Горлосы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Горлосы
Современное самоназвание Горлос
Расселение Китай Гирин  Внутренняя Монголия  Монголия  Бурятия
Язык монгольский, бурятский
Религия буддизм, шаманизм
Входит в монгольские народы
Родственные народы хори-туматы, хонгираты, икиресы, олхонуты
Происхождение монгольское

Горло́сы, курала́сы (монг. Горлос) — одно из древнейших племён, входивших в дарлекинскую группу монголов. В настоящее время этническая группа в составе нескольких монгольских народов.

История

В XII в. горлосы обитали на западных склонах Хинганского хребта в соседстве с хунгиратами и икиресами, были подданными всемонгольских Хадаан-тайджи и Хотула-хана[1]. В конце XII в., когда Тэмучжин боролся с тайчиутами и джадаранским Джамухой, часть горлосцев последовала за Тэмучжином, составляя один из 13 его куреней[2]. А другая часть боролась с Тэмучжином на стороне Джамухи, однако, потерпев поражение в 1203 году, они попали под власть великого хана. С образованием Великого Монгольского государства в 1206 году Чингисхан пожаловал своей матери Оэлун-хатун мингатов, из которых 3000 семей состояли из горлосцев и олхонутов[1]. Также часть горлосов перешла к Хасару. Отошедшие к матери Оэлун горлосцы управлялись потомками монгольских ханов, в середине XVI в. вошли в состав семи северных отоков Халхи. В дальнейшем с конца XVII в. совместно с хэрэгүд составили халхаский Тушээтухановский аймак[3]. С 1725 года в результате выделения из Тушээтухановского аймака нового аймака — Сайнноенхановского, горлосцы составили население Тушээтухановского, а хэрэгүд — вновь созданного Сайнноенхановского аймака[3]. Из горлосцев, бывших подданными Хасара и его потомков, впоследствии образовались два горлоских хошуна Джиримского сейма Внутренней Монголии[4]. После Второй мировой войны эти земли вошли в состав провинции Нэньцзян, а после её ликвидации в 1949 году — в состав провинции Гирин. В 1956 году был образован Цянь-Горлос-Монгольский автономный уезд.

Как сказано в «Сборнике летописей», от Алтан сав (Золотого сосуда) были рождены трое детей, которые отличались умом и способностями. Старший из сыновей Джурлук-Мэргэн (Журлук Мэргэн), второй — Кубай-Ширэ (Ухаа Шар), третий — Тусубу-Дауд. Джурлук-Мэргэн стал родоначальником племени хонгират. От двух сыновей Кубай-Ширэ Икираса и Олкунута пошли икиресы (эхириты) и олхонуты. У младшего Тусуба-Дауда было также двое сыновей Каранут и Кунклиут, которые положили начало родам харанут и кунклиут (хонхлут). Внуки Кунклиута, сыновья Мисар-Улука, Куралас и Элджигин, стали предками родов куралас (горлос) и элджигин[1]. Согласно этому преданию, горлосы — монгольский род, имеющий родственные связи с хонгиратами, эхиритами, олхонутами, хонхлутами, харанутами и элджигинами. Также в «Сборнике летописей» упоминается род кият-куралас[5].

Согласно Аюудайн Очиру, горлосцы в основе своей представляют часть хори-туматов. В «Сборнике летописей» отмечалось, что Алан-гоа происходила из племени куралас (горлос)[1]. В «Сокровенном сказании монголов» сказано, что Алан-гоа была дочерью хори-туматского Хорилартай-Мэргэна: «однажды Дува-Сохор вместе со своим младшим братом Добун-Мэргэном взобрался на Бурхан Халдун. Наблюдая с высоты Бурхан Халдуна, Дува-Сохор усмотрел, что внизу по течению речки Тенгелик подкочевывает какая-та группа людей. И он говорит: «Хороша молодица в кибитке крытой повозки среди этих подкочевывающих людей! Он послал своего младшего брата разузнать, намереваясь сосватать ее Добун-Мэргэну, если окажется, что она не просватанная. Добун-Мэргэн побывал у тех людей, и в самом деле там оказалась молодица по имени Алан-гоа, красивая, очень знатного рода и еще ни за кого не просватанная. ...Названная же Алан-гоа была дочерью хори-туматского Хорилартай-Мэргэна, родившейся от Баргучжин-гоа, дочери владыки баргутов Баргудай-Мэргэна»[6]. Так описана история женитьбы Добун-Мэргэна на Алан-гоа.

Добун-Мэргэн жил в X в.[7], в это же время часть хори-туматов ушла с прибайкальских земель в Хэнтэйские горы. Некоторые из них стали подданными монгольских аристократов в связи с брачными союзами, прочно войдя в группу коренных монголов. В ходе истории изменилось и их название. Так, родовое название хорилар, образованное при отделении от хори-туматов, заселявших близлежащие земли Байкала, постепенно видоизменилось (хорилар ~ хорилас ~ горилас ~ горалас ~ горлас ~ горлос) и приобрело современную форму[3]. По другим источникам, в XV—XVI вв. этноним горлос отмечен как горлагад (хурлагад ~ хорлагад), горолуд (хоралуд ~ хуралуд), горлагас (хорлагас ~ хурлагас)[8].

Современность

В настоящее время горлосы входят в состав увэр-монголов и проживают на территории Цянь-Горлос-Монгольского автономного уезда в городском округе Сунъюань, провинция Гирин, КНР.

В состав халха-монголов входят роды: горлос, хурлад[9]; в состав увэр-монголов: хорлад[10][9]; в состав алтайских урянхайцев: оръяс (горлос)[11]; в состав баргутов: хурлат (хурлаад)[12][13][14], хорлад[15]. В составе дээд-монгольского хошутского рода тяяджнер имеется кость хурлдг[16].

В Монголии проживают носители следующих родовых фамилий: горлос, горлуд, горлус, горлууд, горлуус, гурлууд, оръяс, орьяс, хорлууд, хурлаад, хурлагад, хурлагууд, хурлад, хурлуд, хурлууд, хүрлүүд[17].

Среди селенгинских бурят отмечены следующие роды: горлос, хурлад (хурлаад) среди табангутов; хорлид[18] (горлит, горлос[19], хурлад) среди сартулов; горлос[18] (хурлад)[20] среди андагай. В целом среди селенгинских бурят проживают носители следующих родовых имен: горлос (хорлос), горлад, хорлид (хурлад)[18]. В состав хамниган входит род горлуд[21].

В состав дауров входит род хурлас (хулас), в составе которого отмечена ветвь хуварт (хуалтии, хулас)[22]. В состав хазарейцев входит племя гурлат[23]. Род коралас входит в состав ветви ботбай казахского племени дулат[24].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 221 с.
  2. Сумъяабаатар Б. Монголын нууц товчоо. Үсгийн галиг. Улаанбаатар, 1990. 967 х.
  3. 3,0 3,1 3,2 Очир А. Халхын арын долоон отгийнхны угсаатны бүрэлдэхүүн, гарал, тархац // Төв Азийн нүүдэлчдийн угсаатны түүхийн асуудал. — Улаанбаатар, 2002. — Х. 11—94.
  4. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1.
  5. ФАЗЛАЛЛАХ РАШИД-АД-ДИН->СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ->ПУБЛИКАЦИЯ 1946-1952 ГГ.->ТОМ I->КНИГА 2->РАЗДЕЛ 1. ЧАСТЬ 2. www.vostlit.info. Дата обращения: 3 марта 2019.
  6. Word and Suffix-Index to The Secret History of the Mongols, based on the Romanized transcription of L. Ligeti. Compiled by H. Kuribayashi and Choijinjab // The Center for Northeast Asian Studies. Tho Ho Ku University. Sendai, 2001. 954 p.
  7. Пэрлээ Х. Монголын түүхийн урьд мэдэгдээгүй зарим он цагийн мэдээ. Улаанбаатар, 1956.
  8. Qad-un quriyangγui altan tobči. Köke qota, 1989.
  9. 9,0 9,1 蒙古姓氏溯源. 内蒙古. Монгол овог аймгууд (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 января 2019. Архивировано 27 ноября 2020 года.
  10. Bügünüdei Goncuγ. Моngγul obuγ // Öbör Mongγol-un Soyol-un Keblel-ün Qoriya, 1993. 203 х. (на монгольском языке)
  11. Нанзатов Б. З. Этнический состав и расселение народов Монгольского Алтая и Прихубсугулья в начале XX века // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2.
  12. Зориктуев Б. Р. Загадки истории старых баргутов Китая. КиберЛенинка. Дата обращения: 14 июня 2018.
  13. Бадмаева Л. Б., Нимаев Д. Д. Об исторических связях бурят и баргутов // Вестник БНЦ СО РАН. Архивировано 20 сентября 2018 года.
  14. Баргачуудын тухай түүхээс Архивная копия от 8 сентября 2018 на Wayback Machine. www.TopMedee.com
  15. Бухоголова С. Б. Этническая идентичность новых баргутов Китая // Вестник БГУ. — 2015. — № 8 (1). — С. 150-153. (недоступная ссылка)
  16. Бембеев Е. В., Лиджиев А. Б. О научной экспедиции к кукунорским хошутам КНР (хроника и предварительные результаты) // Полевые исследования. — 2014. — № 2. — С. 102—130.
  17. Үндэсний Статистикийн Хороо. Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 25 февраля 2019.
  18. 18,0 18,1 18,2 Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
  19. Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. Селенгинские буряты в XIX в.: этнический состав и расселение (юго-западный ареал) // Вестник БНЦ СО РАН. — 2019. — № 1 (33). — С. 126—134.
  20. Чимитдоржиев Ш. Б. Бурятский этнос: трудный путь истории и нерешенные задачи. — Бурятское книжное изд-во, 2008. — С. 34. — 133 с.
  21. Нанзатов Б. З. Племенной состав бурят в XIX веке // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15—27.
  22. Цыбенов Б. Д. История и культура дауров Китая. Историко-этнографические очерки: монография / Зориктуев Б.Р. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. — 252 с. — ISBN 978-5-89230-411-5.
  23. Project Gutenberg. Hazara tribes | Project Gutenberg Self-Publishing — eBooks | Read eBooks online. self.gutenberg.org. Дата обращения: 22 августа 2018.
  24. Коктанди Х. Алтын торкин: отрывок из книги "Золотые истоки". — Касиэт, 2005. — С. 54. — 271 с.