Лидия
Историческое государство | |
Лидия | |
---|---|
𐤮𐤱𐤠𐤭𐤣𐤠 | |
Столица | Сарды |
Крупнейшие города | Тиесс, Келены, Даскилий, Тирра |
Язык(и) | лидийский |
Религия | политеизм |
Денежная единица | Статер |
Династия | Тилониды, Гераклиды, Мермнады |
Цари Лидии | |
• 717—700 годы до н. э. | Кандавл |
• 680—645 годы до н. э. | Гиг |
• 560—546 годы до н. э. | Крёз |
История | |
• 680 до н. э. | Основание Гигом династии Мермнадов |
• 650 до н. э. | Вторжение Ашшурбанапала Ассирийского |
• 546 до н. э. | Лидийское царство захвачено Киром Великим |
Ли́дия (лидийск. 𐤮𐤱𐤠𐤭𐤣𐤠 [sˈfarda], др.-греч. Λυδία, тур. Lidya) — в древности страна в западной части Малой Азии, называвшаяся раньше Мэонией, доходившая до Эгейского моря и внутри полуострова занимавшая верхние течения Герма и Каистра, отделённые друг от друга Тмолом.
Близ левого берега Герма находилась Магнезия (ныне город Маниса), на северном склоне Сипила; жители её приводились в связь с магнетами Фессалии. Сарды (позже Сард, сейчас Салихли), царская твердыня Лидии, лежали на северном склоне Тмола, при Пактоле.
У Гигэйского озера (ныне Мармара) находятся и поныне многочисленные могильные холмы Алиатта и других лидийских государей (нынешний Бин-бир-тепе).
Из Эфеса вёл оживлённый путь в Сарды, проходивший по кильбианской долине с часто упоминаемым авторами городом Гинепой.
Вся страна имела плодородные поля, особенно у Сард и по Каистру, была богата лошадьми, давала хорошее вино, шафран, цинк и иные металлы, особенно золото, добывавшееся как в копях на Тмоле, так и в песке реки Пактол.
Население
Жители Лидии, рано достигшие известной степени культуры, принадлежали к неопределённой расе, родственной тирсенам, торребам и сарданам и подвергшейся сильному влиянию хеттов; одна из царских династий Лидии принадлежала, как предполагают, к племени хеттов.
Языком населения был лидийский, относящийся к анатолийской группе индоевропейских языков. Письменность — лидийский алфавит, внешне напоминавший греческий.
История
История Лидийского государства дошла до нас в полулегендарном отражении античной литературной традиции и фрагментарной информации восточных, в первую очередь ассирийских текстов. Но перспективы научной реконструкции лидийской истории связаны преимущественно с прогрессом археологических раскопок, которые наиболее систематически и результативно проводятся с 1958 года до настоящего момента на месте столицы Лидийского царства — города Сфарт (Сард по-гречески).
Центральная область называлась в честь столицы. Население долины Герма в VII веке до н. э. ассирийцы и греки называли лидийцами. Геродот указывает, что лидийцы первоначально назывались мэонами.
В значительной степени остаётся открытым вопрос о фригийском влиянии в Лидии, он требует дальнейших исследований. Предполагаемая политическая зависимость Лидии от Фригии в VIII веке до н. э. археологически фиксируется слабо. Можно говорить об общих чертах фригийской и лидийской керамики, фригийском воздействии на монументальную архитектуру Сард. Самым убедительным свидетельством фригийского влияния, очевидно, следует считать возникновение курганного обряда погребений у лидийцев[1].
По своему политическому устройству Лидия была монархией. Во главе государства стоял царь. Опору его власти составлял отряд телохранителей и войско; главную роль играли знаменитая конница и лидийские колесницы. Цари Лидии привлекали на службу и наёмников, чаще всего соседей: карийцев, ионийцев и ликийцев. Большую роль при царском дворе играли так называемые царские соправители, происходившие из видных аристократических родов. Возможно, существовал и аристократический совет. Для решения важных вопросов внешней и внутренней политики созывалось народное собрание. Однако постепенно, с ростом могущества царской власти, оно утратило своё значение. В социальной и политической жизни Лидии сохранились пережитки архаических общественных отношений: деление по родоплеменному признаку, обычаи предков, древние родовые нормы права и др.[2]
Расцвет Лидийского царства приходится на VII—VI века до н. э., когда к власти пришла династия Мермнадов, основателем которой был Гигес (первая половина VII века до н. э.). Он происходил из знатного, но не царского рода и захватил власть в результате дворцового переворота. Гигес был одним из самых могущественных лидийских царей. Он присоединил к Лидии часть Фригии и Карии, Троаду и Мисию, благодаря чему лидийцы получили выход к важнейшим морским проливам и торговым путям в Причерноморье.
С Ионией начата была война, продолжавшаяся полтора столетия; лидийцы жгли сады, разрушали города, грабили храмы. Ионийская культура проникла ко двору Мермнадов и постепенно сгладила следы предшествовавших влияний — хеттского и ассирийского.
Нашествие киммерийцев заставило Гигеса обратиться к помощи царя Ассирии Ашшурбанапала. Тот оказал помощь Гигесу в отражении набегов киммерийцев, но заставил платить себе дань. Когда Гигес (Гуггу в ассирийских надписях) перестал платить эту дань и даже послал карийских и ионийских наёмников к возмутившемуся Псамметиху I. Но осмелевшие киммерийцы снова вторглись в Лидию. Во время этого вторжения Гигес был убит, Лидия была опустошена и Сарды взяты, за исключением внутренней крепости (650 до н. э.).
Ардис II, сын Гигеса, возвратил большую часть утерянной территории и расширил свои владения за счёт греческих поселений. Начав войну с Милетом, он отрезал его от остальных городов Ионийского союза, заняв укреплённый акрополь Приены.
Садиатт, следующий царь (630—618 до н. э.), дважды разбил пехоту города Милета в долине Меандра.
Алиатт (617—560 до н. э.), отчаявшись взять Милет приступом, решил принудить его к сдаче посредством голода, но безуспешно. Он заключил с Милетом мир и, направив силы на другие менее укреплённые города, взял Смирну. Едва только удалось ему утвердить свою верховную власть до левого берега Галиса, как он столкнулся с Киаксаром мидийским. Борьба продолжалась 6 лет, с переменным успехом. Война между Лидией и Мидией завершилась миром, на заключение которого повлияло солнечное затмение 28 мая 585 года до н. э., признанное дурным предзнаменованием (во время битвы обе стороны в ужасе побросали оружие). Солнечное затмение предсказал Фалес Милетский. Границей между враждовавшими государствами была признана река Галис. Договор был скреплён династическим браком: мидийский царевич Астиаг женился на лидийской царевне. Крупным успехом внешней политики Лидии в этот период было изгнание из Малой Азии воинственных племён киммерийцев.[2] После этой войны Алиатту удалось добиться влияния на Эфес; последние годы своего царствования он употребил на постройку гигантской гробницы.
Внешнеполитический расцвет Лидии приходится на время правления Крёза (562—547 годы до н. э.). Он покорил греческие города в Малой Азии, заставив их платить Лидии дань. Но при нём в 546 году до н. э. Лидийское царство было разрушено персидским царём Киром и окончательно потеряло самостоятельность. С этого времени Лидия делила судьбы Передней Азии под владычеством персов, македонян, сирийцев и римлян.
Культура
Лидийская культура — явление сложное и многообразное. Свою алфавитную письменность лидийцы заимствовали у греков Малой Азии. У лидийцев были популярны гимнастические военные игры и воинские пляски, различные игры в кости, кубы, мяч. Высока была музыкальная культура, были широко известны лидийские музыкальные инструменты (флейты, дудки, трещотки, тимпаны, кимвалы, многострунные лиры). В Лидии была развита медицина, накоплены знания о лекарствах.
Лидийцы сооружали неприступные крепости, монументальные царские гробницы, строили сложные искусственные водохранилища (озеро Гигея). Красочным своеобразием отличаются произведения лидийского изобразительного искусства: многоцветные терракотовые рельефы, ювелирные изделия из горного хрусталя, сердолика, золота, серебра, вазы с сюжетной росписью.
В лидийской религии большим распространением пользовались культы умирающих и воскресающих божеств (Сандан, Аттис, Сабазий), оргиастические мистерии в их честь. Наибольшую популярность получила богиня, известная под именами Великой Матери, Матери богов, Ма, Кибелы и другими, олицетворявшая культ плодородия и одновременно почитавшаяся как божество войны во всей Малой Азии.
Лидийская культура оказала влияние на греческую, а также передала Греции ряд культурных достижений Востока.[2]
Экономика
Основой экономики Лидии было развитое земледельческое хозяйство. Лидийская почва, орошаемая реками Герм, Пактол, Меандр и удобряемая илом, отличалась плодородием. В долинах сеяли зерновые культуры, а по склонам гор разводили виноград, смоковницу и другие садовые культуры. Огромные пастбища позволяли в больших масштабах заниматься скотоводством, в особенности коневодством. Богатство металлами (золото, серебро, железо, медь, цинк) способствовало расцвету металлургического производства. «Золотоносная» река Пактол в изобилии давала самородки и золотой песок. Лидийцы умели добывать золото из породы, имели приспособления для его очистки.
Лидийцы изготовляли дорогие узорчатые ткани, роскошные одежды, головные уборы, обувь. Славилась лидийская керамика: расписные сосуды и облицовочная плитка. Они делали прочный кирпич, хорошие минеральные краски, например знаменитую сардскую охру, использовали пурпурную краску.
Находясь на стыке западного (греческого) и древневосточного миров, Лидия вела активную торговлю. Об «оборотистых» лидийских торговцах неоднократно упоминали античные авторы. Для удобства приезжих торговцев в Лидии строились гостиницы. Согласно античной традиции, Лидия была родиной монеты — наиболее удобного средства обращения в торговле. В VII веке до н. э. при царе Гигесе стала чеканиться монета из электрума — природного сплава золота и серебра, затем наладилась чеканка серебряной монеты, а в VI веке до н. э. при Крёзе чеканилась уже и золотая. Лидийская монетная система была широко распространена, и ею пользовались, например, греческие города Ионии[2].
Основные даты истории Лидийского царства
- начало VII века до н. э. — приобретение Лидией самостоятельности после распада Фригийского царства, воцарение династии Мермнадов, первым представителем которой стал Гигес;
- первая половина VII века до н. э. — активная завоевательная политика на западе Малой Азии, признание власти Ассирии в борьбе против киммерийцев, начало чеканки в Лидии монеты из электрума (природного сплава золота и серебра);
- середина VII века до н. э. — союз Лидии с Египтом и Вавилоном в борьбе против Ассирии, участие в антиассирийском восстании Шамаш-шум-укина в Вавилонии, вторжение в страну полчищ киммерийцев;
- вторая половина VII века до н. э. — правление Ардиса, который признал власть Ассирии и таким образом смог избавиться от господства киммерийцев, война Ардиса с греческим городом Милетом;
- конец VII — начало VI века до н. э. — после гибели Ассирии Лидия попыталась распространить свою власть на восток, что испортило её отношения с Мидией;
- 590—585 годы до н. э. — война между Лидией и Мидией;
- 28 мая 585 года до н. э. — битва между лидийским и мидийским войсками, которая закончилась из-за начавшегося солнечного затмения, заключение мира между государствами. Затмение предсказал Фалес Милетский[3];
- середина VI века до н. э. — расцвет Лидийского царства в правление Крёза, покорение греческих городов Малой Азии, тесные отношения с Египтом и Вавилоном перед лицом персидской угрозы;
- 547 год до н. э. — вторжение персов под предводительством Кира на территорию Лидии, разгром лидийского войска и гибель Лидийского царства. [1]
Именем Лидии назван астероид (110) Лидия, открытый в 1870 году.
См. также
Примечания
- ↑ Т. А. Моисеева. Рецензия на: G. M. A. HANFMANN. Sardis from Prehistoric to Roman Times. Results of the Archaeological Exploration of Sardis 1958—1975. G. M. A. Hanfmann. assisted by W. E. Mierse. With contributions by C. Foss, J. Spier, A. Ramage, S. M. Goldstein, R. V. Russin, L. Robert, F. К Yegül, J. S. Crawford, A.R.Seager, A.T.Kraabel, H. Buchwald. Cambridge, 1983
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 История Древнего Востока. Под ред. Кузищина В. И. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 2003. — 462 с.
- ↑ 28 мая 585 года до нашей эры состоялось предсказанное солнечное затмение (рус.), «Научная Россия» — наука в деталях!. Архивировано 2 февраля 2017 года. Дата обращения 19 января 2017.
Литература
- Olfers, «Ueber die lydischen Königsgräber bei Sardes» («Abhandlung der Berl. Akad. der Wissenschaften» 1858);
- Schubert, «Geschichte der Könige von Lydien» (Бреславль, 1884);
- Hölzer, «Das Zeitalter des Gyges» («Rhein. Museum», XXXV);
- Barclay V. Head, «The coinage of Lydia and Persia» (Лондон, 1877);
- Radet, «La Lydie et le monde grec au temps des Merninade?» (П., 1893);
- Масперо, «Древняя история народов Востока» (М., 1895).
Ссылки
- Клаудио Мазетти. Вопросы лидийской хронологии. — В Лебереи «Нового Геродота».