Хошуты

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Хошуты
Хошууд
Другие названия хошеуты, хошоуты, хошуды, хошоты, кокошоты, хошууд
Тип историческое племя
современная субэтническая группа
Этноиерархия
Раса монголоидная
Группа народов монголы
Подгруппа ойраты
Общие данные
Язык ойратский[1] (также русский)
китайский
монгольский.
Религия тибетский буддизм (школа Гелуг)
В составе калмыков (часть)
Родственны торгуты, баатуты, баргуты, буряты, дербеты, олёты, хойты
Современное расселение

 Китай: св. 115 000 (с учётом дээд-монголов и цааста-монголов)

 Россия: нет данных

 Монголия: 208[3][4]
Историческое расселение

Джунгария (XIV-XVII вв.)
— область озера Кукунор (часть хошутов кон. XVI в.)
— Восточный Казахстан (часть хошутов кон. XVI в. - 2 пол. XVIII в.)

Нижняя Волга (часть хошутов с XVII в.)[5]
Государственность
Хошутское ханство (1642—1717)
Монгольские племена в Южной Монголии: Хорчины (Chorchins), найманы (Naynam), оннюты (Onhiot), авганары (Abahanar). Верхние монголы: хошуты (Khochotie, Kalmouks Kokonor, Elets Kokonor). 1836 г.

Хошу́ты (монг. Хошууд; кит. трад. 和碩特, упр. 和硕特, пиньинь héshuòtè; транслит. ISO 9 hošuud[6]; вейд ho-shuo-t’ê) — этногруппа ойратов, проживающая в Китае (группа алашаньские хошуты: Баянгол-Монгольский автономный округ Синьцзян-Уйгурского автономного района; 10 тысяч человек)[2] и в районе озера Кукунор (группа дээд-монгол в провинции Цинхай, цааста-монгол в провинции Ганьсу, согво-ариги Хэнань-Монгольского автономного уезда), в Монголии в Западных аймаках, и в России[3][4]. Являются потомками средневековых хошутов. В Китае официально считаются этническими монголами, в Монголии практически не отделяются от дербетов и торгутов[7], а в России — от калмыков[2][8][9].

Этимология названия

Название «хошут» является производным от слова «хошун», одного из значений которого в монгольских языках — острие, клюв, клин, морда, передовой отряд[10]. Такое именование было дано гвардейскому подразделению войска Чингисхана и связано с его авангардными функциями, или, возможно, с видом его построения — «клином», «мордой», то есть строй войска представлял собой острую колонну (при таком виде построения люди, стоявшие в голове её, практически шли на верную смерть). Этнологи Г. О. Авляев и В. П. Санчиров приводят поговорку, записанную в XIX веке П. И. Небольсиным у волжских хошоутов — хошун деере дархалык дыксын — «я выслужил право в голове хошуна»[11].

Также хошутов, живущих в Цинхае вместе с чоросами и торгутами называют верхними монголами и северный Цинхай называют Верхней Монголией[12].

Гвардейское подразделение «хошут»

«Хошут» — название одного из подразделений гвардии «тургак-кешиктенов» (монг. turγake-kešigten)[6] Чингисхана, упоминания о котором связаны с историей Монгольской империи в XIIIXIV веках. Существует теория о трансформации его со временем в этнос «хошутов»[11].

Формирование и функции

В 1203 году Чингисханом был создан корпус телохранителей «тургак-кешиктенов», а в 1206 году он был дополнен подразделением «хошут» — это был 7-й особый полк («полк тысячи отборных богатырей») в ханской гвардии, первоначально численностью в 1000 воинов. В гвардию Чингисхана набирали людей из числа покорённых племён и народностей, лиц видных по наружности, отличавшихся способностями и умом. Во время боевых действий полк «хошут» выполнял авангардные функции — разведка, отражение первых ударов противника[11], помимо этого в их обязанности входила дневная служба охранения лично императора. В «Сокровенном сказании монголов» об этом отряде телохранителей говорится, что Чингисхан повелел им в «дни битв сражаться пред его очами»[13].

Первым военачальником полка «хошутов» был Хубату-Хасар (Хабуту-Хасар, вероятно это Джочи-Хасар, упоминаемый в Сокровенном сказании монголов младший брат Чингисхана). Родословная всех хошутских тайджи, нойонов и ханов в летописях монголов, ойратов и калмыков начинается именно с Хубуту-Хасара, то есть от рода Чингисхана — Борджигин[14].

После Чингисхана

После смерти Чингисхана, созданные им элитные подразделения не были расформированы, а переходили по наследству к следующим правящим великим ханам. Подразделение оставалось на службе в течение времени правления первых 4-х великих ханов, дальнейшая локализация гвардейцев прослеживается не точно, в XIVXV веках наступает послеюаньский период (так называемый «тёмный» период в истории ойратских племён). По наиболее распространённой теории предполагается, что гвардейское военно-служилое сословие не было рассеяно, а сохранялось в виде компактных феодально-этнических группировок с наследственными княжескими династиями «владельцев» (правителей)[11].

Теория трансформации в этнос

Подобные «хошутам» подразделения гвардейцев-телохранителей существовали у различных кочевых правителей и до Чингисхана, но именно он наделил их дополнительными функциями, благодаря которым они стала политическим органом, прообразом государственной машины. Многие этнологи (в том числе Г. О. Авляев и В. П. Санчиров) предполагают, что из подразделения «хошут» со временем образовался этнос. Также, возможно, помимо «хошутов», сформировались этносы и из других гвардейских подразделений, например, из корпуса «тургак-кешиктенов» — торгуты[11].

Этногенез хошутов

Этно-группу «хошутов» в литературе именуют разными терминами — племенем, поколением, кланом, фамилией, народностью, феодальным уделом и удельным княжеством. В этнологии нет единого мнения о происхождении хошутов, их этапы этногенеза до сих пор не ясны. Определённо точно можно сказать, что хошуты вместе с торгутами, дербетами и зюнгарами до XVII века составляли основное население Джунгарии и имели общее самоназвание «дурбэн-ойрат». Во главе их стояли наследственные династии правителей, восходящие по происхождению к эпохе Чингисхана, а возможно некоторые и к дочингисовским временам[15]. Наиболее вероятное образование племени хошутов ряд исследователей связывают с трансформацией в этническую группу гвардейского подразделения армии Монгольской империи[11]. Существует версия, согласно которой первоначальное ядро хошутов было сформировано представитялеми племени уджигит, одной из ветвей борджигинов[16].

Закат правления Чингизидов

После разделения Монгольской империи на отдельные государства-улусы хошуты оказались во владениях Улуса Великого Хана — монгольско-китайском государстве Юань. В 1368 году в результате Восстание Красных повязок против монгольских завоевателей и это государство чингизидов пало. Предположительно, сначала гвардейское подразделение «хошут» дислоцировалось к юго-востоку от Джунгарии (возможно в Алашани или Ордосе), где они стояли гарнизонами на границах монгольского государства до его распада, входя в Урянхайский тумэн восточных монголов. Позже, они начинают обосабливаться в самостоятельную этно-группу, в формировании которой значительное участие приняли ойраты, так как хошуты после падения империи Юань добровольно присоединились к союзу ойратских племён[11].

Ойратский союз

Ойратские племена были окончательно покорены монголами во главе с Чингисханом в 1204 году. После попадания под воздействие монгольской системы социального и административного деления на «тысячи» и улусы среди них начало происходить смешение родов и племён, переселяемых в соответствии с требованиями политической ситуации. Родовой строй ойратов сильно изменился, стали складываться феодальные отношения, как и у большинства этносов в сфере влияния Монгольской империи. После её падения, и гибели государств-преемников Монгольской империи, ойраты в конце XIV века создали собственный племенной союз Дербен-Ойрат[11].

В этот период (кон. XIV века хошутские «владетели» (правители) вместе с частью своих подданных изъявили покорность ойратскому правителю Тогону-тайши (умер в 1439 году) и вошли в состав союза ойратских племён[11]. Антрополог Хойт Санжи в «Обзоре ойратской истории» предполагает, что этими хошутскими «владетелями» были Алак-Тэмур-джинсанг (Арак Темур) и его брат Хатан Тэмур (Ерек Темур), и локализует их местоположение в Джунгарии, где братья правили западной и восточной её частями соответственно[17].

Процесс преобразования военного объединения в этнос у хошутов происходил постепенно, примерно с XIV века, и его формирование шло на протяжении многих лет с участием ойратов, закончившись к середине XVI века[11].

История

Территория Джунгарии

Первоначально хошуты могли кочевать к юго-востоку от Джунгарии — на пустынных плато Алашань или Ордос

  • с XIV века — происходит формирование этнической общности хошутов, по наиболее распространённой теории, из гвардейского военного подразделения, нёсшего здесь пограничную службу. После падения монгольско-китайского государства Юань, отряды хошутов существовали здесь в виде компактных феодально-этнических группировок с наследственными княжескими династиями (см. разделы Гвардейское подразделение «хошут» и Закат правления чингизидов).
  • конец XIV века — хошутские «владетели» (правители) вместе с частью своих подданных изъявили покорность ойратскому правителю Тогон-тайши (умер в 1439 году) и вошли в состав союза 4-х ойратских племён — дербен-ойратов (см. раздел Ойратский союз).
  • XV век — Бубей-мирза первым из хошутов стал председателем (даргой) ойратского сейма (чулгана).
  • конец XVI — начало XVII веков — первенствующую роль среди ойратских правителей играл хошутский нойон Байбагас-хан (внук Бубей-мирзы). Занимал должность дарга ойратского чулгана[18].
  • 1615 год — по инициативе Байбагас-хана все ойратские нойоны приняли решение посвятить в буддийские монахи по одному из своих сыновей (имена других хошутских нойонов того периода — Кундулен-Убуши, Цохор, Баба-хан). Сын Баба-хана был отдам им на усыновление Байбагас-хану, и отправленный также в монахи, позже стал известен как Зая-Пандита — став крупнейшим центральноазиатским просветителем, оказавшим огромное влияние на политическую, религиозную и культурную историю ойратов[19].
  • 40-е годы XVII века — во главе ойратов стояли два первенствующих тайши, одним из которых был сын хошутского Байбагас-хана — Очирту-Цецен-хан[20].

Территория Восточного Казахстана

  • 1654 год — хошутским тайши Аблаем основан буддийский монастырь — Аблайкит.
  • конец XVI века — вторая половина XVIII века — здесь селилась некоторая часть хошутов совместно с другими ойратскими племенами. В одних районах они жили дольше, в других меньше, в общей сумме их пребывание здесь продолжалось от ста до ста семидесяти лет (возможно и несколько более). Ойраты оставили после себя небольшое количество строений, носивших преимущественно культовый характер (это были в основном буддийские монастыри, состоявшие из многих зданий различного назначения)[20].

1582—1655 годы — годы жизни одного из хошутских правителей Туру-Байху (Торубайху, известного в истории как Гуши-хан, основатель монгольской династии правителей Тибета — Ладзан-ханов; правил 16421655) Он оставил глубокий след в истории Центральной Азии — в частности, Тибета и ойратского народа. Наиболее значительные его деяния: успешно руководил военной кампанией ойратов, вмешавшихся в религиозные войны школ тибетского буддизмакагью и гелуг, поддержав последнюю и установив свою власть над всеми районами Тибета (16371641 гг.), совершил паломничество в Тибет к Далай-ламе V (1638), установил отношения с маньчжурским двором (1639 год), формально передал верховную власть над всем Тибетом Далай-ламе V (1642 год), пожаловал в 1645 году Панчен-ламе титул панчен-покто (богдо) — «мудрый владыка».

Область озера Кукунор (и часть территории Тибета)

Территория юга России

С XVII века по наши дни — Нижняя Волга. Максимальная территория кочевий ойратских (калмыцких) племён на Нижней Волге имела границы на юге до реки Терек, на севере до города Самары, на западе до реки Дон и на востоке до реки Яик (Урал). Постепенно ареал проживания уменьшился до границ современной Калмыкии.

  • 1660-е годы — в низовьях Волги в пределах Калмыцкого ханства, уже образованного торгутами, появились группы других ойратских переселенцев — хошуты, дербеты и зюнгары.
  • 1660-е годы — к приволжским калмыкам-торгутам добровольно присоединяется ещё один хошутский улус — улус тайши Кундулен-Убуши с 3 тысячами кибиток.
  • 1671 год — приволжские калмыки-торгуты под руководством тайши Аюки и с помощью русских войск присоединяют улус хошутского тайши Аблая, который был взят в плен и отправлен в качестве пленника в Москву, где скончался в 1674 году.
  • 1771 год —исход большей части калмыков с Волги в Джунгарию (см. история калмыков). Известно, что весь Хошоутовский улус, за исключением нескольких десятков кибиток, принял участие в этом переселении, но «владелец» (правитель) улуса Замьян остался на Волге.
  • Хошутский «владелец» Замьян, в связи с тем, что остался и не откочевал в Джунгарию, пользовался благосклонностью правительства, и астраханский губернатор Н. А. Бекетов приписал к нему 754 кибитки калмыков из числа тех, которые кочевали на правом берегу Волги и не успели уйти с остальными из-за отсутствия переправы на реке, а затем присоединил ещё 257 кибиток. Таким образом, у Замьяна в Хошеутовском улусе находились в подчинении, кроме незначительного количества хошутов, торгуты, дербеты, хойты, хахачины, теленгуты и другие более мелкие монгольские племена[22].
  • 18141818 годы — постройка Хошеутовского хурула.

Язык

семьяалтайская
группамонгольская (северомонгольская группа, западномонгольская подгруппа языков).
языкойратский язык и калмыцкий язык (другие названия языка — калмыцкий, ойратский, джунгарский, ойрат-калмыцкий, монгольско-калмыцкий, западно-монгольский).

диалектная система —

  • язык поволжских (приволжских) калмыков
    • торгутский диалект
      • хошутский говор
  • язык ойратов Синьцзяна
    • хошутский диалект

Религия

Обо, священное монгольское место, обычно отмеченное грудой камней и молитвенными флажками. Этот памятник посвящен неизвестному умершему хошутскому князю. Питер Саймон Паллес, XVIII век
Хурул в Хошеутовском улусе Астраханской губернии

Верующие хошуты — в основном буддисты, исторически приверженцы традиции монастырского образования и ритуальной практики школы тибетского буддизма гелуг (тиб. དགེ་ལུགས་པ་, транслит.: dge lugs[23], «добродетель»). Название школы в монгольском мире более известно как «жёлтая вера» (монг. шарын шашин)[24], а священнослужителей этой школы называют «желтошапочники» — по цвету шапок, которые они носят.

Буддизм школы Гэлуг начал распространяться среди ойратских племён в XVI веке и был принят в 1615 году. В истории возвышения этого направления сыграл большую роль один из правителей хошутов — Гуши-хан, обращённый в буддизм монахами Гэлуг, он во главе подвластных ему хошутов и других ойратских племён участвовал в религиозных войнах между соперничавшими школами тибетского буддизма. Одержав уверенную победу в этом противостоянии, Гуши-хан в 1642 году объявил Далай-ламу V полновластным владыкой всех буддистов центрального Тибета, а сам стал при нём светским правителем.

В Автономном районе Внутренняя Монголия КНР, в аймаке Алашань, проживает около 3000 хошутов-мусульман.

Примечания

  1. Другие названия языка — калмыцкий, джунгарский, ойрат-калмыцкий, монгольско-калмыцкий, западно-монгольский.
  2. 2,0 2,1 2,2 Жуковская Н. Л.. Хошуты (недоступная ссылка) // Народы и религии мира: энциклопедия / гл. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — ISBN 5-85270-155-6.
  3. 3,0 3,1 Кручкин Ю. Н. Монголия: географическая энциклопедия. — Улан-Батор, 2009.
  4. 4,0 4,1 По данным Н. Л. Жуковской, число хошутов в Монголии в конце 1990-х годов составляло 5 000 человек (Хошуты (недоступная ссылка) // Народы и религии мира: энциклопедия / гл. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998).
  5. Максимальная территория кочевий ойратских (калмыцких) племён на Нижней Волге имела границы: на юге — до реки Терек, на севере — до города Самары, на западе — до реки Дон и на востоке — до реки Яик (Урал). Постепенно ареал проживания уменьшился до границ современной Калмыкии. См.: Вишнякова И. В. К вопросу о бегстве волжских калмыков в Джунгарию в 1771 году Архивная копия от 25 июля 2012 на Wayback Machine // Востоковедные исследования на Алтае: сб. ст. — Барнаул, 2000. — С. 45—54.
  6. 6,0 6,1 Использована система транслитерации монгольского алфавита посредством символов латинского алфавита по международному стандарту ISO 9.
  7. Старая русская транскрипция: торгоуты.
  8. Карта-схема калмыцких улусов Астраханской и Ставропольской губерний XIX—XX вв.
  9. Жуковская Н. Л. [dic.academic.ru/dic.nsf/sie/19491/%D0%A5%D0%9E%D0%A8%D0%A3%D0%A2%D0%AB Хошуты] // Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1973—1982.
  10. Другое значение слова «хошун» — уезд, то есть старинное монгольское административное деление (Кручкин Ю. Н. Большой современный русско-монгольский — монгольско-русский словарь. — М., 2006).
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 11,7 11,8 11,9 Авляев Г. О., Санчиров В. П. К вопросу о происхождении торгоутов и хошоутов в этническом составе средневековых ойратов Джунгарии (к проблеме этногенеза калмыков). — Элиста: КНИИИФЭ, 1984.
  12. Хөхнур: монголы в Тибете. asiarussia.ru. Дата обращения: 6 декабря 2018.
  13. Сокровенное сказание. Монгольский обыденный изборник § 191 = Mongrol-un Niruca tobciyan / пер. С. А. Козин. — Монгольская хроника 1240 г. — М.; Л., 1941.
  14. Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. — М.; Элиста, 1994.
  15. Авляев Г. О. Этнический состав и расселение калмыков Ики-Цохуровского улуса Астраханской губернии в конце XIX и начале XX в. — М., 1975.
  16. Кукеев Д. Г. Уджигиты — предки хошутов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2008. — № 63-1. — С. 160—162. — ISSN 1992-6464.
  17. Хойт С. Обзор ойратской истории Архивная копия от 25 декабря 2010 на Wayback Machine.
  18. Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. — М.: Наука, 1967. — С. 70—72.
  19. Глава 2: Исторические предпосылки сложения калмыцкой народности // Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. — М.: Наука, 1967.
  20. 20,0 20,1 Конкашпаев Г. К. Некоторые сведения о пребывании ойратов на территории Казахстана : сб.. — Элиста: Калмыцкий научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики при Совете министров Калмыцкой АССР, 1984.
  21. Великая Цинская держава (Дай-Цин-Го) представляла собой династическую унию Маньчжурии и Китая.
  22. Пальмов Н. Общие сведения по истории, быту, экономике, материальной культуре и современному состоянию приволжских калмыков : Этнографический очерк. — 1928.
  23. Использована система транслитерации тибетского алфавита с помощью символов латинского алфавита называемая Вайли.
  24. Кручкин Ю. Большой современный русско-монгольский — монгольско-русский словарь. М. 2006.

Литература

Ссылки