Трахт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Австрийская фольклорная группа

Трахт (нем. Tracht) — традиционный национальный костюм в немецкоговорящих странах. Несмотря на то, что во всём мире чаще всего ассоциируется с австрийским и баварским костюмами, он распространён практически на всей территории Германии и на территории Лихтенштейна. В последнее время наблюдается повышение интереса к трахту.

История

Немецкий костюм начинает складываться в XVI—XVII веках, окончательно оформившись к XIX веку. Австрийский же костюм также известен по образцам XVIII—XIX века.

История немецкого народного костюма отражает социальную дифференциацию немецкого общества Средних веков и Нового времени. Многочисленные указы, как и государственные, так и местные, определяли внешний вид одежды для каждого сословия. Дорогие ткани, меха, определённые цвета и покрои одежды были привилегией высших сословий и, соответственно, были запрещены для простолюдинов. В большинстве своём подобные указы были отменены в конце XVIII — начале XIX века.

В конце XVIII века в Австрии зарождается движение за сохранение народного костюма, в начале следующего столетия народную одежду начинают носить и в высших классов. Охотничьей одеждой придворных егерей служил народный костюм.

В XIX веке, в связи с отменой законов об ограничении на одежду, усиливается влияние городского костюма, на мужской костюм влияет в том числе военная форма. Складываются региональные варианты костюма горняков-рудокопов, а также городских рабочих, нередко объединявшиеся в подобие средневековых цехов ввиду длительного сохранения в Германии феодальных пережитков.

Во второй половине XIX века в Австрии начинают создаваться объединения по сохранению и популяризации традиционного образа жизни, в том числе и народного костюма. В конце XIX и начале XX века вышел ряд этнографических исследований народного костюма, также имевших и практические цели в виде обновления народного костюма и создание новых форм одежды и использованием традиционных элементов.

Взлёт популярности немецкий народный костюм приобрёл в Третьем Рейхе, однако после поражения во Второй мировой войне этот интерес быстро угас, поскольку ассоциировался с гитлеровским режимом[1]. К середине XX века народный костюм в быту носили только в Шварцвальде, Шаумбург-Липпе и Гессене. Однако к настоящему времени немецкий народный костюм вернул свою былую популярность[1]. Народные костюмы широко используются ансамблями народной музыки, но большинство немцев надевают его только по праздникам. Также представители городских рабочих субкультур и горняки носят свою традиционную одежду по праздникам. Та же тенденция наблюдается и в Австрии (к середине XX века народный костюм сохранялся в некоторых районах Штирии, Бургенланде и Каринтии, главным образом по праздникам), хотя тирольский костюм ещё сохраняется в качестве повседневной одежды.

Основные элементы

Мужской костюм

  • Рубаха (нем. Hemd) — в её основе лежит примитивная форма одежды из двух кусков, закрывающих спину и грудь и скрепленных на плечах и под мышками. Рукава обладали квадратными ластовицами под мышкой. На юге Германии,
  • Штаны (нем. Hose) — в большинстве своём бытовавшие и ныне бытуемые варианты восходят к XVIII-XIX веку. Держались поясом или подтяжками (особые подтяжки носились с штанами их кожаной шкуры). С XIX века в народный костюм входят длинные штаны, появившиеся после Великой Французской революции 1789 года. В прибрежных районах (например, на острове Рюген) носили штаны простого покроя на завязках и с широкими штанинами. В Саксонии, Альтенбурге (Тюрингия) и Мистельгау (Верхняя Франкония) с XVI по XIX века шились короткие кожаные или шерстяные штаны со множеством сборок и складок у низа и пояса.
  • Безрукавка — доходила до бёдер, на юге Германии была преимущественно красной. Покрой имела тот же, что и у рубахи.
  • Жилет — заменил безрукавку в качестве нагрудной одежды.
  • Китель — имел тот же покрой, что и рубаха.
  • Куртка — по покрою была схожа с жилетом, служила верхней одеждой деревенской молодёжи.
  • Сюртук — проник в народный костюм после 1850 г., носился по праздникам.
  • Котцен (нем. Kotzen) — плащ типа пончо, представляющий собой квадратный кусок несшитой материи (сукна) с отверстием для головы. Носился альпийскими пастухами и в Германии, и в Австрии.
  • Чулки — шились из полотна, были белого, серого или синего цветов. В некоторых случаях составляли единое случае со штанами. Появились в среде крестьян в XVIII веке.

Женский костюм

  • Рубаха — отличалась от мужской длиной. Древнейшим типом женской рубахи является рубаха на лямках (нем. Achselhemd), поверх которой надевали верхнюю рубаху того же покроя.
  • Корсаж — вместе с юбкой появился как отдельный элемент одежды в XVI веке. Мог застёгиваться на пуговицы или зашнуровываться, обладал широким вырезом. Также мог вышиваться.
  • Юбка — в большинстве немецких областей юбки были длиной до «высоты от земли пивной кружки» (около 27 см), лишь в Швальме и Альтенбурге юбки были короткими, доходя до икр или колен. Передняя часть юбки, закрывавшаяся фартуком, изготовлялась из более дешёвой материи. В XIX веке в некоторых областях (например, в Швальме) были распространены нижние юбки, носившиеся в несколько слоёв таким образом, чтобы одна была видна из-под другой (таким же образом носили и рубахи), их количество указывало на материальное состояние обладательницы.
  • Передник — рабочий шился из дешёвого материала синего цвета или в полоску, праздничный шился из дорогих тканей и, помимо этого, отличался цветом и вышивкой.
  • Кофта — верхняя одежда.
  • Плащ — также служил верхней одеждой, шился из льна.
  • Шаль — набрасывалась на плечи, закрывая вырез корсажа (для этой цели также использовались различные вставки и нагрудники).

Головные уборы

  • Колпак (нем. Mütze) — шерстяная шапка конусовидной формы с помпоном или кисточкой на конце. Как элемент национального костюма является атрибутом Немецкого Михеля — персонажа-персонификации Германии и немецкого народа.
  • Шляпа (нем. Hut) — один самых популярных мужских головных уборов, во многих местах их носили и женщины. В XVIII веке под влиянием городской моды распространились треуголки и двууголки.
  • Меховая шапка — распространилась в XVIII-XIX веках, под влиянием формы гусар стали высокими, приняв цилиндрообразную форму.
  • Картуз с козырьком и плоским дном — получил распространение после 1813 года, особенно в Пруссии.
  • Чепец и косынка — основные женские головные уборы. Нередко поверх чепцов надевались другие головные уборы, вроде соломенных шляп.

Обувь

  • Башмаки — с XVI века носили кожаные башмаки с язычком. В XIX веке обладали пряжками или вырезом.
  • Туфли
  • Сапоги — носились мужчинами по всей Германии (кроме Альп) и в равнинной Австрии. В XVIII веке появились прямые сапоги с кожаными голенищами.

Региональные варианты

Южные регионы Германии

Фризский трахт с острова Амрум в Северном море

Трахт Южной Германии и Австрии стал основой совершенно нового стиля моды, названного стиль усадьбы (нем. Landhausmode). Стиль «Landhausmode» появился под влиянием костюмов крестьян, сельских и деревенских жителей, и характеризуется использованием льна и вышивки, является аналогом североамериканского стиля одежды вестерн. Существует взаимосвязь между стилем одежды «Landhausmode» и стилем музыки «Alpenrock» (стиль рок-музыки на основе традиционных альпийских песен), такая же взаимосвязь существует между стилем одежды вестерн (англ. Western wear) и стилем музыки кантри (англ. Country Music).

Пастухи юга Германии носили конусовидные шляпы из трута и кожи.

Бавария

Верхнебаварский трахт является самым известным региональным вариантом немецкого народного костюма. Одним из его главных элементов являются кожаные шорты ледерхозе, удерживаемые на подтяжках. Он употребляется и в наши дни, хотя в быту его носят очень немногие. Несколько упрощённый его вариант также носят и не-баварцы. Своей самобытностью отличается костюм Нижней Баварии, например, исторической области Франкония.

Шварцвальд

Характерной и самой узнаваемой чертой женского шварцвальдского трахта является соломенная шляпка с шерстяными помпонами (нем. Bollenhut), носившуюся в районе Гутаха, Райхенбаха (под Хорнбергом) и Кирнбаха с 14-летнего возраста, до этого девочки носились чёрный чепчик. Помпоны, изготовлявшиеся вручную, могли весить до 2 кг. Помпоны красного цвета были на шляпах незамужних девушек, а чёрного — у замужних женщин. Старухи ограничивались чепцом. Помимо неё, в разных районах Шварцвальда бытовали разнообразные шляпы и чепцы. Составной частью трахта в Шуттертале и Мюленбахе был чепец (нем. Goldhaube), украшенный золотным шитьём[2].

В Титизе женским и девичьим головным убором был чёрный чепец с широкими лентами, завязывающимися бантом под подбородком, и длинными широкими лентами, спускающимися на спину. Ленты и дно чепца вышивались. С второй половины XIX века размеры чепца увеличились.

Швабия

Один из самых узнаваемых элементов мужского трахта Швабского Альба служила синяя рабочая блуза (нем. Blauhemd), также носившаяся и в быту.

Северная Германия

Трахт Шварцвальда, открытка. Красный цвет помпонов на головном уборе означает, что это незамужняя девушка.
Около 1900 года

В северной части Германии наиболее распространёнными являются «Фризский трахт» (нем. Friesen Tracht) и «трахт Финкенвердер» (нем. Finkenwerder Tracht). Фризский трахт богато украшен бисером и вышивкой. Отделка костюма была признаком богатства и социального статуса крестьянки. В прежние времена он готовился к свадьбе и являлся частью приданого невесты. Этот костюм иногда надевают на свадьбы. Финкенвердерский трахт — традиционный костюм коренных жителей островов на реке Эльбе. Его носят в местной фольклорной группе Finkwarder Speeldeel  (англ.). Тёмно-синие футболки с длинными рукавами и белыми полосками очень популярны в Северной Германии как повседневная одежда.

В России используется как форма официантов в ресторанах «Максимилианс»[3].

Саксония

Саксонский китель был белым, доходившим до колен. Такой же вид китель имел в Тюрингии, Ганновере, Вестфалии, Рейнланде, Гессене, Франконии, Швабии и французском Эльзасе. В XIX веке он стал короче и синего цвета.

Шаумбург-Липпе

В районе Шаумбург на территории современной федеральной земли Нижняя Саксония распространены четыре региональных варианта народного костюма: бюккебургский трахт, линдхорстский трахт, и трахт коммуны Апелерн, носимый только в этой самой коммуне. Также к шаумбургским трахтам относят костюм бывшей деревни Фрилле, ныне района в составе города Петерсхаген, находящегося в Северном Рейне-Вестфалии, но неподалёку от границы с Нижней Саксонией. Особенностью женского шаумбургского костюма является сборчатый воротник наподобие испанских воротов-фрез XVI века и короткий ворот (нем. Goller), носившийся в качестве нагрудного плата (концы завязывались под мышками), украшавшийся вышивкой и также заимствованный из моды XVI века. Женский выходной костюм из окрестностей Линдхорста состоит из льняной рубахи со сборчатым воротником (в современных экземплярах он чаще съёмный, нежели пришитый изначально) и рукавами до локтей, нижней юбки (иногда она может обладать лифом и таким образом больше походить на другую рубаху или платье) различных цветов и с чёрными каймами по краю, кофточки-капота (нем. и н.-нем. kaputt) с рукавами до локтя, к краям которых пришита широкая лента, а также могут прикрепляться накрахмаленные кружевные манжеты; корсажа-лифа (нем. Bostdauk) (надеваемого под капот, если у нижней юбки нет лифа) с высоким вырезом и небольшим пластроном, застёгивающимся спереди на пуговицы; вязаных наручей (нем. Hanschen), обычно с вплетённым бисером разных цветов, передника и тяжёлой шерстяной юбки красного цвета с широкой узорчатой каймой по подолу (повседневная юбка по виду не отличалась от нижней юбки для более формальной одежды). Для более обычных случаев, но также на выход, на плечи набрасывали шерстяную шаль (нем. Dauk), опоясывались особым поясом (нем. Bandeliere), а на груди повязывался шёлковый передник с широкой кружевной полосой чёрного цвета по подолу. По праздникам женщины носили кружевные накрахмаленные и присборенные воротники (нем. Hälschen), похожие на повседневные[4].

Одежду, схожую с саксонской, носили и мужчины-лужичане.

Гамбург

Гамбургские плотники широкие бархатные брюки, бархатную же куртку с перламутровыми пуговицами и большую шляпы с опущенными полями. Показателем состоятельности служили серьга и т.н. «берлинский» носовой платок из набивной ткани.

Этот костюм и сейчас используется в качестве праздничного.

Тюрингия

Верхней женской одеждой служил плащ с воротом, заканчивавшимся воланом. Им мать закрывала ребёнка. Платок повязывался в виде тюрбана. В Альтенбурге головному платку придавали особую форму при помощи каркаса.

Гессен

В гессенском Хинтерланде женщины носили полусапожки. Женская кофта обладала рукавами из чёрного сукна с украшением в виде цветной подкладки и каймы.

Австрия

Одежда горцев и жителей равнин существенно различалась. С 1920-х годов для мужского австрийского народного костюма стало характерно сочетание серого и зелёного цвета на севере и красного и зелёного на юге.

Австрийский этнограф Ф. Липп классифицирует две формы нательной одежды австрийском народном костюме: распашную и глухую.

Самые архаичные формы одежды сохранялись у австрийцев ещё в начале XX века, так, дорожные рабочие и сторожи виноградников носили плащи, сплетённые из травы. Другим примером архаичной одежды может служить котцен.

Одним из самых известных вариантов народного костюма Австрии является тирольский трахт. Для него, как и для баварского, характерны ледерхозе на подтяжках (в XIX веке ледерхозе также опоясывались широким кожаным ремнём (нем. Bauchranzen), служивший своего рода кошельком), как правило, чёрного цвета, украшавшиеся цветной вышивкой. Также в мужской тирольский костюм входят белая рубаха с отложным воротником и жилет, с конца XIX века укоренились сюртук и куртка. В XIX веке носили красную суконную безрукавку, сшитую с одной стороны на боку и на плече и с застежкой на другом плече. На голове носят шляпу, на севере у неё высокая цилиндрическая тулья и небольшие поля, в то время как на юге шляпы широкополые и с остроконечной тульёй. Основным украшением шляп являются перья птиц. Обувью служат кожаные туфли, мужчины носят гетры, закрывающие ногу от колен до лодыжек.

В равнинных областях Австрии носили узкие и длинные штаны и более длинные сюртуки, мужчины здесь чаще носили сапоги, а не туфли.

Своей самобытностью обладает трахт Бургенланда, по-видимому, сложившийся под влиянием венгерского и хорватского народного костюмов. Мужской бургенландский костюм состоит из белой рубахи с отложным воротом и широкими рукавами, заправлявшейся в синие узкие штаны (нем. Schariwari), украшенные вышивкой. В холодную погоду надевали меховые короткие накидки, иногда с рукавами, прикрепленными на левом плече, и меховые шапки типа кубанок. Обувью служили высокие сапоги (нем. Tschismen) со швами по бокам. Летом же рубаху носили навыпуск с широкими и длинными полотняными штанами, на голове носили соломенную шляпу. В дождь мужчины носили чёрный плащ с большим круглым воротом.

Основой австрийского женского народного костюма служили кофта, корсаж, юбка и фартук, различавшиеся в зависимости от местности. Горянки носили более короткие юбки и фартуки, нежели жительницы равнин.

Галерея

См. также

Примечания

Литература

  • Немцы // Народы зарубежной Европы. Этнографические очерки. В 2-х т. / Под редакцией С. А. Токарева, В. И. Козлова, О. А. Ганцкой. — М.: Наука, 1964. — Т. 1. Народы зарубежной Европы. — 999 с. — (Народы мира. Этнографические очерки).
  • Австрийцы // Народы зарубежной Европы. Этнографические очерки. В 2-х т. / Под редакцией С. А. Токарева, В. И. Козлова, О. А. Ганцкой. — М.: Наука, 1964. — Т. 1. Народы зарубежной Европы. — 999 с. — (Народы мира. Этнографические очерки).
  • Лужичане // Народы зарубежной Европы. Этнографические очерки. В 2-х т. / Под редакцией С. А. Токарева, В. И. Козлова, О. А. Ганцкой. — М.: Наука, 1964. — Т. 1. Народы зарубежной Европы. — 999 с. — (Народы мира. Этнографические очерки).

Ссылки