Автово (станция метро)
«Автово» | |
---|---|
Кировско-Выборгская линия | |
Петербургский метрополитен | |
Район | Кировский |
Округ | Автово |
Дата открытия | 15 ноября 1955 |
Тип | колонная трёхпролётная мелкого заложения |
Глубина заложения, м | 12 |
Количество платформ | 1 |
Тип платформы | островная |
Форма платформы | прямая |
Архитекторы | |
Инженеры‑конструкторы | С. М. Эпштейн |
Станцию возвело | Ленметрострой |
Выход к улицам | проспект Стачек |
Наземный транспорт |
2а, 17, 18, 26, 66, 72, 73, 83, 108, 145, 145а, 145б, 200, 201, 204, 210, 229, 245, 260, 300, 401, 481, 482, 482в, 484, 487, 833А, 888 36, 52, 56, 60 20 655 |
Режим работы | 5:30[1]—0:42[1] |
Код станции | АВ |
Объект культурного наследия РФ
«А́втово» — станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Кировский завод» и «Ленинский проспект».
Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания», причём именно на «Автово» прибыл первый поезд Ленинградского метрополитена. Названа по расположению в историческом районе Автово.
15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения[2][3].
В 2014 году, по версии влиятельного английского издательства Guardian, станция «Автово» попала в список 12 красивейших станций мира[4].
По довоенному проекту станции все колонны на ней должны были быть хрустальными (точнее из материала, имитирующего его) и, кроме того, подсвечивающимися[5]. Этого не произошло, поскольку подрядчик не успевал выполнить работы в срок. Также изначально временную облицовку белым мрамором 16 колонн из 48 впоследствии оставили такими из-за постановления Н. С. Хрущёва «О борьбе с архитектурными излишествами» от 4 ноября 1955 года[6][7][8].
Наземные сооружения
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Павильон станции выполнен по проекту архитекторов Е. А. Левинсона и А. А. Грушке. Инженер — С. М. Эпштейн. Располагается на проспекте Стачек между домами № 94 и 90. Оформлен мощным двойным шестиколонным портиком и куполом на большом световом барабане.
Основание купола опоясывает надпись:
«Cлава в веках доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой»
(в первоначальном варианте «Великому Сталину слава»). Фасады павильона станции украшают панно «Оборона Петрограда в 1919 году» и «Оборона Ленинграда в 1941—1943 годах», работы скульпторов В. И. Ингал, В. Н. Бельской, В. И. Гордона, В. В. Чибрикова, Е. В. Щегловой и М. П. Щеглова.
-
Павильон станции
-
Вестибюль
-
Купол вестибюля
При входе на станцию задумывалась установка профиля И. В. Сталина, но от этой идеи к 1955 году отказались. В павильоне установлено панно «Защитники Ленинграда», работы скульпторов В. И. Гордона и Р. Р. Бельского.
Выход со станции расположен в её северном торце. На станции отсутствуют эскалаторы, в станционный зал ведёт широкая, облицованная красным мрамором, винтовая лестница. В 2004 году кассы переведены из верхнего вестибюля в средний. Ныне работают кассы в среднем и верхнем вестибюле (информация на 2020 год).
Подземные сооружения
«Автово» — колонная станция мелкого заложения (глубина — 12 м). Единственная в первой очереди станция мелкого заложения. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Е. А. Левинсона, А. А. Грушке и инженера С. М. Эпштейн. Большую помощь в создании станции оказали учёные, особенно известный знаток художественного стекла, член-корреспондент Академии Наук Н. Н. Качалов.
-
Кассовый зал
-
Мозаичное панно «Победа»
-
Информационный щит
Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн. Не все колонны круглые в плане: при входе на станцию потолок поддерживают две квадратные колонны. Из них 30 облицованы мрамором, а 16 — декоративными пластинами из литого стекла с обратным рельефом. Стекло в качестве облицовочного материала в метро было применено впервые. Для предотвращения растрескивания стекла при осадке бетонных опорных конструкций колонн стеклянные панели закреплены с помощью декоративной металлической ленты, обвивающей колонны. Ленинградские архитекторы нашли такой способ закрепления плит на бетоне, который обеспечил их сохранность.
Внутренняя поверхность стеклянных панелей имеет гранёный рельеф, с углом граней 80 градусов. Благодаря такой огранке создается оптический эффект — свет отражается от граней прежде, чем достигает бетона, и прозрачное стекло перестаёт просвечивать. Поэтому становятся не видны опорные конструкции под стеклом, и все колонны кажутся стеклянными монолитами. Идею применения такого решения подсказал профессор кафедры теоретической физики Пермского государственного университета Г. З. Гершуни.
Станцию освещают массивные люстры, расположенные по центру зала и над станционными платформами.
Первоначальный проект[9] предусматривал остекление и внутреннюю подсветку всех колонн подземного зала. Однако подрядчик не успевал полностью выполнить отливку к сдаче объекта, и колонны временно облицевали камнем[10]. Но после выступлений Н. С. Хрущёва против «архитектурных излишеств» к вопросу об облицовке остальных колонн больше не возвращались[11].
Тема оформления станции — оборона Ленинграда. Люстры, светильники, орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочёными мечами и другими эмблемами воинской доблести. Торцевую стену центрального подземного зала украшает мозаичное панно «Победа», с изображением женщины с младенцем, работы художников В. А. Воронецкого и А. К. Соколова[11].
Особенности проекта и станции
Тоннели, соединяющие станцию «Автово» с электродепо «Автово», проходят под рекой Красненькой в пластических глинах и суглинках, насыщенных водой. Из-за этого метростроители для проходки участка к депо использовали замораживание грунта.
«Автово» стала первой станцией метро, сохранившей в своём имени ойконим (название исторической части), причём финского происхождения. Прежде здесь находилась деревня «Аутово», от которой местность и приобрела своё название[12].
«Автово» стала первой станцией ленинградского метрополитена без эскалаторов[13]. Долгое время на выходе не было турникетов.
На станции сохранилось табло, которое показывает, пойдёт ли поезд дальше или в депо.
Пассажиропоток
По данным рекламного агентства «Проспект» станцией ежедневно пользуются около 41,5 тысяч человек. Ежемесячный пассажиропоток составляет 1 245 000 человек[14].
Путевое развитие
За станцией расположен 6-стрелочный перекрёстный съезд между путями, являющимися ССВ, ведущее в электродепо «Автово» и «Дачное». Из окна поезда в обе стороны линии (по I и II главным путям) можно увидеть перекрёстный съезд между 3-м и 4-м станционным путям и встречный поезд, как и на станциях «Садовая» и «Удельная» пятой и второй линий.
Наземный транспорт
Автобусные маршруты
Городские
Пригородные
№ | Пересадки | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
401 | Кронштадтская Колония Бронка Дубочки |
Автово | Сосновый Бор, проспект Героев |
481 | — | Кировский Завод | Ропша |
482 | — | Кировский Завод | Шёлково |
482в | — | Кировский Завод | Каськово |
484 | — | Кировский Завод | Андреевка |
487 | — | Кировский Завод | Зимитицы |
833а | Нарвская Кировский завод |
Балтийская Балтийский вокзал |
Калитино |
888 | Нарвская Кировский завод |
Балтийская Балтийский вокзал |
Извара Волосово[16] |
Трамвайные маршруты
№ | Пересадки | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
36 | Кировский завод | Оборонная улица | Стрельна |
52 | — | Завод «Северная верфь» | Сосновая поляна |
56 | — | Завод «Северная верфь» | Улица Маршала Казакова |
60 | — | Завод «Северная верфь» | ЛЭМЗ |
Троллейбусные маршруты
№ | Пересадки | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
20 | Проспект Ветеранов Кировский завод |
Авангардная улица | Нарвская |
Ремонт
С 2006 года на станции началась деформация путевых стен в связи с просадкой грунта и приходом гидроизоляции в негодность, на стенах стали появляться ржавые подтёки и трещины.
С 2007 года на станции производится капитальный ремонт путевых стен. Работы осложняются тем, что работать приходится в ночное «окно», так как по этой станции осуществляется движение хозяйственных поездов.
Работы по гидроизоляции путевых стен проводились силами НПО «Спецгидроизоляция». Новая гидроизоляция стен является трёхслойной: после снятия старой облицовки в стенах станции проделываются отверстия, в которые нагнетается цемент, заполняющий пустоты. Второй этап — впрыскивание пенополиуретана под большим давлением (заделка микротрещин). Третий слой гидроизоляции — стены обмазывают цементом со специальными добавками. Но эта технология не даёт стопроцентной гарантии, и мраморные плиты облицовки крепят на специальные кассеты, вследствие чего при установке между несущей стеной и мрамором получается двухсантиметровый зазор. Этот зазор позволяет сбрасывать воду в трубы водоотвода, не давая ей соприкасаться с облицовкой[17].
Летом 2007 года были закончены работы по ремонту гидроизоляции тоннелей и начаты облицовочные работы[18], которые были завершены, как и планировалось[19][20], в конце 2009 года.
С октября 2010 по декабрь 2012 года на станции производился капитальный ремонт потолка в связи с необходимостью усиления гидроизоляции. При этом подверглись замене как несущие конструкции подвесного потолка, так и декоративные элементы оформления, которые по окончании работ были воссозданы в прежнем виде[21]. Для предотвращения растрескивания художественного стекла, которым отделана часть колонн, на период ремонта они были укреплены щитовыми досками.
В массовой культуре
- Станция упоминается в постапокалиптическом романе Владимира Березина «Путевые знаки». Говорится, что из-за своего мелкого заложения «Автово» является заброшенной станцией, подвергнутой радиационному заражению.
- 20 октября 2023 года станцией Автово восхитился американский миллиардер Илон Маск прокомментировав публикацию «Culture Cric» с видеозаписью прогулки по станции: "Вот так должны выглядеть станции метро. (Санкт-Петербург)"[22]. Пресс-служба Петербургского метрополитена ответила что данная оценка их обрадовала, а "рады тому, что станция "Автово" вызывает восторг. Это лишний раз подтверждает, что звание "подземные дворцы" наши станции носят вполне заслуженно"[23].
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Официальный сайт Петербургского метрополитена — Режим работы станций . Дата обращения: 3 декабря 2013. Архивировано 17 декабря 2013 года.
- ↑ О регистрации объектов культурного наследия регионального значения (Санкт-Петербург) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации . www.mkrf.ru. Дата обращения: 2 января 2018. Архивировано 2 января 2018 года.
- ↑ Станции питерского метро признали культурным наследием . Дата обращения: 17 августа 2017. Архивировано 22 февраля 2014 года.
- ↑ Sarah Gilbert. The world's most beautiful metro stations - in pictures . the Guardian (11 ноября 2014). Дата обращения: 17 августа 2017. Архивировано 12 ноября 2014 года.
- ↑ Станция метро Автово - одна из самых красивых в мире . Интересные факты (26 марта 2018). Дата обращения: 16 декабря 2022.
- ↑ topspb.tv. В метро рассказали, почему не все колонны «Автово» стеклянные . https://topspb.tv. Дата обращения: 13 июля 2022.
- ↑ Александр Петров. В метро Петербурга рассказали, почему на станции «Автово» разные колонны . Neva.Today - последние новости СПб, Интернет-газета Санкт-Петербурга Нева.Сегодня (5 февраля 2019). Дата обращения: 13 июля 2022.
- ↑ Метро «Автово» – одна из самых красивых в мире / Новости СПБГАСУ . Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. Дата обращения: 13 июля 2022.
- ↑ Журнал «Архитектура и строительство Ленинграда», 1951 . Дата обращения: 27 февраля 2013. Архивировано 9 марта 2013 года.
- ↑ Информация из интервью с Г. Васильевым — гл. арх. Петерб. зонального НИИ, «Вечерний Петербург», 6.04.94
- ↑ 11,0 11,1 Станция метро «Автово» (недоступная ссылка). citywalls.ru. Дата обращения: 1 июня 2012. Архивировано 25 июня 2012 года.
- ↑ Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — СПб.: Норинт, 2002. — С. 12. — 353 с. — ISBN 5-7711-0019-6.
- ↑ oleg. 30 фактов о петербургском метро (рус.) ?. Занимательный Петербург (20 февраля 2013). Дата обращения: 17 ноября 2022.
- ↑ Пассажиропоток по станциям метрополитена - | Проспект . prospectgroup.ru. Дата обращения: 23 июля 2019. Архивировано 23 июля 2019 года.
- ↑ Маршрут-экспресс
- ↑ конечная у части рейсов
- ↑ «„Автово“ выложат мрамором за два года» Архивная копия от 29 сентября 2007 на Wayback Machine интервью с директором НПО «Спецгидроизоляция» Виктором Диано Фонтанка.ру 3 августа 2007
- ↑ На станции метро «Автово» продолжается капитальный ремонт (недоступная ссылка — история ). «Вести» — Санкт-Петербург (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 августа 2007. Архивировано 19 августа 2007 года. 3 августа 2007 года
- ↑ Газета Деловой Петербург. Пресс-конференция начальника Петербургского метрополитена Владимира Гарюгина. III часть (недоступная ссылка). Архивировано 16 июня 2007 года.
- ↑ Ирина Тищенко, Илья Снопченко. Под ёлку положат подземку // Невское время : Газета. — СПб., 2008. — Вып. 20 ноября 2008.
- ↑ На станции «Автово» отремонтируют верх (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 октября 2011. Архивировано 15 сентября 2011 года.
- ↑ Илон Маск восхитился станцией метро в Петербурге . РИА Новости (21 октября 2023).
- ↑ В Петербургском метрополитене прокомментировали слова Маска об "Автово" . РИА Новости (21 октября 2023).
Литература
- Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. Альбом-каталог. — СПб.:ГМИСПб, 2005. ISBN 5-902671-21-3
- Метрополитен Северной Столицы (Альбом) / Под ред. Гарюгина В. А. — СПб.: Издательство «Лики России», 1995. ISBN 5-87417-020-0
Ссылки
- «Автово» на metro.vpeterburge.ru
- «Автово» на ometro.net (недоступная ссылка). Архивировано 16 февраля 2005 года.
- «Автово» на форуме metro.nwd.ru
- Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. «Автово» (недоступная ссылка). Архивировано 30 сентября 2007 года.