Шань-жуны

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Шань-жун»)
Шань-жуны
Тип древний кочевой народ
Этноиерархия
Раса монголоидная
Группа народов протомонголы
Общие данные
Язык древнемонгольский
В составе жун
Родственны сюньюй, сяньюнь, дунху, хунну, цюань-жун, ухуань
Историческое расселение
 Китай  Монголия

Шань-жуны (кит. 山戎) — древнемонгольское племя, одно из ответвлений жунов. Проживали вдоль северных границ китайских царств, занимая территории современной провинции Хэбэй.

История

Сыма Цянь, автор «Ши цзи», приводит следующие сведения: «Еще до времен государей Тхан (Тан Яо) и Юй (Юй Шунь) находились поколения Шаньжун, Хянь-юнь и Хунь-юй». Таким образом, Сыма Цянь самую раннюю историю шань-жунов и их предков связывал с периодом правления «Пяти Древних Императоров»[1].

В китайском тексте слово «поколения» отсутствует, а комментаторы приводят пояснения для Шаньжун:

Чжэн-и: По «Цзочжуань», в 30 г. [князя] Чжуан циские жители воевали против Шаньжун. Ду Юй говорит: «Шаньжун, Бэйжун, Учжун, — это три имени [жунов]. В «Тодичжи» говорится: «Ючжоуский уезд Юйянсянь первоначально государство, владение сынов Бэйжуна и Учжуна»[1].

Согласно «Ши цзи», до Тана и Юя племена шаньжунов, сяньюней и хуньюев жили на землях северных варваров и вслед за пасущимся скотом кочевали с места на место. «Из домашнего скота более содержат лошадей, крупный и мелкий рогатый скот; частью разводят верблюдов, ослов, лошаков и лошадей лучших пород». «В поисках воды и травы [они] переходят с места на место, и хотя у них нет городов, обнесенных внутренними и наружными стенами, нет постоянного местожительства и они не занимаются обработкой полей, тем не менее каждый тоже имеет выделенный участок земли». «По существующим среди них обычаям, в мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование, а в тревожные годы каждый обучается военному делу для совершения нападений. Таковы их врожденные свойства»[2].

В «Ши цзи» также имеются сведения о военных походах шань-жунов на китайские царства. Через шестьдесят пять лет после похода циньского Сян-гуна на цюаньжунов «шаньжуны прошли через [царство] Янь и напали на [царство] Ци. Ли-гун, правитель Ци, вступил с ними в сражение в предместьях столицы Ци. Через сорок четыре года шаньжуны напали на [царство] Янь. [Правитель] Янь обратился за помощью к [царству] Ци. Хуань-гун, правитель Ци, выступил на север против шаньжунов, и они ушли»[2].

Этническая принадлежность

А. С. Шабалов в отношении как древних жунов, так и собственно шань-жунов придерживается мнения, что данные народы были монголоязычны[3]. Согласно Д. Д. Дондоковой, жуны делились на цюань-жунов и шань-жунов. Шань-жуны ею названы предками дун-ху, несомненно, генетически связанными с монгольской этнической общностью[4]. По Л. Н. Гумилёву, шаньжуны (горные жуны) — самое восточное племя жунов, обитавшее на склонах Хингана и Иньшаня. Шаньжуны слились частью с восточными монголами — дунху, частью — с хуннами. Не менее интенсивно сливались они с китайцами, а на западе — с тибетцами[5].

Согласно Н. Я. Бичурину, шань-жуны — название монгольского поколения, до II в. до н. э. обитавшего на землях, занимаемых ныне аймаками аохань, наймань и корцинь во Внутренней Монголии[6]. Янь Шы-гу, живший в VII веке[7], писал, что поколения шань-жунов и дун-ху были предками древних монголов ухуаньцев и сяньби[8][9]. Л. Л. Викторова в числе племён и народов, генетически связанных с монголами, упоминает цюань-жунов, шань-жунов, бэйди и дунху[10].

Согласно китайским текстам «Юань-цзянь-лэй-хань» и «Сюй-Вэнь-сянь-тун-каом», урянхайцы являются потомками и преемниками древних шань-жун и позднейших хи (кумохи), занимая те же земли, как и их предшественники и предки. Улянха — собственно (первоначально) земля шань-жун (горных жунов) времени Чунь-цю; династия Хань сделала её владением главы (народа) хи, который при династии Хоу-Вэй, назывался кумохи. Впоследствии народ кумохи подчинился киданям[11].

Сыма Цянь отождествляет хуннов с шань-жунами[9]. Жунов и ди (бэйди) шанцы и чжоусцы называли общим именем жунди, а также гуйфан, хуньи, цюаньи, цюаньжун, сюньюй, сяньюн. После периода Чжаньго их также называли ху и сюнну (хунну)[12].

Ван Го-вэй на основе анализа надписей на бронзе, а также структуры иероглифов, в результате фонетических изысканий и сопоставления полученных данных с материалами различных источников пришел к выводу, что встречающиеся в источниках племенные названия гуйфан, хуньи, сюньюй, сяньюнь, жун, ди (бэйди) и ху обозначали один и тот же народ, вошедший позднее в историю под именем сюнну[13]. Достаточно убедительно разработанная теория Ван Го-вэя нашла сторонников среди большинства китайских историков. Таким образом, сюнну были издавна известны в Китае под paзличными названиями. На стыке династий Шан и Чжоу они носили названия: гуйфан, хуньи или сюньюй, при династии Чжоу — сяньюнь, в начале периода Чуньцю — жун, а затем ди. Начиная с периода Чжань-го их называли ху или сюнну[14].

В дальнейшем ряд исследователей также поддержали данную теорию, считая, что племена, входившие в общность сяньюнь[15], чуньвэй (шуньвэй)[16], хуньи[14][17], цюаньи[12], сюньюй, жун, шань-жун[18], цюань-жун, гуйфан, бэйди (ди)[19], представляли собой предков хунну. Согласно Н. Я. Бичурину, хуньюй, хяньюнь и хунну — три разные названия одному и тому же народу, известному ныне под названием монголов[20].

Тюркская теория происхождения хунну является на данный момент одной из самых популярных в мировом научном сообществе. В число сторонников тюркской теории происхождения хуннов входят Э. Паркер, Жан-Пьер Абель-Ремюза, Ю. Клапорт, Г. Рамстедт, Аннемари фон Габайн, О. Прицак и другие[21]. Известный тюрколог С. Г. Кляшторный считал хунну преимущественно тюркоязычными племенами[22].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Кюнер Н. В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. — Москва: Изд-во восточной лит-ры, 1961. — 391 с.
  2. 2,0 2,1 Сыма Цянь. Исторические записки. Ши цзи. Глава 110. Повествование о Сюнну. Перевод В. С. Таскина. www.vostlit.info. Дата обращения: 4 июля 2019.
  3. Шабалов А. С. Происхождение уйгуров, ойратов (калмыков) и других телэских племен XVIII в. до н. э. — XIV в. н. э. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2014. — 248 с.
  4. Дондокова Д. Д. Лексика духовной культуры бурят. — IMBT, 2003. — С. 29. — 134 с. — ISBN 9785792501362.
  5. Гумилёв Л. Н. История народа Хунну. I. Во мгле веков. gumilevica.kulichki.net. Дата обращения: 17 декабря 2018.
  6. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — Москва-Ленинград: Академия наук СССР, 1950. — С. 74.
  7. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — Москва-Ленинград: Академия наук СССР, 1950. — С. 62.
  8. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — Москва-Ленинград: Академия наук СССР, 1950. — С. 76.
  9. 9,0 9,1 Грум-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. — Directmedia, 2013-03-13. — С. 85. — 907 с. — ISBN 9785446048205.
  10. Викторова Л. Л. Монголы: происхождение народа и истоки культуры. — Изд-во "Наука", 1980. — С. 119. — 224 с.
  11. Кюнер H. В. Восточные урянхайцы по китайским источникам. kronk.spb.ru. Дата обращения: 6 марта 2019.
  12. 12,0 12,1 Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая. — Рипол Классик, 2013. — 300 с. — ISBN 9785458243278.
  13. Ван Го-вэй, Гуаньтан цзилинь (Собрание сочинений Ван Го-вэя), т. 1-2, Шанхай, 1930.
  14. 14,0 14,1 Таскин В. С. Материалы по истории сюнну (по китайским источникам) / Думан Л.И. — Москва: Наука, 1968. — 177 с.
  15. Li, Feng (2006). Landscape And Power In Early China. Cambridge University Press. Pages 343-346.
  16. Сыма Цянь — Исторические записки. Том 1. unotices.com. Дата обращения: 16 декабря 2018.
  17. Минаев С. С. Исследование Ван Говэя о ранней истории сюнну // Академическое востоковедение в России и странах ближнего зарубежья (2007–2015): Археология, история, культура. — 2015. — С. 390—394.
  18. Бембеев Е. В., Команджаев А. Н. Происхождение хунну в свете данных археологии, антропологии и анализа письменных источников. cyberleninka.ru. Дата обращения: 5 декабря 2018.
  19. Гомбожапов А. Д. Кочевые цивилизации Центральной Азии в трудах Л. Н. Гумилева. — IMBT, 2009. — 330 с. — ISBN 9785792503335.
  20. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — Москва-Ленинград: Академия наук СССР, 1950. — С. 75.
  21. Pritsak O. 1959. XUN Der Volksname der Hsiung-nu. Central Asiatic Journal, 5: 27-34.
  22. Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма / С. Г. Кляшторный; Филологический факультет СПбГУ. — СПб., 2003, С. 153.