Баатуд

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Баатуды
Современное самоназвание Баатууд, Багатууд
Расселение  Монголия
 Бурятия
 Калмыкия
 Внутренняя Монголия
Язык ойратский, монгольский, бурятский, калмыцкий
Религия буддизм, шаманизм
Входит в монгольские народы
Родственные народы ойрат-монголы
Происхождение монгольское

Баатуд, багатуд (baatud, baɣatud, монг. Баатууд?, ᠪᠠᠠᠲᠦᠳ
ᠪᠠᠭᠠᠲᠦᠳ
?) — средневековая и современная монгольская (в том числе ойратская) этническая группа[1]. Распространена на территории Монголии, Бурятии, Калмыкии и Внутренней Монголии.

Этимология

Существует единственная версия толкования этнонима baɣatud (baatud) баатуд — «богатыри». Слово баатуд образовано присоединением аффикса -д (-d) к слову баатур (baɣatur, baatur) — богатырь.

Версии происхождения

«Сокровенное сказание монголов» гласит, что с образованием Великого Монгольского государства и реорганизацией военно-государственного устройства Чингисхан велел скомплектовать под предводительством Архай-Хасара (Arqay Qasar) одну тысячу, называвшуюся baɣatud (baatud, т.е. богатыри) в составе кэшигтэнов, в обязанности которых входило охранять ханский двор. На эту тысячу были возложены задачи повседневной охраны дворца в мирное время, а в период войн — быть передовым отрядом богатырей[2].

По версии А. Очира, это были люди разных родов и племен, которые со временем перестали использовать свои исконные названия, приняв в качестве этнонима название своего мингана («тысячи») — баатуд. Их потомки, по А. Очиру, образовали род баатуд, т.е. род возник в связи с военно-административным устройством[2]. В летописи «Эрденин Тобчи» основателем рода баатуд назван Докшин, сын Дува-Сохора, предка ойратов и племени дурбэн[3].

История

Согласно «Собранию сведений…» Палласа, основатель линии хойтских нойонов Йобогон Мерген жил тремя поколениями раньше, чем Чингисхан. В его время Китай страдал от внутренних беспорядков. Приглашенный китайцами, он отправился в эту страну, чтобы помочь подавить восстание, но несмотря на его услуги, был отравлен. Пять его генералов вернулись домой и разделили ойратов на пять племен между собой, одно из которых позже развилось в джунгар и дербет. Хойты говорят, что имя баатуд было дано им китайцами из-за их отваги (Pallas, 1776). Согласно Х. Окаде (Okada, 1987, P. 196), который приводил эти сведения, последняя легенда напомнила ситуацию с ойратами периода Монгольской империи, которые помогли дому Ариг-Буги против династии Юань в Китае. В любом случае, она говорит нам об общем происхождении хойд и баатуд[4].

Баатуд начинают упоминаться сначала как часть хойд, затем как самостоятельное этнотерриториальное образование. Учитывая это, можно предполагать существование этой группы как минимум с XIII века[1].

Дальнейшие упоминания о баатуд относятся к периоду существования ойратского союза. Согласно данным Д. Буяндэлгэра, опиравшегося на монгольские летописи, четыре тумена олёт, баатуд, хойт и кэрнугуд (так приведено у автора) укрепились у ойратов с периода правления Тогона и отражают их состав XV века. (Буяндэлгэр, 2012, С. 187, 191).

В 1574 году Хутугтай-Сэцэн-хунтайджи совместно с двоюродным братом Буян-Баатур-хунтайджи снова совершил поход против ойрадов и ограбил отоки баатудов и дербетов (Sagang Secen, 1990, P. 143). В первые три десятилетия XVII века по мере усиления хошутских, торгутских, зюнгарских и дерветских владений объединения хойт, баатуд и баргу-бураат оказались оттеснены на второй план, а некоторые из них перестали существовать как единые независимые владения. Впоследствии это положение было закреплено на съезде 1640 года: «Поколения Баргу, Баатуд и Хойд, находившиеся с года огня-змеи (1617 год) по год земли-дракона (1628 год) у Монголов, должны оставаться во владении Монголов, а находившиеся у Ойратов — во владении Ойратов» (Голстунский, 1880, С. 36).

Современные баатуды

Ныне в Монголии баатуды проживают во многих сомонах ряда аймаков: Архангайского, Баянхонгорского, Булганского, Гоби-Алтайского, Восточно-Гобийского, Восточного, Завханского, Хэнтэйского, Кобдоского, Селенгинского, Средне-Гобийского, Сухбаатарского, Убсунурского, Хубсугульского и Центрального[5]. Баатуды известны в составе халха-монголов, хошутов, торгутов[6], хотогойтов[7].

Баатуды входят в состав этнических групп бурят: сартулов (род батод, баатуд), сонголов (род батод, баатуд)[8], табангутов (род батод, баатуд)[9], баргутов (род баатууд, багатуд)[10][11], селенгинских бурят (род батод[12], баатуд, баатад, батот-хатагин[8], батут-урянхай[13][14]).

Среди калмыков этнической группы ики-бухус исследователями зарегистрированы арваны: ики-баатуд, бага-баатуд; среди калмыков-хончинеров — цаган-баатуд[15][16]. Ики-бухусы и хончинеры являются ветвями зюнов, которые представляют собой одну из основных групп дербетского субэтноса калмыков[16]. Батуты также отмечены в составе бага-цохуров в составе калмыков-торгутов[17].

См. также

Литература

  1. 1,0 1,1 Хойт С. К. Этническая история ойратских групп. Элиста, 2015. 199 с. Архивная копия от 30 мая 2019 на Wayback Machine
  2. 2,0 2,1 Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э.П. Бакаева, д.и.н. К.В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1.
  3. Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. — Калмыцкое книжное издательство, 2002. — С. 78. — 325 с.
  4. Hidehiro Okada. Origins of the Dörben Oyirad // Ural-Altaische Jahrbücher. Neue Folge. Band 7. Wiesbaden: Otto Harrassowiz, 1987.
  5. Очир А., Сэржээ Ж. Монголчуудын овгийн лавлах. — Улаанбаатар, 1998. — С. 10–29; 34–50. — 67 с.
  6. Нанзатов Б. З. Этнический состав и расселение народов Монгольского Алтая и Прихубсугулья в начале XX века // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2. Архивировано 27 марта 2019 года.
  7. Чулуун С. История социально-экономического и этнокультурного развития котогоитов Монголии. — Москва, 2004.
  8. 8,0 8,1 Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
  9. Буряад үнэн. Буряад шудалал. www.burunen.ru. Дата обращения: 4 июля 2018. Архивировано 27 марта 2019 года.
  10. Баргачуудын тухай түүхээс Архивная копия от 8 сентября 2018 на Wayback Machine. www.TopMedee.com
  11. Бухоголова С. Б. Этническая идентичность новых баргутов Китая // Вестник БГУ. — 2015. — № 8 (1). — С. 150—153.
  12. Нанзатов Б. З. Племенной состав бурят в XIX веке // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15—27. Архивировано 16 ноября 2021 года.
  13. Материалы по истории и филологи Центральной Азии / Труды. Бурятский комплексный научно-исследовательский институт. — Бурятское книжное изд-во, 1965. — С. 116.
  14. Доржи Банзаров: воспоминания, отзывы, рассказы современников, ученых и общественных деятелей XIX — начала XX вв. — Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. — 103 с.
  15. Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. 2-е изд., перераб. и испр. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. — 325 с.
  16. 16,0 16,1 Бакаева Э. П. Об этнических группах калмыков и буддийских хурулах Малодербетовского улуса Калмыцкой степи Астраханской губернии в конце XIX в. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2013. — № 2 (10). — С. 91—112.
  17. Батыров В. В. К вопросу о происхождении калмыков-цохуров // Вестник КИГИ РАН. Этнология. — 2012. — № 1. — С. 83—87. — ISSN 2619-0990. Архивировано 26 июня 2019 года.