Юэчжи

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Миграция юэчжи по Центральной Азии со 176 года до н. э. по 30 год н. э.

Юэчжи (кит. 月氏, 月支), асиигреков) — иранский[1][2][3][4][5][6] народ в Центральной Азии1-го тысячелетия до н. э.), говоривший на восточноиранских диалектах[7][8] северной подгруппы[9]. Также их называют иногда восточными сарматами из-за большого сходства культур.[10] Исходно они занимали пастбища в бассейне Таримской котловины, включая современные Синьцзян-Уйгурский автономный район, Ганьсу и, возможно, Цилянь в Китае. Во II веке до н. э. часть их (кушаны, эфталиты и др.) перекочевала в Среднеазиатское междуречье Бактрию, а потом в северную Индию, где они основали Кушанскую империю[11][12][13][14][15]. Юэчжи — восточно-иранский народ, язык юэчжи был родственен языкам других иранских народов[16]; соответственно, юэчжи не являются потомками таримцев.

Иранские народы, близкие к юэчжам, в древнегреческих источниках известны под именем тохаров, которое было ошибочно соотнесено с таримскими мумиями[17].

Существует предположение, что первый иероглиф в китайском слове «юэчжи» был не луной 月 (юэ), а мясом 肉 (жоу), тогда название «жоучжи» приобретает смысл «едящие мясо»[18].

Первоначальное место обитания

Первое упоминание о народе юэчжи датируется 645 годом до н. э. Китайский автор Гуань Чжун в трактате Гуаньцзы (кит. 管子) описывает племя юйчжи (кит. 禺氏) или нючжи (кит. 牛氏) с северо-запада, которое поставляет Китаю нефрит из ближайших гор Юэчжи в Ганьсу. Поставки нефрита из Таримского бассейна в Китай хорошо исследованы археологами.

Детально об юэчжи говорится в китайских исторических документах, особенно во II веке до н. э. в «Исторических записках» Сыма Цяня. В главе 123 говорится, что «юэчжи изначально проживали между Цилянь, горами Тяньшань и Дуньхуаном», что соответствует востоку Таримского бассейна и северу Ганьсу.

Портреты их царей на монетах и антропологические данные[19] показывают, что юэчжи принадлежали к европеоидной расе, однако не сохранилось непосредственных записей об именах их правителей и нет уверенности в точности передачи черт лица на портретах. Сохранились имена только их потомков кушан и эфталитов, которые вторглись в южные рубежи Азии. По китайским источникам юэчжи описываются как «белые люди с длинными каштановыми волосами».

Считается, что именно ятии (юэчжи) стали учителями хунну по набегам конных отрядов на китайские территории.[19]

По китайским данным во время правления императора Цинь Шихуан-ди царство юэчжей процветало.

Исход

Скифский всадник из страны, в которую вторглись юэчжи, 300 год до н. э. Пазырык.

У юэчжей в обычае был обмен заложниками с сюнну. Модэ (кит. 冒頓), старший, нелюбимый сын шаньюя Тоуманя смог бежать из плена, украв лошадь, в то время как юэчжи собирались убить его после атаки его отца. Вернувшись, Модэ убил своего отца и сам стал правителем сюнну.

Около 177 года до н. э. сюнну во главе с Модэ вторглись в земли юэчжи в Ганьсу. По завоевании Модэ направляет послание к ханьскому двору о том, что его сын убил царя юэчжи и сделал чашу для питья из его черепа.

По китайским источникам значительная часть юэчжи попала в зависимость от сюнну. Видимо, они и стали предками будущего большого царства. Небольшая часть юэчжи бежала на юг через Тибет, они в китайских источниках получили название «малые юэчжи» (小月氏). Там они стали жить совместно с тибетоязычными цянами в Наньшане и переняли их обычаи. Согласно династийной «Истории Хань», спаслось 150 семей. Позже они поселились в горах на юго-запад от Яркенда. Столицей их стал город Фулуша (富樓沙). Правят потомки основателя малых юэчжи — сына Цзидоулоу (寄多羅), правителя большой орды. В их стране была буддийская пагода, якобы, построенная в 292 году до н. э.

Потом большая группа юэчжи смогла убежать из Таримского бассейна и Ганьсу на северо-запад, первоначально поселившись в долине реки Или к северу от гор Тяньшань, где они нанесли поражение племени сай — сакам или скифам[20][21][22][23][24]. Племя сай было постепенно вытеснено в Кашмир и потом создало Индо-скифское царство.

После 155 года до н. э. племя усунь вместе с сюнну напали на юэчжи, вынудив их двинуться дальше на юг. Юэчжи пересекли земли оседлой цивилизации в Давань (Фергана)[25] и обосновались по северному берегу Окса, на территории Фараруда, где находятся современный Узбекистан и Таджикистан, к северу от Греко-бактрийского царства, которое было сметено их набегом в 145 году до н. э.

Поселение в Среднеазиатском междуречье

Китайское посольство Чжан Цяня к юэчжи в 126 году до н. э., пещеры Могао, настенная роспись (около 618-712 г. н. э.).

В 126 году до н. э. китайское посольство во главе с Чжан Цянем посетило государство юэчжи, пытаясь организовать союз против сюнну. Хотя царевич юэчжи отверг предложение о союзе, стремившийся к миру Чжан Цянь смог собрать много сведений о положении в Средней Азии, которые потом были отражены в Исторических Записках (Шицзи) Сыма Цяня.

Чжан Цянь в области юэчжи был задержан сюнну и пробыл у шаньюя около десяти лет, после этого он двинулся далее на запад и прошёл Давань, Большой Юэчжи, Дахя, дойдя до Кангюя[26]. В тексте «Ши цзи» описан факт препровождения Чжан-Кяна из Даваня в Кангюй «по почте», что доказывает существование между этими владениями регулярного почтового и торгового сообщения[27].

По сведениям Чжан Цяня юэчжи занимали земли на расстоянии 2000—3000 ли (1000—1500 км) к западу от Ферганы (Давань) и северу от Аму-Дарьи (Оксус), их соседями на юге были государства Дася (Бактрия) и Аньси (Парфия), а на севере — Канцзюй (Согдиана). Юэчжи — кочевники, всё время перемещавшиеся с места на место со стадами, и их обычаи похожи на обычаи сюнну. Их войско составляло от 100 до 200 тысяч луков. Всего около 400 000 человек. Держат одногорбых верблюдов. Ставка была на северном берегу Аму-Дарьи. Позднее в «Хоу Ханьшу» столицей назван город Ланьши (蓝氏).

По мнению некоторых исследователей, находящиеся к северу от Аму-Дарьи племена юэчжи были связаны с Греко-бактрийским царством, которое находилось южнее Аму-Дарьи. Так же выдвигаются версии, что юэчжи состояли из пяти племён во главе с племенными вождями ябгу (титул которого китайцы называли сюми (Xiūmì, кит. :休密)): на западе Вахан и Зибак; в Бадахшане — кушанцы (Гуйшан, кит. :貴霜); на сопредельных землях Аму-Дарьи Шуанми (кит. 雙靡) — Шугнан, в Балхе — Сидунь (Xidun, кит. 肸頓); Думи (Dūmì, кит. 都密) в окрестности Термеза[28]. По другим версиям, племена находились севернее, за Шахристанским перевалом, начиная от Ура-Тюбе, а непосредственно на пространствах современного южного Таджикистана жило уже ставшее оседлым население юэчжи, перенявшее черты греческой культуры.

Вторжение в Бактрию

Юэчжи как тохары к северу от Греко-бактрийского царства

В 124 году до н. э. юэчжи (кушаны) включились в войну против Парфии, в которой был ранен, а потом умер от ран парфянский царь Артабан II.

Позднее, предположительно под давлением парфянского царя Митридата II, юэчжи (кушаны) двинулись на юг в Бактрию. После похода Александра Македонского в 330 году до н. э. в этой области правила эллинистическая цивилизация (Селевкиды, Греко-бактрийское царство) ещё двести лет.

Об этом пишет Страбон — греческий историк, который упоминает, что скифы и тохарцы (истинные тохары) вместе с ассианами, пассианами и сакараулями разрушили Греко-бактрийское царство во II веке до н. э.[29]

Этническая принадлежность

Юэчжи большинством исследователей признаются ираноязычным народом[30]. При этом как отметила Л. А. Боровкова, вопрос об этническом происхождении юэчжей и кушан остаётся спорным[31]. Как пишет С. В. Дмитриев, не яс­но, ка­ким язы­ком они поль­зо­ва­лись до пе­ре­се­ле­ния на за­пад, где ими впоследствии использовался бактрийский язык[32]. Как констатировал Б. Г. Гафуров, вопрос этнического происхождения юэчжи остается нерешённым[33]. Не сложилось четкого мнения по поводу этнического происхождения юэчжи и в китайской историографии[34].

Первый самопровозглашённый кушанский правитель Герай (1-30 г. н. э.) в греко-бактрийском стиле
Obv: Бюст Герая с греческим королевским оголовьем.
Rev: Верховой король, увенчанный венком греческой богиней победы Никой. Греческая легенда: TVPANNOVOTOΣ HΛOV – ΣΛNΛB – KOÞÞANOY «Тиран Герай, Sanav (то есть неизвестно), из кушанов»

Луи Вивьен де Сен-Мартен высказался за их тибетское происхождение. Генри Юль придерживался того же взгляда. К нему примкнули Фердинанд фон Рихтгофен, Герман Альфред Гутшмид и Н. А. Аристов. Клод Де Висделу считал их отраслью восточных монголов, кочевавших в Нью-лане (Нурхане). Александр Каннингем, Иакинф, Арминий Вамбери, Жюльен Жирар де Риаль, Фридрих Хирт придерживались версии тюркского происхождения[35]. Как полагает Ш. Бира, кушаны (одно из племён юэчжи) принадлежали к монгольскому клану, и их историю можно рассматривать как часть ранней истории монголов[36][37]. Монгольской версии также придерживался Х. Зиммер[38]. А. Ходжаев связывал происхождение юэчжи с огузами. По его мнению, термин «юэчжи» появился в китайских источниках как название государства и его населения[39].

Основание Кушанской империи

Часть юэчжи — кушаны, продолжавшие говорить на диалектах языков юэчжи[40], родственных хорезмийскому и согдийскому, вторглись в пределы Бактрии и под предводительством своего царя Герая основали Кушанскую империю. При царе Канишке они принимают государственную религию буддизм, которая потом стала основой единения их государства. Но в последующем эфталиты разгромили кушан, при этом продолжали обычаи кушан. В свою очередь, это государство было окончательно разрушено в итоге походов Тюркского каганата.

Правители юэчжи

Галерея

См. также

Примечания

  1. Bertold Laufer. The Language of the Jue-chi or Indo-Scythians. Chicago, 1917, P. 14.
  2. Головнёв А. Б. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург: УрО РАН; «Волот», 2009, с. 181.. Дата обращения: 24 сентября 2016. Архивировано 8 октября 2016 года.
  3. Pulleyblank E. G. 1966. Chinese and Proto-Europeans // Journal of the Royal Asiatic Society. Pt. 1-2. London, pp. 9-39
  4. Иванов В. В. Языковые данные о происхождении кушанской династии и тохарская проблема // Народы Азии и Африки. 1967. № 3, сс. 106—118.
  5. Грантовский Э. А. Иран и иранцы до Ахеменидов. М.: Восточная литература, 1998, с. 80
  6. Щукин М. Б. На рубеже эр. СПб.: Фарн, 1994, с. 140.
  7. Симоненко А. В., Лобай Б. И. Сарматы Северо-Западного Причерноморья в I в. н. э. Киев: Наукова Думка, 1991, с. 4.
  8. Клейн Л. С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. СПб., 2007, с. 160.
  9. цитата — Б. Лауфер изучил пять юэчжийских слов, сохранившихся в записях династии Хань, и пришёл к выводу, что эти слова принадлежали языку североиранской группы. Шестое слово — юэчжи — он восстановил с учётом особенностей древнекитайской фонетики, как sgwied-di, и сопоставил его с хорошо известным названием Sogdoi, то есть Согд, причём суффикс di истолковал как суффикс множественного числа по аналогии с осетинским, скифским, согдийским и ягнобским языками, отметив отличие этой группы от тохарского языка, близкого к западноевропейским и, следовательно, далёкого от иранских. Книга «Bertold Laufer. The Language of the Jue-chi or Indo-Scythians. Chicago, 1917, P. 14»
  10. Александр Владимирович Симоненко, Борис Иванович Лобай. Сарматы Северо-Западного Причерноморья в I в. н. э: погребения знати у с. Пороги. — Наук. думка, 1991. — С. 4. — 129 с. — ISBN 978-5-12-002136-4. Архивная копия от 30 декабря 2021 на Wayback Machine
  11. Кушанское царство // БРЭ. Т.16. М.,2010.
  12. Айртам // БРЭ. Т.1. М.,2005.
  13. Канишка // БРЭ. Т.12. М.,2008.
  14. Бактра // БРЭ. Т.2. М.,2005.
  15. Бактрия // БРЭ. Т.2. М.,2005.
  16. Bertold Laufer. The Language of the Jue-chi or Indo-Scythians. Chicago, 1917, P. 14.
  17. Millward, James A. Eurasian Crossroads: A History of Xinjiang (англ.). — Columbia University Press, New York, 2007. — P. 15. — ISBN 978-0-231-13924-3.
  18. History of the homeland (казах.). — Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова, 1999. — С. 69.
  19. 19,0 19,1 Головнёв А. Б. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург: УрО РАН; «Волот», 2009, сс. 181—182.. Дата обращения: 24 сентября 2016. Архивировано 8 октября 2016 года.
  20. Массагеты / И. О. Гавритухин // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2012.
  21. Иссык / С. В. Кузьминых // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2008.
  22. Аржан / А. Р. Канторович, К. В. Чугунов // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2005.
  23. Кангюй // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2008.
  24. Андроновская культура / М. Ф. Косарев // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2005.
  25. Сыма Цянь «Ши Цзи», гл. 123: 乃遠去過宛
  26. Н. Пигулевская. Сирийские источники по истории народов СССР. — М.—Л., 1941. — С. 29—31.
  27. Лысенко Н. Н. Этногенез и военная история иранских кочевников Евразии и период II в. до н. э. — II в. н. э. — С. 20—21.
  28. 迦腻色伽王与大月氏王系. Дата обращения: 15 августа 2006. Архивировано 13 октября 2004 года.
  29. Страбон. География. 11-8-1
  30. Древние народы Сибири: этнический состав по данным топонимики. Том IV / А. М. Малолетко. — Изд-во Томского университета, 2005. — С. 237.
  31. Боровкова Л. А. Земледельческое царство Большое Юэчжи. (I в. до н. э.) // Кушанское царство. litresp.com. — «От поддержки сихоу зависела судьба куньми. Так что усуньский титул сихоу сопоставим с ханьским высшим титулом знатности ван (князь). Многие учёные идентифицируют его с тюркским титулом ябгу и в переводах заменяют им (см., например: Цюрхер, 1968, с. 365), тем самым как бы предрешая вопрос о тюркском происхождении юэчжей. Но это вряд ли правомочно, так как вопрос об этническом происхождении юэчжей и кушан остаётся спорным (Пури, 1974, с. 182–189)». Дата обращения: 27 мая 2020.
  32. Юэчжи • Большая российская энциклопедия — электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 19 июня 2022.
  33. Вопросы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии. Выпуск 5. Древность. Средние века. Новое время / Ш. Камолиддин. — Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2021. — С. 97. — 177 с. — ISBN 978-620-0-29192-9.
  34. Вопросы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии. Выпуск 5. Древность. Средние века. Новое время / Ш. Камолиддин. — Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2021. — С. 99. — 177 с. — ISBN 978-620-0-29192-9.
  35. Грум-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. — Directmedia, 2013. — С. 92. — 907 с. — ISBN 9785446048205. Архивная копия от 28 января 2021 на Wayback Machine
  36. Bira Sh. Mongol ba Ėnėtkhėg. — Olon Ulsyn Mongol Sudlalyn Kholboo, 1989. — С. 79. — 358 с.
  37. Центральная Азия в Кушанскую эпоху. — Москва: Наука, 1975. — С. 162.
  38. Вопросы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии. Выпуск 5. Древность. Средние века. Новое время / Ш. Камолиддин. — Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2021. — С. 98. — 177 с. — ISBN 978-620-0-29192-9.
  39. Вопросы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии. Выпуск 5. Древность. Средние века. Новое время / Ш. Камолиддин. — Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2021. — С. 95. — 177 с. — ISBN 978-620-0-29192-9.
  40. Журнал «Вокруг Света» статья «Голос Забытой Империи [1] Архивная копия от 12 декабря 2009 на Wayback Machine»

Ссылки