Афразийские языки
Афразийские языки | |
---|---|
Таксон | макросемья |
Ареал | Передняя Азия, Восточная и Северная Африка |
Число носителей | 270—300 млн |
Классификация | |
Категория | Языки Евразии, Языки Африки |
Борейская гиперсемья (гипотеза) | |
Состав | |
берберо-ливийские, египетский язык, кушитские, омотские, семитские, чадские | |
Время разделения | X—VIII тыс. до н. э. |
Коды языковой группы | |
ГОСТ 7.75–97 | афз 069 |
ISO 639-2 | afa |
ISO 639-5 | afa |
Афрази́йские языки́ (также афроазиатские, устар. — семито-хамитские или хамито-семитские) — макросемья языков, распространённых в северной части Африки от Атлантического побережья и Канарских островов до побережья Красного моря, а также в Западной Азии и на острове Мальта. Группы говорящих на афразийских языках (главным образом на различных диалектах арабского языка) имеются во многих странах за пределами основного ареала. Общее число говорящих около 253 млн чел.[1]
Макросемья включает пять (или шесть) семей языков, имеющих признаки общего происхождения — наличие родственных корневых и грамматических морфем.
История исследований
Семиты и хамиты в библейской традиции: Название семитов и хамитов восходит к легендарным персонажам Ветхого Завета — сыновьям Ноя, пережившим Великий потоп. Старший из них Сим, согласно преданиям является прародителем семитов — эламитов/сынов Елама, ассирийцев/сынов Ассура, халдеев/сынов Арфаксада, лидийцев ?/сынов Луда, арамеев/сынов Арама (Быт. 10:22). Называемый иногда старшим, иногда младшим сыном Хам, считается прародителем хамитов — кушитов/сынов Хуша, египтян/сынов Мицраима, некоторых ливийцев/сынов Фута и ханаанеев/сынов Ханаана (Быт. 10:6). |
Семитские языки
Началом изучения семитских языков можно считать раннее средневековье, когда учёные-грамматисты стали более методично исследовать и сравнивать арабский, древнееврейский и арамейский языки, как в современных им формах, так и в древних. Обычно, целью таких работ было желание лучше вычитывать и понимать различную религиозную литературу. Некоторое влияние на труды арабских, еврейских и сирийских средневековых филологов оказывали византийские грамматисты. В Европе изучение языков семитской ветви началось в эпоху классического гуманизма (XIV—XVI века), с использованием еврейской языковедческой традиции[~ 1].
Значимым событием в XVIII веке была дешифровка финикийского алфавита французским аббатом Ж. Бартелеми. В XIX веке по семитским языкам издаются важнейшие грамматики, словари, исторические обзоры, каталоги и критические издания рукописей, своды эпиграфических памятников, в том числе «Corpus Inscriptionum Semiticarum» (с 1881 г., Париж). Наиболее значимые исследователи периода — Т. Нёльдеке, В. Гезениус (древнееврейский словарь и грамматика), Ю. Вельхаузен, Р. Киттель (библеистика), Ф. Преториус и К. Ф. А. Дильман (эфиопистика), М. Лидзбарский (эпиграфика), К. Броккельман (сравнительная грамматика семитских языков), А. И. Сильвестр де Саси, Э. М. Катрмер, И. Гольдциер (арабистика).
В XX веке изучение семитских языков развивается на базе нового материала, собранного многочисленными научными экспедициями. В 30‑х гг. Ш. Виролло и Х. Бауэром было дешифровано угаритское письмо, в 1947 г. некоторый переворот в библеистике создала находка Кумранских рукописей. Наиболее значимые исследователи XX века — П. Э. Кале, П. Леандер, Г. Бергштрессер, И. Фридрих (Германия); Дж. Х. Гринберг, И. Дж. Гелба, С. Гордон, В. Леслау (США); Ж. Кантино, А. Дюпон-Соммер, М. Коэн, Д. Коэн (Франция); Г. Р. Драйвер, леди М. Дроуэр (Великобритания); С. Москати, Дж. Гарбини, П. Фрондзароли (Италия), К. Петрачек (Чехословакия), Й. Айстлейтнер (Венгрия), Э. Бен Йехуда, Х. М. Рабин, Э. Й. Кучер (Израиль). В наши дни кафедры семитологии существуют почти во всех университетах мира[2] (см. также: Семитология).
Хамитские языки
Примерно в середине XIX века в науке возникла гипотеза о существовании языковой общности Северной Африки под общим названием «хамитские языки». Это предположение восходит, вероятно, к немецкому египтологу К. Р. Лепсиусу, а окончательно оно утвердилось под влиянием работ австрийского египтолога и лингвиста Л. Рейниша. Позднее языковед африканист К. Майнхоф значительно расширил понятие «хамитские языки», включив сюда все языки Африки, в которых различается грамматический род. В наши дни термин не употребляется[3][4].
Семито-хамитские языки (иначе — хамито-семитские)
Изучение хамитских языков довольно рано выявило их родство с семитскими. Например вопрос сопоставления языка древних египетян с древнесемитскими языками был подробно рассмотрен немецким египтологом и лексикографом А. Эрманом. В дальнейшем многие исследователи проводили подобные работы по лексическим сопоставлениям древнесемитских языков с египетским, а также с отдельными языками Африки, которые относили к хамитским. Сравнения между древними языками и отдельно взятыми живыми языками, с методической точки зрения, были малоудачными. Сравнения между семитскими языками и египетским, а также между египетским и берберскими языками, оказались более успешными, было установлено немало надёжных соответствий (наиболее значимы работы А. Эмбера, Р. Каличе, Э. Зигларжа, В. Вицихла, В. Леслау).
В середине XX века французский лингвист М. Коэн опубликовал сопоставительный «Словарь хамито-семитских языков» (первая подобная работа), представлявший значительный сдвиг в изучении вопроса. Но, в связи с недостаточной точностью методики и некоторыми другими причинами, словарь подвергся справедливой критике многих учёных. Примерно в этот период большинство лингвистов приходит к выводу, что африканские языки семито-хамитской семьи не составляют особой «хамитской» ветви, которая противостояла бы азиатской «семитской» ветви, а образуют различные части единой языковой семьи. В составе этой семьи отдельные африканские группы языков (ветви) по меньшей мере равноправны с семитской ветвью. Таким образом термином «семито-хамитские языки» стало пользоваться неверно, однако, по инерции, он продержался среди части учёных до начала 70-х гг. XX века[3][4].
Афроазиатские/афразийские языки
Ещё в 1950 годах американский лингвист Дж. Х. Гринберг предложил заменить термин «семито-хамитские языки» на «афроазиатские языки», это название сейчас утвердилось в лингвистической науке стран запада, главным образом в США. В СССР, и современной России, принят термин «афразийские языки». Иногда употребляют менее распространённые названия — «эритрейские», или «лисрамические» языки. В 1965 году вышла первая сравнительно-историческая грамматика афразийских языков (ещё под названием «семито-хамитских»), в 1981—1986 годах в СССР был выпущен «Сравнительно-исторический словарь афразийских языков». В наши дни лингвистические исследования различных ветвей афразийской макросемьи значительно расширились[3]:1.
Классификация афразийских языков
В число афразийских языков входят как живые, так и мёртвые языки. Первые в настоящее время распространены на обширном пространстве, занимая территорию Передней Азии (от Месопотамии до побережья Средиземного и Красного морей) и обширные территории Восточной и Северной Африки — вплоть до атлантического побережья. Отдельные группы представителей афразийских языков встречаются и вне основной территории их распространения. Общее количество говорящих в настоящее время, по разным подсчётам, колеблется между 270 млн и 300 млн человек.
В афразийскую макросемью входят следующие языковые семьи (или ветви).
Египетская ветвь
Египетский язык со своим поздним потомком — коптским языком — является мёртвым языком. В древности он был распространён на территории долины среднего и нижнего Нила (современный Египет). Первые письменные памятники египетского языка датируются концом IV — началом III тысячелетия до н. э. В качестве живого и разговорного просуществовал до V века н. э. Памятники коптского языка известны с III века н. э.; к XIV веку он выходит из употребления, сохраняясь как культовый язык коптской христианской церкви. В быту копты, которых, по данным конца 2010 года, насчитывается около 8 млн человек, пользуются арабским языком[5].
- староегипетский ранний †
- староегипетский классический †
- среднеегипетский классический †
- новоегипетский †
- среднеегипетский поздний †
- демотический †
- птолемеевский †
- коптский † (диалекты: саидский, ахмимский, субахмимский/асиутский, фаюмский, бохейрский)
Берберо-канарская ветвь
Эти языки произошли от праберберского языка. Живые языки этой семьи распространены в Северной Африке к западу от Египта и Ливии до Мавритании, а также в оазисах Сахары, вплоть до Нигерии и Сенегала. По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет более 14 млн человек. В Марокко бербероговорящие составляют около 40 % от всего населения страны, в Алжире — около 25 %. В Египте, Ливии, Тунисе, Мавритании численность бербероязычного населения меньше.
Гуанчские языки — это языки аборигенов Канарских островов, вымерших к XVIII веку.
Все живые берберские языки — бесписьменные. У берберских племён туарегов (Сахара) используется в обиходе своё письмо, именуемое «тифинаг» и восходящее к древнеливийскому письму. Ливийское письмо представлено краткими наскальными надписями, обнаруженными в Сахаре и Ливийской пустыне; самые ранние из них датируются II веком до н. э. Надписи частично дешифрованы; они делятся на три группы памятников: феззанско-триполитанские, западно-нумидийские и восточно-нумидийские. Языки этих надписей представляют группу мёртвых языков берберо-ливийской семьи.
- 1. берберские/берберо-ливийские
- А. восточноберберские: сива, ауджила, фоджаха, гхадамес, сокна, тмесса
- В. южноберберские/туарегские:
- а. северотуарегские: аххагар, ахнет, тайток, гхат
- б. восточнотуарегские: аир, восточный тауллеммет
- с. западнотуарегские: западный тауллеммет, тадгхак, аир, танеслемет
- C. северноберберские:
- а. зенетские:
- б. кабильские
- с. атласские:
- I. сегхрушен
- II. тамазигхт/бераберские: изайан, издег, ндыр, мессад
- III. шильхские/ташельхайт: нтифа, семлаль, баамрани
- D. западноберберские/зенага
- Е. древнеливийские эпиграфические: триполитанский †, восточнонумидийский †, западнонумидийский/мавританский †
- 2. канарские/гуанчские † (языки/диалекты о-ов: Лансароте, Фуэртевентура, Гран-Канария, Тенерифе, Пальма, Гомера, Иерро)
Чадская ветвь
Языки этой ветви — живые; к ней относится более 150 современных языков и диалектных групп. Распространены в Центральном и Западном Судане, в районе озера Чад, Нигерии, Камеруна. Наиболее многочисленны говорящие на языке хауса, число которых составляет около 30—40 млн человек; для большинства из них хауса является не родным языком, а языком межнационального общения.
- 1. западночадские:
- А. собственно западночадские:
- а. хауса: хауса, гвандара
- б. сура-герка:
- I. сура-ангас: сура/мвагхавул, ангас, мупун, чакфем, джипал, джорто
- II. герка-кофьяр: мирьям/мерньянг, диммук/доемак, квалла/квагаллак, бвал, гворам, чип, герка/йивом, монтол/теэл, канам, пьяпун, коеноем
- с. рон: фьер, тамбас, даффо-бутура, бокос/чала, ша, кулере, карфа, нафунфья, шагаву
- d. боле-тангале: карекаре, гера, герумава, дено, куби, кирфи, галамбу, болева, квам, беле, нгамо, маха, перо, вуркум, куши, чонге, тангале, дера/канакуру, шеллен
- B. баучи-баде:
- а. северные баучи: варджи, цагу, гала, кария, мия, па’а/афава, сири, мбурку/барке, джимбин, дири
- б. южные баучи: боггом/буррум, зул (мбарми), дир/барам-дутсе, геджи-гайнзи, бала, були, джими, гурунтум, зунгур, зар/сайанчи, сигиди, лукши-докши, ванди-вангдай, барава, копти/закши, бото
- с. баде-нгизим: нгизим, баде, дувай, айюкава, ширава
- А. собственно западночадские:
- 2. центральночадские:
- А. гонгола-хиги:
- а. тера: тера, ньиматли, пидлими (хина), джара, га’анда, хона, габин, нгваба, бога;
- б. бура-марги: бура, пабир, чибак, кильба/хыба, марги
- с. хиги: хиги, нкафа, макулу, капсики, гье, фали-кирия
- d. бата: гуди, фали-джильбу, фали-муби, чеке, нзанги/нджей, бата-гаруа, кобочи, вади, малабу, бачама, гуду
- е. лааманг/хидкала: лааманг, хидкала, алатагва, визик, вемго, вага, тур
- f. мафа: молоко, муянг, мада, вузлам
- В. горные:
- С. речные:
- А. гонгола-хиги:
- 3. восточночадские:
Кушитская ветвь
Из кушитских языков известны только живые, распространённые в Северо-Восточной Африке: на северо-востоке Судана, в Эфиопии, Джибути, Сомали, на севере Кении и на западе Танзании. По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет около 25,7 млн человек.
- 1. северокушитский: бедауйе
- 2. центральнокушитские/агавские: билин, хамир, хамта, дембеа, квара, кемант, аунги, дамот
- 3. восточнокушитские:
- 4. южнокушитские: дахало/санье, иракв, горова, алагва, бурунге, аса, квадза
Омотская ветвь
Живые бесписьменные языки, распространённые на юго-западе Эфиопии. Число говорящих, по данным конца 1980-х годов, составляет около 1,6 млн человек. Как самостоятельная ветвь афразийской макросемьи они стали выделяться лишь в последнее время (Г. Флеминг, М. Бендер, И. М. Дьяконов). Часть учёных относит омотские языки к западно-кушитской группе, ранее остальных отделившейся от пракушитского.
- 1. южноомотские: каро, банна, хамер, ари/бако, диме
- 2. северноомотские:
- А. дизи-омето:
- а. дизи: дизи/маджи, нао, шеко
- б. макро-омето:
- I. ше: ше, гимира/бенчо
- II. омето:
- В. гонга-джанджеро:
- а. джанджеро/ямма
- б. гонга: кефа/кафичо, боша, моча, анфилло/южный мао, бворо/шинаша, нага, боро, губа
- А. дизи-омето:
Семитская ветвь
Наиболее многочисленная из афразийских языковых семей; эти языки распространены на территории Арабского Востока, в Израиле, Эфиопии и Северной Африке, «островками» — в других странах Азии и Африки. Количество говорящих, по разным источникам, колеблется, составляя примерно 200 млн.
- 1. северосемитские
- А. северо-восточные: аккадский/ассиро-вавилонский †
- В. эблаитский †
- С. северо-западные:
- а. центральные:
- I. северо-центральные:
- а. аморейский †
- б. угаритский †
- с. левантийские:
- I. ханаанейские: ханаанейский †, древнееврейский †, современный иврит, финикийский †, язык телль эль-амарнской переписки †, моавитский †, я’уди † и др.
- II. арамейские: самгальский †, староарамейский †, имперский арамейский †, библейский арамейский †, египетско-арамейский †, христианско-палестинский †, еврейско-палестинский/иудейско-арамейский †, самаритянский †, мандейский †, набатейский †, пальмирский †, сирийский/эдесский †, вавилонско-арамейский/язык Вавилонского Талмуда †, современный арамейский (северо-восточные, туройо и др.)
- III. южноаравийские эпиграфические: сабейский †, маинский/минейский †, катабанский †, хадрамаутский †
- II. южно-центральные/аравийские:
- а. североаравийские эпиграфические: сафский †, самудский †, лихьянский †
- б. арабский (литературный и др. — см. разновидности арабского языка), мальтийский
- I. северо-центральные:
- б. периферийные/эфиосемитские:
- а. центральные:
- 2. южносемитские: джиббали/шхери/шахри, мехри, харсуси, ботхари, сокотри
Также прасемитский язык.
Прародина
Период афразийского языкового единства (скорее всего, это был не единый язык, а группа близкородственных диалектов) относится приблизительно к XI—X тысячелетиям до н. э. Распад афразийской макросемьи на отдельные семьи относят к X—VIII тысячелетиям до н. э.
Предполагается, что древнейшим ареалом афразийских языков были территории Северо-Восточной Африки и Передней Азии.
Относительно прародины афразийских языков существуют две гипотезы. Первая по времени выдвинута И. М. Дьяконовым и локализует афразийскую прародину в области Юго-Восточной Сахары и в прилегающих районах Восточной Африки. В XI—X тысячелетиях до н. э. (период мезолита) эти территории были ещё благоприятны для жизни человека. Эта гипотеза поддерживается тем фактом, что большинство афразийских семей и языков по-прежнему распространены на территории Африканского континента. Египетская и чадская языковые ветви, отделившись от праафразийского, сохранили ряд общих особенностей. Позже отделяются носители пракушитской языковой общности, сохранившие ряд особенностей, общих с прасемитским. Последнее разделение афразийских ветвей происходит между прасемитским и прабербероливийским в VI тысячелетии до н. э. В связи с ухудшением климатических условий на территории Сахары древнесемитские племена двинулись на восток, в Переднюю Азию (через Суэцкий перешеек или через Баб-эль-Мандебский пролив). Ливийско-гуанчские племена двинулись в западном направлении, достигнув Атлантического побережья и Канарских островов.
Вторая по времени гипотеза выдвинута А. Ю. Милитарёвым и локализует афразийскую прародину в Передней Азии и на Аравийском полуострове. Наиболее вероятной археологической культурой, соответствующей праафразийцам, А. Ю. Милитарёв считает натуфийскую культуру. К этой точке зрения примыкают и сторонники включения афразийских языков в ностратическую общность. В пользу второй гипотезы свидетельствует тот факт, что между афразийскими языками, распространёнными на африканской территории, и неафразийскими языками Передней Азии (в частности, кавказскими) обнаружены следы древних контактов (главным образом, в лексике). По времени проникновения контактная лексика соответствует периоду предполагаемого единства афразийских языков. Согласно второй гипотезе, разделение афразийской общности сопровождалось движением большей части афразийцев на Запад, на территорию Африки, и только говорящие на прасемитском языке остались на своей исторической прародине.
Впоследствии А. Ю. Милитарёв пересмотрел свою точку зрения в пользу гипотезы И. М. Дьяконова. Совместно с С. Л. Николаевым он пришёл к выводу, что набор зоонимов, реконструируемый для афразийского праязыка, характерен для субэкваториальной фауны Северо-Восточной Африки. При этом названия животных, на которых охотились натуфийцы, реконструируются лишь для прасемитского языка[6].
Каждая из языковых семей, входящих в афразийскую макросемью, имеет своё внутреннее подразделение — классификацию языков по генетическому признаку. Классификации разработаны с разной степенью детализации, так как далеко не все афразийские языки достаточно изучены и достаточно полно описаны.
Исключение составляет египетский язык, для которого не обнаружено никаких близких «боковых» родственников (хотя он и проявляет несколько большее сходство с чадскими языками[7]). Для этого языка установлена лишь хронологическая периодизация его существования от первых памятников до последних памятников коптского языка.
Макрокомпаративистика
Небольшим количеством исследователей афразийская макросемья включается в более общее образование — ностратическую макросемью языков, объединяющую индоевропейскую, картвельскую, уральскую, дравидийскую и алтайскую семьи. Однако в последнее время афразийская макросемья исключается из ностратической и рассматривается наряду с последней как отдельная и самостоятельная, но ближайше родственная ностратической[8].
Примечания
- Комментарии
- ↑ Совокупность способов описания и осмысления древнееврейского языка, складывавшаяся начиная с первых веков нашей эры на Ближнем Востоке, а с X века и в Европе.
- Источники
- ↑ Порхомовский В. Я. Афразийские языки // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
- ↑ Семитология Архивная копия от 15 марта 2012 на Wayback Machine (И. М. Дьяконов) // Лингвистический энциклопедический словарь — «Советская энциклопедия», 1990.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Дьяконов И. М. Афразийские языки (фрагмент вступительной статьи к изданию «Языки Азии и Африки». Т. IV, 2) — 1991.
- ↑ 4,0 4,1 Порхомовский В. Я. Хамитские языки // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
- ↑ Новости NEWSru.com :: Бывшим коптам разрешили снова стать христианами . Дата обращения: 30 декабря 2010. Архивировано 9 января 2011 года.
- ↑ Militarev A., Nikolaev S. Proto-Afrasian names of ungulates in light of the Proto-Afrasian homeland issue Архивная копия от 29 октября 2021 на Wayback Machine // Вопросы языкового родства. 2020. Вып. 18. № 3-4. С. 219.
- ↑ Языки Азии и Африки. Т.4. Афразийские языки. Кн.1—2. М., Наука. 1991—1993.
- ↑ Старостин С. А. Nostratic and Sino-Caucasian // Труды по языкознанию. — 2007. — С. 448—449.
Литература
- Дьяконов И. М. Семито-хамитские языки. Опыт классификации. — М.: Наука (ГРВЛ), 1965. — 120 с. — (Языки народов Азии и Африки).
- Дьяконов И. М., Языки древней Передней Азии, M., 1967.
- Дьяконов И. М., Лингвистические данные к история древнейших носителей афразийских языков, в кн.: Africana. Африканский этнографический сборник, в. 10, Л., 1975.
- Дьяконов И. М., Порхомовский В. Я., О принципах афразийской реконструкции, в кн.: Balcanica. Лингвистические исследования, M., 1979.
- Порхомовский В. Я., Афразийские языки, в кн.: Сравнительно-историческое изучение языков разных семей. Задачи и перспективы, М., 1982.
- Порхомовский В. Я., Проблемы генетической классификации языков Африки, в кн.: Теоретические основы классификации языков мира. Проблемы родства, М., 1982.
- Порхомовский В. Я., Афразийские языки, в кн.: Лингвистический энциклопедический словарь, М., 1990.
- Cohen M., Essai comparatif sur le vocabulaire et la phonétique du chamito-sémitique, P., 1947.
- Greenberg J., The languages of Africa, Bloomington, 1963.
- Linguistics in South-West Asia and North Africa, CTI, 1970, v, 6.
- Actes du premier Congrès International de linguistique sémitique et chamito-sémitique. Paris, 1969. Réunis par A. Caquot et D. Cohen, The Hague — P., 1974.
- Hamito-semitica, ed. by J. and Th. Bynon, The Hague — P., 1975.
- The Non-Semitic languages of Ethiopia, ed. by M. L. Bender, East Lansing, 1976.
- Atti del Secondo Congresso Internazionale di linguistica camito-semitica, Firenze, 1978.
- Diakonoff I. M., Afrasian languages, M., 1988.
- Сравнительно-исторический словарь афразийских языков, в. 1—3, М., 1981-86 («Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока»).
Ссылки
- Афразийское и семитское генеалогические деревья, представленные А. Ю. Милитарёвым на докладе «Генеалогическая классификация афразийских языков по последним данным» (на конференции, посвящённой 70-летию В. М. Иллич-Свитыча, Москва, 2004; краткие аннотации докладов)