Одоакр
| Одоакр | |
|---|---|
| лат. Odoacer, Odovacer; греч. ’Οδόακρος, ῾Οδόαχος | |
| | |
|
Король Италии,
наместник Византийского императора |
|
| 4 сентября 476 — 15 марта 493 | |
| Предшественник | титул создан |
| Преемник | Теодорих Великий |
|
|
|
| Дата рождения | ок. 433 |
| Дата смерти | 15 марта 493 |
| Место смерти | Равенна, Италия |
| Отец | Эдика |
| Мать | Мальгирда |
| Супруга | Сванигильда |
| Дети | сыновья: Тела, Юлиан Авреолин |
| Отношение к религии | арианство |
Одоа́кр — король Италии (так называемого Государства Одоакра), правивший в 476 — 493 годах.
Будучи начальником отрядов наёмников-варваров (германских и негерманских племен) в римской армии, сверг 5 сентября 476 года последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула, что традиционно считается её фактическим концом и вместе с тем концом истории Древнего мира.
Правил параллельно с императорами Восточной империи Зиноном (474—491) и Анастасием (491—518). Официально правление Одоакра разделяется на два периода: первый — до 480 года, когда императором считался признанный на Востоке Юлий Непот (Ромул Августул не был признан в Константинополе; Юлий Непот фактически занимал римский престол только с июня 475 по август 476 года, но почитался законным императором вплоть до своей смерти в 480 году); второй — после 480 года, когда на Западе не было никакого императора.
Очевидно, что порядок вещей, введённых Одоакром, едва ли мог быть постоянным. Его позиция была слабой по своей сути. Он был патрицием и королём, но ни в одном из этих качеств не имел твердой поддержки. От Константинополя он имел лишь сдержанное, осторожное признание; а являясь германским королём, не имел народа. Ведь германцы, которым он был обязан своим возвышением, были пестрой компанией авантюристов, фрагментами разных народов. Между ними не было тесных связей, не существовало никаких национальных чувств. Режим по самой своей сути был временным. Его важность заключается в следующем: с одной стороны, это было продолжение режима Рицимера — эта сторона была представлена патрициатом Одоакра; с другой стороны, закладывался фундамент настоящего германского королевства в Италии — эта сторона представлена его королевским титулом.
Правление Одоакра закончилось в феврале 493 года: он был свергнут и вскоре убит королём остготов Теодорихом.
Правление
Имя и происхождение
Его имя разные авторы передают различно: у Анонима Валезия он Odoachar, у Марцеллина Комита — Odoacer, у Кассиодора — Odovacar, у Прокопия — ’Οδόακρος. Наиболее правильным, видимо, является Одовакр, потому что именно в такой форме оно встречается на его монетах. Однако в современной русскоязычной научной литературе принят вариант «Одоакр».

Из-за очень поздней даты — 1521 года — и нескольких анахроничных элементов содержание этой таблички считается не более чем легендой. Несмотря на это, табличка стала популярным «источником» для нескольких теоретиков, которые пытаются связать Одоакра с древними кельтскими рутенами, а также с более поздними славянскими русинами
Одоакр был германцем, но сведения о его принадлежности к конкретному германскому народу противоречивы. У Иордана мимоходом в «Романа» сказано, что Одоакр был ругом (genere Rogus)[1]. Однако, судя по «Житию святого Северина», в котором есть много сообщений о ругах, их королях и об отношении ругов к готам и тому подобное, Одоакр не был ругом и даже вступал с ругами в борьбу[2]. К сожалению, на основании этого источника, который содержит чрезвычайно яркий эпизод из жизни молодого Одоакра[3], одного из «варваров», собиравшихся в Италию, невозможно уточнить его племенную принадлежность. Когда Одоакра называют готом (например, Феофан Исповедник[4]), то это не свидетельствует о его готском происхождении, потому что общее название «готы» покрывало, как известно, ряд разных племен, действовавших вместе с готами или подчиненных им. Пожалуй, обильнее всего сведения о том, что Одоакр, возможно, был скиром и принадлежал к знатному роду. Так полагает близкий Иордану по времени автор Иоанн Антиохийский, доведший свое описание до 518 года (Ioh. Antioch., fr. 209, 1). Отец Одоакра, по сообщению Анонима Валезия[5], носил имя Эдико (или Эдикона) и был, возможно, тем самым Эдико, который в 448 году, по словам Приска Панийского, вместе с Орестом явился в Константинополь в качестве посла Аттилы[6]. В силу близости к Аттиле и к гуннским делам, Эдико (или Эдекон), несмотря на германское имя, назван в записях Приска «природным унном» (то есть гунном)[7]. Однако, едва ли можно допустить, что Одоакр был гунном по отцу. Более убедительными представляются сведения Иордана об Эдике, «старейшине скиров», участнике битвы на реке Болии в 469 году, когда скиры были побеждены остготами[8]. В этой битве отец Одоакра, вероятнее всего, погиб, воюя с Теодимиром, отцом Теодориха. Это событие могло стать одной из причин вражды двух будущих лидеров варварского мира. Выживший его сын Онульф перешёл на службу к восточному императору, а Одоакр со своими дружинниками двинулся в Италию. В «Анониме Валезия» сообщается, что Одоакр появился в Италии — под Пьяченцей и в Равенне — «вместе с племенем скиров»[9]. В Италии Одоакр, как и многие другие варвары, поступил на военную службу. Детали его карьеры в Италии не очень ясны. Прокопий Кесарийский отметил, что Одоакр служил дорифором (дорифор, буквально копьеносец, то есть телохранитель) в гвардии императора[10] и принимал активное участие в войне между Прокопием Антемием и Рицимером на стороне последнего. Это участие явно помогло его дальнейшей карьере. При Глицерии или Непоте он, по-видимому, стал главой гвардии.
Источники по-разному определяют не только происхождение Одоакра, но и те племена, во главе которых он оказался после захвата власти в Италии в 476 году. То он король готов [11], то он король торкилингов[12] или торкилингов и рогов[13]; то он ведёт за собой полчища торкилингов, скиров, герулов[14][15], то он вообще rex gentium (король племён)[16][17].
Обстановка в Италии накануне восстания Одоакра
В 476 году произошло важное событие в Италии. Современники не придали этому событию особенно большого значения, но для мировой истории оно значило много. В этом году варвары, составлявшие фактически всю западноримскую армию, потребовали себе треть земель и доходов в Италии. Орест, в то время фактически правивший в Италии от имени своего сына Ромула Августула, отказал им в этом, поскольку не решался превращать Италию, традиционное сердце Римской державы, в такую же страну, как Галлия, Испания, Северная Африка, в которых господствовали варвары. Можно было ублаготворить солдат раздачей денег, но их в казне катастрофически не хватало. С резким сокращением территории, непосредственно подчинявшейся императору, соответственно сокращалась и налогооблагаемая база. Надеяться на помощь Восточной империи также было невозможно: даже если бы восточный император Зенон и имел для этого финансовые возможности, то помогать узурпаторам, какими он считал Ромула Августула и его отца, он, разумеется, не собирался. Орест, может быть, рассчитывал либо на воинскую дисциплину (он, будучи магистром воинов, всё же являлся их главнокомандующим), либо на разноплеменность варварского войска, которое могло помешать солдатам объединиться. Однако если такие расчёты у Ореста и были, они оказались ошибочными. Не получая ни денег, ни земель, солдаты вместе избрали своим королём Одоакра и восстали против Ореста и его сына. Иногда, правда, полагают, что Одоакр был избран королём уже после своей победы над Орестом.
Войско, избравшее Одоакра своим королём, было разноплеменным. Оно состояло из скиров, герулов и вспомогательных отрядов различных племен. Один из хронистов даже сообщает, что инициаторами избрания Одоакра вообще были герулы[18].
Переворот Одоакра

Орест, однако, решил сопротивляться. Какая-то часть армии, по-видимому, ещё признавала его. Другая часть находилась в распоряжении его брата Павла. Понимая, что для открытого сражения с мятежником сил у него всё же мало, Орест отступил в Тицин (Павия), надеясь отсидеться за его укреплениями. Однако солдаты Одоакра довольно легко овладели городом. Орест пытался укрыться в Плаценции (Пьяченца), где у него, вероятно, было имение, но был захвачен и около Плаценции 28 августа убит. После этого Одоакр двинулся к Равенне, где засел Павел. Тот тоже практически не смог оказать никакого сопротивления и был убит через неделю после своего брата. Ромул Августул, также находившийся в Равенне, был свергнут. Одоакр его, однако, пощадил и сослал вместе с родственниками в Кампанию, где ему была предоставлена вилла, бывшая когда-то владением Лукулла, и ежегодная пенсия довольно внушительного размера — 6 тысяч солидов. За этим решение стоял, несомненно, политический расчёт[19][20][21].
Казалось бы, события повторялись. Привычным было бы назначение Одоакром какого-либо марионеточного императора, за спиной которого он мог править, как это сравнительно недавно делал Рицимер. Однако политическая ситуация в это время была уже другой. В том же августе 476 года, когда в Италии разыгрывалась очередная драма, на Востоке ранее свергнутый Зенон вернул себе трон. Два года назад именно Зенон сделал западным императором Непота, свергнув Глицерия, а Непот, в свою очередь, практически не признал восточным императором соперника Зенона Василиска. Поэтому было совершенно ясно, что Константинополь никакого другого императора на Западе, кроме Непота, не признает. Опять же в августе 476 года Зенон сумел, наконец, разгромить Василиска, изгнать его из Константинополя, а вскоре и убить, и, наконец, вернуть себе трон[22]. Однако гражданская война потребовала такого напряжения сил, что никаких реальных возможностей для непосредственного вмешательства в западные дела у Зенона, конечно, не было. Это, однако, не означало, что он, укрепив своё положение, не осуществит такое вмешательство позже. Судьба Глицерия ясно это показывала. Поэтому Одоакру надо было выбрать такой вариант решения этой проблемы, который и оградил бы его от восточного вмешательства, и сохранил бы за ним реальную власть. И он такой план разработал[23].
По его приказу в Риме собрался сенат. На этом заседании было решено направить в Константинополь специальное сенатское посольство, которое должно было не только известить восточного августа о свершившемся событии, но и просить его принять соответствующие меры. Здесь и пригодился живой Ромул Августул. Просьба была составлена от его имени. Он сообщал о своём отречении и вместе с сенаторами просил больше отдельного императора для Запада не назначать, а, приняв верховную власть над всей Империей, поручить непосредственное управление Италией Одоакру, дав ему и титул патриция. Шансы на признание константинопольским императором свершившегося переворота были явно выше, если об этом будет просить свергнутый император, подтверждающий к тому же своё свержение. В случае успеха задуманного предприятия это делало бы власть Одоакра юридически безупречной и гарантированной от восточного вмешательства. Характерно, что он (формально сенаторы) просил передать ему управление не Западной империей, или, точнее, западной частью Империи, а только Италийским диоцезом. Конечно, от Западной империи, по крайней мере, под властью считавшегося центральным правительства, и остался только этот диоцез, да и то в усеченном виде (не считая жалкого остатка Галльского диоцеза), так что реально речь шла о власти на римском Западе вообще, кроме, разумеется, владений Сиагрия в Галлии и Непота в Далмации. Но фикция восстановления единства Римской империи и передача Одоакру управления только её одной частью была бы сохранена. Эта фикция подчеркивалась тем, что в Константинополь были отправлены и императорские инсигнии; Запад больше не хотел отделяться от Востока[24].
Полностью претворить в действительность свой план Одоакр не смог. Как только о событиях в Италии и в Константинополе стало известно, в восточную столицу направил своё посольство к Зенону Непот. Он просил помощи деньгами и армией для восстановления своей реальной власти в Италии. Зенон оказался в сложном положении. Для реальной помощи Непоту у него в этот момент не было никаких сил. Но и отказать императору, которого он только и признавал единственным в качестве западного августа, он не мог. Поэтому он был вынужден согласиться на просьбу Одоакра, но при этом заявил, что и ранг патриция, и властные полномочия он должен получить от Непота. Тем не менее он послал Одоакру специальную императорскую грамоту, в котором все же удостаивал его патрицианского ранга, признав тем самым свершившийся факт[25].
Положение Одоакра оказалось двусмысленным. С одной стороны, он являлся несомненным правителем Италии, и никто ни в самой стране, ни за её пределами в этом не сомневался. Даже Зенон был вынужден фактически признать это. Но, с другой стороны, в Далмации жил император, и только его тот же Зенон признавал единственным законным властителем Западной империи, да и в самой Италии у него явно могли быть сторонники. Сам Непот тоже по-прежнему считал себя единственным законным августом Запада. И Одоакру пришлось каким-то образом выстраивать отношения с Непотом. Он пошёл на компромисс. Монеты, которые он чеканил в Италии, выпускались либо с его именем, но без всякого титула, либо с именем Непота, а это означало, что он был вынужден признать Непота императором и управлять Италией от его имени. Так что официально в Империи продолжали властвовать два августа. При этом, однако, никакого вмешательства официального императора в дела Италии её фактический правитель не допускал. Характерен и другой факт. На Западе в течение нескольких лет не было консулов. Только в 480 году, после убийства Непота, появился консул, назначенный на Западе. Видимо, Непот не имел никакой возможности сделать это, а Одоакр официальных полномочий назначать консулов пока не имел. К тому же, поскольку назначение консула являлось прерогативой императора, назначение западного консула Одоакром означал бы его отказ от официального признания Непота[26].
Не менее важен еще один момент. Армия, избравшая Одовакра своим королём, была разноплеменной. Хотя Одоакр перед своими воинами представал королём, его монархия отличалась от всех остальных варварских монархий того времени: она не носила этнического характера. Характерно, что Иордан называет Одоакра rex gentium (король племён). Сам он, как уже говорилось, был, вероятнее всего, скиром, но большая часть его воинов, по-видимому, были герулами. Таким образом. Одоакр не являлся королём какого-либо определенного народа, а возглавлял находившихся в Италии варварских солдат, происходивших из самых разных этнических групп. И возглавлял он не народ, а армию. Кто бы ни входил в число воинов Одоакра, основная часть их этносов находилась за пределами Италии. Поэтому он в отличие от других варварских королей был просто rех (король) без всякого уточнения. Отсутствие этнической основы власти Одоакра привело в первое время и к некоторым выступлениям против него в армии. Уже в 477 году выступил Бракила (Бравила)[27], а в следующем году — Адарих. Хотя оба выступления Одоакр подавил и жестоко расправился с мятежными комитами, эти выступления показывают недостаточность опоры в армии, какую имел Одоакр, по крайней мере, в начале своего правления. Надо отметить одну ремарку Иордана. Говоря об убийстве Одоакром Бракилы, он заявляет, что это было сделано, чтобы внушить страх римлянам[28]. Вполне возможно, что Брахила пользовался поддержкой какой-то части римской элиты. Все это, как и если не враждебная, то, во всяком случае, неопределенная позиция Зенона, заставляло Одоакра с особой тщательностью выстраивать отношения со своими римскими подданными[29].
Начальный этап правления
Захватив фактическую власть, Одоакр стремился предстать перед итало-римлянами не как узурпатор, а как продолжатель римских традиций и защитник Италии и Рима. Это проявилось во внешней политике. Вскоре после взятия власти он сумел договориться с вандальским королём Гейзерихом, который уступил ему почти всю Сицилию, кроме Лилибея, взамен обязательства платить вандалам ежегодный налог. Вандальский король на основании того, что Одоакр платил ему налог, мог считать себя по-прежнему господином Сицилии. К тому же он сохранил за собой Лилибей, являющийся важнейшим стратегическим пунктом на западном побережье Сицилии, что давало ему возможность при удобном случае отвоевать остров. Однако в глазах и Одоакра и, видимо, итало-римлян, это было второстепенно. Главным было то, что Одоакр не просто обезопасил Италию от вандальских вторжений, но и вернул из-под власти вандалов почти всю Сицилию. Впервые после долгого перерыва какая-то часть имперской территории была отнята у варваров[30].
В 477 году Одоакр сумел урегулировать отношения с вестготами. Вестготский король Эйрих решил использовать убийство Ореста и свержение Ромула Августула, чтобы, наконец, добиться своей главной цели — захвата Италии, и поручил римлянину Винцентию, перешедшему на его сторону, во главе армии вторгнуться в Италию, чтобы захватить и её. Однако Одоакр к этому времени уже довольно прочно взял власть и направил против армии Винцентия своё войско, возглавляемое его комитами Аллой и Синдиллой. Это войско одержало победу и предотвратило захват Италии вестготами. Однако Одоакр не впал в эйфорию и предпочёл пойти на компромисс с Эйрихом. Последний отказался от вторжений в Италию, а Одоакр взамен признал его завоевания в Галлии вплоть до Альп, то есть уступил вестготам Прованс. Эту договоренность Одоакр вполне мог представить как гарантию безопасности Италии и Рима[31].
Ещё позже Одоакр, разгромив ругов (или ругиев), обеспечил безопасность Италии и с север-восточной стороны. Эти внешнеполитические успехи Одоакра (по крайней мере, так они могли быть представлены общественному мнению) явно укрепили его положение в Италии[32].
Убийство Непота
Долгое время чрезвычайно важной оставалась для Одоакра проблема Непота. Выпуская монеты с его именем, Одоакр формально признавал его августом, а себя — лишь правителем Италийского диоцеза, как он и просил Зенона. Однако сам Непот, как кажется, лишь формальным признанием удовлетворён не был. Его попытка после свержения Ромула Августула получить реальную помощь от Зенона провалилась, поскольку тот не имел для этого никаких возможностей. Но через три года возможность возвращения в Италию Непота, казалось, снова появилась. В 478 году началась очередная война между остготами и Империей, и в 479 году варвары появились в Эпире по соседству с Далмацией. Они потерпели поражение и были вынуждены повести переговоры с командующим имперскими войсками патрицием Адаманцием. Во время этих переговоров остготский король Теодорих предложил Адаманцию своими силами восстановить Непота на западном троне. Адаманций отверг это предложение то ли потому, что хотел увести готов как можно дальше от Адриатического побережья, то ли потому, что боялся предоставить остготскому королю флот, который тот мог позже использовать и против Империи, то ли из-за того, что предложение Теодориха для него оказалось неожиданным, и он не имел на этот счёт никаких инструкций от императора. Императору же в тот момент явно было не до Непота. В том же 479 году, возможно, ещё до переговоров Адаманция с Теодорихом, Зенона пытались свергнуть сыновья бывшего западного императора Антемия Маркиан, Прокопий, Антемий и Ромул, пользовавшиеся, как кажется, поддержкой вдовствующей императрицы Верины и значительной части населения Константинополя, так и не принявшего исавра, каким Зенон был по рождению. Они заключили союз с варварами, в том числе с готом Теодорихом Страбоном. Хотя захватить столицу мятежники не смогли, положение императора было довольно сложным. В этих условиях ввязываться в италийскую авантюру император явно не решался[33].
Может быть, предложение Теодориха, о котором до него дошли сведения, возродили надежду Непота на реальное восстановление своей власти в Италии. Отказ Адаманция (и не исключено, что самого Зенона) использовать для этого остготов, по-видимому, не остановил Непота. Он мог даже предпринять какие-то реальные шаги для воплощения своего замысла в жизнь. Один из хронистов пишет, что он задумал (conaretur) вернуть себе захваченные почести. Использование глагола соnor позволяет говорить именно о реальной подготовке. Это не могло не встревожить Одоакра. И он пошёл на обострение отношений с Непотом. В 480 году появляется первый консул, назначенный на Западе. Так как назначен он был, разумеется, в предыдущем году, то это назначение вполне можно связать с предложением Теодориха и, пожалуй, с какими-то шагами самого Непота. Результатом этих маневром стало убийство Непота в 480 году[34].
Непот был убит людьми из своего окружения, а именно его комитами Овидой и Виктором[35]. За спиной убийц стоял, по-видимому, Глицерий. Его с помощью восточного императора сверг в своё время Непот и отправил епископом в столицу Далмации Салону. В тот момент это был довольно мудрый шаг: с одной стороны, Непот избавлялся от соперника, отослав его в заморскую провинцию, и к тому же в свои прежние владения, в верности которых он был, по-видимому, уверен, а с другой, не давал повода возможным оппонентам упрекать его в убийстве императора, хотя бы и считавшегося на Востоке узурпатором. Но после бегства из Италии Непот столкнулся с Глицерием лицом к лицу. Об их отношениях ничего неизвестно, но, вероятнее всего, они должны были быть довольно напряженными[36].
Неизвестно почему Глицерий ждал столь долго. В 475 году Непот не оказал никакого сопротивления Оресту и бежал в Далмацию. В следующем году он попытался воспользоваться убийством Ореста и свержением Ромула Августула, чтобы с помощью Зенона вернуть себе трон, но Зенон, сам только что вернувшийся к власти после победы над Василиском, не мог ему ничем помочь, кроме чисто морального признания его все ещё законным августом. Следовательно, никаких реальных сил у Непота для возвращения фактической власти в Италии не было. В этих условиях у Глицерия были явные шансы для осуществления мести. Едва ли положение в самой Далмации через четыре года изменилось столь резко, что созрели внутренние условия для заговора. Следовательно, причину возникновения этого заговора надо искать вне Далмации. В устранении Непота едва ли был заинтересован Зенон. Он сумел разгромить Маркиана и его сторонников, но в это время обострились отношения внутри императорского дворца, и через некоторое время могущественный сторонник и соплеменник Зенона Илл поднял мятеж против императора. Характерно, что он освободил находившегося в Каппадокии Маркиана и направил его в Италию к Одоакру с просьбой о помощи. Противники Зенона явно рассматривали Одоакра как его противника. В таких условиях Далмация, в которой правил Непот, оказывалась своеобразным щитом, прикрывающим константинопольского императора от возможной интервенции Одоакра (по крайней мере, по суше), а официальное признание Одоакром Непота не давало тому легальной возможности этот щит преодолеть[37].
В ином положении находился Одоакр. Пока Непот не проявлял никакой активности и не имел никакой внешней поддержки, он был правителю Италии совершенно не страшен, и Одоакр вполне мог поддерживать иллюзию его императорства. Однако в 479—480 годах положение изменилось. Предложение Теодориха было отвергнуто, но уже его наличие могло стать тревожным знаком. В это время Теодорих явно не намеревался захватить Италию и поселиться там со своими готами; все события показывают, что его тогдашней целью был Балканский полуостров, в том числе Эпир. Предложение восстановить на троне Непота, видимо, было экспромтом, но то, что с его помощью остготский король пытался выбраться из тяжелого положения, в котором оказался, показывает, что он рассчитывал на благожелательное отношение к этому предложению. Хотя римляне отвергли предложение Теодориха, никто не гарантировал, что в следующий раз император не использует представившуюся возможность направить остготов на Италию с целью свержения Одоакра (как это в действительности и произошло, но только несколькими годами позже), а Непот, являясь легальным августом Запада, вполне сможет стать знаменем такого вторжения. Отсюда и фактический разрыв Одоакра с Непотом, выразившийся в назначении им консула. Этот шаг Одоакра должен был укрепить его позиции среди сенаторской знати в условиях фактически начавшейся конфронтации с официальным августом Запада. Физическое устранение Непота в такой ситуации становилось некоторой гарантией сохранения Одоакром его положения. Действительно ли Одоакр стал организатором или, по крайней мере, вдохновителем заговора, неизвестно. Но то, что убийство Непота было в тот момент полностью в его интересах, несомненно. И этому не противоречит тот факт, что после убийства Непота и захвата власти в Далмации Овидой Одоакр вторгся в Далмацию под предлогом мести за убийство императора. Овида пытался оказать сопротивление, но был убит, а Далмация присоединена к владениям Одоакра. Если все это было заранее рассчитано Одоакром, то его замысел полностью удался. Он сумел не только избавиться от ставшего опасным Непота, но и расширить свои владения[38].
В то же время ликвидация фактически самостоятельного государства в Далмации уничтожила буфер между владениями Одоакра и Империей и настолько усилила Одоакра, что он стал весьма опасным для Зенона. В первое время положение Зенона было столь сложным, что ничего реального предпринять против Одоакра он не мог. Однако к концу 80-х годов ситуация изменилась. Зенон подавил мятеж Илла и договорился о мирных отношениях с Теодорихом. После этого вновь возник вариант, ранее предложенный Теодорихом: свергнуть Одоакра силами остготов. Теперь, однако, речь уже не шла о восстановлении на троне законного императора, поскольку того уже не было в живых, а его преемника Зенон назначать не стал. И инициатором остготского выступления стал сам император. Так что в долгосрочной перспективе убийство Непота и присоединение Далмации стали событиями, роковыми для Одоакра[39].
Внутренняя политика
Во внутренней политике Одоакр стремился найти компромисс между требованиями своих варварских солдат и итало-римским населением, в первую очередь, естественно, с сенаторской знатью. Выдвинутый на первый план варварскими войсками с целью получения трети земель в Италии, он, естественно, не мог не выполнить этого требования. Однако он старался найти некоторый компромисс между интересами воинов и местного населения. Хотя от Ореста солдаты требовали земель во всей Италии, Одоакр землю им дал только в Северной Италии. С одной стороны, это была наиболее ещё относительно процветающая часть страны, а с другой, там было меньше крупных владений италийских аристократов. Возможно, Одоакр для расселения воинов использовал в первую очередь земли фиска и личного фонда (patrimonium) императора. Такое расселение давало Одоакру возможность и наиболее полно удовлетворить требования солдат, и в наименьшей степени задеть интересы сенаторской знати. Сенаторы, активно поддержавшие Одоакра, были освобождены от уплаты специального налога, какой платили другие землевладельцы, на чьих землях не были поселены воины Одоакра, или не вынужденные отдавать им треть своих доходов. Стали ли при этом солдаты настоящими владельцами полученной земли, точного ответа на этот вопрос нет. Однако более вероятно, что получившие свою треть федераты на деле приобрели лишь право на доходы с этой трети. Надо иметь в виду, что Одоакра провозгласили королём именно воины, которые едва ли были склонны сами заниматься земледелием или хотя бы организовывать сельскохозяйственный труд. И были ли у них в тот момент семьи, весьма сомнительно. Правда, позже какие-то солдаты могли обзавестись семьями и иметь потомство, которое, несомненно, существовало во время крушения государства Одоакра. К тому же при распределении земли солдатам предоставлялись, как кажется, менее обработанные участки, многие из которых и до этого скорее обременяли владельцев, которые за них платили налоги, но получали слишком мало дохода. Для оценки земель был проведён ценз и, видимо, в соответствии с ним уменьшены налоги. И в других случаях Одоакр шёл на снижение налогов и даже на их отмену за некоторый промежуток времени, как это было с Тицином. В отмене налогов с Тицина большую роль сыграл местный епископ Эпифаний, уже доказавший свои дипломатические способности и обладавший большим авторитетом во всей Италии и даже, по-видимому, в варварском мире[40].
Распределение земли обеспечило на какой-то момент внутренний мир в Италии, причём таким образом, что минимизировало воздействие этого распределения на имущественные интересы знати. Введение более мягкого налогообложения также способствовало примирению итало-римлян с властью варварского предводителя. Внешняя политика, казалось, обезопасила страну от новых варварских вторжений и вандальских набегов. И сенаторская знать Италии активно поддержала Одоакра. Многие хронисты и историки довольно негативно оценивают Одоакра, называя его узурпатором и тираном. Однако надо иметь в виду, что эти произведения писались уже после уничтожения государства Одоакра и убийства его самого, когда у власти находились его враги. Совершенно ясно, что такие оценки отражают взгляды того времени, когда всё это писалось, а не времени правления самого Одоакра. То же самое надо сказать и о таких церковных писателях, как Эннодий и Евгиппий, которые в своих произведениях, написанных уже при Теодорихе, довольно резко отзывались об Одоакре[41].
К такому же компромиссу Одоакр стремился также в политическом и административно-правовом аспекте. Нет никакого сомнения, что Одоакр был провозглашён королём. Но королём он был только для своего разноплеменного варварского войска. Встает вопрос: а кем же он был для римлян? Вообще-то римляне, по-видимому, воспринимали Одоакра так же, как сравнительно недавно Рицимера, то есть фактического правителя от имени официально правящего императора. Но это не было его официальным положением, которое нужно было юридически подтвердить. После взятия Одоакром власти, как об этом говорилось выше, послы римского сената (а фактически он сам) просили Зенона дать Одоакру достоинство патриция и передать ему Италийский диоцез. Судя по содержанию этой просьбы, достоинство патриция и власть над Италией — два самостоятельных элемента и не сводятся автоматически друг к другу. Зенон, хотя и предложил Олоакру просить ранг патриция у Непота, все же ему этот ранг присвоил. Долгое время была принята точка зрения, что Одоакр получил наряду с патрициатом и должность магистра воинов, что и давало ему формальную возможность управлять Италией. Однако нигде Одоакр так не называется. Сведения о положении Одоакра, к сожалению, чрезвычайно скудные. Давал ли ранг патриция сам по себе какие-либо властные полномочия? Если судить по просьбе самого Одоакра, то нет, по крайней мере, в момент захвата им власти. И Зенон, судя по одному из своих законов, считал патрициат высшей почестью, какой можно удостоить человека, уже занимавшего высшие посты в государстве, в том числе консулат или магистерий воинов. В то же время уже само положение Одоакра как патриция в известной мере в глазах римлян приравнивало германского короля к носителям высших должностей, поименованных в этом законе, независимо от того, имел ли он официально такую должность[42].
Чеканка монет
Став фактическим правителем Италии, Одоакр начал выпускать свои монеты. Однако в первые годы он помещал на них имя Непота. Следовательно, он признавал его официальным августом Запада. Поэтому не исключено, что он всё же последовал совету Зенона и просил Непота дать ему ранг патриция. И то, что Одоакр выступил против убийц Непота и захватил Далмацию под лозунгом мести за убитого императора, также показывает, что официально он признавал его своим сувереном, что, разумеется, не означает, что он собирался вернуть ему реальную власть даже в отдаленной перспективе. Убийство Непота изменило ситуацию. Возможно, Одоакр каким-то образом договорился с Зеноном. В чём состояла эта договоренность, сказать трудно. Но она, по-видимому, всё же заключалась в признании власти Одоакра в западной части Империи, а Одоакром — официального положения Зенона как единственного августа. Как раньше на монетах упоминался Непот, так теперь Зенон со всеми своими титулами. При этом золотые монеты Одоакр вовсе не чеканил, чтобы не вызвать подозрения в нарушении императорского суверенитета. После победы над ругиями часть добычи Одоакр отослал Зенону в виде даров, что нужно понимать как признание верховной власти императора. Как уже говорилось, явно ещё в 479 году Одоакр назначил консула, чего ни он, ни Непот не делали раньше, и этого консула признали и на Востоке. Вполне возможно, что это признание не было оформлено специальным актом, но это не мешало Одоакру использовать его для укрепления своего положения. И явным показателем этого является назначение Одоакром западных консулов[43].
Титул
Не только недостаточно крепкая опора в армии, о чём уже говорилось, но и некоторая юридическая неопределенность его положения заставляли Одоакра, с одной стороны, не подчеркивать свою реальную власть, а с другой, по возможности привлечь на свою сторону местное население, и особенно римско-италийскую знать, а также довольно могущественную в Италии Церковь, хотя сам он был арианином. Само слово rех всё ещё носило некоторый негативный оттенок, и Одоакр в своих официальных документах старался его не употреблять. Характерна в этом отношении официальная надпись, выставленная в Риме для всеобщего обозрения, в которой Одоакр, несомненно, королём не назван. Правда, перед его именем часть строки исчезла, и сохранилось только v[iri Odovac]ris… но восстановление показывает, что здесь, скорее всего, должно было быть praecelentissimi (рrаеcelentissimus — превосходнейший, отличнейший). Не король, а превосходнейший муж — таким Одоакр предстаёт перед римлянами. Сами римляне, видимо, колебались в определении положения Одоакра. Разумеется, они не сомневались в его фактической сущности полновластного правителя Италии. Епископы называли его «превосходнейшим королём» (praecelentissimus rех). Поскольку эпитет praecelentissimus встречается и в официальной надписи от имени самого Одоакра, и в полуофициальном синодальном акте, можно думать, что он входил в титулатуру Одоакра. Однако консул 485 года Симмах, упоминая в надписи Зенона и Одоакра, предпочёл назвать их просто «господами», избегая официальных титулов. Но и в этом случае интересен один нюанс. Зенона Симмах называет «нашим господином» (domine nostro, точнее сокращенно D. N.), как это было обычно при упоминании императоров, а Одоакра только «господином» (domne Odoavacre). Видимо, даже признавая варварского полководца господином, Симмах ощущал несомненную разницу между ним и императором[44].
Взаимоотношения с римским населением
Одоакр всячески подчеркивал свою приверженность римским традициям. Датировка любого события или документа традиционно проводилась по консулам. Прочно удерживая в своих руках военную власть, что и давало ему возможность фактически править в Италии, высшие гражданские функции Одоакр оставил за римскими сенаторами. По-прежнему назначались не только консулы (начиная с консула 480 года), но и префекты претория Италии и префекты Рима. В целом эти почётные посты резервировались за сенаторской знатью. Назначая на 480 год своего первого консула, Одоакр остановил свой выбор на Василии. Цецина Деций Максим Василий принадлежал к самой верхушке тогдашней римской аристократии. Его отец тоже был в своё время консулом и во время правления Либия Севера и какое-то время после него вместе с Геннадием Авиеном занимал первое место среди сенаторов. Его братья тоже стали консулами в 484 и 486 годах. В 483 году Василий был префектом Рима и в этом качестве представлял персону Одоакра на выборах нового папы, каким стал римский аристократ Феликс III. Василий и его братья принадлежали к клану Дециев, соперничавших с кланом Анициев. Одоакр практически чередовал на посту консула представителей эти двух кланов. Так, консулами 483 и 487 годов были примыкавшие к Анициям Квинт Аврелий Меммий Симмах и Флавий Манлий Боэций. Префектами претория Италии и префектами Рима также в основном были представители сенаторской знати, особенно тех же двух кланов. Римская знать охотно шла на службу варварскому королю[45].
В принципе в таком привлечении верхушки римской аристократии к высшим гражданским должностям и самым почётным постам не было ничего нового, и Одоакр этим только подчеркивал свою приверженность традициям. Однако он взял курс и на сотрудничество с сенатом как целостной корпорацией и в какой-то степени государственным органом. На мелких монетах появилась давно забытая монограмма S[enatus] C[onsulto] (Консультации Сената). По-видимому, в 479 году одновременно с назначением собственного консула Одоакр создал должность главы сената (caput senatus), каковым становился самый старший из бывших консулов. Тот факт, что во главе сената встает отныне не назначенец главы государства (не важно, императора или варварского короля), а сенатор, занимающий свой пост автоматически, уже повышало роль сената. Важно ещё и то, что речь идёт об официальном посте, а не о зыбком авторитете, который мог быть оспорен либо главой государства, либо другими сенаторами из соперничающего клана. Сам Одоакр находился преимущественно в Равенне, и сенат получил возможность реального контроля над деятельностью префекта Города и других высших должностных лиц. Срок римской префектуры был официально установлен в один год, и это давало возможность привлечь к исполнению этой почётной должности большее число сенаторов. Одоакр явно рассматривал римский сенат как своего важного властного партнера[46].
Одоакр целиком сохранил римскую бюрократическую систему. Гражданскую администрацию по-прежнему возглавляя магистр оффиций. Эта должность тоже была фактически зарезервирована за сенаторами. При Одоакре известны, по крайней мере, два таких магистра — Север Антонин и Андромах. Целиком было сохранено и административно-территориальное деление Италии со всем её управленческим аппаратом. Одним словом, Одоакр демонстрировал неизменность римской гражданской жизни при его правлении. Демонстративную заботу он проявлял о самом Риме, подчеркивая его традиционную роль «главы Вселенной». Хотя со времени вандальского разгрома Города прошло уже много лет и императоры, начиная с Майориана, уделяли много времени его восстановлению, до полного возрождения было ещё далеко. Одоакр продолжил дело императоров и в этой области. При нём, в частности, был восстановлен Колизей[47].
Взаимоотношения с Церковью
Такое отношение к римским традициям и римской знати отразилось и на его отношении к Церкви. Сам Одоакр был арианином[48]. Он, однако, сумел установить хорошие отношения с ортодоксально-никейским клиром. Существует легенда, что в своё время Одоакру, направлявшемуся в Италию, живший в Норике святой Северин предсказал будущую власть в этой стране. Существует ли какая-либо реальная основа этой легенды, неизвестно, но Одоакр почитал Северина и переписывался с ним[49]. Большим влиянием у Одоакра пользовался Эпифаний, который сумел, в частности, добиться снижения налогов для своего города Тицина. Вообще Одоакр старался в церковные дела не вмешиваться. Однако когда в 483 году умер папа Симплиций, префект претория обратился к нему с настоятельной просьбой решить вопрос о его преемнике. Одоакр отказался, но издал декрет, представлявший право избрания нового папы римскому клиру. В конечном итоге папой стал Феликс, установивший с Одоакром самые дружеские отношения[50].
Власть Одоакра в Сицилии и Далмации
Иным было положение на Сицилии и в Далмации. Сицилию (кроме Лилибея и его окрестностей) Одоакр, по существу, купил у Гейзериха за ежегодный налог, который он обязался платить вандальскому королю. Поэтому он вполне мог рассматривать остров как свою собственность. В Далмации Одоакр выступал наследником Непота, который полновластно распоряжался в этой области. Поэтому и Сицилия, и Далмация составили патримоний Одоакра. Этими территориями он правил практически как собственник и мог обходиться без сотрудничества с римским сенатом и его магистратами. И здесь он мог уже без всякого стеснения называть себя rех, видя в королевском статусе наследие императорской власти, и так же его рассматривали местные жители[51].
Взаимоотношения с Зеноном
Отношения Одоакра с Зеноном всегда были натянутыми. Одоакр пытался как-то упрочить своё положение. Как и до убийства Непота, так и после этого события он принципиально не выпускал золотых монет, поскольку золотая чеканка считалась прерогативой императора. На тех же монетах, которые всё же он выпускал после смерти Непота, появляется имя Зенона со всеми его титулами. Но эти попытки оказались тщетными. Вынужденный силой обстоятельств фактически признавать Одоакра правителем Италии (и даже назначенных им консулов), император тем не менее старался как можно меньше оформлять это признание юридически. Тем самым он постоянно оставлял возможность в любой момент взять своё признание назад. Убийство Непота, которого Зенон до конца признавал своим коллегой, и захват Одоакром Далмации усилили существующее напряжение. Ставший, может быть, не без помощи Одоакра папой Феликс занимал по отношению к Зенону практически враждебную позицию. На Востоке в это время в самом разгаре была борьба между ортодоксами и монофизитами. Зенон попытался примирить их, издав так называемый «Генотикон», но Феликс решительно выступил против него. А затем, когда император отказался утвердить александрийского патриарха Иоанна Талайю, тот отправился в Рим к Феликсу. Дело дошло до того, что Феликс отлучил от Церкви и императора, и всех иерархов, принявших «Генотикон», в том числе константинопольского патриарха. Это ещё больше обострило отношения между западным патрицием и императором. Однако долгое время никаких реальных возможностей свергнуть Одоакра у Зенона не было. Вскоре после убийства Непота в Константинополь прибыло посольство из Галлии. Вероятнее всего, его инициаторами были магнаты Юго-Восточной Галлии, недовольные признанием со стороны Одоакра вестготских завоеваний. Зенон отказался признать соглашение, заключенное Одоакром и Эйрихом, и это, видимо, возбудило надежды той части галльской аристократии, которая была враждебна вестготам. Однако их надежды не оправдались. Зенон только что подавил очередной мятеж, и никаких реальных сил для конфронтации с Одоакром у него не было. Поэтому ему пришлось склониться на сторону Одоакра. Это был последний, насколько нам известно, успех Одоакра при константинопольском дворе. В 484 году, как об этом рассказывалось выше, против Зенона выступил один из его ближайших сподвижников Илл. Его поддержала вдовствующая императрица Верина, которая объявила императором ставленника Илла Леонтия. Илл освободил из заключения сына бывшего западного императора Антемия Маркиана, ранее восстававшего против Зенона, и послал его к Одоакру для заключения с ним какого-то соглашения. Одоакр встал перед серьезной дилеммой. Он мог вообще не вмешиваться во все эти события, соблюдая строгий нейтралитет, но мог и выступить на какой-либо стороне, явно усиливая этим ее позиции. Вероятнее всего, он все же решил поддержать Илла и Леонтия. Резоны такого решения вполне понятны. От новых властей в Константинополе он мог ожидать полного юридического признания его власти, какого он никак не мог добиться от Зенона. Одоакр мобилизовал свою армию в Далмации, чтобы вооруженной рукой вмешаться в события. Однако мятеж Илла был подавлен раньше, чем Одоакр успел принять в нём участие. Такая позиция Одоакра не улучшила его отношения с Зеноном[52].
Война с ругами
Зенон понял, что Одоакр является потенциальной угрозой для его власти. Становилось ясно, что он поддержит любой другой мятеж, какой может вспыхнуть в Восточной империи. В то же время собственных сил в сложившейся ситуации у Зенона не было. Он решил, как это было уже принято в Константинополе, использовать варваров против варваров. Зенон сумел настроить против Одоакра короля живших к северу от Италии ругиев Фелетея (Фебу). Ругии с удовольствием откликнулись на подстрекательство Зенона, так как это давало им возможность захватить благодатную Италию. В 487 году началась война между Фелетеем и Одоакром. На тот момент королевство ругиев было одним из самых значительных, созданных варварами у внешних границ Римской империи. Однако Одоакр сумел мобилизовать свои силы и нанести ругиям сокрушительное поражение. Одоакр сам вторгся в их владения. В битве на берегу Дуная Фелетей был разбит и вместе с женой остготкой Гизо попал в плен. Их обоих увели в Италию и там обезглавили. Сын Фелетея Фредерих пытался продолжать войну. Для борьбы с ним Одоакр вызвал с Востока своего брата Онульфа (или Хунульфа). Онульф разбил Фредериха, и тот бежал к остготскому королю Теодориху. Вместе с ним к остготам ушло большое количество ругиев. Их королевство было разгромлено и перестало существовать. Этой войной Одоакр обезопасил, как ему казалось, северовосточную границу Италии. В то же время эффективно защищать эту периферию Италии было довольно трудно, и Одоакр решил оставить Норик, предварительно переселив оттуда в Италию всё романское население. Тем самым его враги лишались экономической базы и были созданы препятствия для основания в будущем какого-либо восточно-германского королевства. Выполнение этой задачи Одоакр поручил опять же Онульфу[53][54].
Одоакр, по-видимому, прекрасно понимал, что за спиной правителей ругиев стоял император и что войной с этим народом дело едва ли ограничится. Он ещё пытался как-то договориться с Зеноном. Для этого он отослал в Константинополь в качестве даров огромную часть захваченной у ругиев добычи. Этим жестом он показывал, что воевал он под ауспициями императора, что себя считает лишь его полководцем, что он в любом случае хочет сохранить с императором хорошие (по крайней мере, внешне) отношения. Одновременно или даже несколько раньше он, как только что упоминалось, вызвал к себе Онульфа. Онульф, отправившийся после разгрома скиров и гибели отца на Восток, сделал там хорошую карьеру. Перед вызовом брата он занимал очень высокий пост магистра обеих армий для Иллирика. Тем не менее оба брата не могли не понимать, что в случае возникновения открытой враждебности между Зеноном и Одоакром брат, оставшийся на Востоке, неминуемо станет заложником ситуации. Поэтому Онульф покинул столь многообещающую службу у императора и перебрался в Италию. Одоакру важно было также собрать свою семью, дабы сделать свою позицию с этой стороны неуязвимой. Может быть, в это время Одоакр принял имя Флавия, которое появляется на его поздних монетах. В то время это имя было знаком высокого положения. Становясь Флавием, Одоакр почти равнялся с самим императором. Теперь он не ограничивается монограммой на монетах, а помещает на них, кроме имени, и свой портрет в подчеркнуто воинском виде. Одоакр ясно показывал отсутствие страха перед возможным конфликтом с Зеноном[55][56].
Вторжение Теодориха Великого
Хотя Зенон с инициированной им войной между ругиями и Одоакром потерпел неудачу, он на этом не успокоился. На этот раз он решил действовать открыто и своим орудием избрал Теодориха. В 489 году он официально поручил ему вторгнуться в Италию и свергнуть узурпатора. Остготы перешли в Италию и начали войну. Уже очень скоро после начала этой войны Одоакр стал терпеть поражения. Перевес сил был явно на стороне Теодориха. Под его властью находился более или менее единый народ. Его относительно однородной армии противостояли уступавшие ей по численности и, главное, разнородные войска Одоакра. 28 августа 489 года Теодорих обратил Одоакра в бегство в сражении на Изонцо. Войска Одоакра отступили к Вероне, но там настиг его Теодорих, и в состоявшейся битве многие пали и с той и с другой стороны; Одоакр был повержен и бежал в Равенну[57].
Однако поход не оказался легкой прогулкой. Вслед за пограничным сражением произошли новые битвы, в которых Теодорих снова был победителем. Военачальник Одоакра Туфа изменил ему и перешёл на сторону Теодориха. В этих условиях Одоакр решил укрепить свою власть организационными мерами. Вскоре после начала войны с остготами он провозгласил цезарем своего сына Телу. Одоакр явно следовал примеру Ореста, но Тела отличался от Ромула Августула. Во-первых, он, как и его отец, явно был варваром и арианином. Приблизительно за десять лет до этого на Востоке Лев объявил цезарем сына Аспара Патриция, который тоже был варваром и арианином, но при этом он был вынужден официально объявить о переходе нового цезаря в ортодоксию. Никаких сведения о подобном акте Одоакра нет, и его явно и не было. Одоакр сам был арианином и не видел надобности в изменении веры сына. Видимо, в тяжелых условиях, в которых он оказался, у Одоакра не было другого выхода. Жест Одоакра был рассчитан явно на варварское войско. Провозглашением сына цезарем Одоакр, по-видимому, хотел показать своим разноплеменным воинам, что у них теперь будет свой император, который гарантирует продолжение политики отца. До сих пор самые разные варвары пытались ставить на трон своего императора из числа всё же римлян. Теперь на императорском троне должен будет сидеть человек, сам вышедший из варварской среды. Во-вторых, Тела был объявлен не августом, а только цезарем. С одной стороны, это становилось знаком разрыва: отныне на Западе снова есть свой император. Но, с другой, положение этого нового императора оставалось двусмысленным, поскольку в официальной властной иерархии Империи он занимал лишь второе место. Может быть, таким образом Одоакр оставлял приоткрытой дверь для возможных будущих переговоров с императором. О реакции Зенона, как и его преемника Анастасия, на это решение Одоакра ничего неизвестно. Вероятнее всего, в Константинополе вовсе даже не обратили внимания на этот поступок, поскольку Одоакр уже воспринимался только как узурпатор, которого надо свергнуть при помощи остготского короля. Провозглашение цезарем Телы не укрепило положения Одоакра и среди итало-римской знати[58].
Победы остготов изменили и настроение в самой Италии. Сначала большинство сенаторской знати, явно переоценивая военные возможности Одоакра, выступили на его стороне. Однако, с одной стороны, победы Теодориха, а с другой, провозглашение Одоакром своего сына цезарем изменили настроение знати. Примириться с императором (даже цезарем, а не августом) — варваром и арианином ни гордая римская аристократия, ни ортодоксально-никейская Церковь, естественно, не могли. Провозглашение сына Одоакра Телы цезарем столь ясно рвало с римскими традициями, что поддерживать нового цезаря и его отца было невозможно. Большое значение при этом имел, конечно, тот факт, что остготский король официально действовал от имени императора, и переход на его сторону означал лишь выражение признания высшей власти августа. Может быть, под этим же предлогом изменил своему королю военачальник Одоакра Туфа. Многие слои италийского общества открыто перешли на сторону Теодориха. Его торжественно приветствовали епископ Медиолана и его горожане. Сторонником Теодориха стал глава сената Фест. Конечно, и в этой среде существовали разные люди, занимавшие разную позицию. Так, например, Либерий, к этому времени уже, по-видимому, имевший ранг патриция, отказывался изменить Одоакру, пока тот был жив. На стороне Одоакра сражался римлянин Пиерий, убитый в решающем сражении. Но в целом позиции Одоакра в Италии были подорваны[59].
Одоакр, ощущая свою слабость, попытался привлечь себе на помощь бургундов. Те, действительно, вторглись в Северную Италию, но, ограничившись её грабежом, реально Одоакру не помогли. Однако затем положение изменилось, и Одоакр сумел перейти в наступление. Он даже осадил Теодориха в Тицине. Теодориху пришлось призвать себе на помощь родственных остготам вестготов. Только с их помощью остготам удалось снять осаду Тицина. В этих условиях Туфа снова перешёл на сторону Одоакра. Затем Теодориху пришлось пережить новый удар. На сторону его противника перешли ругии Фредериха. Казалось, поражение остготов неминуемо, Однако в жесткий конфликт вступили Туфа и Фредерик, и дело кончилось сражением между ними, в ходе которого Туфа был убит. Вслед за этим Теодорих разбил Фредериха. Сам Фредерих погиб, а его воины снова перешли под власть Теодориха. После этого перевес окончательно сложился в пользу остготов. Армия Одоакра была полностью разбита, в бою погиб его военачальник Пиерий, а сам он с остатками своих войск заперся в Равенне, которую окружающие болота и другие водные препятствия делали почти неприступной. Теодорих осадил город, а попытка Одоакра вырваться из осады не удалась. В городе начался голод, и резко выросла цена хлеба. После долгой осады, продолжавшейся два с половиной года, Одоакр пошёл на переговоры. Посредником выступил равеннский епископ Иоанн. Хотя оба врага были арианами, авторитет епископа много значил и для них. 25 февраля 493 года было заключено соглашение, по которому Одоакр и Теодорих должны были править Италией совместно, и на этих условиях готы 5 марта вошли в Равенну. Согласившись с таким результатом переговоров, Теодорих, правда, формально нарушил союз с императором. В качестве заложника Одоакр отдал Теодориху своего сына Телу, недавно провозглашенного им цезарем. Разумеется, об этом его достоинстве уже не было и речи.
Убийство Одоакра
Однако, уже через десять дней, 15 марта 493 года Одоакр был убит; соправитель убил его собственноручно за совместной трапезой. Для обоснования этого злодеяния были использованы два мотива: во-первых, Одоакр был якобы убит под предлогом мести за убийство ругийского короля Фелетея и его остготской жены Гизо, и, во-вторых, якобы из-за заговора, который Одоакр составил против него. Но фактически Теодорих намеренно нарушил договор и совершил убийство. Одновременно был восстановлен договор с императором.
Эту мрачную картину не могут сделать светлее и «красивые слова», вложенные в уста Теодориха: на вопрос Одоакра «Где Бог?» последовал ответ: «Ты поступил так с моими близкими». Пока два доверенных человека Теодориха, притворившиеся просителями, держали жертву за руки, остготский король пронзил Одоакра мечом и якобы произнёс над убитым такие слова: «У подлеца будто и костей в теле нет». Преднамеренность действий Теодориха полностью доказывают последующие события: мертвому было отказано в христианском погребении, его супругу Сунигильду уморили голодом, его брат Онульф попытался найти убежище в церкви и стал там мишенью для лучников. Цезарь Тела поначалу выжил. Дело в том, что отдавая его Теодориху в заложники, отец добился клятвенной безопасности для сына. Поэтому Теодорих всё-таки не решился хладнокровно отдать приказ об убийстве Телы. Так что сын Одоакра отправился как изгнанник в вестготскую Галлию, но был устранён, как только пожелал вернуться в Италию. В день убийства Одоакра хватали его сторонников — варваров — и их семьи. Они встречали смерть там, где их находили. Больше повезло знатным римлянам из партии Одоакра. Теодорих хотя и обещал урезать их имущественные права и даже провести конфискацию, но позволил убедить себя при посредничестве епископа Эпифания отменить эти меры. Сенат также миновала планировавшаяся чистка от сторонников Одоакра[60][61][62][63].
Итоги правления

При Одоакре Италия тринадцать лет просуществовала в условиях внутреннего и внешнего мира. В Риме он оказал серьёзную поддержку Сенату и потому не встретил серьёзной оппозиции со стороны римлян. Им назначались консулы, издавались законы в стиле римских императоров. В результате его реформ административная система управления в Италии претерпела ряд коренных изменений, солдаты-варвары получили землю в Италии в качестве федератов. Несмотря на то, что Одоакр был арианином, он не устраивал гонений на приверженцев ортодоксального христианства.
Память
- В честь Одоакра установлена мемориальная доска в Зале Славы в Регенсбурге.
- Именем Одоакра названа улица (нем. Odoakerstraße) в немецком городе Вупперталь.
Примечания
- ↑ Иордан. Романа, § 344
- ↑ Житие Святого Северина, глава XLIV
- ↑ Житие Святого Северина, глава VII
- ↑ Феофан Исповедник. Летопись, под 5965 годом от сотворения мира
- ↑ Аноним Валезия, § 45
- ↑ Приск Панийский. Готская история, фрагмент 7
- ↑ Приск Панийский. Готская история, фрагмент 8
- ↑ Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica, 277—279.
- ↑ Аноним Валезия, § 37
- ↑ Прокопий Кесарийский. Война с готами, кн. I, гл. 1 (6).
- ↑ Марцеллин Комит. Хроника, 476, § 2
- ↑ Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica, 242.
- ↑ Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica, 291.
- ↑ Иордан. Романа, § 344
- ↑ Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica, 242.
- ↑ Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica, 243.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 250.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 249—250.
- ↑ Аноним Валезия, 37—38
- ↑ Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica, 242—243.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 250.
- ↑ Аноним Валезия, 41—43
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 250—251.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 251.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 251—252.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 252.
- ↑ Марцеллин Комит. Хроника, 477
- ↑ Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica, 243.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 252—253.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 253.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 253.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 253.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 253—254.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 254.
- ↑ Марцеллин Комит. Хроника, 480, § 2
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 254.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 254—255.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 255.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 256.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 256.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 257.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 257.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 257—258.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 258.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 259.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 259.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 259—260.
- ↑ Аноним Валезия, 48
- ↑ Аноним Валезия, 45—47
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 260.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 260.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 260—261.
- ↑ Аноним Валезия, 48
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 261—262.
- ↑ Вольфрам, Хервиг. Готы. От истоков до середины VI века. — С. 395—396.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 262.
- ↑ Аноним Валезия, § 50
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 262—263.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 262.
- ↑ Аноним Валезия, § 55—56
- ↑ Прокопий Кесарийский. Война с готами, кн. I, гл. 1 (25—26).
- ↑ Вольфрам, Хервиг. Готы. От истоков до середины VI века. — С. 401—402.
- ↑ Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 265—266.
Ссылки
- Одоакр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1897. — Т. XXIa. — С. 747.
- Одоакр / И. О. Гавритухин, П. В. Шувалов // Николай Кузанский — Океан. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 23). — ISBN 978-5-85270-360-6.
- Odovakar. Deutsche Biographie (нем.)
- Odovacar. Foundation for Medieval Genealogy (англ.)
Литература
- Первичные источники
- Исследования
- Вольфрам, Хервиг. Готы. От истоков до середины VI века / Перевод с немецкого Б. Миловидов, М. Щукин. — СПб.: Ювента, 2003. — 654 с. — (Историческая библиотека). — 2000 экз. — ISBN 5-87399-142-1.
- Циркин Ю. Б. История варварских государств. — СПб.: Академия исследования культуры, 2023. — 452 с. — (Studia Graeco-Romana). — ISBN 978-5-9500-3457-2.