Авалокитешвара
Авалокитешвара | |
---|---|
санскр. अवलोकितेश्वर IAST: Avalokiteśvara | |
Толкование имени | «Владыка, милостиво взирающий на существа» |
Имя на других языках |
тиб. སྤྱན་རས་གཟིགས, Вайли sPyan-ras-gzigs, Ченрезиг, «Смотрящий проникающим взглядом» монг. Жанрайсиг?, ᠵᠠᠨᠷᠠᠶᠢᠰᠢᠭ? кит. 觀世音 Гуаньинь яп. 観音 Каннон кор. Кваным вьетн. Quán Thế Âm, Куан Тхе Ам бур. Арьяа-Баала калм. Арьябала |
Пол | мужской |
Супруга | Тара |
Обиталище | гора Поталалока[1] |
Характерные черты | сострадание |
Атрибуты | чинтамани, лотос |
Мантра | Ом мани падме хум |
Первое упоминание | I век н. э., северная Индия |
Авалоките́швара (санскр. अवलोकितेश्वर IAST: Avalokiteśvara, «Владыка, милостиво взирающий на существа») — бодхисаттва буддизма махаяны, «будда сострадания»[2], эманация будды Амитабхи. Одна из самых популярных фигур буддийского пантеона[3][4].
Культ Авалокитешвары начал зарождаться в I веке на севере Индии во времена Кушанской династии[5]. По одной из диффузионных теорий, божества махаяны заимствовались и адаптировались из других религиозных движений, а по другим представлениям, они возникли как обожествление, олицетворение буддийских принципов, так, например, Авалокитешвара стал олицетворением сострадания Будды Шакьямуни[3].
Из Индии культ Авалокитешвары распространился по странам Азии. Бодхисаттва обретал популярность у верующих под разными именами, в мужском или женском облике, в мирном или гневном образе[6]. Так, в Индии он известен как Авалокитешвара, в Китае как Гуаньинь, в Японии как Каннон, в Тибете как Ченрезиг, в Монголии и России как Арья-Боло или Хоншим[7].
В буддийском искусстве, в буддийских текстах встречается бесчисленное множество форм, в которых изображается или описывается Авалокитешвара[8]. Наиболее распространённая форма изображения Авалокитешвары — с четырьмя, шестью или тысячей рук, с одним или одиннадцатью ликами, с лотосом в руке[5].
Среди верующих распространено представление о том, что Авалокитешвара может воплощаться как в различных божеств, в том числе небуддийских религий, так и в людей. Например, в тибетском буддизме воплощением Ченрезига считаются далай-ламы[5].
Примечания
- ↑ Поповцев, 2012, с. 155.
- ↑ Авалокитешвара — кто это в буддизме
- ↑ 3,0 3,1 Birnbaum, 2005, p. 704.
- ↑ Britannica, 2018.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Андросов, 2011, p. 78.
- ↑ Елихина, 2014, p. 173.
- ↑ БРЭ, 2005.
- ↑ Birnbaum, 2005, p. 705.
Литература
- Энциклопедии
- Авалокитешвара / Андросов В. П. // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 52. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X.
- Андросов В. П. Авалокитешвара // Философия буддизма: энциклопедия / М.Т. Степанянц. — М.. — Вост. лит.; Ин-т философии РАН, 2011. — С. 77—78. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
- Birnbaum R. Avalokiteśvara // Encyclopedia of religion (англ.) / Lindsay Jones, editor in chief. — 2005. — Vol. 2. — P. 704—707. — ISBN 0-02-865735-7.
- Avalokiteshvara (англ.). Britannica (16 февраля 2018). Дата обращения: 16 июля 2021.
- Avalokiteśvara // The Princeton Dictionary of Buddhism (англ.) / Robert E. Buswell Jr. and David S. Lopez Jr.. — Princeton University Press, 2017. — ISBN 9780691157863.
- Исследования
- Елихина Ю. И. Культ бодхисаттвы Авалокитешвары и его земных воплощений в истории тибетской государственности VII—XIX вв. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Научн. руководитель В. Л. Успенский. — СПб., 2006.
- Елихина Ю. И. Иконография бодхисаттвы Авалокитешвары в искусстве буддизма // Тибетология в Санкт-Петербурге: Сб. статей. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2014. — Вып. 1. — С. 173—191.
- Поповцев Д. В. Бодхисаттва Авалокитешвара: История формирования и развития махаянского культа . — СПб.: Евразия, 2012. — 496 с., [107 илл.] 32 с. цв. илл с. — ISBN 978-5-91852-034-5.
- Рерих Ю. Н. Авалокитешвара, или Падмапани // Буддийская живопись . — М., 2001. — ISBN 5-86988-026-2.
- Chutiwongs N. The Icongraphy of Avalokitesvara in Mainland South East Asia. — Bangkok, 1984.
- Marie-Thérèse de Mallmann. Introduction à l’étude d’Avalokiteçvara (фр.). — Paris, 1948.
- Studholme A. The Origins of Oṃ Maṇipadme Hūṃ: A Study of the Kāraṇḍavyūha Sūtra. — State University of New York Press, 2002. — ISBN 0-7914-5389-8.
- Tucci G. A propos Avalokiteśvara // Mélanges chinois et bouddhiques. — Institut Belge des Hautes Etudes Chinoises, 1951. — Т. 9. — С. 173–220.
- Yü, Chün-fang. Kuan-yin: the Chinese transformation of Avalokitesvara . — Columbia University Press, 2000. — 688 с. — ISBN 978-0231120296.
Ссылки
- Построение песочной мандалы Авалокитешвары (подробная фотохроника процесса)