Перейти к содержанию

Германское язычество

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Второе Мерзебургское заклинание (1905) Эмиля Дёплера. Один заговаривает лошадь Бальдра, сидят три богини.

Германское язычество — духовное мировоззрение и религиозные практики древних германцев с эпохи Железного века до принятия ими христианства в Средневековье. Исследователи описывают его не как цельную религию, а скорее как систему связанных идей и практик[1].

Язычество было разным в различных краях германского мира. Лучше всего отражена в источниках X—XI веков скандинавская религия, но также исследуется англо-саксонское язычество и континентальные германские источники.

Германское язычество было политеистичным, похожим на другие индоевропейские религии. Многие германские божества появляются под разными именами у разных германских племён, к примеру, бог известный западным германцам как Вотан, скандинавам известен как Один.

Римские источники

Как пишет Страбон, у кимвров[2] жреческие функции выполняли седовласые женщины, которые предсказывали будущее следующим образом: пленникам перерезали горло и наблюдали, как их кровь заполняет специальные бронзовые котлы. Предсказания также делались по рассмотрению внутренних органов убитых пленных[3].

Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне» не подтверждает таких способов гадания. По его словам, прорицания у германцев делают матери семейств по жеребьёвым палочкам[4]. О верованиях германцев он пишет так:

У них нет друидов [жрецов у галлов], руководящих обрядами богослужения, и они не особенно усердствуют в жертвоприношениях. В качестве богов они почитают лишь солнце, огонь и луну, то есть только те [силы природы], которые они видят [собственными глазами] и в благоприятном влиянии которых имеют возможность воочию убедиться; об остальных богах они даже не слышали[5].

Тацит, писавший примерно спустя 150 лет после Цезаря в конце I века, фиксирует заметный прогресс германского язычества. Он сообщает о большой власти жрецов внутри германских общин, а также о богах, которым германцы приносят жертвы, включая человеческие. В их представлении земля родила бога Туистона, а его сын бог Манн породил германцев. Они также чтят богов, которых Тацит назвал римскими именами Меркурия[6], Марса и Геркулеса. Кроме того германцы поклонялись различным богиням, находя в женщинах особый священный дар. Разные племена имели свои особые обряды и собственных богов. Воля богов определялась при помощи гадания на деревянных плашках с вырезанными на них знаками (будущими рунами), по голосам и полёту птиц, по ржанью и фырканью священных белых коней. Богам не строили храмов, но «посвящали дубравы и рощи». Для предсказания исхода войны применялись поединки избранных соплеменников с захваченными представителями противника.

Скандинавская мифология

Развитая скандинавская мифология, представляющая собой древнегерманский северный эпос, записывалась с XII века и создавалась во времена Великого переселения народов или позже. Сохранившийся древнеанглийский эпос (Беовульф, Видсид) не содержит описаний духовных воззрений его персонажей. Скудные сведения древнеримских авторов о языческих представлениях древних германцев почти не пересекаются с мифологией значительно более поздней эпохи викингов, к тому же записанной уже после обращения к христианству всех германских народов. В то время как христианство арианского течения стало распространяться среди готов в середине IV века[7], в Скандинавии язычество сохранялось до XI века.

Примечания

  1. Ewing, Thor. (2008). Gods and Worshippers in the Viking and Germanic World. Page 9. Tempus
  2. Кимвры стали первыми германцами, с которыми столкнулись римляне во II в. до н. э. Страбон заметил, что некоторые рассказы о кимврах просто невероятны.
  3. Страбон, 7.2.3
  4. Юлий Цезарь, Записки о галльской войне, 1.50
  5. Юлий Цезарь, «Записки о галльской войне», 6.21
  6. Павел Диакон в «Истории лангобардов» отождествляет римского бога Меркурия с древнегерманским Воданом (Одином). С Марсом и Геркулесом Тацит, по-видимому, отождествил Тюра и Тора соответственно.
  7. Благодаря миссионерской деятельности епископа Ульфилы.

Литература