Гогули

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гогули
Современное самоназвание Говол, Гобол
Расселение

 Внутренняя Монголия

Китай Хэйлунцзян Китай СУАР
Язык даурский, монгольский
Религия шаманизм, буддизм
Входит в монгольские народы
Родственные народы дауры, хамниганы, баргуты, буряты
Происхождение монгольское

Гогу́ли, гогу́лы (даур. говол, гобол) — монголоязычный этнос, подгруппа дауров, живший в Приамурье по соседству с дючерами и маньчжурами. В настоящее время проживают в составе дауров на территории КНР во Внутренней Монголии, провинции Хэйлунцзян и Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

Этноним

Приток Зеи, на берегах которого ранее проживал род говол, в русских источниках отмечен как Гогулгургу (Гобол-хуарг), что по-даурски значит речка Гобол. По-другому ее называют Говол-аяан, в переводе «маленькая речка Говол». Есть и другие мнения на этот счет, так, некоторые полагают, что река, где жил род говол, называлась Будаан-гол (Бодон-гол), другие настаивают на гидрониме Гобылэ. Последний имеет близкое звучание с названием реки Горбыль бассейна Зеи[1]. В дореволюционной литературе гогули упоминаются также под названием гогулы[2].

История

Гогули (goguli) в Приамурье
(карта XIX века)

Впервые народ был описан Ерофеем Павловичем Хабаровым-Святитским в его «отписках с берегов Амура» в 1651 году[3]. В XVII веке жили оседло по Амуру от устья Буреи до Сунгари и занимались земледелием. В 1658 году разоряемые русскими казаками гогули переселились на берега Муданьцзян[4].

Гогулы (гогули) образовывали по одним данным, «волость Гогули в устье р. Гогулькурга», по другим, их поселения начинались от Буреинских гор, после впадения Зеи в Амур. На этот счет Б.И. Панкратов полагал, что название «гогулы» (род гобол) было не племенным, а клановым самоназванием дауров[5].

Тщательное ознакомление В. И. Огородниковым с расспросными речами В. Пояркова выяснило, что в волости Гогули располагался даурский городок князей Омуты и Ломбо. Задавшись вопросом: «Были ли сами жители этого острожка даурами или, находясь под властью даурских князцов и под защитой построенного ими городка, они принадлежали к другому племени?», Огородников писал, что ответ на этот вопрос дает тот же Поярков в известии, следующем за сообщением о Гогульской волости. В нем говорилось: «а против Гогул за Зиею — волость Шепки, а в той волости 100 человек, дауры же пашенные же»[6]. Таким образом, согласно Б. Д. Цыбенову, можно достаточно определенно говорить о принадлежности гогулей (или рода говол), проживавших в устье р. Гогулгурга, к даурской общности[1].

Уход говолов в Маньчжурию

В 1651—1652 гг. часть дауров ушла в Маньчжурию. В 1653 г. правительство Цинской империи приказало даурам уничтожить все хлебные посевы, жилища и переселиться на р. Нонни. В 1653—1654 гг. Приамурье покинула большая часть дауров[1].

Вооруженные действия, как известно, велись на протяжении многих лет. Дауры приняли в них активное участие, в периоды прекращения военных действий и переговоров немалую роль сыграли и чиновники, выходцы из дауров. Известно, что в 1670 г. Мэн Эдэ, даур по национальности, по приказу цинского императора вручил русской стороне письмо о мирном переделе границы и провел переговоры по пограничным вопросам[1].

Результатом яростных сражений с отрядами русских казаков-первопроходцев явилось выселение дауров цинским правительством на территорию Маньчжурии. Переселенцы стали обосновываться в долинах рек Нонни и Нэмэр. Начиная с 1649 г. дауры переселяются в долину р. Нонни (по-даурски — Наун). Предводитель рода говол Умуди и глава рода дэдул Чом поселились со своими людьми на р. Нэмэр (приток р. Нонни), где ими были возведены два селения — Манна и Дэдул. Умуди стал наследственным занги сомона[1].

Таким образом, большинство даурских родов поселилось в предгорьях Большого Хингана. Этот регион стал носить название Бутха (от даур. «батах» — охотиться), впоследствии эти роды стали именоваться «дауры Бутха». Причиной последующих перемещений даурского населения послужило обострение русско-китайских отношений и укрепление пограничных рубежей Цинской империи. По указу императора в 1732 г. из Бутха в местность Хулун-Буир для несения караульной службы наряду с солонами и баргутами были отправлены и дауры[1].

В 1742 г. большинство дауров-переселенцев вернулось в Бутха. На новом месте остались несколько человек с женами и детьми, в том числе Го Куйсу (Хуйс) из рода говол, подрод манна. Хайларские дауры в основном состоят их трех больших родов: аула, говол и мэрдэн; позже к ним присоединился род онон. Они прибыли сюда для охраны пограничных караулов. Род говол известен своими военачальниками. Из этого рода происходили генерал Го Ун-тун, революционер Хас-Батор[1].

В начале XX в. в Хайларском округе дауры жили в деревнях Дэнтэкэ (кит. «синаньтунь»), Алакча («си-тунь»), Мангэ («синаньтунь»)[5]. Последняя деревня была известна и как Хонкор айл. Эти деревни были населены фамилиями: Дэнтэкэ — род аола, Мангэ — род говол, Алакча — мэрдэн. В деревне Мэкэртэ жили смешанно — аола, мэрдэн, говол и онон[1].

По сведениям Б. И. Панкратова, «в годы правления Цяньлун (1736—1796) дауры были посланы в числе других знаменных [организаций] в Восточный Туркестан (Синьцзян) на войну с джунгарами (1755—1757). После окончания войны этих дауров оставили в Или, где образовали из них военные поселения»[5]. Среди поселенцев в Синьцзяне были даурские роды онон, аола, говол, мэрдэн, жинкэр, уорэ, дэдул, судур[7].

Представителями рода говол основаны селения Лаолэчен, Манна в Китае. Селение Лаолэчен основано выходцами из рода говол, которые ранее проживали в селе Даварка. Расположено на левом берегу р. Лаолээ, в 30 км к северу от г. Нэхэ провинции Хэйлунцзян. Село Манна основано на берегу р. Нэмэр даурами рода говол в 6 км к северо-востоку от Мандаху-сянь[1].

Кроме Хэйлунцзяна говолы проживают в г. Хайлар, Морин-Дава-Даурском автономном хошуне (г. Нирги, с. Арал), Эвенкийском автономном хошуне (г. Баян-Тохой (Наньтун)) городского округа Хулун-Буир Внутренней Монголии, Или-Казахском АО СУАР[1] (Ашилы-Даурская национальная волость округа Чугучак). Говолы также проживают на территории других даурских национальных волостей Внутренней Монголии и Хэйлунцзяна (см. Монголы в Китае).

Родовой состав

В составе рода говол (гобол) выделяют три патрономические группы: гобол[1] (гоболо), эргинчеэн[7] (эргэншан[8], эргэнчиан[9]), варкэ[7] (уарк[8], варгэ[9]). В составе рода говол известны подроды: манна (манначаан), тавунчен, уршиг айл. Б.Д. Цыбенов также добавляет, что в родах мэрдэн, говол, онон, дээдул соответственно, известны следующие патронимические группы — нирги, манна, тиора, таавунчен, чулуу-хада, дубочен[1].

О патронимических группах известно, что группа говол проживала в селении Говол, представители эргинчен, вероятно, селились вдоль реки, поскольку этноним переводится как «живущие по берегу» или «береговые». Название группы варгэ (варка) встречалось у средневековых маньчжуров (род варка). По одним данным, этноним варгэ происходит от речки Варга — притока р. Зея, по другим, приток именовался Улаага, согласно третьим, варгэ называли людей, населявших оба берега Зеи[10].

См. также

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Цыбенов Б.Д. История и культура дауров Китая. Историко-этнографические очерки: монография / Зориктуев Б.Р. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. — 252 с. — ISBN 978-5-89230-411-5.
  2. Гогулы // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  3. Шперк Ф. Ф. Гогулы или гогули // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Гогули (недоступная ссылка) — Сибирская советская энциклопедия — 1929 год
  5. 5,0 5,1 5,2 Яхонтов К.С. Дагурский язык. Введение Архивная копия от 21 ноября 2018 на Wayback Machine // Страны и народы Востока. Вып. XXIX. Б.И. Панкратов. Монголистика. Синология. Буддология. — СПб.: Петербургское востоковедение, 1998. — С. 132-149.
  6. Огородников В.И. Туземное и русское земледелие на Амуре в XVII в. — Владивосток, 1927. — 94 с.
  7. 7,0 7,1 7,2 Daγur ündüsüten-ü tobči teüke / naiyraγulan bičikü duγuyilang naiyraγulaba; Meng Ji Düng, Üljeyitü, Bayar. — Kükeqota: Öbür Mongγol-un arad-un keblel-ün qoriy-a, 1989. — 300 с.
  8. 8,0 8,1 Ding Shiqing. Yuyan yu shihui wenhua. Dawoer. - Beijing: zhongyan minzu daxue chubanshe, 1998. – 327 с. — С. 145.
  9. 9,0 9,1 Bu Lin. Dawuer zu de «Hale» he «Moni» // Dawuer ziliao ji. Di erji. 7. Daor bitegei horiewu debtlien / Dawoer ziliao ji bianji weiyuanhui yu; Quanguo shaoshu minzu guji zhengli yanjiu shi. — Beijing: minzu chubanshe, 1998. 7. — С. 671-681. — С. 678.
  10. Цыбенов Б.Д. Даурские роды в XVII в // Вестник Бурятского государственного университета. — 2011. — С. 238-246.

Литература