Чернышевская (станция метро)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Чернышевская»
Кировско-Выборгская линия
Кировско-Выборгская линия
Петербургский метрополитен
Район Центральный
Округ Смольнинское
Дата открытия 1 сентября 1958 года
Дата закрытия 25 октября 2022
(на реконструкцию)
Проектное название Кирочная[1]
Тип пилонная
с укороченным
центральным залом
Глубина заложения, м 70
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы А. В. Жук
С. Г. Майофис
Архитекторы вестибюлей А. С. Гецкин
В. П. Шувалова
Станцию возвело Ленметрострой
Выход к улицам пр. Чернышевского
Фурштатская улица
Кирочная улица
Наземный транспорт

21, 22, 46, 105, 136, 136м, 169а, 290

15, 33
Режим работы 5:48[2]—0:25[2]
Код станции ЧН
Соседние станции «Площадь Ленина» и «Площадь Восстания»
Перейти к шаблону «Интерактивная схема Петербургского метрополитена» Интерактивная схемаi

Кировско-Выборгская линияМосковско-Петроградская линияНевско-Василеостровская линияЛахтинско-Правобережная линияФрунзенско-Приморская линияКрасносельско-Калининская линияЧернышевская

«Черныше́вская» — временно закрытая станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Площадь Восстания» и «Площадь Ленина».

Станция открыта 1 сентября 1958 года на действующем участке второй очереди метрополитена «Площадь Восстания» — «Площадь Ленина». Названа в честь философа, писателя и литературного критика Николая Чернышевского и одноимённого проспекта. В проекте станция носила название «Кирочная».

Темой конкурса проектов оформления станции стала деятельность русских революционных демократов. Конкурс проектов совпал с появлением в печати постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» от 4 ноября 1955 года, что привело к значительному отличию между оформлением станций первой и второй очередей Ленинградского метрополитена.

Реконструкция станции

25 октября 2022 года станция закрылась на капитальный ремонт вестибюля и наклонного хода. В ходе реконструкции будут заменены 3 старых эскалатора (в связи с завершением срока эксплуатации) на 4 современных узкобалюстрадных[3][4]. Открытие станции планируется в мае 2024 года.

Наземные сооружения

Павильон станции

Павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой в виде высокого пятигранника с большим витражом на главном фасаде. Он расположен на проспекте Чернышевского между Фурштатской и Кирочной улицами. Вестибюль украшен рельефом с портретом Николая Гавриловича Чернышевского. Наклонный ход, содержащий три эскалатора, входит в северный торец станции. Как и на «Площади Ленина», на «Чернышевской» установлены одинаковые, самые высокие в мире на момент открытия эскалаторы (высота подъёма 65,8 метров, длина наклонной части 131,6 метров, 755 ступеней, каждый поручень — петля длиной 290 метров). Балюстрады эскалаторов сохранили оригинальные бордовые панели и светильники.

На месте вестибюля находилась Николаевская гвардейская богадельня, построенная по проекту архитектора Н. А. Архангельского[5] и церковь Святых Космы и Дамиана лейб-гвардии Сапёрного батальона, снесённые в советское время.

Перейти к шаблону «Кировско-Выборгская линия» 
ТЧ-4 «Северное»
Девяткино
Гражданский проспект
Академическая
Политехническая
Площадь Мужества
участок размыва
Лесная
Выборгская
Площадь Ленина
Чернышевская
Площадь Восстания
Владимирская
Пушкинская
Технологический институт
Балтийская
Нарвская
Кировский завод
Автово
ТЧ-2 «Дачное»
ТЧ-1 «Автово»
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Ленинский проспект
Проспект Ветеранов

Подземные сооружения

«Чернышевская» — пилонная станция с укороченным центральным нефом (залом) глубокого заложения (глубина 70 м). Является одной из самых глубоких в Петербургском метрополитене. Первоначально планировалось построить станцию закрытого типа с платформенными раздвижными дверьми по краям платформ.

Центральный зал станции расположен в северном конце платформ (ближе к станции «Площадь Ленина»).

Подземный зал сооружён по проекту архитекторов А. В. Жука и С. Г. Майофиса.

Станция строилась в период борьбы с архитектурными излишествами и поэтому является интересным памятником перехода от сталинского ампира к экономной и функциональной хрущёвской архитектуре.

На всей подземной станции использовано закарнизное освещение. Это была первая станция, на которой проектировщики полностью отказались от люстр и светильников. В 2017 году над пилонами установлены дополнительные светильники в виде светящихся полос. Путевые стены облицованы кафельной плиткой. Украшением станции можно посчитать лишь серебристые вентиляционные решётки на пилонах и серый мрамор. После замены пола в центральном зале уложены черные и белые плитки в шахматном порядке. На станционных платформах это выглядит как белая расчёска, повернутая зубчиками к стене.

Перронные залы

На путевых стенах перронных залов плитка двух цветов: снизу — чёрного, сверху — белого, также использованы карнизы из серого мрамора. На дверях путевых стен установлены декоративные решётки.

В 2003—2004 годах кафельная плитка на путевых стенах была полностью заменена, что придало станции более аккуратный вид.

Особенности проекта и станции

Перспективы

В далёкой перспективе планируется строительство перехода на станцию «Чернышевская-2» проектируемой Адмиралтейско-Охтинской линии.

Наземный общественный транспорт

Автобусы

Пересадки Конечный пункт 1 Конечный пункт 2 Примечания
21 - Ладожская
Ладожский вокзал
Площадь Ленина
Финляндский вокзал
Продлён до станции «Площадь Ленина» с 25 октября 2022 года в связи с закрытием станции «Чернышевская»
22 Адмиралтейская
Невский проспект
Гостиный двор
Маяковская
Площадь Восстания
Московский вокзал
Двинская улица Автобусный парк № 6
46 Черная Речка
Петроградская
Горьковская
Площадь Александра Невского
Площадь Александра Невского
Новочеркасская
Вазаский переулок Ладожская
Ладожский вокзал
105 - Площадь Восстания
Маяковская
Московский вокзал
Пискарёвка
136 Пискарёвка Ручьи Площадь Восстания
Маяковская
Московский вокзал
Продлён до станции «Площадь Восстания» с 25 октября 2022 года в связи с закрытием станции «Чернышевская»
136м - Чернышевская Площадь Восстания
Маяковская
Московский вокзал
Временный маршрут, работает с 25 октября 2022 года до окончания ремонта на станции[6]
169а - Площадь Александра Невского
Площадь Александра Невского
Площадь Восстания Продлён до станции «Площадь Восстания» с 25 октября 2022 года в связи с закрытием станции «Чернышевская»
290 Владимирская
Достоевская
Звенигородская
Пушкинская
Витебский вокзал
Технологический Институт
Технологический Институт
Ржевка Набережная реки Екатерингофки

Троллейбусы

Пересадки Конечный пункт 1 Конечный пункт 2
15 Владимирская
Достоевская
Звенигородская
Пушкинская
Витебский вокзал
Технологический институт
Технологический институт
Фрунзенская
Московские ворота
Электросила
Тульская улицаСызранская улица
33 Новочеркасская
Проспект Большевиков
Чернышевская Проспект Солидарности

В литературе

См. также

Примечания

Литература

  • Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. Альбом-каталог. — СПб.: ГМИСПб, 2005. ISBN 5-902671-21-3
  • Метрополитен Северной Столицы (Альбом) / Под ред. Гарюгина В. А. — СПб.: Лики России, 1995. ISBN 5-87417-020-0

Ссылки