976 СКИП

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
изделие 976
Тип летающая лаборатория
Разработчик  СССР
Производитель  СССР
Начало эксплуатации 1986 год
Статус эксплуатируется
Эксплуатанты ЛИИ
Единиц произведено 5

Изделие 976 — специальная летающая лаборатория на базе военно-транспортного самолёта Ил-76, иначе называемая как «самолётный командно-измерительный пункт» (СКИП). Предназначалась для телеметрии различных типов ракет и боевых блоков с широким документированием полётной информации.

Всего было изготовлено пять самолётов — СССР-76452, 76453, 76454, 76455, 76456. По данным на середину 2018 г, один самолёт (СССР-76456) переделан в лабораторию по лётным испытаниям авиадвигателей и продан в Китай, два самолёта (76452 и 76453) модернизированы в целях реализации программ ФГУП «Росатом», самолёт 76454 переделан в летающую лабораторию по доводке двигателя SaM146 для самолета SSJ100. В исходном состоянии оставался самолёт 76455

Разработка

Решение о разработке самолётов телеметрии было принято в 1977 году. Основным заказчиком самолёта выступил ЛИИ им. М. М. Громова. Начиная с 1978 года началось переоборудование двух Ил-76М (СССР-86721 и СССР-86024), которые известны как изделие 676 и изделие 776. Работы проводились на Ташкентском ПО им. Чкалова, совместно с ОКБ МЭИ, НПО «Ленинец», КБ МРТЗ, МКБ «Радуга» и др., при этом широко использовались наработки по самолёту ДРЛО и У А-50 ТАНТК им. Г. М. Бериева.

В 1986-87 гг в лаборатории телеметрии было переоборудовано ещё 5 самолётов Ил-76МД, все они получили название «изделие 976». Эти самолёты широко использовались при испытаниях и доводке ракетного оружия Ту-160 — крылатых ракет Х-55.

Конструкция

Основные функции самолёта: дистанционный контроль состояния испытываемых летательных аппаратов, их агрегатов и систем по каналам телеметрии; контроль траекторий полёта испытываемых ЛА; командное радиоуправление; сбор, обработка и отображение телеметрической и траекторной информации на борту СКИП в реальном времени; трансляция и ретрансляция полученной и обработанной на борту СКИП информации по каналам спутниковой связи. Для обеспечения этих задач на борту имеется:

  • радиотелеметрическая система;
  • система траекторных измерений;
  • система командного радиоуправления;
  • бортовая система обработки и отображения информации;
  • система трансляции и ретрансляции информации;
  • система единого времени.

Самолеты позволяют обеспечивать автономное решение всех необходимых задач полигонных испытаний в любом географическом районе планеты. Дальность сопровождения объектов составляет от 400 км для маловысотных объектов до 2–3 тыс. км для высоколетящих, а при групповом использовании СКИП - более 10000 км.

Внешне самолёт похож на А-50. В районе 50-56 шпангоутов на двух пилонах установлен вращающийся модуль РФ-2 диаметром около 11 и высотой 1,5 м. Все пять бортов имели бело-синюю окраску компании «Аэрофлот» времён СССР. Модернизированные по программе Росатома два самолёта получили новую ливрею, убран антенный блок с фюзеляжа.

Источники

  • Военное обозрение. «ИЛьюшин 976 СКИП в небе»
  • Уголок неба. 976 СКИП
  • TestPilot.ru›russia/beriev/976/ Ил-76СК (976 СКИП)

Примечания