Перейти к содержанию

Сеновал на вилле Джулия

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Юбер Робер
Сеновал на вилле Джулия. Около 1758—1759 года
фр. Fenil dans la villa Giulia
Холст, масло. 37 × 29 см
Пушкинский музей, Москва
инв. Ж-1071

«Сеновал на вилле Джулия» (фр. Fenil dans la villa Giulia) — картина французского художника Юбера (Гюбера) Робера из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Пушкинского музея).

Вилла была построена в 1550—1555 годах в качестве летней резиденции папы римского Юлия III. К середине XVIII века вилла пришла в упадок и была полузаброшенной. Картина Робера изображает крытую обходную галерею двора виллы, в которой окрестными жителями были устроены сеновал и конюшня. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 37 × 29 см[1].

Юбер Робер неоднократно изображал виллу Джулия: «он часто повторяет мотив конюшни или сеновала, устроенного под сводами когда-то величественного здания»[2]. При этом отмечается: «что бы ни изображал художник, его картины почти всегда обитаемы. Руины становятся то убежищем бродяг, то местом прогулок…»[3].

Предполагается, что картина была написана около 1758—1759 года[4], во время обучения художника в Риме, хотя первоначальная датировка относилась к 1790-м годам. По мнению Е. Б. Шарновой «эскизная, жидкая манера письма, позволяющая разглядеть характерное редкое плетение итальянского холста, продолговатые плотные мазки белой краски, с помощью которых свободно намечены фигурски переднего плана, несомненно говорят в пользу более ранней датировки»[1].

Ранняя история картины неизвестна. К началу XX века она находилась в семейном собрании Шуваловых и хранилась во дворце Нарышкиных-Шуваловых в Санкт-Петербурге. После Октябрьской революции во дворце был образован Музей быта, который, впрочем, просуществовал недолго. В 1923—1924 годах при общей реорганизации музейного дела в Советской России Музей быта в Шуваловском дворце был закрыт, а его экспонаты были распределены по музеям СССР. «Сеновал на вилле Джулия» был передан в новообразованный Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В инвентарные описи музея картина внесена под № Ж-1071[1].

Исследователь творчества Робера пишет:

Бесконечно варьируя изображённые мотивы, изменяя размеры и пропорции картины — близких к квадратному или вытянутых по вертикали — художник <…> заставляет доминировать архитектуру. <…> Неожиданные ракурсы и точки зрения — чаще всего снизу — придают композициям необычайную монументальность, памятникам — особую величавость. <…> Робер редко поражает воображение зрителя световыми эффектами или резкими контрастами красочных сочетаний; чёткой архитектоничности его композиций вторит спокойная гармония его колорита. Серовато-голубоватые, разной интенсивности коричневые и зелёные тона (глубокие в тенях, золотистые на свету), иногда оживлённые более звонкими голубыми и розовыми в одеждах людей <…> — такова излюбленная гамма художника[3].

Достаточно близкая работа Робера на этот сюжет, «Конюшня в развалинах виллы Джулия», имеется в собрании Государственного Эрмитажа, она датируется около 1760—1762 года (холст, масло; 38,5 × 47,6 см; инв. № ГЭ-7662)[5].

Известны несколько предварительных рисунков для картины. Один их них почти полностью соответствует итоговой работе; этот рисунок находится в Музее искусства и археологии Валанса[фр.] (бумага, сангина; 43 × 28,5 см; инв. № D.93)[6]. Два других рисунка изображают вариации общей композиции. Первый находится в собрании библиотеки Пирпонта Моргана и датируется около 1759 года (инв. № 2017.220)[7]. Другой рисунок принадлежит Музею декоративного искусства в Париже; в этом же музее находится и другой, более крупный вариант картины (1779—1780 годы; холст, масло; 71,5 × 58 см; инв. № PE 57)[8]. Ещё один рисунок композиционно ближе эрмитажной картине, он выполнен сангиной и находится в частном собрании в Лионе (Франция).

Примечания

Литература

  • Гюбер Робер и архитектурный пейзаж второй половины XVIII века. Живопись, графика. — Л.: Искусство, 1984. — 56 с.
  • Живопись и скульптура в Риме во второй половине XVIII в.: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-93572-424-5.
  • Кузнецова И. А., Шарнова Е. Б. Франция XVI — первой половины XIX века. Собрание живописи / Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — М.: Красная площадь, 2001. — 399 с. — ISBN 5-900743-57-8.