Сигизмунд (король бургундов)
| Сигизмунд | |
|---|---|
| лат. Sigismundus | |
| Фреска Пьеро делла Франчески (XV в.) | |
| 516 — 1 мая 524 | |
| Предшественник | Гундобад |
| Преемник | Годомар II |
|
|
|
| Дата смерти | 1 мая 524 |
| Отец | Гундобад |
| Мать | Каретена |
| Супруга |
1-я: Острогото 2-я: неизвестная по имени |
| Дети |
сыновья: Сигирих, ещё два сына дочь: Суавегота |
| Отношение к религии | арианство, перешёл в ортодоксальное христианство |
Сигизмунд — король бургундов, правивший в 516 — 524 годах.
Сигизмунд перешёл из арианства в ортодоксально-никейскую веру. Проживая в Женеве, он основал аббатство Святого Маврикия в 515 году, а затем в 516 году стал королём бургундцев. По наущению своей второй жены он приказал задушить своего сына Сигериха в 522 году от первого брака, что вызвало напряженность в отношениях с Теодорихом. Оказавшись изолированным между остготами и франками, он в следующем году был разбит Хлодомером, одним из франкских королей. Преданный своим народом, Сигизмунд по приказу Хлодомира был брошен в колодец вместе с женой и двумя сыновьями. В 535/536 году его останки были перевезены в аббатство Святого Маврикия и захоронены в часовне Сен-Жан. Позднее он был канонизирован и почитался с XI века, особенно в Швейцарии и соседних регионах. В XIV веке император Карл IV поместил мощи во Фрайзинге и Праге, откуда культ святого распространился в Польшу и Венгрию. День памяти — 1 мая.
Правление
Соправитель отца
Ещё при своей жизни Гундобад дал титул короля своему старшему сыну Сигизмунду. Он явно с помощью Авита добился от византийского императора Анастасия присвоения Сигизмунду титула патриция. В 515 году, за год до смерти отца Сигизмунд основал монастырь Святого Маврикия в Акауне[1][2], где лежали останки этого мученика III века, и сделал его местом паломничества многочисленных верующих. Акаун находился на территории Сабаудии. Поэтому можно предположить, что Сигизмунд получил «в удел» старую территорию королевства, как ранее Годегизель. Так как в 494 году он был помолвлен с дочерью Теодориха, то возможно, что родился он около 474 года. Если так, то в момент убийства его дяди Годигизеля ему было приблизительно 26 лет, так что он вполне мог стать его наследником на территории, отнятой его отцом. Однако в отличие от дяди он никакой самостоятельности не имел и полностью подчинялся отцу. Единственное, в чём он мог отклоняться от курса Гундобада, был религиозный вопрос. Находясь в тесных отношениях с Авитом, он ещё при жизни Гундобада стал ортодоксом-никейцем. Впрочем, учитывая стремление Гундобада установить хорошие отношения со своими ортодоксально-никейскими подданными и с ортодоксально-никейским клиром, это обращение Сигизмунда не шло в разрез с политикой отца.
Обращение бургундов в ортодоксально-никейское вероисповедание
В 516 году после смерти Гундобада Сигизмунд, уже имевший титул короля, реально взошёл на бургундский трон[3]. Уже первые годы его правления ознаменовались двумя важными событиями. Первым стало полное обращение бургундов в ортодоксально-никейское вероисповедание. Сам Сигизмунд ещё при жизни был ортодоксом-никейцем. Вполне возможно, что он был не единственным ортодоксом среди бургундской аристократии. Очень вероятно, что ортодоксами были зарейнские бургунды, и их вхождение в общую массу бургундов после их вытеснения алеманнами усилило ортодоксально-никейскую составляющую населения королевства. Теперь пришла очередь и других бургундов. Сам Сигизмунд вскоре после своего воцарения крестил по ортодоксально-никейскому обряду своих детей. Созванный в 517 года поместный собор, проходивший под председательством Авита, закрепил переход бургундов в ортодоксально-никейскую веру. Сразу, однако, надо отметить, что это не означало поголовного обращения всех бургундов. Вплоть до самого конца существования Бургундского королевства в нём сохранялась относительно значительная группа ариан, по отношению к которым теперь уже ортодоксально-никейские короли проводили политику веротерпимости. Но большинство бургундов всё же стали ортодоксами. Этот акт, несомненно, имел и политические аспекты. Он «снимал» препятствия для ещё большего сближения бургундов и галло-римлян. Во внешнеполитическом плане переход в никейское христианство носил явную антиготскую направленность. Правда, Теодорих, который, несмотря на своё арианство, стремился к сохранению и даже укреплению связей с ортодоксально-никейской Церковью, разрешил Сигизмунду после его обращения совершить паломничество в Рим и встретиться там с папой Симмахом, и это, несомненно, было с его стороны жестом доброй воли. Но в целом акт Сигизмунда далеко не улучшил его отношения с готами, и так довольно напряженные. Арианство считалось «готской верой», и на этом основании говорили, что бургунды подчиняются «готскому закону». Это ставило бургундов, хотя бы на ментальном уровне, на более низкую ступень по сравнению с готами. Теперь они явно освобождались от этого комплекса. В то же время он облегчал сношения с франками и Империей. Многие ортодоксально-никейские магнаты имели владения и на территории, подчиненной бургундским королям, и на землях, правителями которых были франкские монархи. Так, в районе Лиона располагались виноградники, принадлежавшие реймскому епископу Ремигию, который в своё время крестил самого Хлодвига. Переход в ортодоксально-никейское вероисповедание, естественно, облегчал связи с этой группой галльской знати. Важен ещё один момент. Несмотря на смерть Хлодвига и раздел Франкского королевства между его сыновьями, франки оставались значительной силой, претендуя по-прежнему на подчинение всей Галлии. Как и Хлодвиг, его преемники выступали под знаменем воинственного антиарианства. Таким образом, обращение бургундов в ортодоксально-никейскую веру в большой мере выбивало из рук франкских королей это идеологическое оружие. В то же время это не означало никакого, даже мысленного, подчинения бургундских ортодоксов церковным властям в других частях Галлии. Хотя официально папским викарием в Галлии являлся арелатский епископ, реально его полномочия за пределами территории, подчиненной готам, не признавались, и бургундская Церковь, самым видным деятелем которой был Авит, соперничавший с Цезарием Арелатским, пользовалась фактической самостоятельностью. На поместном соборе 517 года принимали участие только епископы самой Бургундии, и не было сделано никакого намека на примат арелатского епископа. Главой бургундской Церкви являлся епископ Виенны (Вьены), каковым в момент собора был Авит[4].
Законодательство
Другим событием стало завершение кодификации бургундского права. В том же 517 году (или, может быть, на следующий год) Сигизмунд издал Liber Constitutionum (Книгу конституций), большую часть которой (88 из 105 законов) составляли законы его отца. Отныне в Бургундском королевстве действовали два кодекса — Lex Romana Burgundionum и Liber Constitutionum. Первый относился к романскому населению, второй — к его варварским господам. Как и вестготский «Бревиарий Алариха», «Римский закон бургундов» основывался на «Кодексе Феодосия». В нём встречаются постоянные ссылки на знаменитых римских юристов Гая, Павла, Папиниана, на некоторые законы императоров. Авторы этого кодекса стремились представить своё творение как составную часть чисто римского юридического мира. Даже, например, в случае спора между римлянами, в исходе которого был заинтересован бургунд, эксплицитно принимались во внимание только римское правовые акты. Характерно, что в этом кодексе в качестве государя и законодателя отмечались только римские императоры, начиная с Гордиана, а бургундский король даже не упоминался, хотя, разумеется, его реальная власть полностью признавалась[5].
«Книга конституций» оформляла уже существующее германское право. В ней подчеркивалась связь с бургундской племенной традицией. В одном из первых законов Гундобада упоминались имена предшественников из рода Губихундов, начиная с Гибиха, так что с юридической точки зрения никакого разрыва между двумя бургундскими королевствами не было. Однако германское право в этих законах подверглось довольно сильной романизации. Например, за некоторые особенно опасные преступления вместо вергельда предусматривалась смертная казнь. Да и само название кодекса подчеркивало эту романизацию: бургундские короли называли свои законы конституциями, как и императоры позднеримской эпохи. Это, правда, не мешало тому, что отдельные законы могли называться leges (законы). Наличие этих двух кодексов не только отражало картину социально-политических отношений в Бургундском королевстве, но и создавало базу для дальнейшего сближения двух основных составных частей его населения. Некоторые исследователи даже полагают, что этот кодекс вообще никакого отношения к германскому праву не имеет, а его целью было урегулирование отношений между бургундами и римлянами[6].
Как и в других варварских государствах, в Бургундском королевстве признавалось и отныне законодательно закреплялось существование двух nationes — римлян и варваров. И правовое положение каждой «нации» регулируется отдельным законодательством. При этом отношения между бургундами и римлянами определяются бургундскими, а не римскими законами. Любопытно, что бургунды сами себя определяли именно как варваров («варвары, будь они бургунды или другого народа»). Это слово явно утратило для них какое-либо унизительное значение и превратилось просто в определение людей, противоположных римлянам. В состав «варваров» входили, как можно видеть, не только сами бургунды, но бургундов было явное большинство, и их короли возглавляли и государство, и весь конгломерат его населения. В рамках варварского комплекса различия между собственно бургундами и другими этническими группами, вероятно, сохранялись до самого конца существования Бургундского королевства, но в правовом отношении все варварские этнические группы были равны между собой. Они в целом противопоставлялись римлянам. В то же время, несмотря на существование двух различных правовых систем, положение римлян и «варваров» сближалось. Обе «нации» составляли «наш народ» (populus noster). И те и другие защищались одной и той же суммой вергельда, который определялся социальным положением, а не этнической принадлежностью. Не запрещались браки между бургундами и римлянами. Наконец, римляне наравне с «варварами» были допущены и к государственной, и к военной службе. Это в тот момент отличало Бургундское королевство от других варварских государств[7].
Общество Бургундского королевства было в высокой степени стратифицировано. Прежде всего, как и в римские времена, общество делилось на свободных и рабов. Собственно свободные (ingenui) образовывали три группы. Первую, самую немногочисленную, составляли optimates, nobiles, proceres. Их вергельд составлял 300 солидов. В их число входила и бургундская аристократия, и галло-римская знать («сенаторы»). Их высокое положение официально объяснялось тем, что они служили непосредственно королю. Недаром они часто называются optimates nostri (наши, то есть королевские, оптиматы). Эти люди входили в окружение королей, они могли быть их «сотрапезниками», из их среды выходили советники (conciliarii) и высшие чиновники бургундских монархов. Таковым был, например. Пантагат, который занял при Сигизмунде пост квестора дворца, то есть фактического руководителя всей администрации королевства, и он сохранил этот пост также при преемнике Сигизмунда Годомаре. Непосредственно с королевским домом были связаны domestici и maiores domus, называемые в одном ряду с оптиматами и советниками. Средний слой (mediocres) защищался вергельдом в 200 солидов. В то же время и знать, и средний слой вместе составляли относительно привилегированную группу, называвшуюся maiores personae. Они противопоставлялись inferiores (или minores) personae. К последним относились левды с вергельдом в 150 солидов. В отличие от предшествующих терминов, заимствованных из римского права, термин leudes — германский и означает «люди, народ». Но это понятие было распространено и на романское население. Вероятнее всего, именно они были теми minores (minor populus), которые были изгнаны из Виенны во время ее осады Гундобадом. Поскольку среди этих minores находился мастер по водопроводу, который и помог Гундобаду захватить город, то можно считать, что «малый народ» состоял из ремесленников. Вероятно, к нему относились также крестьяне и мелкие торговцы. Ещё ниже стояли отпущенники (liberti), колоны и оригинарии, то есть люди, жестко прикрепленные к земле. В отличие от рабов (servi, mancipia) они все же считались свободными. Их положение, видимо, сохранялось таким же, каким оно было и в римское время. То же самое можно сказать, по-видимому, и о рабах. Среди них выделялись королевские рабы, жизнь которых защищалась более высокими штрафами[8].
Внешнеполитическое положение

Внешнеполитическое положение Бургундского королевства было сложным. После успехов Хлодвига и Теодориха оно было зажато между их государствами. Хотя после смерти Хлодвига Франкское королевство оказалось разделенным между его сыновьями (а затем их потомками), которые ожесточенно соперничали друг с другом, они часто вместе выступали на внешней арене, в том числе и по отношению к Бургундии. Это заставляло бургундских королей маневрировать и искать такую «нишу», которая позволила бы им сохранять свою власть. Такой «нишей» им могли казаться особые отношения с императором. Выше говорилось, что бургунды никогда не отказывались от своего статуса федератов Империи. И Сигизмунд почти сразу после восшествия на престол обратился к Анастасию с посланием, в котором объявлял себя и свой народ его слугами. Поскольку Сигизмунд в отличие от отца был ортодоксом-никейцем, это тоже повышало его шансы на союз с Константинополем. Практически все бургундские короли официально занимали римские высшие военные должности. Хотя король, как упоминалось выше, считал обе «нации» вместе «нашим народом», перед своими римскими подданными он выступал скорее как командующий армией (magiser militum) и римский патриций, и на этом основании требовал подчинения от галло-римского населения, в том числе уплаты налогов. Как и ранее, римские землевладельцы платили подушный налог за своих колонов и поземельный налог. Размеры этих налогов, по-видимому, не отличались от тех, какие местные жители ранее платили в императорскую и городскую казну. При этом на нужды королевского двора и армии шла треть подушного и две трети поземельного налога. В этом отношении положение галло-римского населения по сравнению с римской эпохой никак не изменилось. Такое двойственное положение бургундских королей подчеркивалось их чеканкой. Собственную бургундскую чеканку начал Гундобад, и её продолжали его преемники. Монеты выпускались по имперскому стандарту, повторяя имперские типы с портретами соответствующих императоров, но с монограммами бургундских королей. Имена римских консулов использовались для датировки различных государственных актов, и этим тоже подчеркивалась тесная связь с Империей[9].
В это время в правящих кругах Константинополя возникло стремление на деле восстановить власть императора не только в Италии, но и во всей бывшей западной части Римской империи. Поэтому варварских королей на Востоке стали рассматривать не как «управляющих» от имени императора, а как захватчиков власти. И тогда возникло представление, что со свержением Ромула Августула «западное царство» римлян погибло. Чем больше укреплялось при императорском дворе это представление, тем хуже становились его отношения с королями. В Лионе, видимо, полагали, что первым объектом этой политики будет Остготское королевство, на территории которого находился сам Рим. Это, конечно, играло на руку бургундскому королю. К тому же, занимая в этом плане особое положение среди других варварских королей и подчеркивая своё подчиненное положение, Сигизмунд мог вполне надеяться на сохранение своего статуса[10].
Что касается франков, то определенную роль в достижении соглашения с ними должна была по традиции сыграть матримониальная политика. Сигизмунд выдал свою дочь Суавегото замуж за сына Хлодвига Теодориха I, который после смерти отца стал королём одной из частей Франкского королевства (Австразии). Утверждение в Бургундском королевстве ортодоксально-никейской веры тоже должно было укрепить связи с франками. Возникали контуры союза ортодоксальных государств, объективно направленного против арианских королевств (обоих готских и вандальского). На деле этот союз не реализовался, так как каждое из этих государств преследовало собственные интересы, зачастую оставляя в стороне религиозные принципы. Однако Теодорих, являясь опытным и искусным политиком, вполне мог учитывать такую опасность. Он даже попытался пресечь сообщения между Лионом и Константинополем. Это привело к ещё большему росту напряженности между остготами и бургундами[11].
В 519 году консулом Запада стал назначенный Теодорихом его зять Флавий Эвтарих Цилига. Хотя император Юстин I признал это назначение, Сигизмунд последовать в этом императору отказался. Поводом могла быть ревностная антиортодоксальная церковная позиция Эвтариха. Это, разумеется, не улучшило отношения между бургундским и остготским королями. Теодорих сделал ставку на сына Сигизмунда и своего внука Сигириха. В своё время Сигизмунд женился на дочери Теодориха Ареагни (Остроготе), которая и стала матерью и Сигириха, и Суавеготы. Однако Ареагни умерла, и Сигизмунд женился вторично. От этого брака родились два сына — Гислахад и Гундобад. Это осложнило положение не только внутри королевского дома, но и между двумя королевствами. Теперь Теодорих, видимо, надеялся сделать своего внука бургундским королём, что могло позволить ему так же фактически править Бургундским королевством, как он правил Вестготским. Возможно, что в правящих кругах Бургундии возникла «партия» сторонников Сигириха и, соответственно, Теодориха. Однако Сигизмунд предпринял решительные меры. По его приказу в 522 году Сигирих был задушен[12]. Традиция делает виновницей смерти Сигириха его мачеху и говорит о последующем раскаянии Сигизмунда. То, что мачеха, стремившаяся расчистить путь к трону своим сыновьям, вполне могла играть определенную роль в устранении пасынка, вполне возможно и даже почти несомненно. Это, однако, не уничтожает политическую подоплеку свершившегося убийства. Вот как об этом, в несколько упрощённом виде, рассказывает Григорий Турский:
«Когда Сигимунд лишился первой жены, дочери Теодориха, короля Италии, от которой у него был сын по имени Сигирих, он женился второй раз. Новая жена, как это бывает с мачехами, начала неприязненно относиться к пасынку и ругать его. Однажды, в один из праздничных дней, юноша увидел на мачехе платье своей матери и с гневом сказал ей: „Ты недостойна, чтобы это платье, которое, как известно, принадлежало моей матери, твоей госпоже, покрывало твое тело“. А та, придя в ярость, начала хитрыми речами натравливать своего мужа на сына, говоря: „Этот негодяй хочет завладеть твоим королевством. Он задумал убить тебя и расширить королевство до самой Италии, чтобы потом завладеть королевством деда своего, Теодориха, в Италии. Ведь Сигирих знает, что, пока ты жив, он не сможет выполнить этого и что он возвысится только тогда, когда ты погибнешь“. Под влиянием этих слов и подобных им Сигимунд принял совет своей коварной жены и стал жестоким детоубийцей. А именно: когда сын после полудня опьянел, Сигимунд велел ему идти спать; во время сна ему подложили под шею платок, завязали его под подбородком, и двое слуг, потянув на себя концы платка, задушили Сигириха»[13].
Потеряв надежду на внутреннюю поддержку, а также стремясь отомстить за убийство внука, Теодорих стал готовиться к войне с бургундами[14].
Война с франками
Подчинение Бургундского королевства остготам не входило в планы франков. Понимая, что в таком случае Остготское королевство станет самым могущественным, они решили опередить Теодориха. Плохую роль для бургундского короля сыграли на этот раз матримониальные связи не столько его самого, сколько его отца. Выдав когда-то свою племянницу Хротхильду замуж за Хлодвига, Гундобад намеревался укрепить связи с франками. Однако Хротхильда не забыла, что Гундобад убил её родителей. Во всех этих перипетиях политические расчёты, разумеется, преобладали. Но и личные мотивы сбрасывать со счетов неразумно. Когда после смерти Хлодвига сыновья его и Хротхильды разделили королевство и время от времени боролись друг с другом за первенство, роль матери, естественно, возросла. В это время политические интересы всех франкских королей и личные чувства королевы-матери совпали. В 523 году франки напали на бургундов. В их земли вторглись войска трех сыновей покойного Хлодвига — Хлодомира, Хильдеберта и Хлотаря. Против них выступила армия Сигизмунда и его брата Годомара. Очень возможно, что младший брат короля тоже имел королевский титул и автономно управлял частью государства, как сам Сигизмунд при жизни отца. Во всяком случае, войска Сигизмунда и Годомара действовали, хотя и совместно, но как отдельные армии. Объединенное войско бургундов потерпело поражение, Годомар сумел более или менее в порядке отступить, а Сигизмунд бежал в основанный им монастырь в Акауне, где пытался спастись, то ли приняв монашество, то ли только замаскировавшись монашеским одеянием, но был выдан франкам и вместе с женой и сыновьями уведен в плен[15].
Однако вскоре Годомар отвоевал королевство. В ответ на это 1 мая 524 года Хлодомир казнил Сигизмунда, его жену и двух сыновей, а их трупы бросил в колодец около Колумны, деревни в окрестностях Орлеана[16][17].
Семья
Сигизмунд был женат дважды:
- Первой его женой была Ареагни (Острогота), внебрачная дочь Теодориха Великого, короля остготов в Италии, и его наложницы. Григорий Турский называет первую жену Сигизмунда дочерью короля Италии Теодориха, но не упоминает её имени[18]. Иордан говорит, что Теодорих «имел двух внебрачных дочерей, которых породил ещё в Мёзии от наложницы: одну по имени Тиудигото, другую — Острогото. Вскоре по приходе в Италию он сочетал их браком с соседними королями, а именно: одну он отдал Алариху, королю везеготов, а другую — Сигизмунду, королю бургундзонов»[19]. Её отец устроил её брак в рамках переговоров о союзе с бургундами. Этот брак состоялся вскоре после того, как Теодорих прибыл в Италию. Вероятно, союз Теодориха с бургундами был заключён в 496 году. У короля Сигизмунда и его первой жены было двое детей:
- Сигерик. Григорий Турский называет Сигерика сыном Сигизмунда и его первой жены, указывая, что он подвергался жестокому обращению со стороны своей мачехи, которая подстрекала отца задушить его[20]. Марий Аваншский упоминает, что «Сегерих, сын короля Сигизмунда, по приказу своего отца был несправедливо убит» в 522 году[21].
- Суавегота Бургундская. Григорий Турский в своей «Истории франков» повествует, что Теодорих взял в жёны дочь короля Бургундии Сигизмунда, однако не называет её по имени[22]. Всеобъемлющий справочник по генеалогии, так называемый Europäische Stammtafeln утверждает, что жену Теодориха звали Суавегота (ум. 566). Предположительно, это мнение основано на упоминании Суавеготы франкским историком и хронистом X века Флодоардом в «Истории Реймсской церкви». Этот источник сообщает, что «королева Суавегота» завещала одну треть «ville Virisiaci» (совр. Верзи) церкви Реймса во времена епископа Мапина, с правом присвоения доходов от него (так называемый узуфрукт) в пользу «вышеупомянутой королевы дочери, Теодехильды», добавляя, что последняя позже подтвердила пожертвование во времена епископа Эгидия. Идентификация королевы Суавеготы как жены короля Теодориха зависит от идентификации Теодехильды как их дочери, каковая идентификация остаётся до конца неопределённой. Поэтому не может быть окончательно установлена связь между Суавеготой, упоминаемой Флодоардом, и дочерью короля Бургундии Сигизмунда, упоминаемой Григорием Турским. Тем не менее, хронология соответствует такой связи; епископство Мапина датируется около 536—560 годов, а Эгидия — около 560—590. Ещё один факт, способствующий такому отождествлению, заключается в следующем: наличие в именах Суавеготы и Остроготы одного корня «гота», указывающего на их готское происхождение, вполне может подтверждать, что Суавегота была дочерью Сигизмунда и Остроготы.
- Григорий Турский пишет, что вторая жена Сигизмунда подстрекала мужа убить её пасынка, но не называет её имени[23]. Григорий Турский и Марий Аваншский пишут, что король Сигизмунд был убит вместе с женой и детьми, а их трупы брошены в колодец, после того, как его брат Годомар победил франков[24][25].
Почитание
Позже Сигизмунд, первый бургундский король-никеец, был признан святым, а вследствие своей насильственной гибели и мучеником. Его останки были перенесены в монастырь в Акауне, где его реликвии стали предметом поклонения. Местом поклонения стал и колодец, в котором его утопили.
В XIV веке император Карл IV перевёз мощи Сигизмунда в Прагу. С тех пор он считается покровителем Чехии.
Примечания
- ↑ Марий Аваншский. Хроника, 515 год.
- ↑ Григорий Турский. История франков, кн. III, 5.
- ↑ Марий Аваншский. Хроника, 516 год.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 236—237.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 237.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 238.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 238.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 238—239.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 242—243.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 243.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 243.
- ↑ Марий Аваншский. Хроника, 522 год.
- ↑ Григорий Турский. История франков, кн. III, 5.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 243—244.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 244.
- ↑ Марий Аваншский. Хроника, 523 год.
- ↑ Григорий Турский. История франков, кн. III, 6.
- ↑ Григорий Турский. История франков, кн. III, 5.
- ↑ Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica, 297—298.
- ↑ Григорий Турский. История франков, кн. III, 5.
- ↑ Марий Аваншский. Хроника, 522 год.
- ↑ Григорий Турский. История франков, кн. III, 5.
- ↑ Григорий Турский. История франков, кн. III, 5.
- ↑ Григорий Турский. История франков, кн. III, 6.
- ↑ Марий Аваншский. Хроника, 523 год.
Литература
- Первичные источники
- Григорий Турский. История франков = Historia Francorum. — М.: Наука, 1987. — 464 с.
- Исследования
- Циркин Ю. Б. История варварских государств. — СПб.: Академия исследования культуры, 2023. — 452 с. — (Studia Graeco-Romana). — ISBN 978-5-9500-3457-2.
- Западная Европа. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 2.
Ссылки
- Сигизмунд св. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1900. — Т. XXIXa. — С. 823.
- Sigmund. Deutsche Biographie (нем.)
- Sigismond. Foundation for Medieval Genealogy (англ.)
- Saints and Blessed Page