Хлодвиг I

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и входит в число серебряных статей пантеона
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Хлодвиг I
лат. Chlodovechus, Luduinus, Clodovicus, Ludovicus;
франкск. Chlodowech, Chlodwig
Крещение Хлодвига с чудом Святой скляницы (фрагмент). Переплётная пластина из слоновой кости, вырезанная около 870 года. Реймс. Музей Пикардии в АмьенеКрещение Хлодвига с чудом Святой скляницы (фрагмент). Переплётная пластина из слоновой кости, вырезанная около 870 года. Реймс. Музей Пикардии в Амьене
около 481/482 — 511
Предшественник Хильдерик I
Преемник Теодорих I
Хлодомир
Хильдеберт I
Хлотарь I

Дата рождения около 466
Дата смерти 27 ноября 511(0511-11-27)
Место смерти Париж, Франкское государство
Место погребения храм Апостолов Петра и Павла (будущая церковь Святой Женевьевы) Париж, Франция; надгробие перевезено в собор Сен-Дени (1816)
Род Меровинги
Отец Хильдерик I
Мать Базина Тюрингская
Супруга 1-я: неизвестная по имени женщина
2-я: Клотильда Бургундская
Дети От 1-го брака:
сын: Теодорих I
От 2-го брака:
сыновья: Ингомер, Хлодомир, Хильдеберт I, Хлотарь I
дочь: Клотильда Младшая
Отношение к религии сначала германское язычество,
затем никейское христианство

Хлодвиг I — король франков, правил в 481/482 — 511 годах; из династии Меровингов.

За время правления в ходе многочисленных войн существенно расширил границы Франкского государства. В 486 году разбил войска бывшего римского наместника Сиагрия (управлявшего небольшой частью Галлии — областью вокруг Суассона), расширив владения салических франков до Луары, что явилось исходным этапом в образовании Франкского государства. Завоевал большую часть земель алеманнов (496 год), изгнал вестготов из Южной Галлии (507 год), подчинил франков, живших по среднему течению Рейна.

В 496 году принял христианство в ортодоксальной форме (в то время как среди среди германских племён было распространено арианство), что способствовало укреплению его власти, обеспечив ему поддержку духовенства и благожелательное отношение галло-римского населения. Своей резиденцией сделал Париж. Хлодвиг I укрепил королевскую власть и превратил её в наследственную. При нём была записана Салическая правда.

Исторические источники

Главным биографом Хлодвига является Григорий Турский, епископ города Тура. Фредегар, записавший свою «Хронику» в VII веке, и анонимный автор «Книги истории франков», живший в VIII веке, в основном повторяют Григория Турского, не делая значительных отступлений от его текста. Кроме того, до наших дней дошли некоторые фрагменты переписки того времени и более поздние записи, сделанные на основе источников, которые не сохранились до сегодняшнего дня.

Григорий Турский родился менее чем через три десятка лет после смерти Хлодвига и мог лично встречаться с людьми, ещё помнившими покойного короля. Он точно был знаком с людьми, знавшими жену Хлодвига королеву Клотильду, пережившую короля на 33 года и после смерти мужа удалившуюся в Тур, где она провела остаток жизни в базилике Святого Мартина. Став епископом Тура и решив написать свой труд, посвящённый франкским королям, позже получивший наименование «История франков», Григорий наверняка встречался с людьми, помнившими рассказы покойной королевы. Видимо, эти рассказы и легли в основу его повествования о Хлодвиге.

В истории Хлодвига, рассказанной Григорием Турским, переплелись и сказочные мотивы, восходящие к устной народной традиции, и сведения церковного происхождения. Его «История» богата наставлениями, так как изначально этот текст имел своей целью поучение, а затем превратился в хвалебную биографию. Поэтому данный источник плохо отвечает требованию точного изложения исторических фактов. Хронология правления Хлодвига часто неясна. Григорий считает перечисленные ниже события пятилетиями: например, война с Сиагрием произошла, по его сведениям, через пять лет после восшествия Хлодвига на престол, война против алеманнов — через пятнадцать лет после начала правления, война с вестготами — за пять лет до его смерти. Такая подача информации может быть некоторым упрощением со стороны автора. Но вполне возможно, что эти даты близки к истине. Единственная более или менее точная дата, которой учёные располагают на сегодняшний день, — это дата смерти Хлодвига в 511 году. На основании того, что Григорий отмечает, что Хлодвиг правил 30 лет и умер в 45 лет[1], можно сделать вывод, что родился он около 466 года, а на престол взошёл примерно в 481 или 482 году.

Имя «Хлодвиг» (франкск. Hlodowig) состоит из двух частей — корней «hlod» (то есть «прославленный», «выдающийся», «именитый») и «wig» (что переводится как «бой»). Таким образом, «Хлодвиг» означает «Прославившийся в боях»[2].

Вступление на престол. Обстановка в Галлии

Галлия в 481 году

Хлодвиг, сын короля Хильдерика I и королевы Базины Тюрингской, вступил на трон в возрасте 15 лет, после смерти своего отца. На то время франки не были единым народом, они делились на салических и рипуарских франков. Но даже и эти две большие ветви, в свою очередь, подразделялись на более мелкие «королевства» (лат. regna), управляемые своими «королями» (лат. rex), по сути являвшимися лишь военными вождями. Таким образом, Хлодвиг унаследовал власть лишь над незначительной частью салических франков с центром в Турне.

Остальная Галлия, как отмечает Григорий Турский, была поделена следующим образом: «В этой же области, в южной её части, до самой реки Луары, жили галло-римляне. По ту сторону Луары господствовали готы. Бургунды, последователи ереси ариан, жили на той стороне Роны, на которой расположен город Лион»[3].

Часть римской территории с центрами в Суассоне и Париже из-за экспансии вестготов и бургундов первоначально была отрезана от своей метрополии — Западно-римской империи, а после того как эта империя в 476 году прекратила своё существование, вообще осталась последним клочком римской земли. Этой территорией правил Сиагрий, и по нему она получила наименование Государство Сиагрия. Григорий, говоря о Сиагрии, называет его «король римлян» (лат. rex Romanorum)[4], не зная его настоящего титула. Возможно, он величался патрицием, как его называет Фредегар в «Хронике»[5]. Более того, к нему относились как к сыну и преемнику Эгидия, которого, в свою очередь, считали сыном Аэция. В франкских преданиях эти трое защитников имперской Галлии выступают как династия римских королей, для которых даже была составлена родословная[6][7].

Война с Сиагрием

Аларих II выдаёт Сиагрия послам Хлодвига

Хлодвиг быстро понял обречённость Государства Сиагрия. К этому времени был уже свергнут Ромул Августул и убит последний законный август Запада Юлий Непот, и в Империи остался один император, правивший в Константинополе. Однако императору Зенону было не до далёкой Галлии. На Западе его больше занимало решение италийской проблемы, так что реально помочь Сиагрию он никак не мог. Можно было опасаться вестготов, интересам которых, естественно, больше отвечало существование сравнительно слабого государства Сиагрия, чем сильного и обширного Франкского королевства. Однако в 484 году могущественный вестготский король Эйрих умер, и это открывало простор для экспансии франков. В 486 году на 5-м году своего правления Хлодвиг I совместно со своим родственником, королём салических франков с центром в Камбре Рагнахаром, пошёл на Сиагрия войной[4]. Ещё ранее, видимо, в 485 году Хлодвиг, пытаясь заручиться поддержкой и рипуарских франков, вероятно, заключил союз с их королём Сигибертом и даже, возможно, женился на его дочери, которая родила ему сына Теодориха. Христианские хронисты считали этот брак недействительным и поэтому называли её наложницей, а её сына признавали незаконнорождённым.

В битве при Суассоне галло-римляне были разбиты. Сиагрий бежал в Тулузу, к королю вестготов Алариху II, прося у того убежища. Но Аларих, боясь навлечь на себя гнев франков, приказал связать Сиагрия и выдать его послам Хлодвига[4]. Отдельные группы войска Сиагрия кое-где ещё сопротивлялись и после сражения под Суассоном, но их сопротивление было сломлено. Так, например, согласно «Житию преподобной Геновефы Парижской», Хлодвиг осаждал Париж пять лет, прежде чем смог его взять. Интересно, что именно Святая Геновефа организовала доставку каравана из одиннадцати судов с продовольствием для голодающего населения Парижа. Хлодвиг сначала содержал Сиагрия под стражей, а после того как захватил его владения, приказал тайно заколоть[4]. Так в руки франков попала богатая область римской Галлии до реки Луары, с главным городом Парижем. Занимая её, Хлодвиг поступал по-хозяйски: лично всё ещё оставаясь язычником, он старался с первых же шагов наладить добрые отношения с влиятельными в здешних городах христианскими епископами ортодоксально-никейского вероисповедания[8][9].

Случай с суассонской чашей

Хлодвиг и солдат, разрубающий чашу. Большие французские хроники, XIV век. Национальная библиотека Франции. Хлодвиг здесь изображён пожилым человеком, хотя на самом деле ему на то время было всего 20 лет

Хрестоматийный пример этому — рассказанный в хронике Григория Турского эпизод с суассонской чашей. После победы у Суассона среди захваченной добычи оказалась удивительной красоты чаша из какой-то церкви, которую епископ той церкви попросил ему вернуть. Фредегар утверждает, что этим епископом был Ремигий, архиепископ Реймсского собора[10]. Хлодвиг сразу же согласился, но проблема заключалась в том, что захваченное подлежало разделу между всеми воинами. Король попробовал исключить чашу из этого раздела, попросив войско дать её ему сверх его доли. Но среди воинов нашёлся один убеждённый защитник норм военной демократии, который разрубил чашу мечом со словами: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию». Хлодвигу оставалось лишь передать посланцу прелата обломки священного сосуда. Он умел владеть собой и понимал формальную правоту смельчака, но и забыть подобный вызов он не мог. Когда через год ему довелось проводить очередной смотр своего войска, король придрался к якобы плохому состоянию оружия у этого воина и лично разрубил ему голову, сказав во всеуслышание: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне!»[4]. Возможно, этот рассказ имеет историческую основу. Это определённо не франкская легенда, вероятно, она взята из церковных источников. Это подействовало, короля стали бояться. Духовенство же быстро оценило добрую волю молодого монарха, и Святой Ремигий письменно признал его власть в качестве администратора римской провинции. «До нас дошла великая новость, что вы счастливым образом получили в свои руки управление военными делами. Но не ново то, что ты начинаешь быть тем, кем были твои отцы… почитай епископов и всегда прибегай к их советам. Если ты сохранишь согласие с ними, то всё пройдёт хорошо в твоей провинции», — писал тот Хлодвигу[11][12].

Война с тюрингами

Другим направлением франкской экспансии при Хлодвиге было германское. В 491 году, на 10-м году своего правления[4] Хлодвиг, выполняя союзнические обязательства перед королём рипуарских франков с резиденцией в Кёльне Сигибертом, начал войну с тюрингами. Григорий Турский рассказывает, что рипуарские франки не хотели этой войны и стремились к миру с тюрингами, выдав даже им в обеспечение этого мира заложников. Однако тюринги перебили заложников и сами вероломно напали на франков, отняв у них всё имущество. Их набег сопровождался страшными жестокостями. Они «вешали мальчиков на деревьях за срамные уды и погубили более двухсот девушек ужасной смертью: они привязали их за руки к шеям лошадей, которые под ударами палок с острым наконечником помчались в разные стороны и разорвали девиц на части; других же положили между колеями дорог, прибили их кольями к земле, прокатили по ним гружёные телеги и, переломав им кости, выбросили их на съедение собакам и птицам»[13].

Сигиберт запросил помощи у салических франков, и Хлодвиг откликнулся на эту просьбу. Он вторгся на территорию тюрингов и нанёс им поражение. Хотя возможно, что это племя рейнских тюрингов было окончательно покорено лишь к концу правления Хлодвига[14][15].

Женитьба на Клотильде

В 493—494 годах политический вес Хлодвига среди германских королей был уже настолько велик, что остготский король Теодорих Великий после победы над Одоакром просил руки сестры Хлодвига Аудофледы, и вскоре этот брак состоялся. Сам Хлодвиг, хотя и сожительствовал с некой женщиной и даже имел от неё сына, будущего короля Теодориха I, в 493 году женился на Клотильде (Хродехильде), дочери бургундского короля Хильперика II и племяннице бургундского короля Гундобада. Хотя королевский дом Бургундии был арианского исповедания, Клотильда под влиянием своей матери Каретены уже приняла христианскую веру, основанную на Никейском символе веры.

Статуя Святой Клотильды, королевы франков, жены Хлодвига I. Нотр-Дам де Корбей. XII век

Спустя поколение после этого бракосочетания появилась легенда, принятая за серьёзную историю, которая бросила тень на личность Клотильды и ещё более мрачную тень на личность короля Гундобада. Её поведал нам, как обычно, кратко Григорий Турский[16], подробности более полно представлены у Фредегара. У короля бургундов, согласно легенде, было четверо сыновей: Гундобад, Годегизель, Хильперик и Годомар. И вот Гундобад убил мечом своего брата Хильперика, а его жену утопил в реке, привязав к шее камень. Двух его дочерей он обрёк на изгнание; из них старшую, ставшую монахиней, звали Хроной (Кроной), младшую — Хродехильдой (Клотильдой). Они жили в Женеве. Хлодвиг часто направлял посольства в Бургундию, желая узнать о Клотильде. И поскольку видеться с ней не было позволено, Хлодвиг обратился за помощью к римлянину Аврелиану, поручив ему встретиться с принцессой. И вот Аврелиан, сменив одежды и приняв обличье нищего, взял с собой кольцо Хлодвига и отправился в путь. Когда он достиг города Генава (Женева), где жили сёстры, то был, подобно прочим нищим, с почтением принят в их доме. Клотильда выполнила благочестивую обязанность — сама стала мыть ему ноги, а Аврелиан, наклонившись, прошептал ей на ухо, что должен сообщить нечто важное наедине. Аврелиан сообщил, что его послал Хлодвиг, король франков, и, если на то будет Господня воля, Хлодвиг хочет соединиться с ней браком. Чтобы она поверила этим словам, он послал своё кольцо. Принцесса взяла кольцо, весьма обрадовалась и ответила, что Хлодвиг должен немедленно через послов просить о том Гундобада. Послы должны быть настойчивы и требовать срочного ответа. Иначе вернётся из Константинополя мудрый Аридий. «Если послы не поторопятся исполнить поручение, я опасаюсь, как бы не возвратился мудрый Аридий из Константинополя, ежели он вмешается, ничего у них не получится». Аврелиан поспешил в Суассон, чтобы как можно скорее поведать обо всём Хлодвигу. Король франков убедился в рассудительности Клотильды и направил послов в Бургундию к Гундобаду, с тем чтобы тот отдал ему в жёны свою племянницу. Гундобад желал дружбы с Хлодвигом, а потому дал своё согласие. Послы забрали Клотильду, посадили её со многими сокровищами в крытые носилки и повезли к Хлодвигу. Клотильда же, как только стало известно о прибытии Аридия, возвратившегося из Константинополя, обратилась к знатным франкам с такими словами: «Если хотите доставить меня к своему господину, бросьте носилки, дайте мне лошадь и скачите как можно быстрее из этой страны. А в этих носилках я не смогу доехать до своего мужа». Франки, посадив королеву на лошадь, поспешили к Хлодвигу. Аридий, узнав о том, что произошло в его отсутствие, поскакал самой короткой дорогой к Гундобаду, который сказал ему: «Слушай, не правда ли, мы добились дружбы Хлодвига, отдав ему в жены мою племянницу Хродехильду?» Аридий же произнёс в ответ: «Нет, это не семя дружбы, но начало постоянной вражды. Неужели ты забыл, господин мой, как брата своего Хильперика зарубил мечом, супругу его, привязав к шее камень, утопил, и двух братьев Клотильды тоже убил. Если она возвысится, то отомстит за страдания своих родичей. Как можно скорее пошли войско, чтобы вернуть её. Лучше недельная ссора, чем постоянная вражда с франками». Услышав такое, Гундобад послал войско в погоню за Клотильдой, но они нашли только носилки да сокровища. Клотильда добралась до границы Бургундии, где её встречал Хлодвиг, и, перед тем как пересечь границу Бургундии, попросила сопровождавших её воинов разграбить и выжечь бургундские земли на протяжении двенадцати лиг вокруг. Что и было исполнено с согласия Хлодвига. И тогда Клотильда сказала: «Благодарю Тебя, Всемогущий Боже, что ныне вижу, как начала вершиться месть за братьев и родителей моих».

Надгробие с изображением Хлодвига I в соборе Сен-Дени под Парижем. Фрагмент надгробия

Легендарность этой истории очевидна, но в данном случае и сама её суть является вымышленной. Клотильде не за что было мстить. Гундобад не совершал убийств, в которых его обвиняет легенда. Его дружеские отношения с братьями подтверждаются в письме, написанном ему епископом, святым Авитом, чтобы утешить в горе, вызванном смертью дочери. «Прежде, — утверждает святой, — ты оплакивал с неописуемыми эмоциями смерть брата, и твой народ симпатизировал тебе в этом горе». Эти слова относятся не к Годегизелю, другому брату, соперничавшему с Гундобадом и погибшему в борьбе. Вероятнее всего, они относятся именно к Хильперику. Это свидетельство определённо исключает гипотезу об убийстве Гундобадом Хильперика, на которой основана легенда. Кроме того, в церкви Лиона сохранилась эпитафия супруге Хильперика, матери Клотильды. Женщину звали Каретена, и она умерла в 506 году, то есть через много лет после замужества дочери. Таким образом, легенда о злобном дяде Клотильды не соответствует историческим фактам. Доказано, что она возникла после великой войны между бургундами и франками, в которой трагически погиб бургундский король Сигизмунд и его семья. Это было в 524 году. Возможно, легенда должна была объяснить причины войны. Королевские семьи этих народов были настолько тесно связаны, что народное воображение создало эту историю. Если Клотильда не мстила за старые обиды, как она могла позволить своим сыновьям уничтожить своих же родственников? Так возникла гипотеза о старых преступлениях, поэтическая драма о несправедливости и мести. Связь проявляется и в методе, которым было совершено преступление. Король Сигизмунд и его супруга были убиты и брошены в колодец. Соответственно, супруга Хильперика была убита вместе с ним и брошена в воду с камнем на шее. Два сына Сигизмунда погибли вместе с ним. Поэтому и два сына Хильперика (которых, может быть, и не существовало вовсе) погибли вместе с ним. Можно сделать вывод, что истинный Гундобад не был кровожадным тираном, каким его изображает легенда, а Клотильда — не была мстительницей, принёсшей гибель бургундскому королевскому дому[17].

После замужества, как рассказывает Григорий Турский, Клотильда делала всё для того, чтобы убедить мужа принять свою веру. Но Хлодвиг долго не решался на этот шаг. После рождения первого сына Ингомера Клотильда попросила у мужа разрешения окрестить ребёнка. Хлодвиг, который, как уже отмечалось, относился к христианству с пониманием, согласился. Однако вскоре после крещения ребёнок умер, прямо в крестильных одеждах. Король разгневался. Григорий сообщает, что король воскликнул: «Будь мальчик освящён именем моих богов, он бы остался жив». После этого королева родила второго сына Хлодомира. Когда его окрестили, он также начал болеть, и король сказал: «С ним случится то же, что и с его братом. А именно: крещённый во имя вашего Христа, он скоро умрёт». Клотильда принялась усердно молиться, и, в конце концов, Хлодомир выздоровел[18]. Однако, несмотря на это чудесное исцеление и постоянные увещевания жены, Хлодвиг отказывался отринуть язычество и отвечал жене: «Всё сотворено по воле наших богов, ваш Бог никак не явил своей силы»[19].

Война с алеманнами

«Битва при Толбиаке в 496 году», кисти Ари Шеффера (1795—1858). Заказана для исторического музея в Версале Луи-Филиппом в 1834 году и приобретена Французским государством в 1836 году

В 496 году, на 15-м году правления Хлодвига разразилась война между франками и алеманнами[20]. Вероятно, после вторжения алеманнов в область средне-рейнских (рипуарских) франков между королём последних Сигибертом и Хлодвигом был заключён союз. В битве при Тольбиаке (совр. Цюльпих) франки победили. Король алеманнов пал в сражении, и Хлодвиг захватил большую часть земель алеманнов, а именно территорию по левому берегу Рейна, область реки Неккара (правый приток Рейна) и земли до низовья Майна. Сигиберт в этом сражении был ранен в колено и в дальнейшем получил прозвище Хромого[21][22][23].

Крещение Хлодвига

События, повлиявшие на принятие королём христианства

Святой Ремигий и Хлодвиг I. Иаков Ворагинский, «Золотая легенда», Франция, Париж, XIV век

Важнейшим событием правления Хлодвига стало его крещение. Григорий Турский отмечает, что обращение короля произошло после его победы над алеманнами; церковная традиция связывает эти два события. По свидетельству источников, на которые Григорий опирался, когда алеманны начали побеждать, Хлодвиг воскликнул: «О Иисусе Христе, к Тебе, кого Клотильда исповедует Сыном Бога живого, к Тебе, который, как говорят, помогает страждущим и дарует победу уповающим на Тебя, со смирением взываю проявить славу могущества Твоего. Если Ты даруешь мне победу над моими врагами и я испытаю силу Твою, которую испытал, как он утверждает, освящённый Твоим именем народ, уверую в Тебя и крещусь во имя Твоё», — и тут же король алеманнов был сражён, а его войско, оставшись без руководства, обратилось в бегство.

Вернувшись домой, он рассказал королеве, как он одержал победу, призвав имя Христа[20]. Королева вызвала Ремигия, епископа Реймса, который стал склонять короля принять крещение. Король сказал ему в ответ: «Охотно я тебя слушал, святейший отец, одно меня смущает, что подчинённый мне народ не потерпит того, чтобы я оставил его богов. Однако я пойду и буду говорить с ним согласно твоим словам». Народ, после речи короля, воскликнул: «Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным Богом, которого проповедует Ремигий»[24]. Так было принято решение креститься. Предание изображает обращение Хлодвига чуть ли не как спонтанный акт во время сражения. Но в действительности этот акт был уже подготовлен. Ортодоксально-никейские иерархи к тому времени уже вступили в контакты с Хлодвигом[25][26].

Предполагаемая дата и место крещения

Хлодвиг принимает крещение. Изображение из Жития святого Дионисия (XIII век)

Дата и год крещения Хлодвига остаются наиболее спорными из всей хронологии его правления. Ни Григорий Турский, ни повторяющие его Фредегар и анонимный автор «Книги истории франков» не приводят никаких дат. О крещении Хлодвига упоминают в письмах современники короля епископ Вьенна Авит[27] и епископ Реймса Ремигий[28], но и они не датируют это событие. Традиционно считается, что крещение состоялось на Рождество 25 декабря 496 года[29], хотя Фредегар говорит, что оно прошло на Пасху[30]. Крещение происходило в Реймсе от руки Ремигия. Во время археологических раскопок под фундаментом современного Реймсского собора был найден баптистерий V века, в котором, по всей видимости, оно и состоялось[31]. Примеру Хлодвига последовали три тысячи франков из его войска, по-видимому, его дружина (Фредегар говорит, что крестившихся было 6000[30]), а также и его сестра Альбофледа, которая, впрочем, скоро умерла. Другая его сестра, Лантехильда, впавшая в арианскую ересь, тоже примкнула к исповедникам ортодоксально-никейского христианства[24]. Началась быстрая христианизация франков, хотя ещё в VII веке среди них, и даже среди знати, оставались язычники[32].

Последствия крещения

На этой миниатюре виден голубь, несущий сосуд с миррой. Большие французские хроники, XIV век. Национальная библиотека Франции

Крещение способствовало укреплению власти Хлодвига, обеспечив ему поддержку ортодоксального духовенства и благожелательное отношение галло-римского населения. Важно было именно то, что Хлодвиг принял христианство не в его арианской, а в ортодоксальной форме. Раньше крестившиеся германские народы (вестготы, остготы, бургунды и другие) отдавали предпочтение арианству. Никео-цареградское вероисповедание воспринималось ими как официальная религия императорского Рима, а поскольку их государства возникали на сильно романизированных территориях, короли инстинктивно опасались, что их народы «растворятся» в чуждой и мощной цивилизации. Хлодвиг почувствовал, что эти опасения неосновательны, да и конфигурация его владений была такова, что обеспечивала возможность постоянного прилива новых сил из германского мира. Принятое им решение создало предпосылку романо-германского культурного единства и синтеза, и в этом состоит заслуга франкского монарха перед европейской культурой. Галло-римские епископы считали принятие Хлодвигом ортодоксального христианства своей победой. Так, епископ Авит Вьеннский в поздравительном письме к Хлодвигу писал: «Ваше вероисповедание — это наша победа»[33].

Легенды, связанные с крещением

Крещение Хлодвига окружено всевозможными необычными легендами. По одной из них, святому Ремигию явился ангел в виде голубя и принёс сосуд с миром (фр. sainte ampoule или «Святая Стеклянница») для крещения Хлодвига. Позднее, почти все короли Франции были помазаны на царствование именно миром из этого флакона. По преданию, Святая Стеклянница была разбита во время Французской революции. Григорий Турский об этом чуде в «Истории франков» не упоминает. Начало легенде положил, судя по всему, архиепископ Реймса Гинкмар.

Существует легенда о появлении геральдической лилии французских королей: Хлодвиг будто бы выбрал этот цветок в качестве символа очищения после крещения[34]. По другой версии, Хлодвигу во время битвы при Толбиаке явился ангел с лилией и сказал, чтобы тот сделал отныне этот цветок своим символом и завещал потомкам.

С крещением Хлодвига связано крылатое выражение «поклониться тому, что сжигал, сжечь то, чему поклонялся». По преданию, именно с этими словами к нему обратился святой Ремигий, призывая короля оставить язычество и обратиться в христианство[35].

Крещение Хлодвига в искусстве

Сцена крещения Хлодвига не раз вдохновляла художников и скульпторов как в Средние века, так и в более позднее время.

Столкновения с бретонцами и вестготами

Расширение Франкского государства при Хлодвиге I

Под властью Хлодвига оказалась вся Северная Галлия до Луары, за исключением Арморики, которая уже давно отвоевала себе независимость от римлян и которую активно заселяли кельты, вытесненные англами, саксами и ютами из Британии. Продвижение Хлодвига туда было надолго задержано яростным сопротивлением армориканцев, с которыми, видимо, пришлось заключить договор около 500 года. Видимо, всё же какую-то власть, пусть даже номинальную, над Бретанью Хлодвиг получил. В повествовании о Хлодвиге Григорий Турский о войне Хлодвига с бретонцами не упомянул, однако далее по тексту, рассказывая о сыновьях Хлодвига, он употребляет такое высказывание: «Бретоны после смерти короля Хлодвига всегда находились под властью франков, и у них были графы, а не короли»[36]. Однако многие историки[37] замечают, что это утверждение о зависимости Бретани от Франкского государства было необоснованным и что с середины VI века бретонцы были достаточно сильными, чтобы не бояться мощи франков[38].

К середине 490-х годов франки постепенно начали продвигаться к югу от Луары, на территорию вестготов. Уже постыдный поступок с выдачей вестготским королём Аларихом Сиагрия, нашедшего у него убежище, послам Хлодвига, говорит, что вестготы боялись франков. Хлодвиг смог предпринять ряд победоносных набегов, которые привели его сначала в 494 году в Сантон (совр. Сент), однако в 496 году Сент был возвращён вестготами. Затем в 498 году Хлодвиг проник в Бурдигалу (совр. Бордо), по существу, вторую столицу вестготов, где франки захватили в плен вестготского герцога Суатрия[39]. Впоследствии, по всей видимости, образовался вестгото-бургундский союз против франков, так как король бургундов Гундобад отсылал франкских пленных в Тулузу[40]. Около 502 года эти столкновения закончились. Остготский король Теодорих, ставший тестем Алариха II, находился в это время на вершине своего могущества. К тому же он недавно был признан императором Анастасием. А в том, что остготский король сможет вмешаться и помочь своим родственникам, не было сомнения. Поскольку Аларих и Хлодвиг встретились на острове посреди Луары у деревни Амбуаз в области города Тура[41], граница между вестготами и франками, вероятно, проходила именно по этой реке. О чём велись переговоры, неизвестно, но вполне возможно, речь шла о взаимном признании владений[42][43].

Вмешательство в дела Бургундии

Камея с изображением Хлодвига I в профиль. XIX век. Национальная библиотека Франции

Между тем два короля бургундов, братья Гундобад и Годегизель начали борьбу друг с другом. Годегизель обратился за помощью против брата к Хлодвигу, обещая платить дань: «Если ты мне окажешь помощь в преследовании моего брата, чтобы я смог убить его в сражении или изгнать из страны, я буду ежегодно выплачивать тебе установленную тобой дань в любом размере». В 500 году[44] Хлодвиг и Годегизель нанесли поражение Гундобаду в сражении на берегу реки Уш, у крепости Дижон. Гундобад бежал в Авиньон. Годегизель обещал Хлодвигу часть королевства и удалился во Вьенн, а Хлодвиг преследовал Гундобада до Авиньона[45], но затем внезапно вернулся в своё государство, вероятно, из-за того, что король вестготов Аларих II двинулся к его границам, а Гундобад согласится платить ему ежегодную дань. Годегизелю Хлодвиг оставил в подмогу пять тысяч своих воинов[46].

В 501 году Гундобад при поддержке вестготов вновь вторгся в Бургундию, осадил Годегизеля и вспомогательный отряд франков во Вьенне. Опасаясь нехватки продовольствия, Годегизель приказал изгнать из города простолюдинов. Один из них, мастер, на которого была возложена обязанность следить за городским водопроводом, показал Гундобаду проход, по которому в город поступала вода. С помощью измены осаждавшие овладели городом и изрубили гарнизон. Годегизель убежал в арианскую церковь, но был там убит вместе с еретическим епископом. Захваченных в плен франков Гундобад приказал отослать к королю вестготов Алариху в Тулузу. Овладев всей страной, Гундобад стал единственным королём Бургундии[40]. В 503 году Хлодвиг и Гундобад встретились близ Оксера и заключили союзный договор[47].

Новая война с алеманнами

В 506 году восстали алеманны, и Хлодвигу пришлось вновь заставить их признать его власть. Однако часть алеманнов бежала и нашла защиту у остготов, осев южнее Боденского озера и в Норике. Теодорих Великий дал им вместе с баварами статус «федерированных союзников», по римскому образцу, и поручил охрану альпийских горных проходов.

Война с вестготами

Вестгото-франкская война (507—509 годы)

Причины войны

Выдающимся политическим событием в правление Хлодвига был захват в 507—508 годах большей части вестготского государства в Галлии союзными франками и бургундами. В этой войне Хлодвига поддерживали и рипуарские франки Сигиберта Хромого. Король остготов Теодорих Великий пытался в письмах и через послов, которых он направлял королям вестготов, бургундов, западных герулов, варнов и прирейнских тюрингов, а также самому Хлодвигу, сохранить мир и равновесие германских королевств в Западной Европе, но Хлодвиг не шёл ни на какие переговоры. Вероятно, его подстрекала к быстрому нападению на вестготов и византийская дипломатия, ибо успех Хлодвига означал одновременно ослабление политического положения Теодориха Великого.

Хлодвиг рассчитывал, что галло-римское население и ортодоксальные иерархи Вестготского государства единодушно перейдут на сторону своих единоверцев франков. Однако эта надежда оправдалась не полностью. Жители Оверни, в том числе остатки галло-римской сенатской аристократии, во главе с Аполлинарием, сыном Сидония Аполлинария, поддержали вестготского короля Алариха II[48]. Сам Хлодвиг обосновывал войну с вестготами стремлением освободить иерархов-ортодоксов в государстве вестготов от притеснений арианских еретиков. Он использовал это как великолепный повод для начала завоевательной войны, принявшей характер «крестового похода». Григорий Турский вкладывает ему в уста такие речи: «Мне больно видеть, что часть Галлии находится в руках этих ариан; пойдём на них войной, одолеем их с Божьей помощью и завладеем их страной»[21].

Выступление франков в поход

Битва Хлодвига с вестготами. Миниатюра XIV века

Весной 507 года Хлодвиг, совместно со своим сыном Теодорихом и сыном Сигиберта Хромого Хлодерихом двинулся в поход по направлению Тура[21]. Затем соединился с отрядом бургундских войск, ведомых Сигизмундом, сыном Гундобада. Поход сопровождался чудесными знамениями; по словам современников, Бог благоволил новообращённому королю. Пытаясь добиться расположения галло-римского населения, Хлодвиг строго-настрого запретил своему войску грабежи местных жителей. По словам Григория Турского, смертной казни подвергся даже солдат, взявший без спроса охапку сена[21].

Сражение при Вуйе

Поздним летом 507 года[49] состоялось решительное сражение между франками и вестготами на равнине Вуйе, приблизительно в 15 км северо-западнее Пуатье[21]. После ожесточённой битвы франки победили, причём сам Хлодвиг сразил в единоборстве Алариха II. Множество овернцев и знатнейших сенаторов, пришедших с Аполлинарием, погибло в этом сражении[21]. Это поражение полностью деморализовало вестготов. Сарагосская хроника совершенно верно передаёт последствия битвы, когда говорит, что «Тулузское королевство было разрушено франками»[50]. В том, что одно военное поражение привело к развалу Вестготского государства, не последнюю роль сыграла смерть Алариха и отсутствие объявленного взрослого наследника; в первые недели после поражения, по всей видимости, не оказалось никого, кто смог бы объединить силы вестготов. К тому же сказалось военное превосходство франков. Видимо, ориентированные на ближний бой франки могли быть чрезвычайно опасны для привычных лишь к конному бою на расстоянии вестготов. Как бы там ни было, но дальнейшее завоевание франками владений вестготов в Аквитании проходило без особых осложнений.

Захват франками Аквитании

Хлодвиг получил свободу для овладения Аквитанией как раз в тот момент, когда византийский флот, высадивший войска в Таренте, связал силы Теодориха Великого и остготы не смогли прийти на помощь вестготам. Хлодвиг с частью войска двинулся на Бордо, где он провёл зиму, а его сын Теодорих с другой частью войска подчинил власти франков владения вестготов в южной и юго-восточной Галлии, захватив города Альби, Родез и Клермон и земли до границы владений бургундов[21].

Взятие Тулузы

Воображаемый портрет Хлодвига I, короля франков. Художник Франсуа-Луи Дежуэн (1786—1844). Картина написана в 1835 году, хранится в Версале

Весной 508 года франкские войска под командованием Хлодвига вместе с бургундскими вспомогательными отрядами взяли столицу вестготов Тулузу. В руки франков попала часть королевской сокровищницы. Ошибочно говорить о том, что вся королевская сокровищница была обнаружена франками в Тулузе. Из сообщения Прокопия Кесарийского выясняется, что, по меньшей мере, значительная часть сокровищницы была перевезена для безопасности в Каркассон[51]. Хлодвиг занял город Ангулем, изгнав оттуда готов. Григорий Турский сообщает, что Господь наделил Хлодвига такой силой, что стены города обрушились от одного его взгляда; в действительности, видимо, имел место подкоп, обваливший стену. Достигнув максимума осуществимого, Хлодвиг с победой возвратился в Тур, принеся много даров базилике блаженного Мартина[21]. Считая, что заступничество Мартина помогло ему одолеть вестготов и подчинить Аквитанию, Хлодвиг навечно отменил взимание налогов с жителей Турской епархии[52].

Теодорих с франкскими подразделениями продолжал сражаться, пытаясь занять Овернь, а бургундский король Гундобад захватил Нарбонну и осадил Арль, мечтая получить выход к Средиземному морю.

Вмешательство в войну остготов

Примерно летом 508 года король остготов Теодорих Великий оказался в состоянии отправить в Галлию войско во главе с герцогами Иббой, Маммо и Тулуином, чтобы предотвратить полный развал Вестготского государства. Бургунды были вынуждены снять осаду Арля; потеряли они и Нарбонну. Остготскому войску удалось снять осаду франков и c Каркассона[51], где, по-видимому, укрывался малолетний сын Алариха II Амаларих, также внук Теодориха Великого, а затем разбить вестготское войско вблизи Барселоны. Война продолжалась ещё до 512 или 514 года, однако подробности о ходе отдельных сражений нам неизвестны.

Благодаря вмешательству остготов вестготы сохранили часть южной и юго-западной Галлии, Септиманию и юг Новемпопулании с городами: Ним, Магалона, Лодев, Агд, Безье, Нарбонна, Каркассон. Прованс к югу от реки Дюрансы был присоединён к государству остготов. Хотя в результате войны с готами франки значительно расширили свою территорию в Галлии и теперь владели землями от Гаронны до Рейна и от границ Арморики до Роны, выход к Средиземному морю был для них ещё закрыт[53].

Оценка императором Византии заслуг Хлодвига

В 508 году к Хлодвигу в Туре прибыло византийское посольство, сообщившее ему, что император Анастасий I возвёл его в достоинство почётного консула. Анастасий прислал ему также в знак формального признания королевские инсигнии — хламиду, пурпурную тунику и диадему[54]. Этим актом Византия выразила своё одобрение антиготской политике Хлодвига и принятия им христианской веры. Для христианского населения Галлии это означало дополнительное подтверждение легитимности франкской власти. Однако Хлодвигу вовсе не был присвоен титул консула, на него только надели консульские знаки отличия, часто раздаваемые императорским двором при Византии. Настоящее консульство всегда вписывалось в так называемые Консульские фасты и служило обозначением года. Имя Хлодвига в Фастах не упоминается[55][56].

Расправа Хлодвига со своими родичами

Почему Хлодвиг не был канонизирован

Заслуги Хлодвига, крестителя своей страны, перед Церковью были велики. Его супруга, королева Клотильда получила нимб святости. Но Хлодвиг не был канонизирован, и виной тому был характер короля, прагматичного до цинизма. Крещение не было связано для него с нравственным переворотом. Хлодвиг видел в принятии христианства, прежде всего, практическую пользу и, уже став христианином, безо всяких угрызений совести осуществил свои планы расправы над всеми королями-родичами.

Присоединение земель рипуарских франков

На правившего в Кёльне короля рипуарских франков Сигиберта Хромого он натравил его сына Хлодериха, а когда тот по его наущениям избавился от отца, посланцы Хлодвига умертвили его самого; Хлодвиг же присоединил к своим владениям земли Сигиберта, заявив о своей полной непричастности ко всему происшедшему[57] (509 год).

Захват земель Харариха

В других случаях он прибегал к военной силе. Так, Хлодвиг выступил против одного из вождей салических франков, владевшего частью территорий в низовьях Рейна, некоего Харариха. Прежде Хлодвиг просил у того помощи во время войны против Сиагрия, но Харарих предпочёл занять выжидательную позицию, следя за тем, кто из противников победит. Хлодвиг захватил в плен Харариха с сыном и насильно остриг им волосы, объявив отца священником, а сына дьяконом. Тем самым Харарих и его сын лишались права королевского наследования. Далее Григорий повествует, что, когда Харарих сетовал на то, что его унизили, и плакал, его сын сказал: «Эти ветви срезаны на зелёном дереве, но ветви вовсе не засохли и быстро могут вновь отрасти. Если бы так же быстро погиб тот, кто это сделал!» Эти слова достигли ушей Хлодвига, и он приказал обезглавить пленников[58].

Убийство Рагнахара и его братьев Рихара и Ригномера

Затем Хлодвиг замыслил захватить и земли своего союзника и родственника Рагнахара из Камбре. Он подкупил дружинников Рагнахара, послав им золотые запястья и перевязи; однако, как отмечает Григорий Турский, все эти вещи были только похожи на золотые, а на самом деле они были искусно позолочены. После чего Хлодвиг выступил против Рагнахара; сразу же после начала сражения воины Рагнахара изменили ему, захватили Рагнахара и его брата Рихара и выдали их связанными Хлодвигу. Хлодвиг сказал Рагнахару: «Зачем ты унизил наш род тем, что позволил себя связать? Лучше тебе было бы умереть». И, подняв секиру, рассёк ему голову, затем, обратившись к его брату, сказал: «Если бы ты помог своему брату, его бы не связали» — и убил его таким же образом, поразив секирой. После смерти обоих предатели узнали, что золото, которое они получили от короля Хлодвига, поддельное. Говорят, что, когда они об этом сказали королю, он им ответил: «По заслугам получает такое золото тот, кто по своей воле предаёт своего господина смерти. Вы должны быть довольны тем, что остались в живых, а не умерли под пытками, заплатив таким образом за предательство своих господ». Брат Рагнахара Ригномер по приказу Хлодвига был убит в городе Ле-Мане. Таким образом земли салических франков с центром в Камбре были присоединены к владениям Хлодвига[59].

Некоторые историки относят завоевание Хлодвигом территории салических франков не к концу правления Хлодвига, как об этом повествует Григорий Турский, а к первому периоду его завоеваний, а именно ко времени победы Хлодвига над Сиагрием.

Расправа с другими родственниками

Сочетая силу с вероломством, Хлодвиг истребил и других родственных ему королей, да и просто родственников, со стороны которых он мог опасаться покушений на его власть и жизнь. Колоритно известие, сообщаемое Григорием Турским: «Собрав однажды своих, он, говорят, с сожалением вспомнил о родственниках, которых сам же погубил: „Горе мне, я остался, как странник среди чужой земли и не имею родственников, которые могли бы мне помочь в случае несчастья!“. Но это не значило, что он был опечален их смертью, а говорил так по хитрости, рассчитывая узнать, не остался ли ещё кто-нибудь в живых, чтобы умертвить всех до последнего»[59][60].

Последние годы правления

Раздел Франкского государства после смерти Хлодвига I (511 год)

В последние годы своего правления Хлодвиг захватил области или мелкие королевства рейнских тюрингов, варнов и западных герулов. Таким образом, на левом берегу Рейна не осталось независимых территорий, помимо государства Хлодвига.

Под властью Хлодвига образовалось довольно значительное государство. В его состав входила большая часть Галлии, кроме Септимании и Бургундии, и обширные территории к востоку от Рейна. Столицей королевства Хлодвиг избрал Париж, называемый, по-видимому, по образцу Константинополя, urbs regia — королевский (царский) город[48][54][61]. Сами франки занимали лишь сравнительно небольшую часть всего этого пространства. Судя по археологическим находкам, значительная часть франкского населения осталась в своих старых землях. За пределами области их расселения до вторжения во владения Сиагрия франки оседали преимущественно там, где к тому времени уже жили германцы, обитавшие в том или ином качестве на территории Империи. В Галлии плотнее всего франки заселили территорию между Рейном и Сеной. Но и там наряду с ними обитали галло-римляне, численно их превосходившие. К югу от Луары франки вовсе не селились. Там после ухода вестготов стало проживать исключительно галло-римское население. Франками в этой части страны были только воины в гарнизонах и чиновники королевского аппарата. Здесь ещё долго сохранялись старые римские порядки. Характерно, что даже в VIII веке франки называли жителей Аквитании римлянами (Romani). Отношения с местным населением были в этих условиях для франков очень важны[62].

Хлодвиг обращал большое внимание и на внутреннюю политику. Его главной задачей было укрепление собственной власти, но само это укрепление было тесно связано со становлением франкской государственности вообще. Устранение соперников привело к установлению во Франкском государстве подлинной монархии. В ходе завоеваний были ликвидированы следы родового устройства, и хотя народное собрание («Мартовские поля») официально продолжало существовать, оно превратилось лишь в военные смотры. Его политическая роль, как и роль отдельных франков из низшего слоя, свелась к нулю. Ни о каком избрании короля больше не было речи; монархия стала наследственной, и это никем не оспаривалось, хотя след прежнего избрания можно видеть в ритуале провозглашения нового короля, когда того поднимали на щит и несли на плечах воинов. Все свободные франки должны были приносить присягу королю, который взамен их верности оказывал им покровительство[63].

Салическая правда

Манускрипт 4404 (Королевская библиотека) — титульный лист «Салической правды»

В конце своего правления Хлодвиг обнародовал Pactus Legis Salicae — «Салическую правду», сборник законов, обязательных для всех салических франков и тех германцев (и даже римлян), которые жили по салическому праву. Практически это была запись уже действующего обычного права, придание которому письменной формы означало появление во франкском обществе писаного законодательства. Само появление «Салической правды» трактовалось как проявление королевской воли, и уже одно это явилось законодательным оформлением всевластия короля. Хотя сам король и его окружение уже давно были христианами, никаких следов христианского влияния в этих законах не прослеживается. Объектом права в «Салической правде» являлся свободный франк, ясно отделявшийся от полусвободного и несвободного населения. Его жизнь и здоровье были защищены вергельдом, в то время как для других людей речь шла лишь о возмещении их «стоимости» или «цены покупки». Но и среди свободных не было абсолютного равенства. «Салическая правда» устанавливала различный вергельд в зависимости от самых разных условий, в том числе от возраста, профессии, возможности исцеления, но также, что особенно важно, от отношения к королю и его аппарату. Так, вергельд обычного свободного составлял 200 солидов (910 г золота), а «приближенного» к королю (truste — «верные») — 600 (2730 г золота).

Наряду с «Салической правдой» во Франкском королевстве действовали и другие «правды», как Алеманнская или Рипуарская, действенные для соответствующих этнических групп. Все они, как и «Салическая правда», были основаны не на римском, а на германском праве, видоизменённом новыми условиями. Но большую часть населения королевства составляли галло-римляне[64].

В ходе завоеваний Северной Галлии франки захватывали только владения императоров и необрабатываемые земли, хотя какие-то эксцессы, разумеется, случались. Но в целом владения галло-римских магнатов оставались неприкосновенными, и в них господствовали те же виды социальных отношений, что и в Поздней Римской империи, включая рабство и колонат. Хлодвиг, нуждавшийся в образованных римлянах для создания своего государственного аппарата, всячески привлекал многих из них на службу. Уже при Хлодвиге некоторая часть администрации состояла из римлян. Некоторые римляне официально включались в число сотрапезников короля (conviviae regis) и защищались вергельдом в 300 солидов (1365 г золота), то есть большим, чем вергельд рядового франка. Упомянутая выше «Салическая правда», как и другие подобные «правды», была написана на латинском языке, и некоторые из «сотрапезников короля», возможно, участвовали в её составлении. Римляне, как и франки, были обязаны военной службой, и некоторые из них достигали довольно высоких военных должностей[65].

Орлеанский собор

В июле 511 года незадолго до смерти Хлодвига в Орлеане (Аврелиан) собрался первый собор галльской Церкви, который фактически оформил её существование. Папа жил в Риме под властью арианского короля; константинопольский патриарх находился весьма далеко и практически не мог оказывать никакого влияния на дела в Галлии. В этих условиях галльская Церковь сразу приобретала некоторую автономию, и это полностью соответствовало политическим расчетам Хлодвига. В Орлеанском соборе приняли участие 32 епископа (половина из них были родом из «королевства Франков»). Хлодвиг был провозглашён всеми присутствующими епископами «Rex Gloriosissimus, Сыном Святой Церкви»[66].

Смерть Хлодвига I

Умер Хлодвиг на 46-м году жизни в Париже. Его погребли в церкви Апостолов Петра и Павла, которую он сам и основал. В XVIII веке на месте этой церкви, позднее переосвящённой в честь похороненной рядом с Хлодвигом Святой Женевьевы, был воздвигнут Пантеон. Традиционно считается, что Хлодвиг I умер 27 ноября 511 года. Этот день указан в одном средневековом календаре и двух молитвенниках, которые сейчас хранятся в библиотеке аббатства Святой Женевьевы. Однако в двух некрологах в аббатствах Святой Женевьевы и Сен-Дени его смерть датирована 29 ноября и 3 января соответственно. Последнюю дату, возможно, перепутали с днём памяти Святой Женевьевы, который тоже приходится на 3 января. Григорий Турский утверждает, что Хлодвиг умер на пятый год после битвы при Вуйе, что даёт нам 511 год. Однако он говорит, что умер Хлодвиг на 11-м году епископства Лициния Турского (это 518 год) и на 112-м году после смерти Мартина Турского (это 508 год). В Liber Pontificalis записано, что корона Хлодвига была отправлена папе Гормизду, который занимал должность с 514 по 523 года, что может подразумевать более позднюю дату смерти Хлодвига. Хлодвиг в последний раз упоминается в официальном документе, датированном 11 июля 511 года, на Первом Орлеанском соборе, и общепризнано, что он умер вскоре после этого. Кроме того, необходимо принять в расчёт и другое обстоятельство: исходя из того, что Теодоберт, сын Теодориха, умер в 547 или в 548 году, спустя 37 лет после смерти Хлодвига[67], а Хлотарь I умер в декабре 561 года, на 51-м году своего правления (править он стал после смерти Хлодвига)[68], то дату смерти Хлодвига можно с уверенностью определить как 511 год.

Царствовал Хлодвиг 30 лет[1].

Семья

Хлодвиг I и его семья, миниатюра из «Больших хроник Франции»
  • Имя первой жены (видимо, с 485 года) неизвестно. Хотя Григорий Турский[16] и другие летописцы[69] называют её наложницей, более вероятно, что она была дочерью кого-либо из франкских королей, скорее всего, Сигиберта Хромого, короля рипуарских франков с резиденцией в Кёльне. В глазах христианских священников и монахов, которые в те времена писали хроники, брак, не освящённый Церковью, был недействителен, и поэтому они называют её наложницей, а её сына Теодориха признают незаконнорождённым. Однако судя по тому, что Теодорих как старший сын получил долю в отцовском наследстве чуть ли не большую по сравнению с другими своими сводными братьями, в глазах франков он был вполне законным сыном. Судя по тому, что именно Теодориху достались земли рипуарских франков, его мать должна была относиться к правящему дому королей именно этих рейнских франков.
  • С 492 года — Клотильда Бургундская (Хродехильда) (около 475 — около 545)

После смерти Хлодвига королевство было поделено между его четырьмя оставшимися в живых сыновьями: Теодорихом I, Хлодомиром, Хильдебертом I и Хлотарём I. По смерти мужа королева Клотильда Бургундская удалилась в Тур и там, укрывшись в базилике Святого Мартина, провела остаток дней в добродетели и милосердии, редко посещая Париж. Умерла она в 544 году в Type. Тело доставили в Париж, там она была погребена своими сыновьями, королями Хильдебертом и Хлотарём, в церкви Святых Петра и Павла, рядом с королём Хлодвигом[70].


Династия Меровингов

Предшественник:
Хильдерик I
король франков
481/482 — 511
(правил 30 лет)

Преемники:
Теодорих I
король Реймского
королевства
;
Хлодомир
король Орлеанского
королевства
;
Хильдеберт I
король Парижского
королевства
;
Хлотарь I
король Суассонского
королевства

Примечания

  1. 1,0 1,1 Григорий Турский. История франков, кн. II, 43.
  2. Лебек С. Происхождение франков. V—IX века. — С. 1.
  3. Григорий Турский. История франков, кн. II, 9.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Григорий Турский. История франков, кн. II, 27.
  5. Фредегар. Хроника, кн. III, 15.
  6. Бьюри Дж. Б. Варвары и Рим. Крушение империи. — С. 172—173.
  7. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 374.
  8. Бьюри Дж. Б. Варвары и Рим. Крушение империи. — С. 173.
  9. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 374—375.
  10. Фредегар. Хроника, кн. III, 16.
  11. Святой Ремигий. Письмо к Хлодвигу I (481 г.)
  12. Бьюри Дж. Б. Варвары и Рим. Крушение империи. — С. 173—174.
  13. Григорий Турский. История франков, кн. III, 7.
  14. Бьюри Дж. Б. Варвары и Рим. Крушение империи. — С. 175.
  15. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 375.
  16. 16,0 16,1 Григорий Турский. История франков, кн. II, 28.
  17. Бьюри Дж. Б. Варвары и Рим. Крушение империи. — С. 175—178.
  18. Григорий Турский. История франков, кн. II, 29.
  19. Фредегар. Хроника, кн. III, 20.
  20. 20,0 20,1 Григорий Турский. История франков, кн. II, 30.
  21. 21,0 21,1 21,2 21,3 21,4 21,5 21,6 21,7 Григорий Турский. История франков, кн. II, 37.
  22. Бьюри Дж. Б. Варвары и Рим. Крушение империи. — С. 178—179.
  23. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 375.
  24. 24,0 24,1 Григорий Турский. История франков, кн. II, 31.
  25. Бьюри Дж. Б. Варвары и Рим. Крушение империи. — С. 179.
  26. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 375, 378—379.
  27. MGH. Auctor. antiquis. — Vol. 6. — Р. 11.
  28. MGH. Epist. — Vol. 3. — Р. 112.
  29. Хотя крещение могло произойти в промежутке между 496 и 508 годами, однако определить год точно на данный момент не представляется возможным
  30. 30,0 30,1 Фредегар. Хроника, кн. III, 21.
  31. Reims : La grâce d'une cathédrale / Thierry Jordan. — Strasbourg: La Nuée bleue, 2010. — P. 33—34. — ISBN 978-2716507691.
  32. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 375.
  33. Бьюри Дж. Б. Варвары и Рим. Крушение империи. — С. 180—181.
  34. Маркова, Н. О символике цветов в классическом искусстве [Окончание] // Искусство. — ИД «Первое сентября», 2006. — № 3 (339).
  35. Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: Локид-Пресс, 2005. — С. 600—601.
  36. Григорий Турский. История франков, кн. IV, 4.
  37. Р. Латуш, P. Бухнер и другие
  38. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 375.
  39. «Копенгагенское дополнение „Хроники“ Проспера Аквитанского» (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 апреля 2012. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  40. 40,0 40,1 Григорий Турский. История франков, кн. II, 33.
  41. Григорий Турский. История франков, кн. II, 35.
  42. Бьюри Дж. Б. Варвары и Рим. Крушение империи. — С. 186.
  43. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 376.
  44. Марий Аваншский. Хроника, 500 год. Об этом он пишет: «Сражение между франками и бургундами произошло у Дижона в консульство Патриция и Ипатия»
  45. Григорий Турский. История франков, кн. II, 32.
  46. Фредегар. Хроника, кн. III, 22–23.
  47. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 375—376.
  48. 48,0 48,1 Книга истории франков, 17.
  49. Дата сражения при Вуйе известна из Сарагосской хроники. В ней говорится, что «в 507 году у Боглады произошла битва между готами и франками. В [этой] битве франками был убит король Аларих: [таким образом] Тулузское королевство [готов] было разрушено». Эта Боглада отождествляется с современным городом Вуйе. В историографической традиции эту битву называют также битвой при Пуатье.
  50. Сарагосская хроника, 507 год (электронная версия).
  51. 51,0 51,1 Прокопий Кесарийский. Война с готами, кн. I, гл. 12.
  52. Григорий Турский. История франков, кн. IX, 30.
  53. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 376.
  54. 54,0 54,1 Григорий Турский. История франков, кн. II, 38.
  55. Бьюри Дж. Б. Варвары и Рим. Крушение империи. — С. 189—190.
  56. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 376.
  57. Григорий Турский. История франков, кн. II, 40.
  58. Григорий Турский. История франков, кн. II, 41.
  59. 59,0 59,1 Григорий Турский. История франков, кн. II, 42.
  60. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 374—377.
  61. Фредегар. Хроника, кн. III, 24.
  62. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 378.
  63. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 377.
  64. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 377—378.
  65. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 378.
  66. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 379.
  67. Григорий Турский. История франков, кн. III, 37.
  68. Григорий Турский. История франков, кн. IV, 21.
  69. Видукинд Корвейский. Деяния саксов, кн. I, 9., Кведлинбургские анналы
  70. Григорий Турский. История франков, кн. IV, 1.

Литература

Первичные источники

Исследования

  • Бьюри Дж. Б. Варвары и Рим. Крушение империи / Пер. с англ. Л. И. Игоревского. — М.: ЗАО Центрополиграф, 2013. — 221 с. — ISBN 978-5-9524-5071-4.
  • Западная Европа. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 2.
  • Лебек С. Происхождение франков. V—IX века / Перевод В. Павлова. — М.: Скарабей, 1993. — Т. 1. — 352 с. — (Новая история средневековой Франции). — 50 000 экз. — ISBN 5-86507-001-0. (к сожалению, в данной электронной версии глава о Хлодвиге вырезана…) глава о Хлодвиге(pdf, 278 кб)
  • Салическая правда = Lex Salica. — Образц. тип. им. Жданова, 1950.
  • Сборник капитуляриев. (Капитулярии, формулы, декреты, постановления, акты и другие законодательные памятники Меровингов, примыкающие к «Салической правде»)
  • Солодовников В. Соборные решения Галльской церкви в царствование Хлодвига — основателя династии Меровингов // Путь Богопознания : Жур. — М., 1998. — № 3. — С. 30—39.
  • Солодовников В. Соборы Галльской Церкви эпохи Меровингов. (во второй половине интернет-страницы)
  • Тьерри О. Рассказы о временах Меровингов. — СПб.: Иванов и Лещинский, 1994. — 334 с. — ISBN 5-86467-012-X.
  • Харботл Т. Битвы мировой истории. Словарь.
  • Хроники длинноволосых королей. — М.: Азбука-классика, 2006. — 352 с. — ISBN 5-352-00705-7.
  • Черниловский З. Всеобщая история государства и права.

Ссылки