Каспии
Каспии | |
---|---|
Тип | группа племён |
Этноиерархия | |
Раса | европеоидная |
Группа народов | иранские народы |
Подгруппа | кадусии, саки (племена), массагеты, анариаки, парсии |
Общие данные | |
Родственны | скифы, сарматы, саки (племена), киммерийцы, аланы, мидийцы, массагеты, кадисены, гелы |
Историческое расселение | |
Каспиана, Пайтакаран, Баласаган |
Каспии (греч. Κάσπιοι Kaspioi, арам. kspy, арм. կասպք Kasp’k’[2], перс. کاسپین Kāspiān) — кочевые скотоводческие племена, населявшие в 1-м тысячелетии до н. э. степные районы к югу и юго-западу от Каспийского моря. Впервые упомянуты Геродотом в V в. до н. э. как данники Ахеменидов из XI и XV округов (сатрапий), живущие по соседству с саками[3]. Уже к I в. до н. э. слились с другими народами. По имени каспиев получило своё название Каспийское море, а также одна из исторических областей — Каспиана[4].
Каспиями назывались те племена саков-массагетов, которые располагались у морского побережья[5][6][7]. Возможно, в раннеантичный период кадусии скрывались под наименованием «каспиев»[8], являвшимся, как кажется, общим обозначением племен юго-западного Прикаспия. И в более позднее время «Земля кадусиев» и «Земля каспиев» — это понятия равнозначные. Вот почему можно считать, что кадусии входили в XI сатрапию[9].
Согласно И. М. Дьяконову, С.А. Токареву, и другим авторам каспии принимали участие в этногенезе азербайджанцев и талышей .
Этимология
Сейран Велиев со ссылкой на И.И.Шопена предлагает «Каспи» читать как Га - асп[10], что на персидском языке означает «Место коней»[11]. Известно также , что своё современное название Каспийское море получило от древних племён – каспиев (коневодов)[12][13][14]. Далее отмечалось, что в стране каспиев есть много стад быков и табунов лошадей[15]. Из сообщений Ктесия явствует, что в древней Бактрии было много верблюдов, которые, в частности, использовались в военном деле. Описывая каспиев, он говорил, что у них «верблюдов большое количество, крупнейшие [из них величиной] с самых больших лошадей, шерсть [они] имеют необычайно хорошую. Шерсть их очень нежна, так что по мягкости не уступает милетской шерсти. Одежду из них надевают жрецы и самые богатые и влиятельные из каспиев»[16]. Иное объяснение предлагает считать, что слово касп есть образование от множественного числа кас, как иногда называли и Кавказ[17].
Название каспиев отразилось в вершине Кавказа - Казбек (Kazbik), с указанием Страбона на то, что местные жители называли Кавказские горы Каспием. К названию каспиев также возводят название города Казвин (Kaspen)[18].
В Восточной Грузии с раннего средневековья зафиксированы крепость и область Каспи и ныне к северо-западу от Тблиси существует Каспийский район с райцентром Каспи. Археология сообщает о существовании города Каспи с 5 в. до н.э. З.И. Ямпольский также связывал название города с племенем каспиев[18].
В древнеиндийских источниках греч. Kaspapyros , по всей видимости , соответствует Kasyapapura, название которого можно этимологизировать как «город каспиев» (инд. pura «город»), если только в этом ойкониме не заложено имя древнего брахманского рода кашьяпа» («черепаха»)[19].
Происхождение
В 1971 году Пьер Грело (фр. Pierre Grelot) опубликовал[20] обнаруженные им в арамейских папирусах из Египта ономастические сведения, имеющие отношение к каспиям. На основании этих сведений можно сделать вывод, что каспии, вероятнее всего, были иранским народом. Большинство имён каспиев имеют иранское происхождение.
Ранее происхождение каспиев вызывало споры. Ряд исследователей считают каспиев доиндоевропейским племенем. Например, Эрнст Герцфельд отождествлял их с касситами Иранского нагорья 2-го тысячелетия до н. э.[21], говорившими на языке, не родственном ни одному из известных языков. И. М. Дьяконов[22] считал каспиев родственными касситам. Однако Р. Фрай[23] выступал против отождествления касситов и каспиев. Сведения о них сохранились в античных и армянских источниках[24]. Некоторые исследователи, например Б. Грозный, связывают называние каспиев с широко распространённым на Древнем Востоке этнонимом «куш» или «каш» (кашшу, касситы, кушиты, кушаны и т.д.), да и само называние Кав-каз, может быть, имеет к нему отношение. Следы каспиев сохранились в топонимике Дагестана: р.Койсу на лакском языке - «кас»[25].
Описывая войска персидского царя Ксеркса, отправившиеся в поход на греков, Геродот даёт очень интересные бытовые подробности: «Саки, скифское племя, имели на голове остроконечные шапки из плотного войлока, стоявшие прямо; одеты были в штаны, имели туземные луки, короткие мечи, наконец, секиры, сагарий. Скифами называли собственно амиргийских скифов. Бактриян и саков вёл Гистасп, сын Дария». Каспии были одеты в хитоны из руна (сисиры), имели туземные луки из тростника и акинакесы (короткие кривые сабли). Саранги щеголяли в раскрашенных одеждах; обувь их доходила до колен; луки и копья у них были мидийские[26][27].
Скифская гипотеза
По словам Антонины Надирадзе, свое современное название каспийское море, получило по имени каспиев народа скифского происхождения, некогда жившего на берегах этого водоема[28]. По мнению Пьянкова И.В., «памирские «саки» в действительности являлись частью древних каспиев (каспиров)»[29][30]. Струве локализовал каспиев XV округа к востоку от Аральского моря (рассматривая при этом Арал как продолжение Каспийского моря). По его мнению, эти каспии тождественны сакам, которые за Согдом, выделенным в последние годы правления Дария I в особую область саков, которые за морем; греческие историки называли этих саков к востоку от Аральского моря массагетами и дахами (даями), а те из них, которые сидели у морского побережья, как считает Струве, и назывались каспиями[31]. Под каспиями необходимо понимать каспейров племя, с именем которого связан Каспапир-Кашмир[32]. Каспиев греческие историки называли также массагетами (готы[33]),[34][35] то есть «большими саками»[36][35].
Как отмечает Дмитрий Иванович Трунов, «Каспии это скифское племя, которое исчезло ещё до начала нашей эры, и название моря - единственное напоминание о них»[37].
Кораблестроение
По найденным в Египте 200 арамейских папирусам ахеменидского времени стало известно, что каспии привлекались в качестве кораблестроителей. В 1953 году Эмиль Крэлинг издал 17 папирусов из Элефантины в которых каспии упомянуты как военные наёмники среди ахеменидской военной колонии. В папирусах также указано, что каспии участвуют в актах продажи и купли домов[18].
Также по мемфиским папирусам известно, что каспии имели отношение к морскому делу, а из античных источников известно, что на Каспийском море и на Куре, бывшей в древности более полноводной, было развито судоходство[18].
Обычаи каспиев
По словам Рапопорт Ю. А. "маги заимствовали обычай выставления у каспиев или среднеазиатских племен. Некоторые исследователи считают самих магов племенем сакского происхождения"[38].
Струве В.В. писал об этом: «Обычай магов оставлять своих мертвых на растерзание животным восходит, несомненно, к способу погребения древних каспиев, живших на южном побережье Каспийского моря». И далее В. В. Струве цитирует Страбона: «Каспии, убив голодом лиц старше семидесяти лет, выносят их в пустынные места, при этом издали наблюдают: если покойник будет стащен птицами с носилок, то его считают блаженным, если же зверями или собаками, то его менее (почитают), если же никем, то его считают несчастным»[39][40][41]. Латышев В.В. писал об скифских обычаях каспиев[42].
По другой версии у каспиев были такие же обычаи как у массагетов[43][44]. По мнению Пьянкова И.В. Страбон, заимствуя у Посидония, не объясняет читателю, почему согдианы и бактрианы сближаются по образу жизни со скифами, причём первые — в большей степени, а вторые — в меньшей, и почему упомянутому обычаю бактрианов и каспиев приписывается скифское происхождение[45].
Собак каспии хоронят с теми же почестями, что и людей, в «могилах мужей». Захоронения собак по общепринятым правилам известны бактрийской археологии и предусматриваются «Видевдатом». В археологии неолитической гиссарской культуры, переросшей в культуру южнотаджикистанских горных поселений поздней бронзы, равно как и в археологии близкой к ним бурзахомской культуры Кашмира, мы находим всё то, о чём говорилось выше по поводу погребального обряда бактрийцев и родственных им народов: отсутствие могильников, наряду с находками предварительно очищенных костей людей и собак и редких скорченных погребений в пределах поселений[46].
Имена каспиев
Имена каспиев обнаруженные в папирусах из Элефантины: Атарли, Багазушта[47][48], Базу, Барбари, Беф Вайавабил, Дарга, Инбулиа, Мисдаи, Пуллийан, Убил (Вабил), Хайхе, Шатибара, Шатибарзана. Имя Багазушта, по мнению Э. Крэлинга, происходит от мидийского языка и переводится как "угодный богу". Багазушта был сыном Базу[49]. Базу тоже является иранским именем потому, что это иранское слово "рука"[50][51].
Потомки
И. М. Дьяконов солидарен с мнением Б. В. Миллера, который считал, что талышский — это один из древнемидийских диалектов. В то же время в последней главе своей «Истории Мидии» он выдвигает новую гипотезу: «Каспии, древние предки талышей, очевидно, не говорили по-мидийски, этот язык, вероятно, проник сюда позже»[52]. Согласно С.А. Токареву, каспии с албанцами и предположительно мидянами составляли древнейший слой в этногенезе азербайджанцев[53]. Особенности собственно кавказского брахикранного варианта характерны и для современных талышей, которые, по всей вероятности, являются потомками одного из древних племен восточного Закавказья — каспиев[54][55].
Примечания
- ↑ Ковалевский Сергей Александрович
- ↑ Robert H. Hewsen. The Geography of Ananias of Širak: Ašxarhacʻoycʻ, the Long and the Short Recensions. — Reichert, 1992. — P. 254.
- ↑ История (Геродот), кн.3:92-93
- ↑ Каспии — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ Струве В. В. Дарий I и скифы Причерноморья / Вестник древней истории №4 / С.В Киселев. — Nauka, 1949. — С. 24. — 227 с. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Сборник Гаврил Кацаров: статии посветени по слуяай седемдесетгодишната му 4 октомбри 1874 - 4 октомбри 1944 : Ч. 2. — Българска академия на науките, 1955. — С. 122. — 326 с. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Bulletin de l'Institut archéologique bulgare. — Institut, 1950. — С. 125. — 326 с. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Вестник древней истории №3 (182). — Наука, 1987. — С. 70. — 255 с. Архивная копия от 28 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Играр Алиев. Очерк истории Атропатены. — Азербайджанское государственное изд-во, 1989. — С. 15. — 168 с. — ISBN 978-5-552-00480-5. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Сборник. Евразийское пространство: Звук, слово, образ. — Litres, 2017-09-05. — С. 323. — 585 с. — ISBN 978-5-457-36438-7. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Велиев, Сейран Сулейман оглы. Древний, древний Азербайджан: историко-географические очерки. — Баку: Гянджлик, 1983. — С. 4. — 148 с. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Novoe v zhizni, nauke, tekhnike: Nauka o Zemle. — Izd-vo "Znanie", 1984. — С. 24. — 584 с. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Voprosy i Otvety. Выпуски 218-229. — С. 57. — 848 с. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Valeriĭ Mikhaĭlovich Burenkov. Man︠g︡ghystau̇. — Kaĭnar, 1984. — С. 18. — 184 с. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Azărbai̐jan SSR Elmlăr Akademii̐asy. Izvestii︠a︡: Serii︠a︡ ėkonomiki. — 1970. — С. 98. — 710 с. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Александр Всеволодович Седов. История древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империй. — Izdatelʹskai︠a︡ firma "Vostochnai︠a︡ lit-ra" RAN, 2004. — С. 799. — 904 с. — ISBN 978-5-02-018388-9. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Василий Владимирович Бартольд. Сочинения. Том 2. Часть 1. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы / Б.Г. Гафуров. — Москва: Издательство Восточной Литературы, 1963. — С. 662. — 1032 с. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ 18,0 18,1 18,2 18,3 Меликов Р. Племя каспиев по античным и древневосточным источникам // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2003. — С. 217-229.
- ↑ М. С. Гаджиев. Между Европой и Азией: Из истории Дагестана в албано-сарматский период. — Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 1997. — С. 109. — 154 с. Архивная копия от 19 февраля 2022 на Wayback Machine
- ↑ Grelot P., "Notes d’onomastique sur les textes araméens d’Egypte, " Semitica 21, 1971, esp. pp. 101-17, noted by Rüdiger.
- ↑ Herzfeld E., The Persian Empire, (Wiesbaden) 1968:195-99, noted by Rüdiger.
- ↑ Дьяконов И. М. История Мидии: От древнейших времен до конца IV в. до н. э., Москва — Ленинград, 1956, с. 103—138
- ↑ Фрай Р. «Наследие Ирана», с. 95
- ↑ Новосельцев А. П. , Пашуто В. Т., Черепнин Л. В. Пути развития феодализма. — Наука, 1972. — С. 41.
- ↑ Сергей Александрович Токарев. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. — Москва: Изд-во Московского университета, 1958. — С. 221. — 600 с. Архивная копия от 29 августа 2021 на Wayback Machine
- ↑ Сысоев В.М. Краткий очерк истории Азербайджана (северного). — Баку: Наркомпрос А.С.С.Р. Азербайджанский археологический комитет, 1925. — С. 11. — 143 с. Архивная копия от 25 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ V. M. Sysoev. Nachalʹnyĭ ocherk istorii Azerbaĭdzhana (Severnogo): dli︠a︡ shkol A.S.S.R.. — Zaerbaĭdzhanskiĭ arkheologicheskiĭ komitet, 1925. — С. 8. — 58 с. Архивная копия от 25 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Antonina Aleksandrovna Nadiradze. Razvitie i razmeshchenie rybnoĭ promyshlennosti Dagestana v dorevoli︠u︡t︠s︡ionnyĭ period. — 1969. — 216 с. Архивная копия от 30 апреля 2021 на Wayback Machine
- ↑ Pamirovedenie. — Izd-vo "Donish", 1984. — 214 с. Архивная копия от 29 августа 2021 на Wayback Machine
- ↑ Вестник древней истории. — Москва: Наука. — С. 194. — 240 с.
- ↑ Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота / Пашуто В.Т. — Москва: Наука, 1982. — С. 196-197. — 454 с. Архивная копия от 29 августа 2021 на Wayback Machine
- ↑ Лев Андреевич Ельницкий. Скифия евразийских степей: Ист.-археол. очерк. — Наука. Сибирское отделение, 1977. — С. 96. — 266 с. Архивная копия от 19 февраля 2022 на Wayback Machine
- ↑ Молодая гвардия. — 1993. — С. 277.
- ↑ Vasiliĭ Vasilʹevich Struve, Василий Васильевич Струве. Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии. — Изд-во "Наука, " Ленинградское отд-ние, 1968. — С. 60. — 366 с. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ 35,0 35,1 Akademii︠a︡ nauk SSSR. Izvestiia: Seriia Istorii i Filosofii. Bulletin: Serie Historique et Philosophique. — 1946. — С. 243. — 612 с. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Мутал Мухамедович Эрматов. Этногенез и формирование предков узбекского народа. — Изд. "Узбекистан", 1968. — С. 25. — 208 с. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Dmitriĭ Ivanovich Trunov. A Trip in the North Caucasus. — Progress Publishers, 1965. — С. 173. — 298 с. Архивная копия от 25 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ I︠U︡ A. Rapoport. Из истории религии древнего Хорезма (оссуарии). — Наука, 1971. — С. 24. — 142 с. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Струве В. В. Родина зороастризма // Советское востоковедение. Т. V. — Москва: Академия наук СССР, 1948. — С. 31. — 338 с. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Vasiliĭ Vasilʹevich Struve, Василий Васильевич Струве. Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии. — Изд-во "Наука, " Ленинградское отд-ние, 1968. — С. 144. — 366 с. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Фольклор народов России: фольклорные традиции и фольклорно-литературные связи : межвузовский научный сборник. — Башкирский гос. университет, 1992. — С. 87. — 142 с. — ISBN 978-5-230-18732-5. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Vasiliĭ Vasilʹevich Latyshev. Извѣстія древних писателей греческих и латинских о Скиѳіи и Кавказѣ. — Тип. Императорской академіи наук, 1890. — С. 153. — 970 с. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Russia Министерство народнаго просвѣщенія. Журнал Министерства народнаго просвѣщения. — Министерство народнаго просвѣщенія., 1885. — С. 88. — 810 с. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Nii︠a︡z Abdulkhakovich Mazhitov. Южный Урал в VII-XIV вв. — Nauka, 1977. — С. 90. — 250 с. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Игорь Васильевич Пьянков. Средняя Азия в античной географической традиции: источниковедческий анализ. — Vostochnai︠a︡ lit-ra, 1997. — С. 137. — 356 с. — ISBN 978-5-02-017251-7. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Валерии П. Никоноров. Центральная Азия от Ахеменидов до Тимуридов: археология, история, этнология, культура. — Ин-т истории материальной культуры РАН, 2005. — С. 364. — 410 с. — ISBN 978-5-201-01233-5. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ М. А. Дандамаев, В. Г. Глуконин. Культура и экономика древнего Ирана. — М. "Наука", 1980-05-03. — С. 303. — 419 с. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Azărbai̐jan SSR Elmlăr Akademii̐asy. Doklady: t.1- 1945-. — Izd-vo "Elm"., 1988. — С. 75. — 452 с. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Meroe: strany Severo-Vostočnoj Afriki i Krasnomorskogo bassejna v drevnosti i rannem srednevekovie : problemy istorii, jazyka i kuľtury. Pamiati G.M. Bauera. — Vostochnaia literatura, 1999. — С. 233. — 398 с. — ISBN 978-5-02-017161-9. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Меликов Р. Этническая картина Азербайджана в эпоху ахеменидского владычества (VI-IV вв. до н.э.). — Баку: Нурлан, 2003. — С. 98-99. — 200 с. Архивная копия от 25 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Сейран Велиев. Qădimdăn qădim Azărbaycanım: tarixi-coğrafi oçerkler. — Azărbaycan Dövlăt Năşriyyatı, 1995. — С. 23. — 120 с. — ISBN 978-5-552-01572-6. Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Советская тюркология №1. — Баку: АН СССР; АН Азербайджанской ССР, 1990. — С. 54. — 112 с. Архивная копия от 25 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ С.А. Токарев. Этнография народов СССР: исторические основы быта и культуры. — Изд-во Московского университета, 1958. — С. 295.
- ↑ Вопросы антропологии. — Изд-во университета, 1974. — С. 162. — 752 с. Архивная копия от 25 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Р. М. Касимова. Антропологические исследования современного населения Азербайджанской ССР. — Elm, 1975. — С. 46. — 118 с. Архивная копия от 25 ноября 2021 на Wayback Machine