиционный климат — экономические, финансовые и социально-политические условия в регионе, которые влияют на склонность инвестора инвестировать, а также брать кредиты и занимать; институциональные, политические и регулятивные факторы темпа и характер роста секторов экономики. Неблагоприятный инвестиционный климат может являться препятствием для инвестирования в экономику региона, а значит способствует слаборазвитости экономики региона.

Факторы, влияющие на инвестиционный климат:

  • мягкие — нормативная и законодательная база, финансовое и налоговое стимулирование, коммуникация между властью и бизнесом, профессиональная поддержка бизнеса и административные процессы;
  • жёсткие (которые изменить невозможно или это трудоёмко) — географическое положение, природные ресурсы, физическая инфраструктура, доступность качественного человеческого капитала и объём внутреннего рынка.

Оценка инвестиционного климата основывается на субъективных и контекстуальных факторах в дополнение к стандартизированным показателям. Различные показатели измеряют отдельные аспекты инвестиционного климата. Различные факторы влияют на качество инвестиционного климата и конкретный набор мер политики зависит от конкретного региона. Для сравнительного анализа делового инвестиционного климата Группа Всемирного банка использует следующие 5 измерений:

  • конкурентоспособность;
  • воспринимаемые предпринимателями ограничения;
  • деловые и инвестиционные барьеры;
  • риск и неопределенность политики;
  • стоимость операций.

Эти показатели измеряют проблемы регулирования бизнеса, основанные на сочетании статистических данных, нормативной информации и бизнес-исследований. Они не должны рассматриваться в отрыве от других проблем и целей, таких как социальная и экологическая устойчивость. Кроме того, существует множество других региональных и страновых источников информации.

Показатели инвестиционного климата

Ключевые глобальные межстрановые показатели – экономические показатели, которых недостаточно для получения полной картины обязательных ограничений и проблем инвестиционной конкурентоспособности. Проблемы включают в себя отсутствие данных по многим странам (особенно с низким уровнем дохода и нестабильностью), трудности с извлечением политических последствий из этих данных, отсутствие дезагрегации до уровня, позволяющего проводить анализ, или отсутствие сопоставимости между странами, использование различных методологий.

По версии Группы Всемирного банка ключевыми глобальными межстрановыми показателями инвестиционного климата являются:

Международные организации ставят перед своими государствами-членами задачи создания прозрачного, стабильного и предсказуемого инвестиционного климата с надлежащим соблюдением контрактов, соблюдением прав собственности, внедренными в государственную политику, прозрачными и стабильными институтами, а также со свободной и справедливой конкуренцией.

Иностранные инвестиции

Стоит отметить негативное влияние от прямых иностранных инвестиций, и положительное влияние от капиталовложений в основные средства региона (например, мандаринская модель экономического роста).

Во многих странах активно регулируются инвестиционные проекты с иностранным участием. Государственная инвестиционная политика направлена на защиту национальных экономик в таких проектах в связи с[2]:

  • нерациональным природопользованием, хищнической добычей, варварскими способами заготовки, ведущих к истощению ресурсов;
  • использованием устаревших, экологически грязных технологий в производстве инвестора;
  • оттоком капитала из национальной экономки;
  • защитой стратегических отраслей;
  • сохранением занятости в отрасли.

Государственная инвестиционная политика направлена на инвестирование в государственные монополии (недопуск на рынок как иностранных, так и отечественных частных фирм) в сфере[2]:

  • производства и обороте оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий;
  • изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, посеве и возделывании культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;
  • переработке руд драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов;
  • производство ликеро-водочных и табачных изделий;
  • и другие (данный перечень во многих странах только растёт).

Инвестиционная программа

Инвестиционная программа – это совокупность инвестиционных проектов в виде перечня объектов инвестиций, их основных характеристик и объёмов финансирования, составляемая на определенный временной период, формируемая на основании нормативных документов. Инвестиционная программа рассчитывается на определённое время и включает список различных проектов инвестирования, в котором детально указаны объёмы финансовых вложений, а также обоснована экономическая целесообразность и описаны все действия по реализации проекта инвестирования.

Инвестиционные проекты, финансируемые за счёт средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы, а за счёт средств бюджетов субъектов РФ – региональные инвестиционные программы[2].

Государственная инвестиционная программа включает в себя перечень инвестиционных проектов и программ, по которым заключены инвестиционные соглашения и предусмотрены меры государственной поддержки, а также мероприятия, направленные на их реализацию. В государственные программы включается перечень проектов капитального характера, строительство детских садов, школ, больниц и поликлиник, дорог и иных объектов инфраструктуры или социальной сферы.

Федеральная адресная инвестиционная программа – это инвестиционная программа, направленная на инвестирование, приобретение, предоставление субсидий на осуществление капвложений в объекты капстроительства госсобственности РФ.

Анализ «затраты—выгоды»

Анализ «затраты—выгоды» позволяет провести оценку инвестиционного проекта с общественными благами. Однако, анализ позволяет сравнивать лишь проекты со схожими целями. Например, невозможно сравнить чистую отдачу от проектов обороны и образования[3].

Анализ «затраты—выгоды» с общественными благами отличается от частных в том, что приходится оценивать целый спектр общественных выгод и издержек, включая положительные и отрицательные внешние эффекты, формализовывать неосязаемые блага в денежные выражения в ситуациях неопределённых рыночных цен осязаемых благ, дисконтировать по плавающей ставке, вместо расчёта единственного показателя (чистой прибыли)[4].

Оценка общественных выгод

Общественные выгоды — выгоды, получаемые обществом, как покупателями блага, так и третьими лицами, которые не покупают его, но извлекают пользу вследствие внешнего эффекта потребления. Таким образом общественные выгоды равны частным выгодам плюс положительные внешние эффекты.

Внешние эффекты делятся на монетарные (перераспределительный эффект) и реальные воздействия (изменение уровня эффективности). Монетарные воздействия – это изменение цен вследствие смещения спроса в сторону комплементарных или замещающих благ, в расчёте не участвуют. На примере, когда при строительстве объекта переместился спрос от одних предприятий другим или выросла/упала цена земли, то для общества не возникает ни проигрыш, ни выигрыш – это денежная экстерналия, а вот снижение стоимости продукции или ущерб окружающей среды – это реальная экстерналия. Реальная экстерналия сказывается на эффективность по критерию Калдора-Хикса [3].

Проблема неоднозначности оценки общественных выгод/издержек. В инвестиционных проектах увеличение продолжительности жизни населения может оцениваться как период, за который человек потенциально мог заработать (общественная выгода), или как период, в котором пришлось бы содержать данного человека (а это уже общественные издержки).

При этом совсем не давать оценку человеческой жизни (например, из-за моральных соображений) нельзя, нужно принимать решения (например, службе спасения проводить ли дорогостоящие мероприятия по спасению или нет). Оценивать жизнь бесценной тоже нельзя, тогда все проекты по здоровью будут приоритетны в ущерб остальным. Поэтому принято, продолжительность жизни оценивать по альтернативной стоимости общественных выгод человека (своего заработка плюс внешний эффект в обществе). Таким образом, старики и неработоспособные, которые, возможно, будут приносить меньшую общественную выгоду, «стоят» потенциально меньше, чем дети, которые могут потенциально «стоить» больше[3]. «Хорошее правительство распознается благодаря тому, как оно относится к детям, старикам, больным и нуждающимся» (Гораций). «Цивилизованность общества определяется его отношением к детям, женщинам, старикам. … Общество, которое не заботится о стариках и детях обречено на вымирание» (Франклин Д.Рузвельт).

Осязаемые выгоды – это выгоды, которые можно измерить. Например, экономия топлива и т. п. Неосязаемые выгоды – это выгоды, которые нельзя измерить или оценить. Хотя многие ранее считавшиеся неизмеримыми благами, такие как свободное время, здоровье, качество окружающей среды, сейчас активно оцениваются.

Ценообразование общественных благ

Теневая цена (общественная цена) может учитываться (то есть данные цены не существуют на рынке) методами ценообразования частных благ:

— рыночными методами:

  • среднерыночная цена (текущая цена на сложившихся рынках традиционных товаров и услуг);
  • предполагаемая цена (цена сопоставимых частных благ с учётом соотношении ценности товаров и услуг других производителей);
  • цена потребителя (выявленная цена с помощью анкетирования, интервью, экспертных оценок и т.п.);
  • тендерная цена (наименьшая цена из предложенных производителями общественных благ на проводимых тендерах по госзакупке);
  • равновесная цена (сбалансированная цена на рынке товаров и услуг до сезонного снижения/увеличения выпуска данных общественных благ – закуп при перепроизводстве, продажи при недопроизводстве);
  • цена спроса (расчётная цена, когда можно оценить неосязаемые блага в сравнение с субститутами осязаемых благ. Например, цену чистотой воды при оценке строительства очистных сооружений можно определить суммой затрат на фильтры и закупом бутилированной воды; цену тишины – разницей стоимости жилья возле аэропорта и спального района; цену чистого воздуха – разницей стоимости квадратного метра жилья возле автомагистрали и района парка).

— затратными методами:

  • цена полных затрат (стоимость, равная сумме всех затрат для производства данных общественных благ);
  • цена маржи (стоимость экономии для потребителя, выраженной в часах или материальных ресурсах);
  • цена прямых затрат (стоимость всех понесенных затрат до, после и во время оказания услуги плюс альтернативная стоимость потраченного времени в течение получения услуги);
  • цена инвестиций (цена, равная инвестиционным затратам в течение запланированного срока окупаемости).

— нормативно-параметрическими методами:

  • удельная цена (базисная стоимость, зависимая от основного параметра, использованного ресурса, частного блага в данном общественном благе);
  • формульная цена (зависимая стоимость от некой формулы, расчёта);
  • агрегатная цена (совокупная стоимость нескольких общественных благ с известной ценой);
  • балльная цена (экспертная стоимость, определяемая экспертом, экспертным сообществом или международной организацией в форме рейтинга, балла или индикатора, которые в последствии используются для определения количественной оценки цены общественного блага).

Оценка общественных издержек

Общественные издержки равны частным издержкам плюс негативные внешние эффекты.

При расчётах общественных издержек в большинстве случаев исключаются налоги, которые увеличивают общественные выгоды. Исключаются и часть расходов за государственные ресурсы (покупка земли и т.п.), считая их перераспределение внутри общества. Если в проекте будут задействованы безработные, потенциально безработные, то частично зарплата может быть также уменьшена, исключая возможные пособия по безработице и обязательные платежи государственным компаниям (коммунальные услуги и т.п.)[4].

Осязаемые издержки — это издержки, которые проявляются на рынке. Неосязаемые издержки — это издержки, которые не проявляются на рынке.

Чистая отдача

Чистая отдача – это разность между общественными выгодами и общественными издержками[4].

Ставка дисконтирования

Социальная ставка дисконтирования — это ставка дисконтирования, используемая в социальных проектах для пересчёта будущих потоков доходов в единую величину текущей стоимости. Ставка, по которой общество готово отказаться от сегодняшнего потребления ради завтрашнего, и которая отражает социальную норму временного предпочтения.

Согласно «Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов» Министерства экономики РФ социальная норма дисконта – это показатель общественной эффективности и характеризует минимальные требования общества к общественной эффективности проектов, считается национальным параметром и должна устанавливаться централизованно органами управления народным хозяйством в увязке с прогнозами экономического и социального развития страны.

Считается, что ставка дисконтирования для оценки общественных инвестиций должна быть ниже, чем рыночная процентная ставка. А по инвестиционным проектам, в которых выгоду получает государство, не может превышать ставки, по которой государство кредитуется. Считается, что будущие поколения не должны получить окружающую среду хуже текущей, а значит ставка должна быть и вовсе нулевой для проектов по охране окружающей среды. Так как индивидуумы меняют свои предпочтения в течение жизни (противоречивое во времени), например в молодости они не обращают внимания на ЗОЖ, а в старости крайне щепетильны, то ставка дисконтирования по проектам ЗОЖ может быть и отрицательной, в т.ч. и для частных благ.

Согласно теореме Эрроу-Линда, если отдача от проекта не коррелирована с национальным доходом и распределена среди широкого круга людей, тогда агрегированная премия за риск стремится к нулю, поэтому ставка дисконтирования не должна включать премию за риск. Теорема оправдывает использование безрисковой ставки дисконтирования при рассмотрении ожидаемой доходности государственных проектов[5].

Ставка дисконтирования, приравненная к долгосрочной процентной ставке на рынке капитала, подвергается корректировке согласно общественным предпочтениям. Так как ставка дисконтирования близка к нулю, то горизонт планирования значителен. Сроки окупаемости равняются срокам полезного использования. Соответственно, чем ниже ставка амортизации, тем проект, вероятно, предпочтительней. Иногда говорят о «близорукости» частного сектора в связи с краткосрочным горизонтом планирования[4]. Также отмечают, что частный сектор не готов реально размещать крупные суммы в проекты, не прибегая к финансовым спекуляциям, а значит через определенную сумму государственной интервенции на финансовом долговом рынке ставка может упасть до нуля[6].

Вопросы для самопроверки

34. Государственные инвестиционные программы: формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Предприятию имея собственную инвест программу, что может предпринять для реализации данной программы, используя формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности?

35. Инвестиционный климат. На что ваше предприятие будет обращать внимание в региональных рейтингах инвестиционного климата при планировании выхода на какой-либо региональный рынок?

36. Анализ «затраты—выгоды» инвестиционных проектов с общественными благами. Если ваш инвестиционный проект предполагает выпуск общественных благ, то на что будут обращать внимание представители гос органов при их анализе?

Список использованных источников

  1. Государственное регулирование экономики: учебное пособие /Под ред. И. Н. Мысляевой, Н. П. Кононковой. – М.: Издательство МГУ, 2010. – 440c. – С.145-162 ― ISBN 978-5-211-06158-3
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие ― М.: Финансы и статистика, 2014 ― 480с. – С.244-284 ― ISBN 5-279-02583-6
  3. 3,0 3,1 3,2 Брюммерхофф Д. Теория государственных финансов – Владикавказ: Пионер-Пресс, 2001 – 480с. – С.129-150 – ISBN 5-901983-01-7
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Экономика общественного сектора: учебник для вузов/Под ред. Л.И. Якобсона, М.Г. Колосницыной. ― М.:Юрайт, 2014 ― 558с. – С.329-353 ― ISBN 978-5-9916-2581-4
  5. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие — М.: КНОРУС, 2013. — 520 с. — ISBN 978-5-406-02776-9
  6. Кадомцева С.В. Государственные финансы: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 352 с. – С.218-244 — ISBN 978-5-16-002051-8
Лекции: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18