NScripter

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
NScripter
Тип Игровой движок (Список)
Разработчик Наоки Такахаси
Поддерживаемые ОС Windows
Написан на языке C++
Лицензия Freeware
Последняя версия 23.02.2018
nscripter.com

NScripter — игровой движок для создания визуальных новелл. Написан Наоки Такахаси (яп. 高橋 直樹 Takahashi Naoki). Название состоит из первой буквы имени автора движка — «N», и слова «Scripter», обозначающего, что NScripter как наследник движка Scripter3 авторства Такахаси Атару (яп. Takahashi Ataru) частично унаследовал его синтаксис.

Благодаря своей простоте (использует ассемблер-подобный скриптовый язык) и весьма либеральной лицензии (бесплатен даже для коммерческого использования) стал популярен в Японии. Использовался для ряда коммерческих проектов: HaniHani, Tsukihime, Binary Pot, Higurashi no Naku Koro ni и многих других.

ONScripter

ONScripter
Тип Игровой движок (Список)
Разработчик Ogapee
Поддерживаемые ОС Windows, Linux, macOS
Написан на языке C++
Лицензия GPL
onscripter.sourceforge.jp

Оригинальный NScripter был доступен только для Microsoft Windows и поддерживал только японский язык. Поэтому были написано несколько клонов. Самым популярным стал ONScripter — движок с открытым исходным кодом, базирующийся на графической библиотеке SDL. Благодаря ONScripter’у у пользователей появилась возможность воспроизводить игры и новеллы, созданные на движке NScripter, на других платформах. В частности, существуют порты ONScripter для macOS, Linux, Sega Dreamcast, Sony Playstation 3, Sharp Zaurus, Nintendo DS[источник не указан 4696 дней], PlayStation Portable и Apple iPhone.

ONScripter-En

ONScripter-En
Тип Игровой движок (Список)
Разработчик Mion
Ключевые программисты Peter Jolly
Дата выпуска 5 сентября 2006
Поддерживаемые ОС Windows, Linux, macOS
Написан на языке C++
Лицензия GPL
Последняя версия 20110930 / 30 сентября 2011
web.archive.org/web/2018…

Поскольку ONScripter, являясь чистокровным клоном, унаследовал те же недостатки, что и его «прародитель», англоязычной группой фан-переводчиков под названием insani были разработаны патчи, добавляющие поддержку 1-байтовых символов наравне с Shift-JIS, а также корректных переносов строк (функция отсутствовала потому, что в японском языке нет переносов как таковых), которые впоследствии вошли в официальный дистрибутив ONScripter’а. Несмотря на это, группа продолжала поддерживать собственную ветку, названную ONScripter-En. В 2006-м году insani передали разработку ветки Peter «Haeleth» Jolly.

Proportional ONScripter

Proportional ONScripter
Тип Игровой движок (Список)
Разработчик Mion
Ключевые программисты Peter Jolly
Дата выпуска 6 сентября 2006
Поддерживаемые ОС Windows, Linux, macOS
Написан на языке C++
Лицензия GPL
Последняя версия 20111009 / 9 октября 2011
Первая игра на движке Tokoyo no Hoshizora (русская версия) / 15 ноября 2007
web.archive.org/web/2018…

В 2006 году была начата работа над юникод-ориентированной веткой ONScripter'а, названной «Proportional ONScripter», или просто «PONScripter». В отличие от ONScripter’а, Proportional ONScripter поддерживает скрипты, кодированные в формате UTF-8, а также множество дополнительных возможностей, включая:

  • различные стили текста — курсив, подчёркнутый, зачёркнутый и т. д.
  • подключение до 8 различных файлов шрифтов (системные по-прежнему не поддерживаются)
  • отсутствие ограничений на формат шрифтов: поддерживаются растровые, OpenType и т. д.
  • пропорциональные шрифты наравне с полноширинными и моноширинными (отсюда и название ветки)
  • локализация интерфейсных строк

Всё это дало возможность перевести новеллы, изначально выпущенные на движке nScripter, на все языки мира, включая русский.

В конце 2009-го у англоязычной ветки ONScripter-En и Proportional ONScripter’а сменился разработчик. Им стала Mion, глава фанатской локализаторской группы Sonozaki Futago-tachi, в своё время выпустившей перевод новеллы-первоисточника Higurashi no Naku Koro ni.

ONScripter-ANSI

Представляет собой небольшую модификацию-патч, добавляющую поддержку скриптов в кодировке Windows-1251 вместо Shift-JIS, использующегося в исходной версии оригинальной ветки ONScripter-En.

ONSlaught

ONSlaught
Тип Игровой движок (Список)
Разработчик Helios_VMG
Дата выпуска 30 декабря 2008
Поддерживаемые ОС Windows
Написан на языке C, C++, Yacc
Лицензия BSD
Последняя версия 20111126 / 26 ноября 2011
Первая игра на движке Tsukihime (русская версия)
sourceforge.net/projects…

В начале 2009 года написан как альтернатива ONScripter’у. Частично включает возможности Proportional ONScripter’а, а также большой список поддерживаемых кодировок для скриптов наравне с Shift-JIS и UTF-8. Также позволяет растягивать картинку низкого разрешения до полноэкранной, не меняя при этом само разрешение экрана. На момент написания статьи, совместимость с существующими новеллами низкая, отсутствует ряд необходимых функций.

Факты о локализациях новелл

ONScripter-En использовался практически во всех англоязычных локализациях nScripter-новелл, Из-за того, что Наоки Такахаси добавил поддержку 1-байтового текста лишь в последней версии своего движка, была упущена потенциальная переводческая аудитория.

Proportional ONScripter был использован в русскоязычных локализациях бесплатных кратких новелл Tokoyo no Hoshizora, Natsu no Hi no Resonance, Negaeba Kitto, в официальной французской версии Higurashi no Naku Koro ni, а также в нескольких неофициальных портах коммерческих новелл.

ONSlaught был использован в русскоязычной локализации Tsukihime.

Примеры

Пример простейшей «программы» для среды nScripter, выводящей «Hello, world!»
*define

game

*start
setwindow 26,344,26,5,22,22,0,0,0,1,1,#2266BB,0,320,639,479

`Hello, world!\

end
Пример простейшего главного меню с фоном (с комментариями)
*define

effect 2,10,1000 ;Назначаем эффект 2 10-м эффектом: "появление из темноты", с длительностью в 1 секунду

game

*start

bg "image.png",2 ;Открываем фоновое изображение с указанным эффектом

locate 10,12 ;Располагаем текст, кнопки

select "Start Game",*gamestart ;Прописываем кнопку

*gamestart ;Игра начинается

setwindow 26,344,26,5,22,22,0,0,0,1,1,#2266BB,0,320,639,479 ;Располагаем границы текста, размер шрифта и т. д.

bg "fon.jpg",2 ;Выставляем для игры фон

`Hello, world!\ ;Выводим текст

end

Ссылки