Тогоны

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тогон
Другие названия туюйхунь, тугухунь, тогонцы, аши, аша, ажа
Этноиерархия
Группа народов монгольские народы
Общие данные
Язык сяньбийский
Религия шаманизм, тенгрианство, буддизм
Предки дунху, сяньби
Потомки монгоры, шира-югуры
Родственны мужун, ухуань, цифу, туфа, шивэй, кумоси, кидань, жужань, тоба
Государственность
Тогон (284—670)

Тогоны, тогонцы, туюйхуни, тугухуни (монг. тугухунь, түгүхүнь, кит. 吐谷渾, тиб. 'a-zha) — древнемонгольское племя, основавшее государство Тогон (284—670). Отделились от сяньбийского племени мужун.

Этноним

Туюйхуни получили своё имя от основателя государства Туюйхуня[1].

Наименование туюйхунь в литературе употребляется в формах: тугухунь[2] (түгүхүнь)[3], тогон, аши, аша, ажа[4].

Происхождение

Тогоны представляли собой одно из монголоязычных племён группы дунху. В составе дунху исследователями были выделены следующие основные племена: ухуань, сяньби, цифу, туфа, шивэй, кумоси, кидань, туюйхунь и жуаньжуань[5].

История

Государство Тогон
Азия в 565 году
Туюйхуни в период Ляо
Туюйхуни в начале XIII века

Основание государства Туюйхунем

Туюйхуни и мужуны происходили от одного родоначальника и представляют две ветви одного рода. По свидетельству источников, у сяньбийского вождя Шэгуя, жившего в округе Ляодун, имелось два сына: старший от наложницы — Туюйхунь и младший от законной жены — Жологуй. После смерти Шэгуя Туюйхунь стал управлять выделенным ему кочевьем численностью 700 аилов, а Жологуй, наследовавший власть, встал во главе кочевья отца[6][7][8].

В дальнейшем Туюйхунь переселился на запад, к оз. Цинхай, в то время как Жологуй положил начало роду Мужун[7]. Жологуй, вспоминая о Туюйхуне, сочинил «Песнь старшего брата» («Аюй гэ»), а р. Тухэ в память о брате переименовал в Алой (Река старшего брата)[9].

В начале своего пути Туюйхунь остановился у гор Иньшань, а потом через чужую территорию пришёл в Шанлун. В дальнейшем Туюйхунь переселился из Шанлуна в Фухань. Его земли доходили до горы Ганьсун, на юге граничили с местностью Анчэн и Лунхэ и тянулись вдоль р. Таошуй на юго-запад до Байланя. На площади в несколько тысяч ли он переходил в поисках воды и травы, жил в палаточном шалаше, употреблял вместо зерна мясо и кислое молоко[9].

Правление потомков Туюйхуня

После смерти Туюйхуня у него осталось 60 сыновей. Его наследником стал старший сын Туянь, который превосходил всех смелостью и силой, отличался жестоким характером[9]. После смерти Туяня правителем стал Еянь, один из 12 сыновей, отличавшийся смелостью, решительностью[9] и большой почтительностью к родителям[10].

После Еяня к власти пришел его сын Суйси. По характеру он отличался простотой и осторожностью. Ещё при жизни он перестал заниматься делами управления, объявил своего сына Шиляня наследником и поручил ему государственные дела[10].

В дальнейшем правили Шипи (младший брат Шиляня), Ухэти (младший брат Шипи). Ухэти взял в жёны мать Шулоганя, сына Шипи, и она родила двух сыновей — Мугуя и Лияня. После смерти Ухэти к власти пришел Шулогань, присвоивший звание военачальника, командующего колесницами и конницей. Это произошло в начале эры правления И-си (405—418), при династии Цзинь[10].

После смерти Шулоганя к власти пришел его младший брат Ачай, присвоивший звание военачальника, командующего сильной конницей и должность правителя области Шачжоу. Ачай присоединил земли цянов и ди, площадь которых составляла несколько тысяч квадратных ли, поэтому его кочевье стали называть сильным государством. В дальнейшем Ачай отправил посла для установления отношений с Лю Ифу (императором Сун) и поднёс предметы, производимые в его землях. Лю Ифу пожаловал Ачаю титул Цзяохэ-гуна[10]. В 3-м году эры правления Юань-цзя (426) Лю Илун пожаловал Ачаю новые, более высокие титулы. У Ачая было 20 сыновей, старшим был Вэйдай[11].

После Ачая к власти пришел Мугуй, сын Шулоганя, старшего брата Ачая. Мугуй получил от Лю Илуна титул Лунси-гуна. В 431 году Мугуй разгромил войска Ся и захватил Сялянь Дина и доставил его в столицу Северной Вэй. Ши-цзу, с похвалой отозвавшись о Мугуе, отправил послов пожаловать ему звание великого военачальника и титул Сицинь-вана[11][12].

Во 2-м году эры правления Тай-янь (436) Мугуй умер и к власти пришел его младший брат Мулиянь. Северовэйский император приказал отправить послов поднести Мугую посмертный титул Хуэй-вана. В дальнейшем он пожаловал Мулияню звание великого военачальника — правителя запада (чжэньси да цзянцзюнь), предоставил регалии, положенные трём высшим сановникам государства, изменил его титул на Сипин-вана. Сын Мугуя, Юаньсюй, получил звание военачальника, утешающего войска (фуцзюнь цзянцзюнь). В это время Мулиянь снова установил отношения с Лю Илуном, и последний пожаловал ему титул Хэнань-вана[13].

После смерти Мулияня к власти пришел сын Шулоганя — Шиинь. Он впервые поселился в Фулочуане, где жил и действовал подобно правителю. Шиинь подносил установленную дань и принял существовавшую при северовэйском дворе систему летосчисления, в то же время он получил от Лю Илуна титул Хэнань-вана[14].

В 5-м году эры правления Тай-хэ (481) Шиинь умер и к власти пришел его сын Дуихоу. Дуихоу прислал к императорскому двору служителя Шичжэня с данью, состоявшей из предметов, производимых в его землях, и представил челобитную, в которой говорил о наследовании дел, связанных с управлением владением[15].

После смерти Дуихоу к власти пришел его сын Фуляньчоу[16]. В своем владении Фуляньчоу выполнял обязанности по представлению установленной дани, а за его пределами присоединил к себе племена западных и северных варваров. Живущие за укрепленной линией называли его сильным и богатым. Подражая правившей по воле Неба династии Северная Вэй, он установил должности чиновников и управлял от имени Сына Неба различными владениями, чтобы возвеличить себя[17].

После смерти Фуляньчоу к власти пришел его сын Куалюй, впервые присвоивший прозвище кэхань (каган). Куалюй обосновался в г. Фусычэн, который находился в 15 ли к западу от оз. Цинхай[18]. Вождь туюйхуней Люйкуа (Куалюй) при династии Чжоу неоднократно совершал грабительские набеги на границы[19].

В 11-м году эры правления Кай-хуан (591) Люйкуа умер и к власти пришел его сын Фу[20] (Шифу)[21]. В 16-м году эры правления Кай-хуан (596) Вэнь-ди, император Суй, дал Фу в жёны принцессу Гуанхуа гунчжу[20].

После Фу правил его младший брат Фуюнь. После нападения телэ Фуюнь бежал на восток и укрылся в округе Сипин. В дальнейшем Фуюнь потерпел поражение от войск империи Суй. Фуюнь бежал, а его кочевья, насчитывающие свыше 100 тыс. человек, сдались. В конце эры правления Да-е (605—617), когда в Поднебесной разразилась смута, Фуюнь снова вернулся на свои старые земли и неоднократно совершал грабительские набеги на округа и уезды к западу от Хуанхэ[22].

После смерти Фуюня каганом стал его сын Шунь. Шунь был сыном Фуюня от законной жены. В прошлом он был отдан в прислужники при дворе династии Суй и получил звание дворцового советника с золотой печатью на темно-красном шнуре[23].

После смерти Шуня власть по наследству перешла к его сыну Нохэбо, имевшему титул Янь-вана. В период его правления туфани (тибетцы) присоединили к себе туюйхуней, а Нохэбо явился во главе нескольких тысяч юрт с изъявлением покорности в империю Тан[24].

С конца эры правления Юн-цзя (307—313), при династии Цзинь, когда туюйхуни переправились на западе через р. Таошуй и создали государство на землях цянов, до 3-го года эры правления Лун-шо (663), когда они были уничтожены туфанями, прошло 350 лет[25].

Религия

Туюйхуни, очевидно, первоначально были шаманистами, но в VI веке в их среде утверждается буддизм, около 514 года в столице Туюйхунь был выстроен девятиярусный буддийский храм[21].

Потомки

Потомками туюйхуней являются современные монгоры, проживающие в провинциях Цинхай и Ганьсу[1], а также шира-югуры (шарайголы), проживающие в Ганьсу[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Монгоры • Большая российская энциклопедия — электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 13 июля 2019. Архивировано 13 июля 2019 года.
  2. Кюнер Н. В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. — Москва: Изд-во восточной лит-ры, 1961. — С. 151. — 390 с.
  3. 3,0 3,1 Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 255. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1.
  4. Зориктуев Б. Р. Монголо-бурятские этнонимы. — Улан-Удэ: РАН, Сибирское отд-ние, БНЦ, Ин-т общественных наук, 1996. — С. 54. — 107 с.
  5. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 4. — 487 с.
  6. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 20. — 487 с.
  7. 7,0 7,1 Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 47. — 487 с.
  8. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 216. — 487 с.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 217. — 487 с.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 218. — 487 с.
  11. 11,0 11,1 Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 219. — 487 с.
  12. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 393. — 487 с.
  13. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 221—222. — 487 с.
  14. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 222—223. — 487 с.
  15. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 223—224. — 487 с.
  16. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 225. — 487 с.
  17. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 226. — 487 с.
  18. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 227. — 487 с.
  19. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 247. — 487 с.
  20. 20,0 20,1 Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 249. — 487 с.
  21. 21,0 21,1 Кычанов Е. И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. — Москва: Восточная лит-ра, 1997. — С. 67. — 319 с. — ISBN 5-02-017415-7.
  22. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 250. — 487 с.
  23. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 254. — 487 с.
  24. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 256. — 487 с.
  25. Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Н. Ц. Мункуев. — Москва: Наука, 1984. — С. 257. — 487 с.