Перейти к содержанию

Tachikawa Ki-54

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Tachikawa Ki-54
Ki-54 из состава Школы связи АрмииKi-54 из состава Школы связи Армии
Тип учебно-боевой самолёт
Разработчик Татикава хикоки КК
Производитель Tachikawa — завод в Татикава
Главный конструктор Рёкити Эндо
Первый полёт лето 1940 года
Начало эксплуатации 1941 год
Эксплуатанты

Флаг Императорской армии Японии ВВС Императорской армии Японии
Знак ВВС Таиланда Королевские ВВС Таиланда

Императорские ВВС Маньчжоу-го
Годы производства 19411945
Единиц произведено 1368 с учётом модификаций

Tachikawa Ki-54 (яп. 一式双発高等練習機 Итисики со:хацу ко:то: рэнсю:ки) — японский двухмоторный учебно-боевой самолёт периода Второй мировой войны.

История

В конце 1939 года воздушный штаб Японской армии выдал заказ на проектирование двухмоторного многоцелевого самолёта для замены "учебного самолёта Тип 95". Самолёт должен был располагать управлением и характеристиками на уровне современных двухмоторных самолётов, поступивших на вооружение армейской авиации в 1937 году. Кроме того, самолёт должен был использоваться одновременно для подготовки всех членов экипажа бомбардировщика: пилота, штурмана, бомбардира, стрелка и радиста[1].

Проектирование самолёта началось на заводе «Татикава» под руководством авиаконструктора Рёкити Эндо. Последний для проектируемого самолёта выбрал конструкцию «низкоплана» под два двигателя воздушного охлаждения Хитати Ха-13а мощностью 510 л.с. каждый с винтами изменяемого шага типа Гамильтон. Самолёт располагал элементами цельнометаллической конструкции с тканевой обшивкой рулевых поверхностей[1].

В качестве учебного и лёгкого, транспортный самолёт Ki-54 показал себя очень удачной машиной и широко использовался японцами в течение всей войны на Тихом океане. Отдельные модели небольшими сериями поставлялись для авиации Маньчжоу-го[1].

Модификации

Прототип самолёта, получивший название Ki-54 (яп. キ54), впервые полетел летом 1940 года.

  • Ki-54а — «самолёт повышенной летной подготовки армейский тип 1 модель А»
    Запущен в серию в 1941 году, после некоторых доработок, выполненных с целью уменьшения передней центровки самолёта. Предназначался для подготовки пилотов[1].
  • Ki-54b — «учебно-боевой самолёт армейский тип 1 модель В»
    Следующая серийная модель. В этой модификации самолёт предусматривал подготовку помимо пилотов и других членов экипажей бомбардировщиков, в соответствии с требованиями воздушного штаба. Самолёт обладал четырьмя подвижными стрелковыми установками с 7,7-мм пулеметами «тип 89» и использовался почти во всех училищах боевой подготовки армейских пилотов а также в гражданских лётных школах, подготавливающих военных пилотов для Японской армии. Ki-54b стал самым распространённым типом Ki-54, составив большинство из выпущенных 1368 самолётов всех модификаций[1].
  • Ki-54с — «транспортный самолёт армейский тип 1 модель С»; гражданский вариант — Y-59
    Эта модель представляла собой связной или лёгкий пассажирский самолёт с пониженной высотой фюзеляжа и с установкой восьми посадочных мест[1].
  • Ki-54о — «патрульный бомбардировщик армейский тип 1 модель D»
    Представлял собой самолёт противолодочной обороны, несший на борту восемь 60-кг глубинных бомб. Было выпущено всего несколько таких машин, использовавшихся очень недолго[1].
  • Ki-110
    Выпущенный к концу войны цельнодеревянный вариант Ki-54с. Единственный опытный образец аппарата был разрушен во время авиационного налёта американцев[1].
  • Ki-111 (не построен)
    Проект модификации самолёта с протектированными баками. До конца войны проект не был закончен[1].
  • Ki-114 (не построен)
    Проект улучшенного варианта Ки-110. До конца войны проект не был закончен[1].

Тактико-технические характеристики (Ki-54c)

Источник данных: The Concise Guide to Axis Aircraft of World War II;[2] Japanese Aircraft of the Pacific War[3]

Технические характеристики

(2 × 380 кВт

  • 470 л.с. / 350 кВт на 1700 м)
  • Воздушный винт: двухлопастные металлические, изменяемого шага, тип Гамильтон
Лётные характеристики

Эксплуатанты

Флаг Японской империи Японская империя
Флаг Маньчжоу-го Маньчжоу-го
нанкинское правительство Ван Цзинвэя
 Китайская Республика
 Китай
  • ВВС КНР: 4 трофейных самолёта. Применялись, в частности, для тренировок первого выпуска (14 курсантов) женщин-пилотов. Списаны в 1952 году.
Франция Французский Индокитай
  • Знак ВВС Франции ВВС Франции: не менее 7 Ki-54 использовались после капитуляции Японии в Section Aérienne de Liaison SAL 99, между 1945 и 1947 годами.
 Великобритания
  • Знак ВВС Великобритании Royal Air Force: 1 самолёт непродолжительно использовался 273-й эскадрильей в сентябре-октябре 1945 года на территории Французского Индокитая[4].
 Таиланд

Знак ВВС Таиланда Королевские ВВС Таиланда (?)

Сохранившиеся самолёты

Ki-54 в Музее науки и авиации Мисава
  • Фюзеляж Ki-54 имеется в экспозиции Австралийского военного мемориала. Ранее он был частью оборудования игровой площадки детского сада авиабазы Фэйрбарн (Канберра).[5][6]
  • Другой фюзеляж Ki-54 хранится в Китайском музее авиации (Пекин)[7].
  • Ещё один неотреставрированный Ki-54 находится в японском Музее науки и авиации Мисава, Самолёт был найден 13 августа 2010 года на дне озера Товада (озеро) (префектура Аомори; поднят 5 сентября 2012 года[8] и выставлен для обозрения.[9]

См. также

сопоставимые самолёты:

списки

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 Ki-54. Уголок неба (2004). Дата обращения: 27 апреля 2010. Архивировано 15 мая 2012 года.
  2. Mondey, 1996, p. ?.
  3. Francillon, 1979, p. 256.
  4. Thomas, Andy (July 2008). «Vietnam Prelude». FlyPast (Key Publishing) (324): 70–71.
  5. Anyone got pics of the AWM Ki-54?. Warbirdz Aviation Photography. Дата обращения: 15 декабря 2013. Архивировано 12 апреля 2012 года.
  6. Tachikawa Ki-54c 'Hickory' fuselage : 10th Independent Air Brigade, Imperial Japanese Army Air Force. awm.gov.au. Australian War Memorial. Дата обращения: 15 июня 2018.
  7. Aircraft database. LPH2O (April 3, 2016).
  8. 旧陸軍の練習機69年ぶり地上に、青森・十和田湖で引き揚げ (яп.) (September 5, 2012). Дата обращения: 2 апреля 2016.
  9. 旧陸軍練習機、十和田湖で発見…戦時中に墜落 (яп.). Yomiuri Online (August 13, 2010). Архивировано 16 августа 2010 года.

Источники

  • О. Дорошкевич. Самолеты Японии второй мировой войны.-Минск, Харвест, 2004
  • Обухович В. А., Кульбака С. П., Сидоренко С. И. Самолёты второй мировой войны.- Мн.: ООО «Попурри», 2003.- 736 с.:ил. ISBN 985-438-823-9.
  • Серия: История авиационной техники. Авиация Японии во Второй мировой войне. Часть третья: Накадзима-Тачикава. - Издательский отдел ЦАГИ, 1996
  • Francillon, René J. Japanese aircraft of the Pacific War. — London : Putnam, 1979. — ISBN 0-370-30251-6. (new edition 1987 by Putnam Aeronautical Books, ISBN 0-85177-801-1.)
  • Mondey, David. The Concise Guide to Axis Aircraft of World War II. — New York : Bounty Books, 1996. — ISBN 1-85152-966-7.
  • (September 1999) «Les avions japonais aux coleurs françaises» (French). Avions : [Toute l'Aéronautique et Son Histoire] (78): 6–17. ISSN 1243-8650.

Ссылки