Кальпиди, Виталий Олегович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Виталий Кальпиди
Vokalpidi.jpg
Имя при рождении Виталий Олегович Кальпиди
Дата рождения 18 мая 1957(1957-05-18) (66 лет)
Место рождения Челябинск, СССР
Гражданство  СССР
 Россия
Род деятельности поэт, культуртрегер

Вита́лий Оле́гович Кальпи́ди (род. 18 мая 1957, Челябинск) — русский поэт, культуртрегер,[источник не указан 1317 дней] издатель, философ поэзии, литературный критик, видеоблогер.

Биография

Родился 18 мая 1957 года в Челябинске.

В 1974 году учился на филфаке Пермского университета. В семнадцать лет был отчислен с первого курса университета «как идеологически незрелый», работал грузчиком, кочегаром. Жил в Перми (около 15 лет), Свердловске, с 1990 года снова в Челябинске.

Публиковался в журналах «Юность», «Знамя», «Урал», «Литературная учёба», «Родник», «Лабиринт-Эксцентр». Составитель антологий «Современная уральская поэзия (1978—1996)», «Антология современной уральской поэзии (1997—2003)», «Антология современной уральской поэзии (2003—2011)».

В 1980—1990-х годах был лидером уральского литературного андерграунда. Является создателем вместе с Павлом Печенкиным и Владиславом Дрожащих первого в СССР полноценного свободного поэтического видеоарта (видеопоэзия) — слайд-поэмы «В тени Кадриорга». Кальпиди — автор и вдохновитель ряда масштабных литературных акций. Организатор пермского городского Клуба поэзии (1987), инициатор издания книг неофициальных уральских авторов (серия «Классики пермской поэзии», 1992—1993)[1]. Подготовил к изданию семьдесят книг уральских поэтов. Творчество Кальпиди послужило основанием и стимулом создания «Уральской поэтической школы» (УПШ).[источник не указан 1317 дней]

В октябре 2013 года в свет вышла подготовленная В. О. Кальпиди энциклопедия «Уральская поэтическая школа». Соавтор проекта «ГУЛ» (Галерея уральской литературы), имеющего целью создание на Урале поэтического кластера.[значимость факта?] Автор и идеолог проекта «Русская поэтическая речь-2016» (в редколлегию проекта кроме Кальпиди вошли М. Волкова и Д. Кузьмин).[значимость факта?] Стихи переведены на 15 языков.[значимость факта?]

Награды

  • Премия Академии русской современной словесности им. Аполлона Григорьева за книгу «Ресницы» (1997).
  • Премия им. Б. Пастернака за книгу «Хакер» (2003).
  • Большая премия «Москва-Транзит» (2004).
  • Премия «Slovo» (2010).
  • Премия ЛитератуРРентген-2011.
  • Премия им. П. П. Бажова за книгу «IZBRANNOE» (2015).
  • Специальная международная Волошинская премия в номинации «Лучшая поэтическая книга за 2015 год на русском языке» за книгу «IZBRANNOE» (2016).
  • Премия им. Андрея Белого (2017).
  • Премия журнала «Урал» в номинации «Лучшая поэтическая публикация 2017 г.» за подборку стихов из книги «Русские сосны».
  • Премия им. П. П. Бажова за проект «Антология современной уральской поэзии», 2018 г.

Отзывы

Глубинная связь с духом символизма многое объясняет в поэзии Кальпиди. Одна из её коренных особенностей — острая персонифицированность лирического «я». Лирическое «я» Кальпиди героично в своих манифестациях. Всерьез, без иронии. Лирика Кальпиди даёт художественно убедительный пример того зрелищного понимания биографии, о котором писал Пастернак как о родовой романтической отметине символизма. В стихах Кальпиди возрождается мистическое чувство как основа художественной воли. — Владимир Абашев.

Иногда причисляемый к «метаметафористам», Кальпиди — поэт отчетливо трагического мироощущения. Язык его поэзии поражает своей широтой и способностью визуализировать. От Парщикова и вообще от традиции «метаметафоризма» у Кальпиди: работа с фигурами виртуальности — взгляд и течение способны существовать вне глаз и реки, собака бежит внутри свой клички, тяжесть действует как самостоятельное юридическое лицо. От Бродского: глубина дыхания, беспредельность синтаксиса и ощущение силы. Если мерить поэтов, как двигатели, то после смерти нобелиата Иосифа вряд ли кто из текущих стихотворцев может по мощности сравниться с Кальпиди. Прибавьте к этому уникальный по широте словарь, каменную уральскую крутость и виртуозное владение внутритекстовой рефлексией: первые сборники Виталия поражали обилием вставок типа «здесь пауза». С годами стихи Кальпиди стали немного проще стилистически и гораздо глубже, что говорит о несомненном приобретении опыта. Без его пронзительной лирики невозможно представить себе русскую поэзию, а что уж говорить об уральской поэзии — она вся «проистекает» более-менее от Кальпиди… — Вячеслав Курицын

Книги

  • Густое. Книга поэзии. «Кабинетный учёный» (Москва — Екатеринбург), 2020. 126 с.
  • Философия поэзии. Челябинск: Издательство М. Волковой, 2019. — 512 с.
  • Русские сосны. Челябинск: Издательство М. Волковой, 2017. 120 с.
  • IZBRANNOE = Избранное. Челябинск: Издательство М. Волковой, 2015. 400 с.
  • В раю отдыхают от бога. Челябинск (Издательство М. Волковой, серия «ГУЛ»), 2014.
  • Контрафакт. Москва, АРГО-РИСК, 2010.
  • Контрафакт. «Урал», № 7, 2007.
  • Хакер. Челябинск: Галерея, 2001. 104 с.
  • Запахи стыда, Пермь-Челябинск-Екатеринбург, 1999.
  • Ресницы. СПб.: Пушкинский фонд, 1998.
  • Ресницы. Челябинск: Автограф, 1997. 80 с.
  • Мерцание: Стихи с автокомментариями. Пермь, 1995.— 140 с., 2 000 экз.
  • Стихотворения. Пермь: Арабеск, 1993. 104 с.
  • Аутсайдеры-2. Пермь: 1990.— 112 с., 5 000 экз.
  • Пласты. Свердловск: 1990. — 192 с., 7 000 экз.

Примечания

  1. Кальпиди Виталий Олегович Архивная копия от 6 ноября 2015 на Wayback Machine // Пермский контекст: стихи, проза, авторы, карта литературной Перми.

Ссылки