Toyota Yaris
Toyota Yaris | |
---|---|
![]() | |
Общие данные | |
Производитель | Toyota |
Годы производства | 1999 — настоящее время |
Класс | Субкомпактный |
Иные обозначения | Toyota Vitz, Toyota Platz, Scion iA |
Дизайн | |
Тип кузова |
5‑дв. хетчбэк (5‑мест.) 3‑дв. хетчбэк (5‑мест.) 4‑дв. купе (5‑мест.) 4‑дв. седан (5‑мест.) |
Компоновка |
переднемоторная, переднеприводная переднемоторная, полноприводная |
Колёсная формула |
4 × 2 , 4 × 4 |
Трансмиссия | |
МКПП,Автомат,Робот,Вариатор | |
На рынке | |
Сегмент | B-сегмент |
Предшественник | |
Toyota Starlet |
Toyota Vitz/Yaris – компактный автомобиль с кузовом хэтчбек, производимый японским концерном Toyota с 1999 года. Название Yaris является производным от Charis[1], Хариты — древнегреческие богини веселья и радости. На внутреннем рынке Японии этот же автомобиль называется Vitz [Виц]. Это имя модель унаследовала от популярного в начале 1990-х годов автомобиля Toyota Corsa, одна из комплектаций которого называлась VIT-Z, что оказалось созвучно немецкому Witz (шутка)[2]. Оба названия подчёркивают весёлый, игривый характер автомобиля.
На рынках северной Америки и Австралии автомобили с кузовами хэтчбек и седан первоначально продавались под названием Echo [Эхо][3], а позже стали называться Yaris и Yaris Sedan [Ярис Седан][4]. В Японии седаны первого поколения назывались Platz [Плац][5], затем их стали называть Belta [Бельта], что в переводе с итальянского означает красота[6]. На базе автомобиля первого поколения выпускался также пассажирский фургон с высокой крышей, который в Японии назывался Fun Cargo [Фан Карго] (забавный грузовичок)[7], а в Европе он продавался под названием Yaris Verso [Ярис Версо], производное от versatility, универсальный[8]. Следующее поколение этих автомобилей получило в Японии название Ractis [Рактис] (runner with activity and space)[9], «быстрый и просторный автомобиль», через некоторое время их стали поставлять в Европу под названием Verso-S [Версо-С] (small)[10], «небольшой универсальный»[11].
История
В 1995 году на фирме Toyota инициировали проект по созданию нового компактного автомобиля для замены Starlet. Предполагалось, что модель будет распространяться не только в Японии, но и на высококонкурентном европейском рынке, где компактные автомобили занимают примерно треть продаж. Проектирование было поручено вновь созданному Европейскому центру разработок Тойота (EPOC, Europe Office of Creation) в Брюсселе, который получил карт-бланш на разработку автомобиля небольшого размера, но вместительного и комфортабельного[12].
На Франкфуртском автосалоне 1997 года были показаны, созданные в рамках проекта греческим дизайнером Сотирисом Ковосом (Sotiris Kovos)[13], три концептуальных автомобиля: хэтчбек Funtime, купе Funcoupe и пассажирский фургон Funcargo. Они демонстрировали универсальность предлагаемой платформы и, после проверки на фокус-группах европейских покупателей и одобрения руководством Toyota, были рекомендованы для дальнейшей разработки совместно японской и европейской проектными командами[14].
Готовый Yaris был впервые показан на Парижском автосалоне в октябре 1998 года, в январе 1999 года продажи Vitz начались в Японии. Автомобиль имел оглушительный успех, разрушив предубеждения многих противников маленьких автомобилей. Он получил множество похвал от автомобильных журналистов и был признан автомобилем года в Японии[15] и Европе[16].
Первое поколение
Vitz/Yaris (первое поколение) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общие данные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | Toyota Motor Corporation | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1999—2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сборка |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дизайн | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Платформа | NBC | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трансмиссия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массово-габаритные характеристики | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина |
1999—2002 гг. 3610 мм (Vitz)[17], 3615 мм (Yaris)[18], 3635 мм (Vitz Clavia)[19], 3630 мм (Vitz RS)[20], 3635 мм (Yaris T Sport)[21] 2002—2005 гг. 3640 мм (Vitz/Yaris, Vitz Clavia)[22][23], 3660 мм (Vitz RS, Yaris T Sport)[22][23] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина | 1660 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота |
1500—1510 мм, 1485 мм (Vitz RS, Yaris T Spost) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс |
150—155 мм, 120—135 мм (Vitz RS, Yaris T Spost) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная база | 2370 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея задняя | 1420—1430 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея передняя | 1440—1450 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Масса | 860—970 кг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Динамические характеристики | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коэффициент аэродинамического сопротивления |
0,3 (хэтчбек)[24], 0,29 (седан)[24], 0,31 (фургон)[25] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На рынке | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Связанные | Toyota bB[26], Toyota ist[англ.][27], WiLL Vi[28], WiLL Cypha[29] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие модели | Ford Ka, Volkswagen Lupo, Peugeot 106 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другая информация | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объём бака | 40—45 л | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модификации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/94/Toyota_Platz_%286%29.jpg/300px-Toyota_Platz_%286%29.jpg)
13 января 1999 года трёх и пятидверные переднеприводные хэтчбеки Vitz (яп. ヴィッツ) поступили в продажу в Японии[37]. Симпатичная машинка длиной всего 3,6 метра с мягкими обтекаемыми формами имела неплохую аэродинамику с коэффициентом сопротивления 0,3. Относительно большая колёсная база и высота автомобиля позволяли разместить в салоне четырёх взрослых ростом 190 см[38] или пятерых среднего роста. Интересной особенностью модели были расположенные по центру передней панели приборы. Считалось, что размещение приборов дальше от водителя позволит уменьшить время перефокусировки взгляда при переносе его с дороги на указатели[39]. Другим оригинальным новшеством было перемещаемое заднее сиденье. При необходимости его можно было сместить вперёд на 150 миллиметров, увеличив с 205 до 305 литров объём багажника[38]. При сложенных задних сиденьях объём пространства для багажа возрастал до 950 литров[18].
Автомобиль комплектовался расположенным спереди поперечно рядным четырёхцилиндровым бензиновым мотором рабочим объёмом один литр. Двигатель имел распределённый впрыск топлива и фирменную систему изменения фаз газораспределения VVT-i. Этот мотор был признан лучшим двигателем 1999 года[40]. Он агрегатировался либо с пятиступенчатой механической коробкой передач, либо с автоматической четырёхступенчатой гидромеханической трансмиссией с электронным управлением Super ECT (Electronically Controlled Transmission). Спереди у автомобиля была независимая подвеска типа Макферсон с L-образными нижними рычагами и стабилизатором поперечной устойчивости, сзади — полунезависимая с Н-образной скручивающейся балкой и раздельным размещением пружин и амортизаторов, реечное рулевое управление могло быть укомплектовано гидроусилителем[41], в тормозной системе применялись передние дисковые вентилируемые тормоза и задние барабанные, по заказу устанавливалась антиблокировочная система (ABS).
Весной начались поставки автомобилей Yaris в Европу. Модели с автоматической трансмиссией не предлагались, вместо этого можно было заказать автоматическое сцепление. В таком варианте автомобиль имел две педали, но передачи переключать приходилось вручную[42].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Vitz-Platz-Fun_Cargo.jpg&width=300)
В конце августа в Японии в продажу поступили автомобили Platz с кузовом седан и Fun Cargo с кузовом фургон[37]. Vitz и новые модели получили 1,3-литровый двигатель мощностью 87 л.с., в сочетании с которым, только для японского рынка, были доступны полноприводные версии[43]. В таком варианте рядом с коробкой передач располагалась раздаточная коробка, от которой карданный вал шёл назад, к заднему мосту[44][45]. Включался полный привод автоматически с помощью вязкостной муфты при пробуксовке одного из передних колёс[46]. Как это было принято для автомобилей Toyota тех лет, каждая модель несла на решётке радиатора эмблему в виде стилизованной первой буквы названия, или — буквы «N», если автомобиль продавался через торговую сеть Netz. Осенью 1,3-литровый мотор в сочетании с механической или автоматической трансмиссиями стали устанавливать и на европейские хэтчбеки Yaris[47]. Все автомобили (Vitz/Yaris, Platz и Fun Cargo) собирались на одном заводе Takaoka Plant в Японском городе Тоёта[48].
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3d/Toyota_Platz.jpg/300px-Toyota_Platz.jpg)
Седан Platz (яп. プラッツ) имел такую же колёсную базу и колею, как хэтчбек, но был на полметра длиннее за счёт отдельного багажника объёмом 385 литров[31]. Несмотря на общую внешнюю схожесть с Vitz, большая часть панелей кузова седана была новой[49], одинаковыми у обеих моделей были только передние двери[38]. Помимо литрового, Platz оснащался двигателем рабочим объёмом 1,5 литра мощностью 109 л.с., полноприводная версия имела 1,3-литровый мотор[50].
Осенью четырёхдверный и двухдверный седаны под названием Echo были представлены на рынке США и Канады как автомобили 2000-го модельного года. В Северную Америку поставлялись только автомобили с самым мощным 1,5-литровыми двигателем в сочетании с механической или автоматической коробками передач[31]. В это же время трёх- и пятидверные хэтчбеки и четырёхдверный седан под тем же именем Echo начали продавать в Австралии. Эти автомобили комплектовались как 1,3-литровыми, так и 1,5-литровыми моторами, также в сочетании либо с механической, либо с автоматической коробками[51].
Пассажирский фургон (компактвэн) Fun Cargo (яп. ファンカーゴ) имел похожую на Vitz переднюю часть кузова, но дальше шла высоко поднятая крыша, определявшая оригинальный облик автомобиля. Колёсная база, длина и высотка фургона были больше, чем у базового хэтчбека. Внутри салона располагались два ряда сидений, причём задние складывались, полностью уходя под пол, создавая большую ровную площадку, на которой легко размещались два велосипеда. Доступный для груза объём в таком положении составлял 2,16 м³ (под потолок), объём багажника за задними сиденьями был равен 390 литрам (под полку)[25]. Среднюю часть состоящего из трёх частей заднего сиденья можно было сложить или убрать полностью, что позволяло перевозить в салоне четырёх пассажиров и длинные предметы багажа. Автомобиль комплектовался 1,3-литровым и 1,5-литровым моторами и только автоматическими коробками передач, причём рычаг управления располагался на рулевой колонке[34]. На все модели стандартно устанавливалось рулевое управление с усилителем.
Весной на Женевском автосалоне 2000 года под названием Yaris Verso фургон был представлен в Европе. Поначалу он комплектовался только 1,3-литровым мотором в сочетании с механической или автоматической коробками передач[25]. Здесь же был показан оригинальный концепт Yaris Cabrio с кузовом кабриолет, серийно этот автомобиль не выпускался[52].
В Японии в начале 2000 года начались продажи люксовой версии Vitz Clavia. Автомобиль имел немного другой внешний вид (новые решётка радиатора и бамперы) и был укомплектован всеми возможными опциями[53]. В конце лета появилась спортивная модель Vitz RS с усиленным кузовом с оригинальным обвесом (передний и задний спойлеры, накладки на пороги), 1,5-литровым двигателем и механической коробкой со сближенными передаточными отношениями, заниженной подвеской и задними дисковыми тормозами. Салон был оформлен вставками под алюминий, дополнен оригинальной комбинацией приборов, спортивными сиденьями и рулём[20][21]. Весной 2001 года такой же автомобиль под названием Yaris T Sport был представлен в Европе[21] и как Echo Sportivo — в Австралии[54].
31 января 2001 года первый Yaris сошёл с конвейера специально для него построенного завода Toyota Motor Manufacturing France (TMMF) в городе Валансьен на севере Франции[55]. На заводе, впервые за пределами Японии, применялась технология универсальных кондукторов для сварки кузовов GBL (Global Body Line), позволявшая легко менять как объёмы выпуска автомобилей, так и их номенклатуру[56].
С весны 2002 года только на европейские Yaris и Yaris Verso начали устанавливать новый четырёхцилиндровый турбодизель рабочим объёмом 1,4 литра и мощностью 75 л.с. Полностью алюминиевый (блок и головка цилиндров) двигатель имел промежуточное охлаждение воздуха наддува и систему аккумуляторного впрыска топлива фирмы Bosch последнего поколения. При разработке двигателя особое внимание было уделено повышению его надёжности и долговечности[57].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Yaris_MK1_restyling.jpg&width=300)
В конце 2001 года на японском рынке был представлен модернизированный Vitz. Автомобиль получил новые передний и задний бампера, оригинальные «плачущие» фары, третий стоп-сигнал сзади. Появились новые варианты оснащения салона, разделённые в пропорции 6:4 спинки задних сидений стали стандартным оборудованием. Для повышения пассивной безопасности кузов был усилен в районе передних стоек, порогов и передней части пола. В подвеске установили пружины иной жёсткости и по-другому откалиброванные амортизаторы[58][59]. Летом 2002 года были обновлены седан и фургон. Причём, если Fun Cargo, как и прежде, получил передок в стиле Vitz[60], то изменённый Platz внешне стал совершенно другим автомобилем. Новая решётка радиатора и передний бампер, новые фары, полностью изменённая задняя часть автомобиля прибавили ему солидности. В салоне установили обновлённую переднюю панель с иным блоком управления отопителем, новое рулевое колесо и рычаг переключения передач[61][62].
Осенью 2002 года новые седаны Echo появились в Австралии[61] и Северной Америке как автомобили 2003 модельного года.
В декабре 2002 года Vitz получил новую серию обновлений, но теперь, по большей части, внутри. Появился новый, созданный на базе литрового, 1,3-литровый двигатель (теперь Vitz имел четыре бензиновых мотора), вместе с ним стали устанавливать клиноремённый вариатор. Вариатор имел мощный гидронасос с электронным управлением, что позволяло очень быстро менять передаточное отношение. В сочетании с опционной системой «старт-стоп», которая отключала двигатель при остановке автомобиля, Vitz становился одной из самых экономичных моделей в классе. В декабре 2003 года вариатор заменили на новый, лёгкий и компактный с теми же характеристиками[63]. Снаружи автомобиль стал отличаться новыми задними фонарями со светодиодными стоп-сигналами и перенесённой в заднюю часть крыши антенной. В салоне были установлены изменённые передние сиденья и полностью новые задние[64]. Другие модели семейства, Platz и Fun Cargo, всех этих обновлений не получили.
Только весной 2003 года Yaris для Европы и хэтчбек Echo для Австралии[58] получили эти новинки, причём все сразу: и внешние и технические изменения. Новый 1,3-литровый двигатель стали устанавливать на Yaris вместо старого, вариатор не предлагался, вместо него на автомобиль с литровым мотором можно было заказать роботизированную коробку передач. Это была стандартная механическая коробка, но переключение передач в ней осуществлялось с помощью электромеханических приводов. Водитель мог выбрать либо режим автоматического, либо ручного переключения, в обоих случаях сцепление включалось и выключалось автоматически[65]. Фургон Yaris Verso с изменённым внешним видом поступил в продажу в Европе чуть раньше, в начале года[66].
Заводские коды |
---|
Безопасность
Euro NCAP[67] | |||
---|---|---|---|
Рейтинги | Пассажир | 29 | |
Пешеход | 13 | ||
Протестированная модель: Toyota Yaris 1.0 Terra 3-дв. (2000) |
ANCAP[68] | |
23,64 балла из 37 | |
Фронтальный удар со смещением | 7,64 балла из 16 |
Боковой удар | 16 баллов из 16 |
Протестированная модель: Toyota Echo 3-дверный хэтчбек с подушкой безопасности водителя (2000) |
ANCAP[69] | |
28,53 балла из 37 | |
Фронтальный удар со смещением | 12,53 балла из 16 |
Боковой удар | 16 баллов из 16 |
Протестированная модель: Toyota Echo 3-дверный хэтчбек с двумя передними подушками безопасности (2000) |
Второе поколение
Vitz/Yaris (второе поколение) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общие данные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | Toyota Motor Corporation | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 2005—2011 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сборка |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дизайн | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Платформа | B | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трансмиссия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Массово-габаритные характеристики | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина |
3750 мм (2005—2007 гг.)[70], 3785 мм (2007—2011 гг.)[71], 3800 мм (RS)[72][73], 3825 мм (США, Канада)[74] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина | 1695 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота | 1530 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная база | 2460 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея задняя | 1460—1470 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея передняя | 1470—1480 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Масса | 980—1150 кг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Динамические характеристики | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коэффициент аэродинамического сопротивления |
0,3 (хэтчбек)[75], 0,29 (седан)[76] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На рынке | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие модели | Ford Fiesta, Citroen C3, Renault Clio, Opel Corsa | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другая информация | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объём бака | 42 л | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модификации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Toyota_Yaris_Fl%C3%BCgelt%C3%BCrer_2.jpg&width=300)
Первые хэтчбеки Vitz второго поколения появились в продаже в Японии 1 февраля 2005 года[77]. Внешний вид автомобиля был создан в Европейской студии Toyota ED² (Europe Design Development ) в Ницце. Он стал больше во всех измерениях: выше, шире и длиннее. Применение высокопрочных сталей позволило сделать кузов намного жёстче, все подверженные ржавлению панели были изготовлены из оцинкованной стали. За счёт смещения салона вперёд внутри стало свободнее, этому также способствовали передние сиденья с тонкими спинками и абсолютно ровный (только у переднеприводной версии) пол. Каждая из половинок (1/3 или 2/3) заднего сиденья могла перемещаться вперёд-назад отдельно, кроме того, спинка каждой части регулировалась по углу наклона. Всё это позволяло менять объём багажника в широком диапазоне от 272 до 363 литров. Складывались части заднего сиденья одним движением: надо было просто потянуть за рычаг сверху спинки, при этом сиденье сдвигалось вперёд, подушка уходила вниз, а сверху укладывалась спинка. Объём багажника при сложенных задних сиденьях составлял 737 литров (по верху спинок передних сидений)[78].
Новый трёхцилиндровый литровый бензиновый двигатель развивал мощность 71 л.с., имел по четыре клапана на цилиндр и оснащался системой изменения фаз газораспределения VVT-i. За счёт применения алюминиевого сплава для изготовления головки и блока цилиндров, а также использования большого количества пластмассовых деталей (объединённый с крышкой двигателя впускной коллектор, корпус воздушного фильтра, топливные трубопроводы и т.п.) мотор был одним из самых лёгких в классе[79]. Остальные: 1,3-литровые и 1,5-литровый двигатели остались прежними, но были модернизированы, получив электронную педаль газа, новые форсунки, изменённый впускной коллектор и новую выхлопную систему[80]. На японские автомобили все двигатели устанавливались совместно с клиноремённым вариатором, который, для более плавного трогания, получил гидротрансформатор. Только модели со «старым» (2NZ-FE) 1,3-литровым мотором оснащались автоматической гидромеханической трансмиссией и полным приводом, а спортивная версия Vitz RS с 1,5-литровым двигателем имела механическую пятиступенчатую коробку передач и немного другой внешний вид c 110 Л.С[72].
Полностью новая передняя подвеска со стойками Макферсон имела улучшенную геометрию, более мощные амортизаторы, по-иному установленные пружины. В новой полунезависимой задней подвеске использовалась поперечина в виде перевёрнутой буквы U специально подобранной формы, что позволило отказаться от отдельного стабилизатора поперечной устойчивости. Рулевое управление с электроусилителем было стандартным для всех моделей, складывающаяся при ударе рулевая колонка регулировалась по вылету и углу наклона[81]. Тормозная система стандартно оборудовалась антиблокировочной системой (ABS), системой электронного распределения тормозных сил (EBD) и системой помощи при экстренном торможении (BAS)[82][83].
Осенью трёх- и пятидверные хэтчбеки под названием Yaris начали продаваться в Австралии. Автомобили оснащались 1,3- (2NZ-FE) и 1,5-литровыми моторами, оба двигателя могли агрегатироваться либо с механической пятиступенчатой коробкой передач, либо с автоматической гидромеханической трансмиссией[84]. В декабре в Японии появилась люксовая версия, названная Vitz I'll, со слегка изменённой внешностью[72]. Все автомобили с кузовами хэтчбек собирались на заводах Takaoka в Тоёта и Nagakusa в Обу [85][86].
В октябре началось переоборудование французского завода под выпуск модели второго поколения[87], а первого января 2006 года новый Yaris поступил в продажу в Европе. Автомобиль оснащался новым литровым мотором, 1,3-литровым (2SZ-FE) двигателем или турбодизелем рабочим объёмом 1,4 литра. На дизеле было увеличено давление впрыска топлива и установлен турбокомпрессор с изменяемой геометрией. Все модели оснащались пятиступенчатой механической коробкой передач, а на автомобили с 1,3-литровым мотором и дизелем можно было заказать роботизированную механическую трансмиссию[88].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=2007_Toyota_Yaris_Sedan.jpg&width=300)
1 сентября 2005 года самый маленький среди моделей Toyota седан Belta (яп. ベルタ) поступил в продажу в Японии. Отдельный багажник объёмом 475 литров сделал модель длиннее, а немного увеличенная по сравнению с хэтчбеком колёсная база добавила пространства в салоне[89]. Полностью оригинальный кузов, разработанный в японской дизайн-студии фирмы[90], сохранил стилистическое единство с хэтчбеком: приподнятую подоконную линию и округлый передок. В салоне была установлена немного другая передняя панель, изменены обивки дверей, появились новые задние сиденья. Спинки задних сидений могли складываться, увеличивая пространство багажника. На японском рынке автомобиль оснащался литровым и 1,3-литровым (2SZ-FE) моторами в сочетании с вариатором и 1,3-литровым мотором (2NZ-FE) в сочетании с гидромеханической трансмиссией в полноприводном варианте[91].
Весной 2006 года этот автомобиль под названием Yaris Sedan был представлен на рынке Австралии. Здесь седан оснащался только 1,5-литровым мотором либо с ручной механической, либо с автоматической трансмиссиями[92]. Все седаны собирались на заводе Iwate в местечке Канегасаки[93]. Осенью трёхдверный хэтчбек под названием Yaris и седан под названием Yaris Sedan поступили в продажу на рынки северной Америки как автомобили 2007 модельного года. Обе модели оснащались только 1,5-литровым двигателем с сочетании либо с механической, либо с автоматической коробками передач[74].
3 октября 2005 года в Японии поступил в продажу фургон Ractis (яп. ラクティス)[94]. Острые грани кузова, треугольные капот и облицовка радиатора выделяли автомобиль среди других представителей семейства. Внутри также многое было по-другому: панель приборов, например, располагалась перед водителем, а не по центру, как у хэтчбека и седана. В пятиместном салоне задние сиденья могли быть полностью сложены, при этом получался багажник с абсолютно ровным полом длиной более 1,5 метров и объёмом 987 литров (под крышу). Заказная прозрачная панорамная крыша ещё больше визуально увеличивала пространство. Автомобиль комплектовался 1,3-литровым (2SZ-FE) и 1,5-литровым двигателями в сочетании с вариатором, причём для 1,5-литрового мотора можно было заказать вариатор с имитацией ручного переключения семи передач. Полноприводной вариант автомобиля оборудовался 1,5-литровым двигателем и автоматической гидромеханической трансмиссией[95]. Первоначально фургоны собирались на том же заводе Takaoka, что и хэтчбеки, а с 2010 года их производство было перенесено на завод Iwate, туда, где собирались седаны[96].
В январе 2006 года сборка хэтчбеков Yaris началась на заводе Toyota Motor Thailand (TMT) в местечке Plaeng Yao в Таиланде[97][98], а в ноябре — на заводе фирмы Kuozui Motors в индустриальном районе Guanyin на Тайване[99][100].
Весной 2007 года только в Европе на рынок была выведена спортивная версия Yaris SR с оригинальным 1,8-литровым двигателем мощностью 133 л.с. В полностью новом лёгком и компактном моторе применялась система изменения фаз газораспределения как на впуске, так и на выпуске (Dual VVT-i). С двигателем состыковывалась специальная усиленная пятиступенчатая механическая коробка передач со сближенными передаточными отношениями. В заниженной на 8 миллиметров подвеске использовались другие пружины и по-иному настроенные амортизаторы, рулевое управление имело меньшее передаточное число, обеспечивающее всего 2,3 оборота руля от упора до упора, сзади появились дисковые тормоза. Стандартно устанавливались 16-дюймовые колёса, но можно было заказать и 17-дюймовые. Внешне автомобиль отличался новым передним бампером со встроенными противотуманными фарами, новой сотовой решёткой радиатора, накладками на пороги, новым задним бампером с нижним спойлером и противотуманными фонарями. В салоне были установлены спортивные сиденья, передняя панель с хромированной отделкой имела иную панель приборов, рулевое колесо и рычаг переключения передач были отделаны кожей. С таким же внешним и внутренним оформлением и шильдиком RS можно было заказать автомобили и со стандартным 1,5-литровым мотором или дизелем[73].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=2008_Toyota_Yaris_%28NCP90R_MY09%29_YR_5-door_hatchback_%282015-07-03%29_01.jpg&width=300)
В конце лета 2007 года немного изменённые хэтчбеки Vitz появились в Японии. Автомобиль получил новые фары с увеличенной площадью рефлектора, новые передний и задний бамперы, утопленную решётку радиатора и новые задние фонари. В салоне появилась передняя панель с новой отделкой, немного по-другому оформленное рулевое колесо и рычаг переключения передач. Появилась возможность заказа вариатора с имитацией ручного переключения передач как с помощью перемещения напольного рычага вперёд-назад, так и с помощью подрулевых лепестков-переключателей[71]. Через год небольшие изменения были внесены во внешний вид и отделку салона седана Belta, при этом габариты модели не изменились[101]. Осенью 2008 года модернизированные хэтчбеки и седаны начали продавать в Австралии[102] и северной Америке как автомобили 2009 модельного года[103].
И только вначале 2009 года изменения добралась до Европы, где Yaris получил несколько технических новинок. Это — новый лёгкий и экономичный двигатель рабочим объёмом 1,33 литра и мощностью 100 л.с. с системой изменения фаз газораспределения как на впуске, так и на выпуске (Dual VVT-i) стандартно оборудованный старт-стоп системой и шестиступенчатая коробка передач. Такая коробка устанавливалась на автомобили с новым мотором или дизелем, который также был немного модернизирован. Шестиступенчатая коробка могла быть как с обычным механическим, так и с роботизированным автоматическим приводом. В последнем варианте, помимо автоматического, переключать передачи можно было и в ручной режиме с помощью подрулевых лепестков[104].
Заводские коды |
---|
Безопасность
Euro NCAP[105] | |||
---|---|---|---|
Рейтинги | Пассажир | 35 | |
Ребёнок | 34 | ||
Пешеход | 18 | ||
Протестированная модель: Toyota Yaris 1.3 'Active', LHD 5-дв. (2005) |
Japan NCAP[106] | ||
Безопасность водителя |
33,66 балла (90,7%) | |
Безопасность переднего пассажира |
21,91 балла (91,3%) | |
Протестированная модель: Toyota Vitz F (2005) |
Japan NCAP[107] | ||
Безопасность водителя |
32,82 балла (91,2%) | |
Безопасность переднего пассажира |
22,62 балла (94,3%) | |
Протестированная модель: Toyota Belta X (2005) |
Japan NCAP[108] | ||
Безопасность водителя |
32,55 балла (90,4%) | |
Безопасность переднего пассажира |
22,03 балла (91,8%) | |
Протестированная модель: Toyota Ractis G (2005) |
ANCAP[109] | |
29,46 балла из 37 | |
Фронтальный удар со смещением | 13,38 балла из 16 |
Боковой удар | 14,08 балла из 16 |
Протестированная модель: Toyota Yaris, 3-дверный хэтчбек с двумя передними подушками безопасности |
ANCAP[110] | |
34,95 балла из 37 | |
Фронтальный удар со смещением | 15,20 балла из 16 |
Боковой удар | 15,75 балла из 16 |
Протестированная модель: Toyota Yaris, 5-дверный хэтчбек с дополнительным пакетом безопасности |
Третье поколение
Toyota Yaris U | |||||
---|---|---|---|---|---|
| |||||
Общие данные | |||||
Производитель | Toyota Motor Corporation | ||||
Годы производства | 2010 — настоящее время | ||||
Двигатель | |||||
|
|||||
Трансмиссия | |||||
вариатор | |||||
Массово-габаритные характеристики | |||||
Длина | 3885 - 3930 мм | ||||
Ширина | 1695 мм | ||||
Высота | 1530 мм | ||||
Клиренс | 140 мм | ||||
Колёсная база | 2510 мм | ||||
Колея задняя | 1460 (1470 для шин 165/70Терра4) | ||||
Колея передняя | 1470 (1480 для шин 165/70Терра4) | ||||
Масса | 1080 кг | ||||
На рынке | |||||
Связанные | Toyota Platz | ||||
Другая информация | |||||
Объём бака | 42 л |
22 декабря 2010 года хэтчбеки Vitz третьего поколения были представлены в Японии [111].
Хэтчбэк третьего поколения хотя и схож с предшественником принципиально, создан на собственной платформе. Версия Vitz F может оснащаться 1- или 1,3-литровыми двигателями и вариаторами, быть передне- или полноприводной. Toyota Vitz U в передне- и полноприводном исполнения оснащается 1,3-литровым двигателем, а в переднеприводном только 1,5-литровым мотором. Версия Vitz RS оснащается только 1,5-литровым двигателем. Вариатор у этой версии имеет режим ручного переключения. Доступна и альтернатива — 5-ступенчатая механическая коробка передач.
Одной из особенностей автомобиля является электронный экран, заменяющий традиционную панель приборов. На нём отображаются показания спидометра, тахометра, одометра и других приборов. Автомобиль оборудован 4 подушками безопасности в базовой комплектации, 7 — в максимальной, системами ABS, EBD и Brake Assist.
Euro NCAP[112] | |||
---|---|---|---|
общий рейтинг | |||
89%
|
81%
|
60%
|
86%
|
взрослый пассажир |
ребёнок | пешеход | активная безопасность |
Протестированная модель: Toyota Yaris (2011) |
В 2017 году в модельном ряду появился хэтчбек Toyota Yaris GRMN, оснащённый бензиновым двигателем 1.8 с приводным нагнетателем, развивающим 210 л.с.
Производство и продажи
Производство |
---|
Продажи в Японии |
---|
Продажи в мире |
---|
Комментарии
- ↑ Список стран и источники информации те же, что и в этой статье.
Примечания
- ↑ Yaris. Name origin (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 30 января 2017 года.
- ↑ Vitz. Name origin (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 15 апреля 2016 года.
- ↑ Echo. Name origin (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Yaris. Name origin (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 18 марта 2018 года.
- ↑ Platz. Name origin (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Belta. Name origin (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Fun Cargo. Name origin (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Yaris Verso. Name origin (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Ractis. Name origin (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Verso-S. Name origin (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Vehicle Lineage (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 21 октября 2018 года.
- ↑ Creating the Ideal 21st Century Compact Car (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ 1999 Echo. ECHO EUROPEAN BY DESIGN (англ.). Toyota Pressroom Australia. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 8 января 2016 года.
- ↑ 1999 Echo. ECHO A CAR BY ANY OTHER NAME (англ.). Toyota Pressroom Australia. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 8 января 2016 года.
- ↑ 第20回 日本カー・オブ・ザ・イヤー (20th Annual Meeting of the Japanese Car of the Year) (яп.) (недоступная ссылка). CAR OF THE YEAR JAPAN. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ 2000 Toyota Yaris (англ.) (недоступная ссылка). Car of the Year. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 24 апреля 2015 года.
- ↑ Vitz Personality . — P. 15. Specs.
- ↑ Перейти обратно: 18,0 18,1 New Toyota Yaris . — P. 23. Toyota Yaris Technical Specifications.
- ↑ Vitz Personality . — P. 20—21. Specs.
- ↑ Перейти обратно: 20,0 20,1 Vitz Personality . — P. 16—17. Vitz RS.
- ↑ Перейти обратно: 21,0 21,1 21,2 TOYOTA YARIS T SPORT.
- ↑ Перейти обратно: 22,0 22,1 Vitz . — P. 42—43. Specs.
- ↑ Перейти обратно: 23,0 23,1 TOYOTA YARIS AND YARIS VERSO – NEW FOR 2003 . 2003 YARIS TECHNICAL SPECIFICATIONS.
- ↑ Перейти обратно: 24,0 24,1 1999 Echo. ECHO HAS AERODYNAMIC BODY (англ.). Toyota Pressroom Australia. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 8 января 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 25,0 25,1 25,2 25,3 YARIS VERSO IN THE UK MARKET . YARIS VERSO TECHNICAL SPECIFICATIONS.
- ↑ bB. Description (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 5 ноября 2017 года.
- ↑ ist. Description (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ WiLL Vi. Description (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015.
- ↑ WiLL Cypha. Description (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Platz . — P. 27. Spec.
- ↑ Перейти обратно: 31,0 31,1 31,2 Toyota Echo 2000 . — P. 11. ECHO SPECIFICATIONS 2000.
- ↑ Platz . — P. 24. Spec.
- ↑ ecHo 03 . — P. 10—11. ECHO SPECIFICATIONS 2003.
- ↑ Перейти обратно: 34,0 34,1 Fun Cargo . — P. 17—18.
- ↑ Fun Cargo . — P. 23.
- ↑ TOYOTA YARIS AND YARIS VERSO – NEW FOR 2003 . 2003 YARIS VERSO TECHNICAL SPECIFICATIONS.
- ↑ Перейти обратно: 37,0 37,1 Overall Chronological Table 1991—2000 (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 21 февраля 2015 года.
- ↑ Перейти обратно: 38,0 38,1 38,2 1999 Echo. ECHO DESIGN A BREAKTHROUGH FOR TOYOTA (англ.). Toyota Pressroom Australia. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 8 января 2016 года.
- ↑ 1999 Echo. TOYOTA ECHO HAS UNIQUE DASHBOARD (англ.). Toyota Pressroom Australia. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 8 января 2016 года.
- ↑ Archive (англ.). UKIP Media & Events Ltd.. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 декабря 2016 года.
- ↑ 1999 Echo. SUSPENSION BALANCES HANDLING COMFORT AND NVH (англ.). Toyota Pressroom Australia. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 8 января 2016 года.
- ↑ New Toyota Yaris . — P. 5. Innovation with a Purpose.
- ↑ Vitz. Description (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 15 апреля 2016 года.
- ↑ Toyota Vitz/Platz руководство по ремонту . — P. 115. Раздаточная коробка.
- ↑ Toyota Vitz/Platz руководство по ремонту . — P. 135. Карданный вал.
- ↑ Toyota Vitz/Platz руководство по ремонту . — P. 20. Особенности трансмиссии моделей 4WD.
- ↑ TOYOTA YARIS FAMILY GROWS WITH NEW 1.3-LITRE MODELS (англ.). TOYOTA UK MEDIA. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Takaoka Plant (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 23 ноября 2019 года.
- ↑ Platz. Description (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Platz . — P. 26—27.
- ↑ TOYOTA LAUNCHES NEW ECHO MINI-CAR (англ.). Toyota Pressroom Australia. Дата обращения: 2 июля 2015.
- ↑ TOYOTA AT GENEVA SHOW 2000 (англ.). TOYOTA UK MEDIA. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 21 сентября 2015 года.
- ↑ Vitz Personality . — P. 14—15. Vitz Clavia.
- ↑ TOYOTA LAUNCHES NEW SPORTS BRAND (англ.). Toyota Pressroom Australia. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ TOYOTA MOTOR MANUFACTURING FRANCE STARTS PRODUCTION (англ.). TOYOTA UK MEDIA. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 12 августа 2016 года.
- ↑ TOYOTA YARIS AND YARIS VERSO – NEW FOR 2003 . LEAN AND GREEN – TOYOTA’S MANUFACTURING REVOLUTION.
- ↑ YARIS AND YARIS VERSO D-4D.
- ↑ Перейти обратно: 58,0 58,1 UPGRADED ECHO HATCH IS BETTER VALUE (англ.). Toyota Pressroom Australia. Дата обращения: 2 июля 2015.
- ↑ Vitz.
- ↑ Fun Cargo.
- ↑ Перейти обратно: 61,0 61,1 TOYOTA LAUNCHES UPGRADED ECHO SEDAN (англ.). Toyota Pressroom Australia. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Platz.
- ↑ Drivetrain (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 3 мая 2015 года.
- ↑ Vitz.
- ↑ TOYOTA YARIS AND YARIS VERSO – NEW FOR 2003 .
- ↑ NEW YEAR NEWS FROM TOYOTA (англ.). TOYOTA UK MEDIA. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Результаты Euro NCAP теста (2000) (англ.)
- ↑ Toyota Echo Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine (англ.) 30 September 2006
- ↑ Toyota Echo Архивная копия от 26 марта 2015 на Wayback Machine (англ.) 30 September 2006
- ↑ THE NEW TOYOTA YARIS . SPECIFICATIONS AND EQUIPMENT.
- ↑ Перейти обратно: 71,0 71,1 2007 Vitz.
- ↑ Перейти обратно: 72,0 72,1 72,2 2005 Vitz.
- ↑ Перейти обратно: 73,0 73,1 Yaris SR 1.8.
- ↑ Перейти обратно: 74,0 74,1 07 Yaris.
- ↑ THE NEW TOYOTA YARIS . Body and chassis. AERODYNAMICS.
- ↑ 2006 Yaris Sedan Press Kit. QUIET INTERIOR ADDS TO YARIS SEDAN’S LUXURY FEEL (англ.). Toyota Pressroom Australia. Дата обращения: 3 сентября 2015. Архивировано 11 августа 2016 года.
- ↑ Toyota Releases Fully Redesigned Vitz (англ.). Toyota Motor Corporation (February 1, 2005). Дата обращения: 3 сентября 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ THE NEW TOYOTA YARIS . Packaging and interior comfort.
- ↑ THE NEW TOYOTA YARIS . Powertrains.
- ↑ 2005 Toyota Yaris Press Kit. YARIS ENGINES DESIGNED FOR DRIVEABILITY AND ECONOMY (англ.). Toyota Pressroom Australia. Дата обращения: 3 сентября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ THE NEW TOYOTA YARIS . Body and chassis.
- ↑ THE NEW TOYOTA YARIS . Safety.
- ↑ Павел КАРИН. Yarisness (недоступная ссылка). Газета АВТОРЕВЮ. Дата обращения: 24 октября 2015. Архивировано 2 августа 2014 года.
- ↑ 2005 Toyota Yaris Press Kit (англ.). Toyota Pressroom Australia. Дата обращения: 3 сентября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Vitz. Plant (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 3 сентября 2015. Архивировано 25 декабря 2015 года.
- ↑ 2005 Toyota Yaris Press Kit. YARIS HAS COMPREHENSIVE CORROSION PROTECTION (англ.). Toyota Pressroom Australia. Дата обращения: 3 сентября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Preparation nouvelle Yaris.
- ↑ THE NEW TOYOTA YARIS.
- ↑ Toyota Launches New Vehicle 'Belta' in Japan (англ.). Toyota Motor Corporation (November 28, 2005). Дата обращения: 3 сентября 2015. Архивировано 1 августа 2010 года.
- ↑ 2005 Toyota Yaris Press Kit. YARIS DESIGN AND STYLING A STEP FORWARD (англ.). Toyota Pressroom Australia. Дата обращения: 3 сентября 2015. Архивировано 11 августа 2016 года.
- ↑ 2005 Belta.
- ↑ 2005 Toyota Yaris Press Kit (англ.). Toyota Pressroom Australia. Дата обращения: 3 сентября 2015. Архивировано 11 августа 2016 года.
- ↑ 2005 Toyota Yaris Press Kit. YARIS SEDAN IS BUILT TO LAST (англ.). Toyota Pressroom Australia. Дата обращения: 3 сентября 2015. Архивировано 11 августа 2016 года.
- ↑ Toyota Launches New Model Ractis (англ.). Toyota Motor Corporation (October 3, 2005). Дата обращения: 3 сентября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Ractis.
- ↑ Ractis. Plant (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 3 сентября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Overview of Overseas Production Affiliates. Asia. TMT (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 3 сентября 2015. Архивировано 17 апреля 2017 года.
- ↑ Company Information. Toyota Assembly Plant (Gateway) (англ.). Toyota Motor Thailand. Дата обращения: 3 сентября 2015. Архивировано 7 сентября 2015 года.
- ↑ Overview of Overseas Production Affiliates. Asia. Kuozui (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 3 сентября 2015. Архивировано 17 апреля 2017 года.
- ↑ Company's Milestone (англ.) (недоступная ссылка). Kuozui Motors. Дата обращения: 3 сентября 2015. Архивировано 20 июня 2005 года.
- ↑ 2008 Belta.
- ↑ YARIS HAS ADDED SAFETY AND COMFORT (англ.). Toyota Pressroom Australia (21 October 2008). Дата обращения: 3 сентября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ 2009 Yaris.
- ↑ 2009 TOYOTA YARIS: LESS IS SO MUCH MORE (англ.) (недоступная ссылка). TOYOTA UK MEDIA (5 February 2009). Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 28 августа 2015 года.
- ↑ Результаты Euro NCAP теста (2005) (англ.)
- ↑ Toyota Vitz F (англ.). JNCAP. Дата обращения: 2 сентября 2015. Архивировано 1 сентября 2015 года.
- ↑ Toyota BELTA X (англ.). JNCAP. Дата обращения: 2 сентября 2015. Архивировано 17 февраля 2019 года.
- ↑ Toyota Ractis G (англ.). JNCAP. Дата обращения: 2 сентября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Toyota Yaris (англ.). ANCAP (14 September 2006). Дата обращения: 2 сентября 2015. Архивировано 26 марта 2015 года.
- ↑ Toyota Yaris (англ.). ANCAP (19 January 2008). Дата обращения: 2 сентября 2015. Архивировано 29 ноября 2015 года.
- ↑ TMC Launches Redesigned 'Vitz' (англ.). Toyota Motor Corporation (Dec. 22, 2010). Дата обращения: 3 сентября 2015. Архивировано 11 мая 2015 года.
- ↑ Результаты Euro NCAP теста (2011) (англ.)
- ↑ Перейти обратно: 113,00 113,01 113,02 113,03 113,04 113,05 113,06 113,07 113,08 113,09 113,10 113,11 Japanese Production Volumes by Main Vehicle Model (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 3 октября 2015 года.
- ↑ Toyota in The World 2005 . — P. 5. Overseas production of selected models.
- ↑ Перейти обратно: 115,0 115,1 115,2 Toyota in The World 2005 . — P. 3—4. Japanese production.
- ↑ Toyota in The World 2006 . — P. 3—4. Overseas Production.
- ↑ Перейти обратно: 117,0 117,1 117,2 117,3 117,4 Toyota in The World 2006 . — P. 4—5. Japanese production.
- ↑ Toyota in The World 2007 . — P. 14. Manufacturing companies in Europe.
- ↑ Перейти обратно: 119,0 119,1 119,2 Toyota in The World 2007 . — P. 23. Number of Toyota Vehicles Produced in Japan by Model.
- ↑ Toyota in The World 2008 . — P. 36. Manufacturing companies in Europe.
- ↑ Перейти обратно: 121,0 121,1 121,2 Toyota in The World 2008 . — P. 30. Number of Vehicles Produced in Japan by Model.
- ↑ Toyota in The World 2009 . — P. 10. Overseas Production Companies.
- ↑ Перейти обратно: 123,0 123,1 123,2 Toyota in The World 2009 . — P. 8. Number of Vehicles Produced in Japan by Model.
- ↑ Toyota in The World 2010 . — P. 10. Overseas Production Companies.
- ↑ Перейти обратно: 125,0 125,1 125,2 Toyota in The World 2010 . — P. 8. Number of Vehicles Produced in Japan by Model.
- ↑ TOYOTA MOTOR MANUFACTURING FRANCE.
- ↑ Перейти обратно: 127,0 127,1 127,2 Toyota in The World 2011 . Number of Vehicles Produced in Japan by Model.
- ↑ Toyota in The World 2012 . — P. 11. Number Production Companies Outside Japan.
- ↑ Перейти обратно: 129,0 129,1 129,2 Toyota in The World 2012 . — P. 9. Number of Vehicles Produced in Japan by Model.
- ↑ Toyota in The World 2013 . — P. 11. Number Production Companies Outside Japan.
- ↑ Перейти обратно: 131,0 131,1 131,2 Toyota in The World 2013 . — P. 9. Number of Vehicles Produced in Japan by Model.
- ↑ Перейти обратно: 132,0 132,1 132,2 132,3 132,4 Number of Registered Vehicles by Model.Vitz / Toyoace / Camry / Dyna (англ.). Toyota Motor Corporation. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 23 июня 2015 года.
- ↑ Перейти обратно: 133,0 133,1 133,2 Toyota in The World 2005 . — P. 7—8. 2004 Japanese sales breakdown by model.
- ↑ Перейти обратно: 134,0 134,1 134,2 134,3 134,4 Toyota in The World 2006 . — P. 7—8. 2005 Japanese sales breakdown by model.
- ↑ Перейти обратно: 135,0 135,1 135,2 135,3 135,4 Toyota in The World 2007 . — P. 24. Number of Toyota Vehicles Registered in Japan by Model.
- ↑ Перейти обратно: 136,0 136,1 136,2 Toyota in The World 2008 . — P. 31. Number of Vehicles Registered in Japan by Model.
- ↑ Перейти обратно: 137,0 137,1 137,2 Toyota in The World 2009 . — P. 9. Number of Vehicles Registered in Japan by Model.
- ↑ Перейти обратно: 138,0 138,1 138,2 Toyota in The World 2010 . — P. 9. Number of Vehicles Registered in Japan by Model.
- ↑ Перейти обратно: 139,0 139,1 139,2 Toyota in The World 2011 . Number of Vehicles Registered in Japan by Model.
- ↑ Перейти обратно: 140,0 140,1 140,2 Toyota in The World 2012 . — P. 10. Number of Vehicles Registered in Japan by Model.
- ↑ Перейти обратно: 141,0 141,1 141,2 Toyota in The World 2013 . — P. 10. Number of Vehicles Registered in Japan by Model.
- ↑ Toyota Passenger Car Sales 1965-2015.
- ↑ Toyota Deutschland baut Marktanteil deutlich aus (нем.) (недоступная ссылка). Toyota Deutschland (9. Januar 2003). Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Toyota Deutschland: Neuer Rekord-Marktanteil in 2003 (нем.). Toyota Deutschland (9. Januar 2004). Дата обращения: 2 июля 2015. (недоступная ссылка)
- ↑ Toyota Zulassungsziel für 2006 liegt bei 140.000 Einheiten (нем.) (недоступная ссылка). Toyota Deutschland (13. Januar 2006). Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ 2005 No.1 Announcement (англ.). Toyota Pressroom Australia (05 January 2006). Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ 2006 war Rekordjahr für Toyota Deutschland GmbH (нем.) (недоступная ссылка). Toyota Deutschland (17. Januar 2007). Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Продажи Toyota и Lexus в России в 2006 году . AutoBusiness Info (16 января 2007). Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 149,0 149,1 TOYOTA RETAIL SALES December, 2007.
- ↑ TOYOTA REPORT 2006 (англ.). Toyota Pressroom Australia (04 January 2007). Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Продажи Toyota в России в 2007 году . AutoBusiness Info (16 января 2008). Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ TOYOTA SALES RESULTS 2007 PRESS KIT (англ.). Toyota Pressroom Australia (07 January 2008). Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 19 ноября 2016 года.
- ↑ Продажи Toyota и Lexus в России в 2008 году . AutoBusiness Info (14 января 2009). Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ TOYOTA RETAIL SALES December, 2008.
- ↑ TOYOTA SALES RESULTS 2008 PRESS KIT (англ.). Toyota Pressroom Australia (06 January 2009). Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Hervorragendes Verkaufsergebnis der Toyota Deutschland GmbH (нем.). Toyota Deutschland (18. Januar 2010). Дата обращения: 2 июля 2015. (недоступная ссылка)
- ↑ Итоги продаж Toyota и Lexus в России в 2009 году . AutoBusiness Info (15 января 2010). Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 18 ноября 2016 года.
- ↑ TOYOTA RETAIL SALES December, 2009.
- ↑ Перейти обратно: 159,0 159,1 TCI Month End Sales Results for December 2010 (англ.) (pdf). Toyota Canada Newsroom. Дата обращения: 10 июня 2016. Архивировано 14 марта 2016 года.
- ↑ TOYOTA SALES RESULTS 2009 PRESS KIT (англ.). Toyota Pressroom Australia (06 January 2010). Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 19 ноября 2016 года.
- ↑ Итоги продаж автомобилей Toyota и Lexus в России в 2010 году . AutoBusiness Info (20 января 2011). Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ TOYOTA RETAIL SALES December, 20108.
- ↑ TOYOTA SALES RESULTS 2010 PRESS KIT (англ.). Toyota Pressroom Australia (06 January 2011). Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ TOYOTA U.S. SALES SUMMARY December, 2011.
- ↑ TCI Month End Sales for December 2011 (англ.) (pdf) (недоступная ссылка). Toyota Canada Newsroom. Дата обращения: 10 июня 2016. Архивировано 10 января 2014 года.
- ↑ TOYOTA SALES RESULTS 2011 PRESS KIT (англ.). Toyota Pressroom Australia (05 January 2012). Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 26 апреля 2013 года.
- ↑ TOYOTA U.S. SALES SUMMARY December, 2012.
- ↑ TCI Month End Sales Results for December 2012 (англ.) (pdf) (недоступная ссылка). Toyota Canada Newsroom. Дата обращения: 10 июня 2016. Архивировано 27 июня 2013 года.
- ↑ TOYOTA SALES RESULTS 2012 PRESS KIT (англ.). Toyota Pressroom Australia (04 January 2013). Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ TOYOTA U.S. SALES SUMMARY December, 2013.
- ↑ TCI Month End Sales Results for December 2013 (англ.) (pdf) (недоступная ссылка). Toyota Canada Newsroom. Дата обращения: 10 июня 2016. Архивировано 10 января 2014 года.
- ↑ TOYOTA U.S. SALES SUMMARY December, 2014.
- ↑ TCI Month End Sales Results for December 2014 (англ.) (pdf). Toyota Canada Newsroom. Дата обращения: 10 июня 2016. Архивировано 31 июля 2015 года.
- ↑ TOYOTA SALES RESULTS 2014 PRESS KIT (англ.). Toyota Pressroom Australia (06 January 2015). Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано 17 марта 2015 года.
- ↑ December 2015 Sales Chart (англ.) (pdf). Toyota USA Newsroom (January 05, 2016). Дата обращения: 10 июня 2016. Архивировано 20 мая 2016 года.
- ↑ TCI Month End Sales Results for December 2015 (англ.) (pdf). Toyota Canada Newsroom. Дата обращения: 10 июня 2016. Архивировано 8 июля 2016 года.
- ↑ Toyota sales results 2015 press kit (англ.). Toyota Pressroom Australia (06 January 2016). Дата обращения: 2 июля 2016. Архивировано 24 марта 2016 года.
Литература
Каталоги
- Vitz Model Lineup/Vitz Personality : [яп.]. — Toyota, 1999年. — 13/15 p. — (NM0016-9908).
- Vitz Model Lineup/Vitz Personality : [яп.]. — Toyota, 1999年. — 23/23 p. — (NM0045-0005).
- Vitz Model Lineup/Vitz Personality : [яп.]. — Toyota, 2000年. — 23/23 p. — (NM0027-0010).
- Vitz : [яп.]. — Toyota, 2001年. — 40 p. — (NM0028-0206).
- Vitz : [яп.]. — Toyota, 2002年. — 48 p. — (NM0029-0303).
- Vitz : [яп.]. — Toyota, 2005年. — 42 p. — (NM0012-0607).
- Vitz : [яп.]. — Toyota, 2007年. — 42 p. — (NM0014-0803).
- Platz : [яп.]. — Toyota, 1999年. — 28 p. — (NQ0016-9908).
- Platz : [яп.]. — Toyota, 2002年. — 28 p. — (NQ0019-0307).
- Belta : [яп.]. — Toyota, 2005年. — 30 p. — (PF0012-0608).
- Belta : [яп.]. — Toyota, 2008年. — 30 p. — (PF0025-0905).
- Fun Cargo : [яп.]. — Toyota, 1999年. — 19 p. — (CG0016-9908).
- Fun Cargo : [яп.]. — Toyota, 2002年. — 25 p. — (CG0010-0312).
- Ractis : [яп.]. — Toyota, 2005年. — 35 p. — (CG0012-0711).
- Toyota Echo 2000 : [англ.]. — Toyota Canada, 1999. — 13 p. — (C0002-0300E-50).
- ecHo 03 : [англ.]. — Toyota Canada, 2002. — 14 p. — (C0002-0403E-50).
- 07 Yaris : [англ.]. — Toyota USA, 2006. — 13 p.
- 2009 Yaris : [англ.]. — Toyota USA, 2008. — 14 p.
- Yaris : [рус.]. — Toyota, 2008. — 52 p.
Пресс-релизы
- New Toyota Yaris : [англ.]. — Toyota UK, 1999. — 26 p.
- YARIS VERSO IN THE UK MARKET : [англ.]. — Toyota UK, 1999. — 42 p.
- TOYOTA YARIS AND YARIS VERSO D-4D : [англ.]. — Toyota UK, 2001. — 19 p.
- TOYOTA YARIS T SPORT : [англ.]. — Toyota UK, 2001. — 17 p.
- TOYOTA YARIS AND YARIS VERSO – NEW FOR 2003 : [англ.]. — Toyota UK, 2003. — 23 p.
- THE NEW TOYOTA YARIS : [англ.]. — Toyota UK, 2006. — 37 p.
- TOYOTA MOTOR MANUFACTURING FRANCE : [англ.]. — Toyota. — 1 p.
- Preparation nouvelle Yaris : [фр.]. — TOYOTA MOTOR MANUFACTURING FRANCE. — 1 p.
- THE NEW TOYOTA YARIS SR 1.8-litre Dual VVT-i : [англ.]. — Toyota UK, 2007. — 43 p.
Руководства
- Toyota Vitz/Platz : [рус.]. — Москва : Легион-Автодата, 2007. — 394 с. — (Устройство, техническое обслуживание и ремонт). — ISBN 5-88850-267-7.
- Yaris : Сборник руководств по ремонту и техническому обслуживанию : Электронная книга : [рус.]. — Toyota, 2005. — (PZ471-Z00S0-CARU).
Годовые отчёты
- Toyota in The World 2005 : [англ.]. — Japan : Toyota, 2005. — 102 p.
- Toyota in The World 2006 : [англ.]. — Japan : Toyota, 2006. — 87 p.
- Toyota in The World 2007 : [англ.]. — Japan : Toyota, 2007. — 52 p. — (PR-E-07BC04).
- Toyota in The World 2008 : [англ.]. — Japan : Toyota, 2008. — 60 p. — (PR-E-08BC01).
- Toyota in The World 2009 : [англ.]. — Japan : Toyota, 2009. — 28 p.
- Toyota in The World 2010 : [англ.]. — Japan : Toyota, 2010. — 25 p.
- Toyota in The World 2011 : [англ.]. — Japan : Toyota, 2011. — 28 p.
- Toyota in The World 2012 : [англ.]. — Japan : Toyota, 2012. — 25 p.
- Toyota in The World 2013 : [англ.]. — Japan : Toyota, 2013. — 25 p.
Ссылки
Yaris . Toyota Baltic AS. — Описание модели последнего поколения на эстонском сайте. Дата обращения: 31 июля 2015.
Vitz (яп.). Toyota Motor Corporation. — Страница модели на японском сайте. Дата обращения: 31 июля 2015.
History of the Toyota Yaris (англ.). The Official Blog of Toyota UK (19 February 2015). Архивировано 20 августа 2020 года.
- Автомобили, представленные в 1999 году
- Автомобили 1990-х годов
- Автомобили 2000-х годов
- Автомобили 2010-х годов
- Хетчбэки
- Купе (кузов)
- Седаны
- Автомобили с переднемоторной переднеприводной компоновкой
- Автомобили с переднемоторной, полноприводной компоновкой
- Колёсная формула 4×2
- Колёсная формула 4×4
- Автомобили сегмента B
- Автомобили по алфавиту
- Фургоны
- Автомобили, представленные в 2005 году
- Автомобили, представленные в 2010 году
- Автомобили Toyota
- Европейский автомобиль года