Бассейн, окружённый колоннадой
![]() | |
Юбер Робер | |
Бассейн, окружённый колоннадой. 1767 год | |
фр. Bassin entouré de colonnade | |
Холст, масло. 116,5 × 141 см | |
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург | |
инв. ГЭ-9609 |
«Бассейн, окружённый колоннадой» (фр. Bassin entouré de colonnade, другое название — «Архитектурный пейзаж»[1])— картина французского художника Юбера (Гюбера) Робера из собрания Государственного Эрмитажа.
Юбер Робер с 1754 находился в Риме и сделал множество натурных зарисовок как самого Рима, так и его окрестностей. В 1765 году он вернулся в Париж[2]. На основании своих римских зарисовок он неоднократно сочинял фантазийные пейзажи:
Для творчества Гюбера Робера характерны единство рано выработавшегося стиля, последовательность в выборе тем при разнообразии композиционных решений. Нередко мы видим в его пейзажах фантастическое нагромождение памятников, никогда не располагавшихся вместе; иногда оно сменяется изображением реального здания эпохи античности или Возрождения, но и здесь нередко их окружает вымышленный пейзаж. Однако, что бы ни изображал художник, его картины почти всегда обитаемы. Руины становятся то убежищем бродяг, то местом прогулок; под мостами проплывают гондольеры, площади полны народу…[3].
Картина была написана около 1767 года масляными красками на холсте, её размеры 116,5 × 141 см, изображает сочинённый вид с использованием архитектурных элементов внутреннего двора виллы Джулия. В 1767 году она была показана публике на Парижском салоне[4]. Яркое описание картины в своём обзоре салона оставил Дени Дидро:
Двор римского дворца, затопленный во время жары, чтобы на окружающих его галереях стало прохладнее. Сквозь проемы аркад видны галереи вокруг двора, который художник изобразил залитым водой. Здесь нет ни фигур, ни поэтических аксессуаров; это просто-напросто здание. Лишь магия живописи может сделать такой сюжет выигрышным, и Роберу это удалось. Его картина очень хороша, очень эффектна. Нижняя часть галереи подернута дымкой. Рискну позволить себе лишь одно замечание: нижняя часть сводов, налево спереди, показалась мне чересчур затененной, темной. Хотелось бы, чтобы на нее падал отблеск света от воды, залившей двор. Но я отваживаюсь на эту критику с такой же робостью, с какой дотрагиваются до священных сосудов, и, возможно, извинился бы перед художником за свою смелость, если бы он показал мне этот двор и в другое время дня, при другом освещении[5].
Дидро упомянул, что на картине отсутствует стаффаж. Сотрудник Эрмитажа Е. В. Дерябина предположила, что поскольку Дидро писал свой обзор по памяти, то он мог просто забыть о фигурах, в большинстве своём находящихся в глубокой тени и не очень заметных. Также она допускает, что в салоне была продемонстрирована не сама итоговая картина, а лишь её эскиз, «поскольку в остальном эта оригинальная композиция весьма узнаваема»[6].
В собрании галереи Альбертина имеется рисунок Робера с полностью аналогичной композицией, но несколько отличающемся стаффажем, созданный в 1763 году (бумага, перо, коричневые чернила, акварель; 30,6 × 44,1 см, инв. № 12430). В Альбертине также считают, что изображён фантазийный архитектурный вид по мотивам вида внутреннего двора виллы Джулия[7]. Ещё один близкий рисунок является непосредственным наброском двора виллы Джулия, на нём в зеркальном отображении воспроизведена колоннада переднего плана и уходящая вбок галерея, однако отсутствует бассейн и строение на дальнем плане является реальным изображением главного здания самой виллы. Этот рисунок датируется 1762 годом и хранится в в Музее искусства и археологии Валанса[фр.] (бумага, сангина; 30,5 × 44,7 см; инв. № D.70)[8].
Исследователь творчества Робера пишет:
Бесконечно варьируя изображённые мотивы, изменяя размеры и пропорции картины — близких к квадратному или вытянутых по вертикали — художник то заставляет доминировать архитектуру, то усиливает пейзажное начало. Тяжёлые своды сменяются лёгкими пролётами мостов… <…> В этом единстве природы и архитектуры чаще доминирует последняя, но почти всегда они дополняют и обогащают друг друга. Неожиданные ракурсы и точки зрения — чаще всего снизу — придают композициям необычайную монументальность, памятникам — особую величавость. <…> Робер редко поражает воображение зрителя световыми эффектами или резкими контрастами красочных сочетаний; чёткой архитектоничности его композиций вторит спокойная гармония его колорита. Серовато-голубоватые, разной интенсивности коричневые и зелёные тона (глубокие в тенях, золотистые на свету), иногда оживлённые более звонкими голубыми и розовыми в одеждах людей или отблесках на небе — такова излюбленная гамма художника[9].
Ранняя история картины неизвестна. Примерно с середины XIX века она находилась в семейном собрании князей Паскевичей. После Октябрьской революции собрание Паскевичей было национализировано и поступило в Государственный музейный фонд, где аккумулировались конфискованные произведения искусства для дальнейшего их распределения по музеям Советской России. В 1923 году картина была передана в Государственный Эрмитаж, в инвентарные описи музея внесена под № ГЭ-9609[4].
Примечания
- ↑ Государственный Эрмитаж. — Робер, Гюбер. Архитектурный пейзаж.
- ↑ Гюбер Робер, 1984, с. 5.
- ↑ Гюбер Робер, 1984, с. 6—7.
- ↑ 4,0 4,1 Немилова, 1982, с. 264.
- ↑ Дидро, т. 2, 1989, с. 135.
- ↑ Салоны Дидро, 2023, с. 191.
- ↑ Albertina Sammlungen online. — Hubert Robert. Architekturvedute, vom Hof der Villa Giulia inspiriert.
- ↑ Musée de Valence art et archéologie. — Hubert Robert. La Cour de la Villa Giulia.
- ↑ Гюбер Робер, 1984, с. 7.
Литература
- Гюбер Робер и архитектурный пейзаж второй половины XVIII века. Живопись, графика. — Л.: Искусство, 1984. — 56 с.
- Дидро Д. Салоны: в 2-х т. / Примеч. Е. Ю. Сапрыкиной. — М.: Искусство, 1989. — Т. 2. — 399 с.
- Немилова И. С. Французская живопись XVIII века в Эрмитаже: Научный каталог. — Л.: Искусство, 1982. — 308 с.
- Салоны Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века. — М.: ABCdesign, 2023. — 392 с. — ISBN 978-5-89189-079-4.